Введение 3
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации 5
1.1 Понятие пенсии и пенсионного обеспечения граждан 5
1.2 Пенсионная система РФ: состояние и развитие 10
1.3 Правовая основа деятельности пенсионной системы РФ 14
Глава 2. Виды пенсий в России 21
2.1 Страховая пенсия 21
2.2 Пенсия по государственному пенсионному обеспечению 23
2.3 Накопительная пенсия 26
2.4 Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению 35
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения. 48
Пенсионное обеспечение – это один из базовых и важнейших вопро-сов социальной политики любого современного общества, поскольку оно прямо затрагивает интересы нетрудоспособных граждан любой страны, а косвенно практически все её население. А формирование оптимальной и грамотной модели пенсионного обеспечения, которая учитывала бы наибо-лее широкий круг социальных и экономических аспектов, в свою очередь, является важнейшей задачей многих государств.
Дальнейшее совершенствование пенсионной системы Российской Фе-дерации базируется на основных положениях Стратегии ее развития до 2030 года. Большие надежды разработчики данного документы возлагают на становление негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), спо-собного существенно модернизировать пенсионную систему в целом. Дей-ствие введенного моратория на накопительную часть пенсии в определен-ной степени активизировало исследования в названной области.
Глубина изучения современной наукой теоретических и практических аспекторв функционирования пенсионной системы не исключает ведения дискуссий о ее эффектвности, что продиктовано постоянным изменениями социально-экономической ситуации в стране, напрямую влияющими на формирование финансовыз ресурсов пенсионной системы. Этим объясняет-ся актуальность выбранной темы.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить виды пенсий, основы пенсионного обеспечения граждан.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие пенсии и пенсионного обеспечения граждан;
- изучить пенсионную систему Российской Федерации, ее состояние и развитие;
- исследовать правовую основу деятельности пенсионной системы Российской Федерации;
- Рассмотреть виды пенсий в России.
Предметом исследования является пенсионное обеспечение в Россий-ской Федерации
Объектом исследования являются виды пенсий в Российской Федера-ции
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав с подгла-вами, заключения, списка литературы и приложений.
При написании данной работы автор использовал нормативно-правовые акты, учебные пособия, а также периодические издания по иссле-дуемой теме.
Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
1.1 Понятие пенсии и пенсионного обеспечения граждан
Пенсионное обеспечение является одним из наиболее важных факто-ров в формировании социально-экономического положения внутри страны, поскольку трудоспособное население должно полагаться на то, что пенси-онных выплат будет достаточно для поддержания необходимого им уровня жизни. Следует отметить, что пенсионная система строится, опираясь на множество экономических факторов: демографическая ситуация, общеми-ровые тенденции к старению населения, уровень заработных плат и прожи-точного минимума. Следует выделить и основные цели государства в сфере пенсионного обеспечения.
В Российской Федерации действует и развивается трехуровневая мо-дель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхова-ния, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. На данный момент Россия уходит от полностью распредели-тельной пенсионной системы, характерной для Советского Союза. Об этом говорит количество реформ, проведенных за последние два десятилетия в области пенсионного страхования. Основная задача пенсионных реформ состоит в создании эффективной финансово-устойчивой пенсионной систе-мы, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни для граждан.
Изучение юридической литературы и практики свидетельствует, что пенсионное обеспечение является одним из важнейших вопросов социаль-ного обеспечения населения со стороны государства.
Важность обеспечения права граждан на государственную пенсию обусловлено тем, что государство таким образом обеспечивает возмож-ность нетрудоспособного населения на достойное существование после прекращения трудовой деятельности.
Современные исследователи пенсионного законодательства не часто формулируют определение пенсии с точки зрения права. В то же время, Г.Г. Пашкова предложила варианты такого определения, отвечающие кон-ституционным подходам к данному виду социального обеспечения. По од-ному из определений «Пенсия - это основной, ведущий и наиболее значи-мый вид социально-обеспечительных предоставлений»; по второму: «Пен-сия - это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется государ-ством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, преду-смотренных действующим законодательством». Чаще определение пенсии сводится к обобщению положений законодательства, на основании которых устанавливаются существующие в настоящее время виды пенсий. Напри-мер, З.А. Кондратьева в учебнике по праву социального обеспечения дает такое определение пенсии: «Пенсия - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими опреде-ленного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельно-стью». Определение пенсии, приводимое Ж.К. Раджабовой в учебном по-собии, по смыслу совпадает с предыдущим: «Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в ка-честве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца». Авторы учебника «Право социального обесп
В современной России в сфере пенсионного обеспечения сложилась особая модель, основанная на принципах солидарности пенсионных накоп-лений и распределения большей части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров. Законодательство о пенсиях находится в состоянии перманентного реформирования, что свидетельствует о концептуальной непоследовательности государственной политики. Постоянное внесение изменений в законодательство не способствует доверию граждан к пенси-онной системе, приводит к крайне низкой мотивации к финансированию собственных пенсий. Реформы, проводимые без подготовительно-разъяснительной работы в обществе, получают негативные оценки со сто-роны граждан и не обеспечивают достижения предполагаемых целей, по-скольку пенсионная система все так же сохраняет неустойчивость и неспо-собность к самообеспечению (без прямого финансового государственного участия).
Завершившийся в нашей стране демографический переход обусловил качественную трансформацию структуры населения, изменил «тенденцию к формированию благоприятных возрастных структур», прежде характерную для большинства развитых стран. Согласно данным Росстата, по состоянию на 2035 г. на тысячу трудоспособных россиян придется 622 нетрудоспо-собных, из которых 391 человек – пенсионеры. При этом актуальные пока-затели гораздо хуже, составляя на 2024 г. 839 нетрудоспособных граждан (с 553 пенсионерами из них) на каждую тысячу работоспособных. Кроме того, будущность пенсионной модели на сегодняшний день не решена, по-скольку законодатель с 2014 г. не может определиться с судьбой накопи-тельного компонента пенсии, устанавливая мораторий на формирование накопительной пенсии, однако окончательно не отменяя указанный формат. В целом, перспективы накопительной модели в существующем на сего-дняшней день виде крайне призрачны, что объясняется довольно просто – текущих ресурсов работающих граждан нет не только на свою будущую пенсию, но и на оплату пенсий сегодняшних получателей. Соответственно, проблемы пенсионного обеспечения сохраняют свою актуальность в усло-виях недостаточной ресурсной базы, вызванной сокращением числа рабо-тающего населения, приводящей к диспропорции между численностью пенсионеров и работающих граждан. На государственном уровне требуется выработка единых подходов к актуальной модели пенсионного обеспече-ния путем переосмысления передового зарубежного опыта и российской практики.
Кроме того существует проблема отсутствия единой трактовки поня-тия «пенсия» и его содержания, преодоление которой требует непременно-го учета таких характеристик пенсии, как регулярость и пожизненность вы-платы, денежная форма, соответствие прожиточному минимуму. Одним из способов решения можно выступать принятие кодекса.
Двойственность подходов к разработке принятия единого кодифици-рованного акта в научной среде, с одной стороны, выражается в признании его необходимости, с другой – высказывается мнение о том, что на данном этапе принятие кодекса социального обеспечения невозможно по причине большой величины подлежащего переработке нормативного материала, а также многообразия охватываемых правом социального обеспечения от-ношений, (медицинская помощь, пенсии, детские пособия и т.п).
В то же время наблюдаемая в последние годы тенденция к объедине-нию функций государственных внебюджетных фондов (например, наделе-ние Пенсионного фонда России миссией по выплате детских пособий, мате-ринского капитала), а также к их организационному слиянию. Создание в 2023 г. Социального фонда наводит на мысль о намерении государства унифицировать систему социального обеспечения в нашей стране, что мо-жет потребовать создания единого, хоть и громоздкого, Кодекса социаль-ного обеспечения РФ.
В связи с этим самым главным для улучшения «трудового стажа» на практике и для облегчения жизни граждан сейчас представляетсят необхо-димость в создании для отрасли права социального (пенсионного) обеспе-чения полноценного института и кодификации всех его законотворческих актов в отдельный кодекс.
На данном этапе даже трудовой кодекс не может дать четкого поня-тия «трудовому стажу» (его регулирования, порядка, определения), раз-личные правоведы и юристы выдвигают разную классификацию трудового стажа, но должна существовать единая классификация стажа (для того, чтобы и рядовые граждане могли найти всю нужную им информацию в справочных правовых системах, без обращения к юристам) и также суще-ствует путаница в актах (действующих и нет), и это затрудняет понимание «трудового стажа» для граждан РФ.
Также логично и возможно будет выделять общий трудовой стаж как период работы вообще и специальный трудовой стаж как период опреде-ленной службы (военной, гражданской) либо работы во вредных, опасных и иных неблагоприятных условиях. Также следует четко установить спосо-бы подтверждения трудового стажа – в условиях введения электронного документооборота это не должно представлять серьезных затруднений;
Следует отметить особую важность предложений о разработке новых и усовершенствовании действующих правовых норм трудового законода-тельства, федеральных законов и подзаконных актов. Нацеленных на уре-гулирование трудового стажа, его видов и порядка исчисления и назначе-ния, в целях обеспечения оптимальных результатов организации труда и производства.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голо
сованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ [Текст]: офиц. текст // Российская газета – 2020. - № 144.
2. О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 №75 ФЗ
[Текст]: федеральный закон // Собрание законодательства Российской Фе-дерации. – 1998. – №19. – ст. 2071.
3. Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.
1999 №165 ФЗ [Текст]: федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №29. – ст. 3686.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде
рации» от 15.12.2001 №166 ФЗ [Текст]: федеральный закон // Собрание за-конодательства Российской Федерации. – 2001. – №51. – ст. 4831.
5.Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции» от 15.12.2001 №167 ФЗ [Текст]: федеральный закон // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2001. – №51. – ст. 4832.
6.О страховых пенсиях [Текст]: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ [утвержденные постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №52. – ст. 6965.
7.О дополнительных страховых взносах на накопительную часть тру-довой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Текст]: федеральный закон от 30.04.2008 №56 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №18. – ст. 1943.
8.О дополнительных мерах государственной поддержки семей, име-ющих детей [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 1. - Ст. 19.
9.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий [Текст]: феде-ральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. - N 41. - ст. 6190.
10.О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязатель-ного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осу-ществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений [Текст]: феде-ральный закон Российской Федерации от 28.12. 2013 №422 ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №52. – ст. 6987.
11.О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Фе-дерации [Текст]: федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ // Собра-ние законодательства Российской Федерации. - 2022 г. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
12.О накопительной пенсии [Текст] : федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 424 ФЗ // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. – 2013. – № 52. – ст. 6989.
13.О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений [Текст] : Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 49 (часть 1) – ст. 7038
14.Об обороне [Текст]: федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 23. – Ст. 2750.
15.Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования [Текст]: федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации . -1996 г. - N 14 - Ст. 1401
16.О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психо-тропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систе-мы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах прину-дительного исполнения Российской Федерации, и их семей [Текст]: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I // Российская газета - 1993.
17.О списках работ, производств, профессий, должностей, специаль-ностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначает-ся страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665.
18.О внесении изменений в некоторые акты Правительства россий-ской Федерации [Текст]: постановление Правительства Российской Феде-рации от 14 ноября 2022 года № 2055.
19.О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р.
20.Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выпла-той, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии дру-гого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 545н [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2021. - 14 октября. - № 0001202110140039.
21.Александрова А. В. Российское пенсионное законодательство: не-которые проблемы теории и практики [Текст] / А.В. Александрова // Элек-тронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 23–32. – ISSN 2710-0980.
22.Афтахова А. В. Институт стажа как основа реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации [Текст] / А.В. Афтахова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Право. - 2021. - № 1 (65). - С. 91–98. – ISSN 2098-1541.
23.Вафин Э. Я. Пенсионное обеспечение [Текст]: учебник / Э. Я. Вафин, М. Н. Максимова, С. В. Киселев. — Москва : КноРус, 2022. — 533 с. - ISBN 978-5-406-08476-2.
24.Горячева Н. В. Основные проблемы пенсионной системы Россий-ской Федерации в аспекте обеспечения экономической безопасности [Текст] / Н.В. Горячева // Московский экономический журнал. - 2024. - Т. 9. - № 1. - С. 3–12. – ISSN 2083-1780.
25.Забралова О.С. Социальное государство: понятие, сущность и ви-ды [Текст] / О.С. Забралова // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 6. – С. 21–31. – ISSN 2098-0073.
26.Кондратьева З.А. Право социального обеспечения [Текст]: учеб-ник для вузов / З.А. Кондратьева; под редакцией Е. Е. Мачульской. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. - 449 с. - ISBN 978-5-534-17189-1
27.Маматказин И. Р. Сравнительный анализ правовой природы и сущности пенсий по обязательному пенсионному страхованию и негосу-дарственному пенсионному обеспечению // Ex jure. 2022. № 1. - С. 116–130
28.Раджабова Ж.К. [Текст]: учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право» / Ж.К. Раджабова. - Махачкала: ДГУНХ, 2021. – 133с. - ISBN 978-5-406-20987-3.
29.Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Пашкова - Томск: Издательский Дом Томского государ-ственного университета. 2021. - 160 с. - ISBN 978-5-371-20351-8.
30.Право социального обеспечения России [Текст]: учебник / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев, Е.И. Бутенко и др.; под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. - Томск: Издательство Томского университета, 2023. - 508 с. - ISBN 978-5-501-00987-3.
31.Роик В.Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных си-стем: отечественный и зарубежный опыт [Текст] : монография / В.Д. Роик. – Москва: Юрайт, 2022. – 336 с. - ISBN 978-5-521-10981-2.
32.Роик В.Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения [Текст]: учебник для среднего профессионального обра-зования / В. Д. Роик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. - 145 с. - ISBN 978-5-534-18660-4.
33.Савоськин А. В. Новейшая история развития в Российской Феде-рации пенсионного обеспечения граждан по старости [Текст] / А.В. Савось-кин, А.Ш. Вохидова // Территория новых возможностей. Вестник Владиво-стокского государственного университета. - 2024. - Т.16. - № 1. - С. 163–174. – ISSN 1895-1299.
34.Сазанова Н. В. Пенсионный фонд Российской Федерации, совре-менные проблемы его функционирования [Текст] / Н.В. Сазанова // Вестник Евразийской науки. - 2022. - Т.14. - № 1. – С. 69-78. – ISSN 1871-0918.
35. Социальный фонд России : [офиц. сайт] / СФР. – Москва, 2008-2025. – URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2025).
36. ВТБ Пенсионный фонд : [офиц. сайт] / АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд. – Москва, 2014-2025. – URL: https://www.vtbnpf.ru/ (дата обращения: 18.03.2025).
Курсовая работа:
государственная пенсионная система РФ
Курсовая работа:
Правовое регулирование деятельности пенсионного фонда Российской Федерации
Курсовая работа:
Анализ состояния современной кредитной системы Российской Федерации
Отчет по практике:
Отчет по практике в Пенсионном фонде Российской Федерации
Контрольная работа:
Сравнительная оценка отечественной и зарубежной налоговой системы. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства.