Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации 5
1.1 Понятие социального обслуживания граждан 5
1.2 Функции и принципы социального обслуживания граждан 8
1.3 Порядок и условия оказания социальных услуг 13
Глава 2 Содержание социального обслуживания граждан в Российской Федерации 22
2.1 Правовое регулирование видов социального обслуживания граждан в Российской Федерации 22
2.2 Проблемы осуществления прав на социальное обслуживание граждан в Российской Федерации 24
2.3 Пути совершенствования социального обслуживания граждан в Российской Федерации 32
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложения 46
Социальное обслуживание населения в нашей стране является одним из важных направлений социальной политики, проводимой с целью социальной защиты населения. Социальное обслуживание связано с деятельностью органов управления социальной защиты и соответствующих социальных служб, направленной на предоставление социальных услуг, осуществление адаптации и социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На начало 2025 г. на территории Российской Федерации доля граждан старше трудоспособного возраста составила 24,1%, т. е. 35 млн. человек. С увеличением возрастау пожилого человека повышается потребность в уходе и социальной помощи.
Проблемы категорий населения, которым необходимо качественное социальное обслуживание, являются одними из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Перспективы развития системы социального обслуживания российских граждан во многом зависят от реальных показателей эффективности реализации социальной политики в рамках государства.
Актуальность темы исследования обусловлена широким распространением различных видов социального обслуживания в рамках реализации социальной политики государства.
Вопросы правового регламентирования социального обслуживания в последние годы неоднократно становились объектом анализа в научных публикациях.
С появлением новаций правового регулирования социального обслуживания граждан вопросы организации социального обслуживания получили активное обсуждение на уровнях федеральной и региональной власти. Вопросы социального обслуживания населения также ежегодно обсуждаются на всероссийских форумах и съездах с участием представителей профильных федеральных и региональных ведомств, практиков – руководителей и специалистов организаций социального обслуживания и социальной защиты населения, представителей некоммерческих организаций, социально направленных бизнес-организаций и других.
Цель данного работы – изучить понятие, формы и виды социального обслуживание населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие социального обслуживания граждан, функции и принципы;
- рассмотреть порядок и условия оказания социальных услуг;
- Исследовать правовое регулирование социальных услуг;
- проанализировать проблемы в области прав на социальное обслуживание, обозначить пути совершенствования;
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе социального обслуживания граждан.
Предметов исследования выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в сфере социального обслуживания.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных ученых, занимающихся проблемами совершенствования управления социальной сферой,повышения эффективности организации социального обслуживания и оказания социальныхуслуг.
Аналитическую и информационную основу исследования составили официальные материалы Росстата, официальные документы ПравительстваРФ, регламентирующие управление социальной сферой, материалы научно-практических конференций, публикации в научных периодических изданиях по исследуемой теме, а также монографии, учебные пособия и учебники.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 Теоретико-правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации
1.1 Понятие социального обслуживания граждан
Социальное обслуживание населения постоянно находятся в полезрения, как научных исследователей многих областей знаний, так и политиков в любом государстве. Особую остроту данная проблема получила в настоящее время, так как современные условия функционирования государственных систем основываются на социальных приоритетах. Понятие «социальное государство» официально введено в каталог международных стандартов и повсеместно используется в правовом лексиконе почти всех правовых систем. Помимо этого, именно данное понятие составляет базовые характеристики социальной политики государств, реализуемых в рамках социальной защиты.
Следует отметить, что в настоящее время с целью удовлетворения возникших социальных потребностей в России развивается обширная и разнообразная инфраструктура социального обслуживания. Именно она дает возможность эффективно сдерживать рост социальной напряженности. Т.е. держать под контролем состояние как общества в целом, так и социально незащищенных слоев населения.
В законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442–ФЗ дается следующее определение :социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Многие из отечественных исследователей склонны расцениватьпонятие социального обслуживания как некую подсистему.
Например, в качестве ведущего субъекта социальной работы его определяют Е.Н. Васильева и Ю.В. Вавилина . Ряд исследователей во главе с И.В. Малофеевым считают, что социальное обслуживание является организационной формой социальной деятельности .
Еще одно определение дает Г. В. Черкасская. Она считает, что именно социальное обслуживание является важной и основной частьюсоциального обеспечения .
Противоположного мнения придерживаются П. Д. Павленок, М. Г. Чельцова и др., понимая под социальным обеспечением часть социального обслуживания.
Проанализировав некоторые работы ученых Е. И. Холостова, Т. С. Пантелеева и ряда других на тему социального обслуживания, можно выделить то, что в их основе лежит структурно-функциональный подход.
Социальное обслуживание в России имеетдлительный период становления и развития.
Его систематическое преобразование, преждевсего, следует связать с механизмом законодательного регулирования на разных уровнях исполнения государственных полномочий в данной сфере.
В то же время необходимо отметить, чтосоциальное обслуживание, как одна из актуальных сфер организации жизнедеятельностинаселения, являясь подсистемой социальнойзащиты населения и одновременно самостоятельной системой, имеет свое правовое поле.
Федеральные законы, ставшие законодательнойосновой формирования новых требований длягосударственной сферы социального обслуживания, оказали существенное влияние на ее организационное, структурно-функциональное,профессиональное состояние.
Не менее важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация.
Перспективы развития системы социального обслуживания в Российской Федерации включают следующие основные направления:
1. Разработка инновационных технологий предоставления услуг социального обслуживания с применением методов научно-методических исследований и опытно-экспериментальных работ.
2. Совершенствование инфраструктуры предоставления услуг социального обслуживания посредством оптимизации и модернизации сети социальных служб и организаций социального обслуживания.
3. Ресурсное обеспечение деятельности социальных служб и организаций социального обслуживания по предоставлению гражданам социальных услуг (в частности, улучшение информирования населения, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, материально-техническое содействие малообеспеченным регионам).
Также в сфере социального обслуживания населения могут быть эффективны:
-технология социального патронажа;
- механизм государственного и муниципального заказа;
- система государственно-частного партнѐрства;
- формирование баз данных получателей социальных услуг;
- создание участковых социальных служб.
Таким образом, социальное обслуживание в Российской Федерации является одним из главных направлений в социально-экономическом развитии страны, на которое расходуется большое количество средств из соответствующих бюджетов и осуществляется ряд мер по ее совершенствованию. Усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению.
Кардинальную перестройку структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако, представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом.
Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством предоставления социальных выплат и оказания услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания.
Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.
1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФот 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ [Текст]: офиц. текст // Российская газета – 2020. - № 144.
2 О государственной социальной помощи [Текст]: федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст.3699.
3 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации[Текст]: федеральный закон РФ от 28.12.2013 №442–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст.7007.
4 Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сфере, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. № 842-р
5 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г. № 792.
6 Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг [Текст]: указ Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398
7 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: ГОСТ Р 52495-2005. – Введ. 2014-01-04. – М.: Стандартинформ, 2006.
8 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг, общие положения [Текст]: ГОСТ Р 52142-2013. – Введ. 2014-22-08. – М.: Стандартинформ. - 2015.
9 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг [Текст]: ГОСТ Р 52143-2021. – Введ. 2021-06-10. – М.: Стандартинформ. - 2021.
10 Апатова Н. В. Управление развитием социальной сферы в цифровой экономике [Текст]/ Н. В. Апатова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – Т. 6 (72), № 3. – С. 11‒21. - ISSN: 1908-0911.
11 Архипова Е. Б. Проблемы и противоречия цифровой трансформации социальных служб в России [Текст]/ Е. Б. Архипова, О. И. Бородкина // Социология науки и технологий. – 2021. – Т. 12, № 4. – С. 116-134.- ISSN: 2090-0210.
12 Архипова Е.Б. Особенности социального обслуживания в различных типах населенных пунктов: взгляд потребителей услуг (по результатам всероссийского опроса) [Текст] / Е.Б. Архипова, О.И. Бородкина // Социологический журнал. – 2022. – № 4. – С.60–81. - ISSN: 2091-0012.
13 Вавилина, Ю. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения – ведущие субъекты социальной работы на муниципальном уровне [Текст] / Ю.В. Вавилина, Е.Н. Васильева // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. – Саратов: Академия управления, 2021. – С. 57–59.- ISSN: 2089-1073.
14 Королев М.А. Управление организацией медико-социальной помощив учреждениях социальной защиты населения в городе Москве: монография [Текст] / М.А. Королев // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2023. – № 2. – 176 с.- ISSN: 2088-1097.
15 Костырь С.Е. Правовые основы социального обслуживания на дому [Текст] / С.Е. Костырь// Российское законодательство и развитие юридической науки: сб. статей молодых ученых. – 2021. – С. 205 – 217.- ISSN: 2091-0822.
16 Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И.В. Малофеев . - Москва: Дашков и К, 2020. - 172 с.- ISSN: 2601-0019.
17 Павловская О. Ю. Социальное обслуживание по новым правилам: проблемные аспекты теории и практики [Текст] / О.Ю. Павловская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2019. - № 2. - С. 242–248.- ISSN: 2602-0617.
18 Полевая Н.М. Формы мобильного социального обслуживания / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова [Текст] / Н.М. Полевая // Вестник АмГУ. – 2023. – № 100. – С.62–67. - ISSN: 2601-2109.
19 Проститов Н. Н. Особенности организации социальной защиты населения на территории внутригородских муниципальных районов г. Москва [Текст] / Н. Н. Проститов // Государственное и административное управление, право, цифровизация в экономике, бизнесе, культуре и образовании: молодежный взгляд. Тула : Тульский филиал РАНХиГС, 2021. C. 78-82. - ISSN: 2508-0812.
20 Прохорко Т.Н. К вопросу о системе социального обслуживания населения в российской федерации: понятие и элементы [Текст]/ Т.Н. Прохорко // НИУ ВШЭ В Перми. – 2023. – с.41-43. - ISSN: 2507-1896.
21 Садыков Р. М. Социальное обслуживание населения в условиях его модернизации: теоретические аспекты [Текст] / Р.М. Садыков // Вестник университета. - 2021. - № 3. - С.156–161. - ISSN: 2497-0071.
22 Скубченко Н.Т. Понятие и принципы социального обслуживания населения в российской федерации / Н.Т. Скубченко // Таганрогский институт управления и экономики. – 2023. – №.1. – С.42-44.– ISSN: 2509-0971.
23 Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего [Текст] / Л.Н. Овчарова, О.В. Синявская (науч. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. - 184 с. - ISBN 978-5-534-17189-1.
24 Холостова Е. И. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: монография [Текст] / Е.И. Холостова. – Москва: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 368 с.– ISBN 978-5-406-08476-2.
25 Черкасская Г. В. Исследование теоретических основ организации и управления системой социальной защиты [Текст] / Г.В. Черкасская // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 3. – С. 12–38.- ISSN: 2089-1298.
26 Чуднова О.В. Состояние и проблемы функционирования системы социальной защиты населения в Сахалинской области[Текст] / О.В. Чуднова // Теория и практика общественного развития. – 2023. - № 3. – С.57–65. - ISSN: 2658-7089.
27 Чуднова О.В. Оценка эффективности мер социальной поддержки в Сахалинской области (по материалам интервью) [Текст] / О.В. Чуднова // Теория и практика общественного развития. - 2023. - № 7. - С. 84–89. - ISSN: 2658-7106.
Курсовая работа:
Организация предоставления социальных услуг комплексными центрами социального обслуживания
Отчет по практике:
Характеристика деятельности БУ ХМАО-Югры Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения
Реферат:
Основы социального обслуживания
Курсовая работа:
Социальное обслуживание в условиях рыночных отношений