Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы антикоррупционной политики в России 6
1.1. Понятие и сущность антикоррупционной политики 6
1.2. Правовые и институциональные основы антикоррупционной политики 13
1.3. Методы и механизмы реализации антикоррупционной политики 18
Глава 2. Анализ и рекомендации по антикоррупционной политике на примере Сибирского таможенного управления 26
2.1. Характеристика объекта исследования – Сибирского таможенного управления 26
2.2. Анализ реализации текущей антикоррупционной политики Сибирского таможенного управления 36
2.3. Проектирование новых мер антикоррупционной политики для Сибирского таможенного управления 44
2.4. Рекомендации по повышению эффективности антикоррупционной политики 46
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложения 60
Актуальность темы исследования обусловлена наличием следующих проблем. Во-первых, на сегодняшний день коррупция представляется одной из самых злободневных социальных и политических проблем не только на территории России, но и на территории иных государств. Во-вторых, коррупция может породить множество последствий, среди которых такие как: усиление социального и материального неравенства, неэффективность всей системы управления, рост недоверия населения стран к государству, рост преступности, нарушение прав человека и многое другое. В-третьих, фактически коррупция разлагает не только моральную и психологическую устойчивость личности, вовлеченную в коррупционные схемы, но и непосредственно влияет на общее состояние общества и государства.
Согласно данным Судебного департамента в 2023 году количество коррупционных преступлений в стране увеличилось на 7% по сравнению с 2022 годом, с 20560 зарегистрированных преступлений до 22014, в 2021 году данный показатель в России составлял 15162 тысячи преступления, в 2020 году – 12669 преступления. Таким образом, за последние 4 году рост преступлений коррупционного характера достиг 73,7%. Значительно участились случаи взяточничества. Рост коррупционных преступлений отмечен в сфере сельского хозяйства, промышленности, торговли, здравоохранения. В этой связи, следует вывод о недостаточности сегодняшних мер, реализуемых с целью профилактики преступлений коррупционного характера, что также подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень изученности темы исследования. В настоящее время растёт интерес к научным исследованиям, направленным на совершенствование системы противодействия коррупционным проявлениям. Многие ученые и практики изучают данную проблему с различных точек зрения.
Так, криминальный характер коррупции и правовые методы противодействия ей рассматриваются в работах В.Н. Бодякова, Г.И. Богуша, Л.Д. Гаухмана, А.П. Герасимова, М.И. Гришанкова, В.П. Кашепова, Ю.М. Ланцевича, С.А. Маркунцова, А.Ф. Ноздрачева, В.А. Осипова, Г.А. Сатарова, А.Д. Сафронова, Т.Я. Хабриевой, А.М. Цирина, В.Н. Южакова и др.
Специальному исследованию проблемам борьбы с коррупцией посвятили свои работы А.И. Алексеев, А.А. Аслаханов, С.А. Алтухов, В.В. Астанин, С.Е. Борисова, О.Н. Ведерникова, Л.Г. Дашкова, В.В. Лунеев, Л.В. Петелина, М.А. Семко, А.Д. Сафронов, Р.В. Скоморохов, А.А. Тирских, Т.А. Хабибулин, В.А. Шабалин, П.А. Шурыгин, П.С. Яни и др.
Проблемам психологической составляющей коррупционного поведения посвящены отдельные работы Ю.М. Антоняна, Е.Е. Гавриной, С. В. Горностаева, А.Л. Журавлева, В.Г. Зазыкина, М.М. Решетникова, Д.В. Сочивко, Д.В. Ушакова, В.А. Холопова, И.П. Цапенко, Ю.А. Шаранова, А.В. Юревича и др.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе реализации мер антикоррупционной направленности Сибирским таможенным управлением.
Предмет исследования – меры антикоррупционного характера, принимаемые Сибирским таможенным управлением.
Цель исследования состоит в теоретическом и практическом рассмотрении особенностей реализации антикоррупционной политики Сибирского таможенного управления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность антикоррупционной политики;
2. Изучить правовые и институциональные аспекты антикоррупционной политики;
3. Исследовать методы и механизмы реализации антикоррупционной политики;
4. Провести анализ реализации антикоррупционной политики Сибирского таможенного управления;
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности антикоррупционной политики.
Методы исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы. Исторический метод позволил изучить историко-правовые аспекты становления и развития антикоррупционной деятельности в России. Также в ходе написания исследования были использованы: теоретический анализ научных источников по заявленной теме исследования, сравнительный анализ, которые способствовали возможности изучить правое регулирование деятельности в сфере противодействия коррупции и проанализировать актуальное состояние антикоррупционной политики России.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в рамках подготовки и выработки мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений в органах государственной власти.
Структура выпускной квалификационной работы. Логика и цель исследования определяют структуру исследования. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы антикоррупционной политики в России
1.1. Понятие и сущность антикоррупционной политики
На сегодняшний день, одной из самых важных социальных проблем практически любого государства в мире является проблема коррупции, которая с одной стороны разлагает общество изнутри, подрывая основы законности и государственности, а с другой стороны наносит непосредственные материальные потери для него. Российская Федерация не является исключением, в нашей стране ежедневно огромному количеству чиновников, бизнесменов и политиков предъявляются обвинения в преступлениях коррупционной направленности. Негативное влияние коррупции на все общественные процессы видно на всех уровнях общества и государства. Так, если рассматривать экономическую сферу, то коррупция в данном контексте фактически приводит к упадку экономики, слабому развитию, как отдельных отраслей, так и бизнеса в целом.
На уровне социальной сферы, коррупция приводит к повышению социального неравенства между различными слоями населения, и как следствие к росту неудовлетворенности обществом государственной властью. На политическом уровне коррупция негативно влияет как на непосредственный престиж государства в рамках международного сообщества, так и внутри страны, порождая рост напряженности среди населения, снижая уровень их доверия к государству в целом. Соответственно подобные процессы со временем приводит к росту преступности и правонарушений, общей деградации общественных институтов.
Для того, чтобы в современное время выработать эффективные меры, направленные на преодоление коррупции, в рамках написания дипломной работы будет рассмотрена история развития в России антикоррупционного законодательства, отношения к коррупционерам на разных исторических этапах.
В современной России коррупция по прежнему остается одной из наиболее острых проблем, которая препятствует как ее экономическому развитию, так и в целом порождает острые социальные противоречия между населением. В настоящий момент для борьбы с коррупцией органы власти приняли ряд различных нормативно-правовых актов, призванных не только снизить ее фактический уровень, но создать эффективную профилактическую систему среди населения, способствующую его дальнейшему отказы от дачи взятки, воспитания в них негативного отношения к данным явлениям. Вместе с тем, принимаемые меры не приносят практического результата. Каждый день обвинения в коррупции предъявляются огромному количеству государственных служащих в различных сферах экономики страны, политикам и министрам, занимающим высокие почты.
Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации не смог решить существующие проблемы в сфере борьбы с коррупцией, а таких проблем было немало, особенно если учесть, что пятью годами ранее произошел распад Советского Союза, и страна переживала многочисленные кризисы государственно-властных социальных, политических и социально-экономических отношений. Анализ УК Российской Федерации показывает, что в нем содержатся положения, которые не направлены на правовое регулирование коррупции и ее предотвращение, а, скорее, раскрывают сами проблемы коррупции в постсоветской России, обобщая их с различных правовых позиций практичный формат. Это дает основание полагать, что антикоррупционное законодательство в Российской Федерации в конце ХХ в. оно осталось без какой-либо действительно разработанной и эффективной правовой концепции.
Таким образом, по результатам написания дипломной работы, можно сделать следующие выводы:
В современной России коррупция по прежнему остается одной из наиболее острых проблем, которая препятствует как ее экономическому развитию, так и в целом порождает острые социальные противоречия между населением. В настоящий момент для борьбы с коррупцией органы власти приняли ряд различных нормативно-правовых актов, призванных не только снизить ее фактический уровень, но создать эффективную профилактическую систему среди населения, способствующую его дальнейшему отказы от дачи взятки, воспитания в них негативного отношения к данным явлениям. Вместе с тем, принимаемые меры не приносят практического результата. Каждый день обвинения в коррупции предъявляются огромному количеству государственных служащих в различных сферах экономики страны, политикам и министрам, занимающим высокие почты.
В российском праве коррупция определяется как: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Антикоррупционная политика – это разработка и осуществление планомерных систематических мер со стороны государства и общества, направленных на устранение мер и условий, которые приводят к коррупционным проявлениям в различных сферах жизнедеятельности человека.
Основным нормативным документом в сфере антикоррупционного законодательства является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который, по сути, можно расценивать как федеральную антикоррупционную стратегию Российской Федерации, поскольку он определяет на законодательном уровне меры по профилактике коррупции, направленные на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения на государственной и муниципальной службе, а также основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Российский законодатель не определился с базовой моделью правового регулирования противодействия коррупции. Как следствие, это приводит к определенной фрагментарности и бессистемности антикоррупционного законодательства, что снижает эффективность антикоррупционной политики России и не позволяет говорить об ее сформированности. Вместе с тем стоит признать, что за последние годы в этом направлении сделан значительный шаг вперед, что дает определенные надежды на совершенствование мер антикоррупционной политики и достижение определенных результатов в данной области в обозримом будущем.
Сибирское Таможенное Управление входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет руководство таможенным делом на территории Сибирского федерального округа, образованного Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849, под непосредственным руководством Главного Таможенного Комитета России.
В 2023 году Сибирским таможенным управлением реализовалась комплекс мер, направленный на выполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2022 – 2024 годы, утвержденного приказом ФТС России от 22 февраля 2022 г. № 119, разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы». В Сибирском таможенном управлении разработан и утвержден Порядок уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений. В 2023 году в таможенные органы поступило 12 уведомлений, по результатам, рассмотрения которых правоохранительными органами возбуждено 2 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечено 5 должностных лиц.
В 2023 году от должностных лиц подведомственных учреждений Сибирского таможенного управления на имя начальника управления поступило 42 сообщения о конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Комиссией Сибирского таможенного управления в 2023 году рассмотрено 177 материалов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Установлены факты несоблюдения требований к служебному поведению – 8, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов – 14. К дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц.
В 2023 году 144 должностных лиц Сибирского таможенного управления получили дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике, из них 2 лица, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
В 2023 году возбуждено 27 уголовных дел, из них по преступлениям коррупционной направленности – 20 уголовных дел (14 – в отношении 9 должностных лиц Сибирского таможенного управления и 4 – в отношении взяткодателей) (АППГ-11).
В 2023 году оперативными дежурными Сибирского таможенного управления в установленном порядке было зарегистрировано 49 сообщений,
из которых (АППГ-24):
1 сообщение о подготавливаемом преступлении, отнесенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
9 – о преступлениях коррупционной направленности и иных преступлениях против государственной службы со стороны должностных лиц и работников таможенных органов;
9 – о нарушениях должностными лицами таможенных органов порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
33 – о недостойном поведении должностных лиц и работников таможенных органов при исполнении ими своих должностных обязанностей;
2 – о мерах по совершенствованию деятельности таможенных органов.
Как видно из проведенного анализа, в Сибирском таможенном управлении создана эффективная система борьбы с коррупцией, которая обеспечивает применение различных способов и технологий работы. Но анализ показал, что количество коррупционных нарушений не снижается. Для того чтобы их снизить, необходимо вводить новые механизмы борьбы. Это не только ужесточение мер, но и воспитательная и разъяснительная работа, применение различных форм финансового контроля за государственными служащими и т.п. важную роль в противодействии коррупции являются профилактические мероприятия, которые направлены на предварительное отстранение служащего или сотрудника таможенных органов России от деяния коррупционной направленности. В работе приведены меры противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах России.
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392999/ (дата обращения 18.01.2025)
3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 25.01.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 18.01.2025)
4. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (ред. от 26.02.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87844/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/(дата обращения 18.01.2025)
5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 08.08.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 18.01.2025)
6. Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 30.09.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения 18.01.2025)
7. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ред. от 10.07.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/ (дата обращения 18.01.2025)
8. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 119 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2022 – 2024 годы» (ред. от 18.04.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416014/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 18.01.2025)
Учебная и научная литература
9. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: научно-практическое пособие / И.С. Власов, Т.О. Кошаева, В.Н. Найденко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.И. Спектор. М., 2012. – С.52–72
10. Аксенова, А.В. Борьба с коррупцией в России и за рубежом [Текст] / А.В. Аксенова, Э.В. Балян // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2018. – № 3. – С. 13-16.
11. Алферовская, Е.О. О значении понятия «преступление коррупционной направленности» [Текст] / Е.О. Алферовская // Закон и право. – 2016. – № 2. – С. 106-110
12. . Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Основные направления противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 35 (3). – С. 25-27.
13. Астанин В.В. Имплементация норм против коррупции в частноправовой сфере в современной России // Мониторинг правоприменения. 2014. №1. – С.88-95
14. Атагимова Э.И. Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1. С. 64–68
15. Болтинова Е.А., Акманова Д.Ф. Актуальные проблемы противодействия коррупции//В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. – С. 162-166.
16. Бородулин В.Ю. Управление по вопросам противодействия коррупции//Судья. – 2023. – № 2 (144). – С. 55-56.
17. Власенко Н.А. Правовые средства противодействия коррупции: понятие и социальная роль / В кн. Правовые средства противодействия коррупции: научно-практическое пособие / Н.А. Власенко, С.А. Грачева, Е.Е. Рафалюк и др.; отв. ред. Н.А. Власенко. М., 2012. – 344 с.
18. Волчанская, А.Н. Юридическая природа возникновения коррупции и исторические аспекты формирования антикоррупционного законодательства в дореволюционной России [Текст] / А.Н. Волчанская // История государства и права. – 2018. – № 3. – С. 24-28.
19. Глинская М.В., Епифанцев А.М. Противодействие коррупции в органах государственной власти как инструмент обеспечения национальной безопасности России//Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2023. – № 1 (58). – С. 50-55.
20. Елисеева, С.Н. Коррупция в политической системе России: основные направления антикоррупционной политики / С.Н. Елисеева // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2013. – № 1 (34). – С. 81-84
21. Жигун Л.А. Разработанность теории коррупции: направления, представления, элементы, модели // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 8 (80). С. 38-39.
22. Журкина О.В., Филиппова Е.О. Противодействие коррупции: социальный и правовой аспекты//Российский судья. – 2023. – № 4. – С. 47-52
23. Кислый, О.А. Коррупция как реальная угроза национальной безопасности [Текст] / О.А. Кислый // Закон и право. – 2017. – № 12. –С. 28-30.
24. Колобова, М.В. Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая I, как истоки современной коррупции / М. В. Колобова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 14. – С.15–19.
25. Костенко, Р.Л. Коррупция в таможенных органах: понятие, причины появления и методы борьбы с ней / Р. . Костенко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 44 (386). – С. 117-118.
26. Коновалов В.А. Эволюция правового противодействия коррупции в России // Перспективы науки. 2013. № 5 (44). – С. 80-87
27. Крайнова Н.А. Электронные весы правосудия: цифровизация процессов или оцифровка задач? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. №1(52). – С. 36.-45
28. Кравченко Ю.М., Самойлюк Р.Н., Савкина М.А. Факторы, детерминирующие коррупцию в современном обществе: пути их преодоления//Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2023. – № 1 (65). – С. 148-153.
29. Кузьмин, Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции / Н.А. Кузьмин // Российский следователь. – 2019. – № 24. – С. 23-29
30. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В. Комплексный, системный подход в борьбе с коррупцией // В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва, 2021. – С. 243-247.
31. Мальцев, В.В. Актуальные проблемы противодействия коррупции // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2 (2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 81–89.
32. Подройкина И.А. К вопросу об эффективности противодействия коррупции уголовно-правовыми средствами//Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 1 (58). – С. 183-186.
33. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, Изд-во: Саратовская государственная академия права, 2010. – 276 c.
34. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. 2015. No 1 (46). С. 4–11.
35. Пугаева О.А. История происхождения и развития коррупции//Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – № 1 (58). – С. 250-253.
36. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. – 267 с.
37. Рыбаков О.Ю. Стратегии правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30–33.
38. Сараев Н.В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право, 2010 – 347 с.
39. Шишкарёв, С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики /С.Н. Шишкарёв. – М.: Книжный дом «Университет» (КДУ), 2016. – 703 c.
40. Хамазова О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики: автореф. дис…канд. юрид наук. Саратов, 2008. – 96 с.
41. Цалиев, А.М. Противодействие коррупции как одно из условий построения социального государства / А.М. Цалиев // Российский судья. – 2016. – № 7. – С. 45-50
42. Федоренко Д. Н. Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России: современное состояние и перспективы // Таможенное дело. – 2018. – № 2. С.123-127
Дипломная работа:
Совершенствование и реализация мероприятий программы противодействия коррупции (на примере исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербург)
Курсовая работа:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, принципы построения и компетенция
Дипломная работа:
Актуальные вопросы применения законодательства и правового просвещения в сфере противодействия коррупции
Курсовая работа:
Анализ банковских операций в современных условиях на примере оао акб «уралсиб-югбанк»
Дипломная работа:
Современная система федеральных органов исполнительной власти