ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Особенности транспортной системы и грузовых перевозок 6
1.2. Основы управления логистической деятельностью в сфере грузоперевозок… 14
1.3. Показатели оценки эффективности грузоперевозок автомобильным транспортом 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ТРАНСПОРТОМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ В СЕВЕРОДВИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ООО «ПЭК» 24
2.1. Организационно–экономическая характеристика ООО «ПЭК» 24
2.2. Анализ и оценка организации грузовых перевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК» 34
2.3. Мероприятия по оптимизации организации грузовых перевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК» и оценка их эффективности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ГЛОССАРИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность темы. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы можно заметить сильные изменения, которые происходят в экономическом мире: рынок стал находиться под потребительским контролем, сформированы новые средства производства, используются новые технологии. Также в последние годы на рынке можно наблюдать повышение роли информационных технологий, которые в настоящее время превратились в основной инструмент донесения до потребителей и покупателей информации, поменялось ценностное отношение к предлагаемых для потребителей услуг и товаров.
Выявленная тенденция обусловливает необходимость решения проблемы повышения эффективности автомобильных перевозок на основании логистических систем в современных компаниях, которая позволит повысить конкурентоспособность и результативность деятельности организации.
Внедрение современных прогрессивных логистических систем для управления бизнес–процессами предприятия на сегодняшний день становится важным условием получения существенных конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг, а также балансового прогресса современных компаний.
Невзирая на выделенные преимущества, в современных условиях хозяйствования многие фирмы продолжают руководствоваться в собственной деятельности устаревшими управленческими идеями и принципами. В результате чего требуется переосмысление способов организации и построения бизнес–процессов компании и использование нового подхода, который позволит реализовать преимущества новых программ и технологий.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы построения и совершенствования автомобильных перевозок на основании логистических систем в современных компаниях относятся к числу наиболее приоритетных задач российской экономической практики и науки. Именно поэтому тема исследования является актуальной.
Степень изученности темы. Теоретические основы формирования спроса и предложения услуги автотранспортных предприятий стали объектом исследования многих учёных. Среди них можно назвать классические труды Ф. Бастиа, К. Гренрооса, Ф. Котлера, К. Лавлока, К. Маркса, Д. Норта и т.д., а также исследования ученых, таких, как Э. Агабабьян, А. Бачурин, Г.Братусь, Д. Власенко, И. Грищенко, Н. Иванов, А. Иваньков, А. Ильина, И. Лукасевич–Крутник, Л. Санникова и другие.
Проблемы развития рынка транспортных услуг, механизма формирования спроса и предложения исследовали Л.Бабинина, А.Гальчинский, А.Даций, А.Дудник, П.Ещенко, С.Кулицкий, А.Ложачевская, В.Мамедов, Р.Мердык, В.Невинловский, А.Онищенко, М.Прищепенко, Г.Прокудин, Р.Рассел, Б.Рендер, К.Хаксевер и т.д.
Объект исследования – ООО «ПЭК».
Предметом исследования выступают организация перевозок грузов автомобильным транспортом на предприятии.
Цель исследования – разработка мероприятий по оптимизации организации грузовых перевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК».
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– рассмотреть особенности транспортной системы и грузовых перевозок;
– изучить основы управления логистической деятельностью в сфере грузоперевозок;
–рассмотреть показатели оценки эффективности грузоперевозок автомобильным транспортом;
– рассмотреть организационно–экономическую характеристику деятельности ООО «ПЭК»;
– провести анализ и оценку организации грузовых перевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК»;
– разработать и экономически обосновать мероприятия по организации грузовых перевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК».
Методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, методы анализа абсолютных и относительных величин, графический и табличный методы анализа, методы анализа экономических результатов, метод экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе сделанных по результатам теоретических изысканий выводов раскрыты особенности организации перевозок грузов автомобильным транспортом на основе использования принципов логистики на примере Северодвинского отделения ООО «ПЭК», а также предложены пути оптимизации организации грузовых перевозок и дана оценка их эффективности. Данные практические рекомендации можно применять в работе коммерческих компаний любых сфер деятельности при принятии управленческих решений разного уровня, связанных с логистикой предприятий.
Структура работы соответствует цели и задачам – она состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих шесть параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации гркзоперевозок на предприятии.
Вторая глава посвящена анализу организации перевозок грузов автотранспортом на основе принципов логистики в ООО «ПЭК». В ней разработаны мероприятия, направленные на оптимизацию организации грузовых перевозок на предприятии.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Особенности транспортной системы и грузовых перевозок
В первую очередь следует дать определение понятиям «транспортная система» и «система транспорта», выделить их основные составляющие и определить, являются ли эти категории тождественными.
Первые попытки дать определение этим категориям были предприняты советскими учеными, однако, были попытки и у современных ученых.
Так, по мнению В. К. Андреева, транспортную систему можно определить, как «взаимосвязанную организационную структуру предприятий и организаций, которые специально занимаются перевозкой грузов и пассажиров (транспорт общего пользования), а также самостоятельных предприятий и структурных звеньев предприятий и производственных объединений промышленности, строительства и других отраслей народного хозяйства (ведомственный транспорт)» .
К.А. Банахевич рассматривает единую транспортную систему как «совокупность различных видов общественного транспорта, объединенных единым государственным планированием, однородными функциями по обеспечению потребностей экономики в перевозках, единственным унифицированным правовым регулированием» .
Власенко М.Н. указывает, что «единственная транспортная система – это единственный, основанный на использовании определенного вида транспорта, хозяйственный комплекс, созданный для планомерного ведения транспортно–хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящего из наделенных хозяйственным компетенцией и находящихся в устойчивых связях, звеньях, одна из которых является центром системы, имеет имущество и способен действовать на основе хозрасчета» .
Галиханова Р. М. определяет транспортную систему как «совокупность всех видов транспорта, образующих единую транспортную систему, призванную осуществлять согласованную (скоординированную) транспортную деятельность и руководство ею, состоящее из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых хозяйственных связях, действующих звеньев как хозяйственные системы, возглавляемые транспортными министерствами, или как хозяйственные органы, возглавляемые другими органами хозяйственного руководства» .
Единую транспортную систему, по мнению О.П. Андреева, составляет совокупность внутрисогласованных, взаимосвязанных, социально однородных транспортных средств, с помощью которых обеспечивается организующий и стабилизирующее влияние на выполнение основных задач в перевозках отражает их структуру .
Гильц Н. Е. и Глушков А. В. рассматривают транспортную систему как совокупность средств перевозки, путей сообщения, средств управления и связи, технические сооружения, обеспечивающие их работу .
По мнению экономистов, составными элементами единой транспортной системы признаются также транспортные средства, сооружения, средства механизации и автоматизации транспортного процесса и система управления перевозками, а также организация всего грузооборота в экономике страны как единого целенаправленного грузопотока.
Следует отметить, что понятие транспортной системы отсутствует и в
Управляя функционированием автомобильных дорог с позиций логистики, появляется возможность определения основных характеристик процесса обслуживания автомобильной дорогой логистических транспортных потоков. Характер их взаимодействия позволяет рассматривать автомобильную дорогу как систему, в которую через различные промежутки времени или регулярно поступают требования к обеспечению дорожными условиями от движущихся транспортных средств, подвергающиеся различным операциям обслуживания с постоянной или случайной продолжительностью. Таким образом, автомобильная дорога рассматривается как аппарат обслуживания, процесс обеспечения дорожными условиями – как процесс обслуживания логистических транспортных потоков и к управлению взаимодействием этих элементов применим математический аппарат системы массового обслуживания.
Взаимосвязи элементов системы перевозки грузов по автомобильной дороге формализуются в виде рассредоточенной двухэтапной системы обслуживания. На первом этапе автомобильная дорога обеспечивает необходимые условия для продвижения материальных потоков, на втором – происходит восстановление утраченных в процессе движения различного рода ресурсов.
Каждый из элементов системы оценивается собственными характеристиками. Характеристикой аппарата обслуживания является его пропускная способность. Каждая взаимосвязь элементов системы перевозки грузов по автомобильной дороге характеризуется собственной характеристикой пропускной способности аппарата обслуживания.
Решение поставленной задачи позволит повысить эффективность взаимосвязей всех элементов системы в постоянно изменяющейся среде транспортно–логистического пространства по выбранному критерию – снижение совокупных издержек по продвижению материального потока.
Транспорт является основным потребителем для многих отраслей экономики. Транспортные коммуникации объединяют все регионы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства и играет ключевую роль в связывании звеньев экономической системы. Автомобильный транспорт способствует обеспечению высоких темпов развития экономики за счет повышения мобильности передвижений грузов и населения. Кроме того, многие промышленные предприятия не имеют иных, кроме автомобильных, путей сообщения, что, безусловно, увеличивает значение применения грузового автомобильного транспорта, создавая предпосылки для его быстрого развития.
Решающую роль в выполнении плановых заданий играет организация перевозочного процесса. Организация движения подвижного состава при перевозках должна обеспечить наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок.
Транспорт является составляющей частью основных функциональных областей логистики (закупочной, производственной, распределительной). При неэффективном планировании и реализации логистических процессов растет доля транспортных издержек и затрат.
В ходе проведения анализа организации автомобильных грузоперевозок в Северодвинском отделении ООО «ПЭК» выявлено, что организации требуется уменьшить статью расходов на ТО, обновить парк грузового подвижного состава либо рассмотреть продажу наиболее убыточных ТС с возможным уменьшением количества парка. Также для сохранения стабильной суммы расходов на техническое обслуживание, которое транспортное предприятие имело ранее, может потребоваться существенный прирост финансирования.
Также рассмотрены основные логистические понятия, которые включают в себя понятия логистики, управления цепями поставок, запасов и др. Был проведен обзор и изучена роль программных продуктов моделирования логистических процессов. Изучение данных понятий позволяет лучше исследовать логистическую стратегию предприятия в области транспортно–логистического моделирования.
Становится очевидным, что внедрение комплекса предложенных мероприятий позволит улучшить технико–эксплуатационные показатели работы логистического центра организации ООО «ПЭК» усилить координацию работы автотранспортного предприятия и грузоотправителей, снизить издержки на перевозку, использовать автомобильный транспорт более рационально и привлечь дополнительных клиентов к сотрудничеству с автотранспортным предприятием.
Одним из путей совершенствования организации автомобильных перевозок является сокращение затрат, которое может быть осуществлено за счет уменьшения дней простоя из–за ремонта, контроля за стоимостью, сроками и необходимостью работ. Стоимость содержания и эксплуатации собственного автопарка можно сократить, контролируя дополнительные затраты.
Также для улучшения работы компании предлагается прописать нормы времени на ремонт одного автомобиля, заключить договора с техническими центрами, которые находятся на маршрутах следования, учет общих затрат, жесткий контроль маршрутов и порожнего пробега, перерасходов на оплату работы водителей на время ремонтов для исключений злоупотреблений, увеличить выручку за счет контроля загрузок парка, снижение расхода на топливо путем пересмотра нормы списания топлива и сократить объемы перерасхода. Списание дизельного топлива и бензина происходит на основании путевых листов.
Также для автоматизации деятельности в области грузоперевозок для ООО «ПЭК» рекомендуется ПО «Грузоперевозки», разработчиком которой является компания «Critas».
Программа «Грузоперевозки» - предназначена для автоматизации работы транспортных компаний любого типа.
Разработчики и специалисты ИТ-отрасли прогнозируют, что при четком отслеживании грузоперевозок, контроле за каждым заказом и т.п. привет к тому, что компанию не будут покидать заказчики, увеличиться уровень доверия к ООО «ПЭК», а, следовательно, увеличиться выручка от реализации услуг как минимум на 5%
Таким образом, разработанные рекомендации эффективны и их можно рекомендовать руководству ООО «ПЭК» к внедрению. Следовательно, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14–ФЗ (ред. от 01.09.2024) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402–ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
Учебники и литература
4. Андреев О. П., Доронин С. С. Особенности оптимизации маршрутов автомобильных перевозок // Техника и технологии: теория и практика. 2020. № 1. С. 78–87.
5. Арский А. А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно–экономического института. 2022. № 1. С. 16–21.
6. Банахевич К. А. Перспективы развития основных видов грузоперевозок // В сборнике: Инновационные технологии в управлении. Сборник научных статей. Под редакцией Е. В. Марченко. Москва, 2022. С. 102–105.
7. Банзекуливахо М. Ж. Роль логистического контроллинга в управлении цепями поставок // Логистические системы в глобальной экономике. 2021. № 11. С. 61–64.
8. Белозерцева Н. П., Сокольникова А. А., Мигунова С. В. Пути сокращения полного функционального цикла в цепи поставок // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 3. № 1 (121). С. 10–15.
9. Власенко М. Н. Управление логистическими рисками в цепях поставок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3–3 (66). С. 126–130.
10. Высочкин Д. С., Рассамаха Д. В., Синицына А. С. Управление цепями поставок в условиях современного рынка: ограничения и возможности их преодоления // Актуальные исследования. 2023. № 2–1 (132). С. 6–10.
11. Гавриленко А. А., Иванова Д. П. Трансформация рынка грузовых перевозок в условиях логистического кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4–1 (86). С. 79–82.
12. Галиханова Р. М. Усовершенствование грузовых автомобильных перевозок // Наука и образование транспорту. 2020. № 1. С. 103–105.
13. Гильц Н. Е., Глушков А. В. Проблемы и тенденции развития российских автомобильных грузоперевозок // Логистические системы в глобальной экономике. 2022. № 12. С. 67–69.
14. Головцов Д. Л. Инструменты эффективного управления цепями поставок в условиях неопределенности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 2 (134). С. 49–54.
15. Горошко М. А. Разработка оптимальных маршрутов для автомобильных перевозок // Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 2. № 4. С. 243–248.
16. Днепрова А. Б. Обновленные форма транспортной накладной и правила грузоперевозок // Бухгалтерский учет. 2022. № 2. С. 104–108.
17. Егоров Р. Н., Лелетко А. Е. Анализ методов планирования грузовых автомобильных перевозок // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. 2021. С. 144–147.
18. Игнаткин Н. Е. Влияние санкций на грузоперевозки // В сборнике: Логистика – евразийский мост. Материалы XVIII Международной научно–практической конференции. Красноярск, 2023. С. 81–85.
19. Илдарханов Р. Ф., Басыров А. В., Хабибуллин Д.Р. Тенденции развития рынка автомобильных перевозок // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 2 (92). С. 16–18.
20. Илиева А. А. Совершенствование законодательства в области автомобильных грузовых перевозок // Студенческий вестник. 2020. № 28–3 (126). С. 13–14.
21. Калашникова И. В., Кубичек В. В., Концевая А. В. Состояние рынка грузовых автомобильных перевозок в России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. № 2 (57). С. 57–62.
22. Максумов Э. Моделирование процессов в цепях поставок // Инновационная наука. 2022. № 6–2. С. 11–14.
23. Мамедова И. А., Тезин М. В., Маленкова А. К. Влияние санкций на российский рынок грузоперевозки // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2022. № 5 (41). С. 31–34.
24. Карпова Н. П., Карпов В. С. Стратегии повышения качества обслуживания в цепях поставок // Экономика и предпринимательство. 2023. № 2 (151). С. 912–915.
25. Китриш Е. Ю. Управление цепями поставок: теоретические аспекты // Восточно–Европейский научный журнал. 2021. № 1–4 (65). С. 8–15.
26. Колесникова В. О., Раюшкин Э. С. Использование информационных технологий для повышения эффективности управления автомобильными перевозками // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 110–112.
27. Кулинская И. И. Методы стратегического планирования и проектирования цепи поставок // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 5–2. С. 126–130.
28. Куроченко Н. Н. Грузовые автомобильные перевозки // Электронный научный журнал. 2019. № 2 (24). С. 17–19.
29. Мартынович Н. В. Проблема рисков при построении глобальных цепей поставок // Цифровая наука. 2021. № 1. С. 17–22.
30. Медеткулов Н. М. Анализ экономических последствий регулирования и управления в грузоперевозках в транспортном секторе // Инновации и инвестиции. 2023. № 4. С. 382–385.
31. Миличенкова Ю. В. Автомобильные перевозки как часть жизни общества // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 173–175.
32. Мукашев М. С. Факторы, вызывающие проблемы в области грузовых автомобильных перевозок и стратегии их решения // Студенческий. 2023. № 22–3 (234). С. 61–63.
33. Мухамедова З. Г., Эргашева З. В. К вопросу оптимизации всей цепочки организации грузоперевозок // Логистические системы в глобальной экономике. 2022. № 12. С. 199–203.
34. Огибалина О. А. Современные тенденции управления цепями поставок // Студенческий вестник. 2021. № 14–3 (159). С. 74–76.
Интернет–ресурсы
35. Информация о компании – https://www.list–org.com/company/7816158
Контрольная работа:
Организация перевозок грузов автомобильным транспортом
Дипломная работа:
Совершенствование организации пассажирских перевозок
Дипломная работа:
Экономическое обоснование расчетных цен за услуги, оказываемые железнодорожным транспортом клиентуре по грузовым перевозкам
Дипломная работа:
Формирование коммуникативной компетенции на основе использования компьютерных игр на старшем этапе обучения в средней школе
Дипломная работа:
Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия на основе обеспечения его конкурентоспособности (на примере ООО «Торговый дом ЦОЗ»)