Введение…3
Глава 1: Обучение диалогической речи на младшем этапе….5
1.1. Диалог как объект обучения….5
1.2. Психологическое содержание обучения диалогической речи на младшем этапе….6
1.3. Единицы обучения диалогической речи…8
1.4. Подходы к обучению диалогической речи….10
1.5 Система коммуникативных упражнений по уровням обучения диалогической речи….12
Глава 2: Способы и приемы обучения диалогической речи по учебникам М.З. Биболетовой Enjoy English 1 и И. Н. Верещагиной 2….…21
2.1 Характеристика учебников….21
2.2. Система коммуникативных упражнений по учебникам М. З. Биболетовой Enjoy English 1 и И. Н.Верещагиной для 2 класса….23
Заключение….28
Список литературы…30
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Соответственно актуальность данной темы в особой социальной значимости диалогической речи в межличностной коммуникации, так как одной их важных характеристик образовательного процесса является развитие речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка, под которым понимается процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между субъектами общения посредством языка.
Формирование коммуникативной компетенции происходит с самого начала обучения иностранному языку и является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно актуально. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. Показателями развития речевого взаимодействия являются: эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений и.т.д. Отсюда следует, что при изучении иностранного языка необходимо формировать навыки диалогического общения.
Объект исследования — диалогическое общение.
Предмет исследования — развитие навыка говорения, осуществляемое в условиях коммуникативно-направленного обучения.
Целью нашего исследования является определение научных основ и методики формирования навыка диалогической речи на базе анализа методической литературы по данной теме.
Задачи:
1)Раскрыть понятие диалога.
2)Выявить особенности психологического содержания обучения диалогической речи на младшем этапе.
3)Дать определение того, что является единицами обучения диалогической речи.
4)Рассмотреть подходы к обучению диалогической речи.
5)Рассмотреть систему коммуникативных упражнений по уровням обучения диалогической речи.
6)Проанализировать учебники по английскому языку для начальных классов, предназначенные для обучения в средней школе с целью проверки соответствия теоретическим положениям.
Раскрыто понятие диалога. Это форма социально-речевого общения, основа сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности.
2. Выявлены особенности психологического содержания обучения диалогической речи на младшем этапе. Диалогическая речь всегда мотивирована, обращена к слушателю, адресована аудитории, эмоционально окрашена и ситуативно обусловлена.
3. Определено, что единицами обучения диалогической речи могут быть диалогические единства и краткий диалог-образец, состоящий из 2-3 диалогических единств.
4. Рассмотрены дедуктивный и индуктивный подходы к обучению диалогической речи. При первом пути обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Второй путь предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации.
5. Рассмотрена система коммуникативных упражнений по уровням обучения диалогической речи. Она представляет собой три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа. Вопросы всегда направлены на собеседника, побуждают его к речевой реакции. Репликовые упражнения не могут сформировать у учащихся умение вести беседу, участвовать в диалоге. Но они являются необходимым подспорьем в расширении лексической стороны обучения. Условная беседа является аналогом свободной беседы – реального общения. Характерными особенностями свободной также как и условной беседы являются:
1) запрос информации
2) информирование кого-либо о чем-либо
6. Проанализированы учебники по английскому языку для начальных классов. Они содержат множество иллюстраций, что облегчает восприятие учебного материала на начальном этапе обучения. Большое количество наглядности является незаменимой опорой для моделирования речевых ситуаций при обучении диалогической речи. С помощью большого количества упражнений различного плана на начальном этапе обучения дети учатся запросить или сообщить информацию, а также поздороваться, попрощаться, поблагодарить, поздравить, извиниться, выразить одобрение (неодобрение), радость, отдать распоряжение, согласиться, не согласиться.
1. Алхазишвили А. А. - Сборник статей “Вопросы психологии обучения второму языку в младшей школьном возрасте”Миднисреба, 1982
2. Алхазишвили А.А. “Основы овладения устной иностранной речью”, Просвещение, 1988
3. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969
4. Балабайко C.М. “Обучение моделированию диалогической речи” – “Иностранные языки вшколе” – 1976
5. Беляев Б В “Очерки по психологии обучения иностранным языкам”, М,1985
6. Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Ленская Е.А. Издательство "Титул", г. Обнинск, 1997[20, 34,54, 57, 60, 97, 150]
7. Богатикова Л.И. “Об управлении диалогическим общением” – “Иностранные языки в школе” – 1988
8. Борзова Е.В. “Диалогическая речь как цель и средство обучения” – “Иностранные языки в школе” – 1985
9. Бухбиндер В.А. “Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках”, Киев, 1990
10. Вайсбурд М.Л. “Роль индивидуальных особенносте в обучении иноязычному общению” – “Иностранные языки в школе” – 1999
11. Верещагина И. Н. « Учебник английского языка для 2 класса”, М,1997[25, 47, 59, 97, 110, 113, 114, 132, 178]
12. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995
13. Гез Н.И., Ляховицкая М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.В., “Методтка обучения иностранным языкам в средней школе”, М., 1982
14. Гурвич П.Б. “обучение диалогической речи” - “Иностранные языки в школе” – 1973
15. Деева Т.Н. “Методика обучения иноязычной устной речи”, Воронеж, 1978
16. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990
17. Жолнерик Л.И. “Обучение диалогической речи” - “Иностранные языки в школе”, 1985
18. Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983
19. Зимняя И. А. “Психология обучения иностранному языку”, М, 1991
20. Исхакова Ф.С. “Обучение правильной неподготовленной диалогической речи” - “Иностранные языки в школе”, 1976
21. Карпов И.В. и Рахманов И.В. «Методика начального обучения иностранным языкам», М., 1987
22. Климентенко А.Д., Миролюбова А.А. “Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе”, М, 1981
“Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе”, М, 1986
23. Лапидус Б.А. “Интенсификация процесса обучения иностранной речи (Пути и приемы)”, М., 1980
24. Леонтьев А.А. “Психология обшения”, Тарту, 1974
25. Ляховицкая М.В.” Методика преподавания иностранных языков”, М, 1981
26. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.
27. Маслыко Е.А. “Учебное общение на уроке английского языка”, Минск, 1990
28. Минаев Ю.Л. “29 монологов и диалогов на английском языке для школьников”, М, 2001
29. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М. 1985
30. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995
Дипломная работа:
Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроке английского языка на начальном этапе обучения
Дипломная работа:
Диагностика эффективности использования игр при обучении английскому языку на начальном этапе
Дипломная работа:
Проектная деятельность как метод формирования коммуникативной компетенции на английском языке на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной организации
Курсовая работа:
Обучение говорению диалогической речи английского языка на среднем этапе
Дипломная работа:
Обучение монологической речи на английском языке