Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики алкоголизма у подростков 5
1.1 Алкоголизм у подростков: сущность, причины, особенности 5
1.2 Сущность и особенности профилактики алкоголизма у подростков в школе 7
1.3 Методика профилактики алкоголизма у подростков в работе школьного социального педагога 12
Глава 2. Опыт профилактики алкоголизма у подростков в работе школьного социального педагога в МАОУ СОШ №27 18
2.1 Диагностика склонности подростков к аддитивному поведению 18
2.2 Система профилактики алкоголизма у подростков в работе школьного социального педагога 21
Заключение 26
Библиографический список 27
Приложение 30
Проблема профилактики алкоголизма среди подростков является одной из наиболее актуальных в современных условиях. Злоупотребление алкогольными напитками в подростковом возрасте представляет серьезную социальную, медицинскую и психолого-педагогическую проблему, требующую незамедлительного решения.
Статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению возраста первого употребления алкоголя, а также росту числа подростков, имеющих алкогольную зависимость. Это влечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, снижение успеваемости, рост правонарушений и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Особую опасность представляет тот факт, что подростки, приобщившиеся к алкоголю, имеют высокую вероятность формирования патологической зависимости во взрослом возрасте. Поэтому профилактика алкоголизма у подростков является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере охраны здоровья и защиты прав несовершеннолетних.
Эффективное решение проблемы профилактики алкоголизма среди подростков требует комплексного подхода, включающего в себя теоретическое осмысление данной проблематики, выявление факторов риска, а также разработку и внедрение современных профилактических программ.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических основ профилактики алкоголизма у подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и особенности алкоголизма как социально-психологического явления;
2) выявить факторы, способствующие распространению алкоголизма среди подростков;
3) определить основные направления и формы профилактической работы по предупреждению злоупотребления алкоголем в подростковой среде;
4) проанализировать эффективность реализации профилактических программ в образовательных учреждениях.
Объектом исследования является процесс профилактики алкоголизма среди подростков.
Предметом исследования выступают теоретические основы, принципы, методы и технологии профилактической деятельности, направленной на предупреждение злоупотребления алкоголем в подростковой среде.
Теоретическую базу курсовой работы составляют фундаментальные концепции и положения, разработанные в рамках социологии, психологии, педагогики, наркологии, а также нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности образовательных организаций, учреждений социальной защиты, органов здравоохранения при реализации профилактических программ, направленных на предупреждение злоупотребления алкоголем среди подростков.
Глава 1. Теоретические основы профилактики алкоголизма у подростков
1.1 Алкоголизм у подростков: сущность, причины, особенности
Проблема употребления алкоголя среди подростков по-прежнему остается одной из важнейших социально-психологических проблем в психологической практике. Рамки этого исследования очень разнообразны и отражены в многочисленных научных исследованиях В.В. Веселовского, Б. Братуся, Г. Горячкина, И.Л. Злотникова, В.Д. Мастюковой, В.Ф. Матвеевой, В.Ф. Якубовича, которые стремились изучать, диагностировать и предотвращать алкогольную зависимость у подростков.
В исследованиях Р. Грановской, Я. Замановского, В. Ялтонского показано, что личностный кризис или конфликты с окружающей средой, вызванные психической нестабильностью, уязвимостью к стрессовым ситуациям и внешним воздействиям, имеют решающее влияние на формирование психологических проблем подростка.
Психологическая наука и практика убедительно показывают необходимость учета, из- учения и анализа психолого-социальной проблемы − алкоголизации подростков [Климович, 2018; Макарова, 2017; Тазуркаев, 2015; Фомина, Орлов, 2018; Копытов, Быченко, Глебов, 2018; Мальцева, Балашова, 2020; Шамардина, Доровских, Кожевникова, 2020; Хомарова, Ломакина, 2020]. В научной характеристике феномена основными понятиями становятся: аддитивное поведение, зависимость, алкогольная зависимость.
Опираясь на данные современной психологии по вопросам алкогольной аддикции, а также на результаты, полученные в ходе анализа и обобщения теоретико-практического опыта, мы выделили несколько точек зрения на определение понятия «аддитивное поведение», которые можно свести к двум основным: сильная склонность (неумеренное пристрастие), влечение к чему-либо; форма девиантного (отклоняющего) поведения.
На сегодняшний день нет четкого различия между такими понятиями, как «аддиктивное» поведение, «зависимость». Здесь уместно обратить внимание на точку зрения В.А. Одиноко- вой, которая в данном контексте обсуждает наличие неблагоприятных последствий: психологических, социальных и медицинских при потреблении алкоголя.
Отечественные исследователи Е.В. Ахмадеева, С.И. Галяутдинова высказывают мысль о том, что аддикция − вредная привычка или страсть к чему-то, – изменяя психическое состояние, является промежуточным звеном между симптомами привыкания и формированием вредных привычек.
За рубежом также наблюдается несомненный интерес к аддикциям как синониму зависимости (A.C. Edwards, J. Heron, D.M. Dick, M. Hick- man, E.K. Erevik, S. Pallesen, O. Vedaa, C.S. Andn- sassen, M. Savic, R. Room, J. Mugavin, A. Pen- nay, M. Livingston, S. Cronin, S. Murphy, A. Elklit, B.L Stevenson, R.D. Dvorak, N.J. Kuvaas и др.).
Аддиктивное поведение, согласно В. Миллеру и М. Ландри [Miller, 1987; Landry, 1984], период злоупотребления некоторыми вещества- ми, в том числе алкоголем и никотином, которые меняют психическое состояние еще до формирования зависимости. Так, В.Д. Менделевич справедливо указывает на сложность сопоставления результатов исследований при отсутствии единых критериев аддиктивного поведения.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики в аспекте проблематики нашего исследования содержится в трудах Н.Н. Немчина, В.А. Ласточкина, А.Н. Якушева, А.В. Давыдова, К.С. Лисецкого, где дается научное обоснование причин и наличия опыта употребления алкоголя подростками.
Причины и последствия ранней алкоголизации подростков представлены в исследованиях И.Е. Булыгиной, А.Г. Золотникова, Б.М. Левина, Л.Д. Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др.
В исследуемой проблематике вопрос о психологических механизмах формирования алкогольной зависимости в подростковой среде становится центральным и рассматривается в работах Н.И. Григорьева, В.Ю. Завьялова, А.М. Коровина, М.С. Попова, О.Л. Романова, У. Брем, Р. Мос.
Результаты исследований Б.М. Левина, В.Д. Рожнова, В.Е. Пелипаса, А.Е. Личко и В.Д. Москаленко не только акцентируют внимание на медицинских и психологических аспектах ранней алкоголизации подростков, но и указывают на причины и закономерности употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Интересные экспериментальные данные получены в работах Т.И. Палачевой, И.А. Прогудина, А.В. Копытова, А.В. Локтевой, Н.А. Фоминой. Результаты показывают половые различия в психологической динамике алкоголизации подростков, взаимосвязь между отношением к социальной рекламе и риском зависимости от алкоголя, роль биологических и психологических факторов в формировании алкогольной зависимости в подростковом возрасте, выделяют причины отклоняющегося поведения и формирования установок на принятие алкоголя у современных подростков.
Таким образом, можно говорить о том, что существует единство взглядов многих исследователей на проблему ранней алкоголизации в подростковом возрасте.
В то же время следует подчеркнуть, что при всей актуальности вышеперечисленных научных исследований, не исчерпывающих многих проблем, их важность в последнее время возросла в связи с увеличением числа подростков со склонностью к алкогольной зависимости.
Глава 2. Опыт профилактики алкоголизма у подростков в работе школьного социального педагога в МАОУ СОШ №27
2.1 Диагностика склонности подростков к аддитивному поведению
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МАОУ СОШ №27 и имела своей целью выявить склонность подростков к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели задач мы подобрали соответствующие методики диагностики:
- Опрос «Склонность к аддиктивному поведению» (Приложение 1), [16];
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (Приложение 2), [23];
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления подростков, склонных к аддиктивному поведению, и изучение уровня знаний о вредных привычках.
В составе экспериментальной группы приняли участие учащиеся 8 «Г» класса, в количестве 26 человек (15 девочек, 11 мальчиков).
Обратимся к анализу полученных результатов.
Опрос «Склонность к аддиктивному поведению», разработанный педагогами-психологами Е. П. Горяевой и Н. В. Стебеневой, показал следующие результаты (Таблица №1).
По результатам опроса можно сделать ряд выводов.
Во-первых, в ответах на предложенные вопросы преобладает ориентация на развлечения и получение острых ощущений.
Во-вторых, среди серьезных проблем для себя подростки указали: собственную внешнюю непривлекательность и недостаток карманных денег на развлечения, а также проблемы во взаимоотношениях с педагогами.
В-третьих, в качестве целевых ориентиров подростками были выбраны: материальный достаток, стремление выиграть сразу много денег.
Для исследования персональной аддиктивной склонности, нами был использован Тест-опросник «Аддиктивная склонность». На основе анализа ответов, мы составили матрицу, приведенную в приложении 3, которая дает представление о склонности каждого подростка в классе к аддиктивному поведению.
Обработка полученных данных производилась, согласно инструкции автора. В ходе исследования нами было выявлено, что у 9 подростков (37%) риск зависимого поведения не выражен, 7 подростков (27%) имеют умеренно выраженный риск зависимого поведения, а 8 подростков (36%) обладают выраженными признаками склонности к зависимому поведению.
Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение о наличии предпосылок к возникновению аддиктивного поведения и актуальности профилактирования, так как у большинства подростков присутствует влечение к острым ощущениям, их преимущественно привлекают развлечения и приятное препровождение своего времени, чем, например, забота о своем здоровье или образовании.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о наличии у подростков, участвующих в эксперименте, предпосылок к возникновению аддиктивного поведения.
Вместе с тем у них не хватает знаний о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека. Следовательно, первичная профилактика табакокурения является актуальной и целесообразной.
Изучая теоретические источники и практический опыт, мы также пришли к выводу, что профилактическая работа с подростками будет протекать более эффективно, если эту деятельность будут осуществлять не только педагоги, но и специалисты по решению данной проблемы в медицинском и правовом аспекте, а также будут привлечены родители подростков. Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей позволит более полно донести до подростков риски и пагубное влияние вредных привычек, в частности табакокурения.
В ходе исследования были раскрыты теоретические аспекты проблемы профилактики алкоголизма среди подростков. Представленный анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы.
Алкоголизм является серьезной социальной и медицинской проблемой, особенно актуальной для подросткового возраста. Причины приобщения подростков к алкоголю кроются в сложностях социализации, недостаточной психологической устойчивости, влиянии микросреды и других факторах. Профилактика алкоголизма в этом возрасте должна носить комплексный характер и включать медицинские, психолого-педагогические и социальные меры.
Основными направлениями профилактики являются:
- формирование у подростков негативного отношения к алкоголю;
- развитие личностных ресурсов, повышение психологической устойчивости;
- вовлечение в позитивные виды деятельности;
- работа с семьями группы риска;
- взаимодействие различных социальных институтов.
Эффективность профилактики зависит от согласованности действий всех субъектов - семьи, школы, медицинских и социальных служб, общественных организаций. Только системный подход позволит снизить распространенность алкоголизма среди подростков и обеспечить их успешную социализацию.
Полученные в ходе исследования теоретические выводы могут служить основой для дальнейшей практической разработки программ и технологий профилактики алкоголизма в подростковой среде.
1.Бакико Игорь Владимирович Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе // Наука, техника и образование. 2016. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-preduprezhdeniya-vrednyh-privychek-u-shkolnikov-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature
2.Бондарев М. Не пей, дитя, спиртное // Учительская газета. – 2018. – №6. – С. 26-28.
3.Борисов Е.В., Василевская Л.П. Алкоголь и дети. – М.Вектор, 2015. – 64 с.
4.Дарибазарон Булат Гунгаевич Реализация проекта "Трезвый десант" как профилактика детского алкоголизма // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2018. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-proekta-trezvyy-desant-kak-profilaktika-detskogo-alkogolizma
5. Ирматова М.Д. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч-практ. конф.: в 2-х томах: Т.1. /отв. ред.: А.А.Горохов. – Курск, 2018. – С. 190-192.
+ еще 20 источников
Дипломная работа:
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков
Курсовая работа:
Психологические особенности процесса внимания у подростков
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением
Курсовая работа:
Роль семьи и школы в профилактике алкоголизма среди детей и подростков
Контрольная работа:
Роль общественных организаций и церкви в профилактике алкоголизма и наркомании