Введение….…3
1.Задачи, средства и роль семьи как органа религиозного воспитания.…5
1.1.Семья как орган религиозного воспитания….….5
1.2 Задачи и средства религиозного воспитания….11
2. Исследование роли влияния религиозных убеждений семьи на мировоззрение детей…23
2.1.Влияние религиозных убеждений семьи на мировоззрение детей….23
2.2. Роль религии в формировании моральных ценностей у подростков.28
Заключение…31
Список использованных источников….33
В современном российском обществе мы сталкиваемся с такой проблемой, как смена ценностных ориентиров, нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Это характеризуется деградацией духовной культуры человека, подмене морально-нравственных ценностей, процветание псевдокультуры, где поощряется культ денег, насилия, власти, вседозволенности, безнаказанности.
Cовременный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений.
Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями.
Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения.
В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.
Семья является начальной социальной группой, где формируются познание мира и создание благоприятной атмосферы для взаимного отношения. Семья является маленьким государством в любом обществе. Формирование личности в подростковом возрасте обладает своими особенностями, где национально-религиозная принадлежность имеет достаточное и фундаментальное значение.
Семья является первым окружением, где подросток узнает о религии и ее ценностях. Родители передают свою веру детям через различные ритуалы, традиции и образцы поведения. Это создает базу для будущего развития духовной сферы подростка и помогает ему определить свою позицию относительно веры.
Психологам и педагогам известно, что подростковый возраст является трудным и кризисным периодом психического развития. Поэтому в подростковом возрасте необходимо развивать не только элементарное представление о личности, но и прививать ему многое явление данного общества, в котором он живет и развивается. Религиозная идентичность подростка формируется на основе религиозной принадлежности родителей.
Проблема религиозного воспитания актуальна в настоящее время, когда требуется нахождение надежной опоры для становления личности ребенка в условиях утраты многих общественных идеалов и отсутствия новых
Цель работы рассмотреть роль религиозного воззрения в формировании личности подростка. В процессе достижения цели предстоит решить следующие задачи:
-рассмотреть семью как орган религиозного воспитания;
-изучить задачи и средства религиозного воспитания;
-рассмотреть влияние религиозных убеждений семьи на мировоззрение детей;
-изучить роль религии в формировании моральных ценностей у подростков.
1. Задачи, средства и роль семьи как органа религиозного воспитания
1.1 Семья как орган религиозного воспитания
Воспитание в семье и школах приобрело религиозный характер с возникновением Римской империи, когда христианство было объявлено господствующей религией. Нравственное совершенствование личности происходило на основе христианских идеалов и ценностей. В системе домашнего воспитания римляне в детях воспитывали любовь к прошлому, почитание предков, национальных героев. Высоко ценилось духовное воспитание, в основе которого находилось почитание и повиновение богам.
Следовательно, воспитание в семье римлян носило духовно-нравственный характер, отдавая предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего, поклонению богам.
Христианизация семьи, которая безостановочно шла в течение веков и которая изнутри преображала семейную жизнь, подверглась в XIX веке серьезнейшему испытанию… Процессы христианизации семьи либо должны искать иных для себя оснований, либо должны стушеваться и уступить место новой варваризации семьи.
Коснемся сначала экономической стороны. Семья издавна была трудовой единицей, той социальной клеточкой, вернее, тем организмом, в котором осуществлялась всеми ее членами общая жизнь. Возникновение денежного хозяйства, отход мужчины на сторону, появление фабрик и заводов разрушало трудовой характер семьи, но не до конца, пока мать оставалась дома. Семья как целое оставалась замкнутой трудовой единицей, в которую дети включались самим ходом жизни, участвуя в общем труде семьи. Разнообразные функции семьи выполнялись в ней самой, семья трудилась как целое, имея свое хозяйство, вырабатывая дома целый ряд нужных вещей. Семейный быт, семейная атмосфера, уют и поэзия семьи — все, что заключает в себе драгоценнейшие для детской души питательные силы было интимно связано с трудовым характером семьи.
Слова «семейный очаг» не случайно явились синонимом уюта и тепла семьи: вокруг трудовых процессов семья объединялась, чувствовала свое единство, реально переживала свою внутреннюю спаянность.
Вся огромная область семейного труда, часто мелкого и незаметного, но реально очень существенного, становилась сферой обнаружения взаимной связанности: для чувств, которые рождает общая семейная жизнь, этим открывалась широкая возможность их выражения, а потому и возможность их цветения. В семейной активности, в семейном труде всегда был неисчерпаемый источник самых глубоких и лучших душевных движений, которыми питалась и крепла семейная целостность. XIX век постепенно вырывает женщину из семьи и этим разрушает главную основу семьи как трудовой единицы: в ответ на развитие женского труда, уводящего мать из семьи, жизнь даст целый ряд существенных изменений в строе семейной жизни.
Семейный труд становится все менее нужным, сводясь постепенно к такому ничтожному минимуму, при котором смешно говорить о семье как трудовой единице. Техника современной жизни дошла до такой высоты, при которой в доме нужно очень мало труда . Очень состоятельные люди могут теперь прекрасно обходиться без прислуги — это достаточно характеризует техническую организованность жизни. Продукты доставляются в таком виде, что над ними минимально нужно потрудиться, чтобы употребить их в пищу, печей топить не надо, мойка белья дома не нужна… Все эти технические удобства современной жизни сводят семью к потребительской, а не трудовой единице: в семье вместе потребляют, но не вместе трудятся.
Этот процесс еще в самом разгаре, но он имеет тенденции расширяться и захватывать все более широкие слои. Нечего удивляться, что современная семья зачастую напоминает гостиницу, а не тот прежний семейный дом, в котором целый день шла непрерывная жизнь. С утра вся семья расходится в разные стороны: отец и мать идут на работу, дети — в школу, в детские сады. Все приспособляется к тому, чтобы прийти на помощь семье в новом ее положении, — и только к вечеру все сходятся вместе. Внешнему растеканию семьи очень часто соответствует и внутреннее: у каждого члена семьи своя социальная среда, с которой он связан, свой круг знакомств, свой круг интересов.
2. Исследование роли влияния религиозных убеждений семьи на мировоззрение детей
2.1.Влияние религиозных убеждений семьи на мировоззрение детей
Семья является начальной социальной группой, где формируются познание мира и создание благоприятной атмосферы для взаимного отношения. Семья является маленьким государством в любом обществе. Формирование личности в подростковом возрасте обладает своими особенностями, где национально-религиозная принадлежность имеет достаточное и фундаментальное значение.
Об этом факте ценное высказывание принадлежит известному психологу Курту Левину: «Коль мы хорошая семья и имеем возможность, увеличит число таких семей, тогда мы можем войти в новую систему цивилизаций». Курт Левин очень метко выразился далее по этому поводу: «Лучшим способом понять природу социального, религиозного процесса является попытка его изменить, ибо только перед лицом изменяющихся событий мы можем получить информацию, необходимую для выделения абстрактных свойств»
В семье подросток получает первую и необходимую информацию не только о мире, но и о других нужных явлениях природы, в том числе о религиозной принадлежности (христианства, ислам, иудаизм и др.). Великий Заратушта говорил: «Если родители серьезно занимаются воспитанием своих детей, то они обязательно будут целенаправленным и всегда увидят плодов своих трудов».
Психологам и педагогам известно, что подростковый возраст является трудным и кризисным периодом психического развития. Поэтому в подростковом возрасте необходимо развивать не только элементарное представление о личности, но и прививать ему многое явление данного общества, в котором он живет и развивается.
Религиозная идентичность подростка формируется на основе религиозной принадлежности родителей, в нашем случае принадлежность к исламу.
Известный психолог Анна Мария Руззито в своей книге «Возрождение живого Бога» писала так: «Если подросток в своих родителях видит хорошего, приятного и благорассудочного человека, то он будет представлять и Бога, и религии и др. таким же. А если он в своих родителях видят плохого, алчного, низкого человека, то и Бога и др. святых он будет идентифицировать с ними»
Религия в семье имеет огромное значение.
Подросток во всех отношениях повторяет, имитирует своих родителей, если данный проповедь становится потребностью, внутренней мотивацией и потребностью.
Особое значение приобретает религиозная идентичность подростков-девушек, у которых гораздо сильнее, нежели подростков-мальчиков.
Религиозная идентичность подростка непосредственно связана с новыми методами, где приоритетным является свобода мысли и действия. Таким методом является метод итальянского психолога и педагога Марии Монтессори. Она особо выделила «Космическое воспитание». Главный принцип космического воспитания «от общего к частному от целого к деталям». Этот принцип предполагает направить движение мысли подростка по пути, аналогичному пути развития систем: от простой градации к последующей дифференциации понятий и построению в сознании более сложной системы понятий (религиозной идентификации в нашем понимании) и представлений о мире и религии. Благодаря его применению отдельные науки (как, напр. философия, религия) должны предстать перед ребенком как части единого целого - знания о мире и о религии. Благодаря его примененью отдельные науки должны предстать перед ребенком как части единого целого-знания о мире и религии.
Религиозная идентичность подростков воспитывается в семье. Родители, в основном мать подростка, играет большую роль в привитие им элементарных представлений о религии.
Религиозные убеждения семьи играют важную роль в формировании мировоззрения подростка. Религия предлагает свои ответы на фундаментальные вопросы смысла жизни, нравственности, справедливости и взаимоотношений с окружающим миром, и подростки, как правило, принимают эти ответы от своих родителей и дальше развивают их.
В детстве подросток видит родителей как авторитетных фигур и часто принимает их веру и мировоззрение без сомнений. Он ориентируется на их моральные ценности и подражает им. Таким образом, религиозное воспитание в семье имеет значительное влияние на формирование мировоззрения подростка.
Семейные традиции, связанные с религиозными праздниками, обрядами и обычаями, также сильно влияют на мировоззрение подростка. Подобные семейные ритуалы создают ощущение принадлежности к определенному сообществу и помогают формировать и воспринимать определенные ценности.
Религиозные убеждения семьи могут также оказывать влияние на выбор образовательного учреждения подростка. Например, родители, верящие в определенную религию, могут предпочесть отправить своего ребенка в школу с религиозной направленностью, где будут пропагандироваться их убеждения. Это может дополнительно укрепить веру подростка и повлиять на его восприятие мира.
Религия и традиции играют значительную роль в формировании личности подростка. Они помогают осознать и принять религиозную идентичность, развивать моральные ценности, понимать культурные и исторические основы религии, а также найти коммуникационную поддержку и социальную сеть. Это делает религиозные обряды и традиции ценным и важным аспектом воспитания подростков.
Религиозная идентичность играет значительную роль в формировании личности подростка, особенно в контексте социального взаимодействия. Вера и религиозные убеждения, которые подросток приобретает от своей семьи, могут сильно влиять на его отношения с другими людьми и на его участие в общественных событиях.
Прежде всего, религиозность семьи формирует основы моральных ценностей подростка. Религиозные воззрения часто включают определенные нормы поведения и моральные принципы, которым подросток может следовать. Например, религиозные семьи могут придерживаться строгих требований в отношении чистоты, воздержания от алкоголя и наркотиков, а также воздержания от сексуальных отношений до брака. Эти ценности формируют основу для принятия решений и поведения в различных социальных ситуациях.
Кроме того, религиозная идентичность семьи может влиять на социальные связи подростка. Вера рассматривается как способ объединения людей, и религиозные семьи обычно часто посещают религиозные обряды и собрания вместе. Это создает возможность для подростка подружиться с другими молодыми людьми, которые разделяют его веру и ценности. В этих сообществах подросток может найти поддержку и взаимопонимание, что помогает ему развиваться социально и эмоционально.
Влияние религиозных воззрений семьи на подростка может также проявляться в его отношении к мирским проблемам и текущим событиям. Религиозные убеждения могут формировать взгляды подростка на такие вопросы, как политика, наука, мораль и этика. Это может повлиять на его участие в социальных движениях, активной гражданской деятельности или защите своих убеждений. Религиозная идентичность может быть мощным мотиватором для подростков, вдохновляющим их на принятие активной роли в обществе.
Однако важно отметить, что религиозные воззрения семьи не всегда положительно влияют на социальное взаимодействие подростков. В некоторых случаях религиозная интолерантность или догматизм могут создавать барьеры в отношениях с другими подростками, которые не разделяют этих убеждений. Такие подростки могут ощущать дискриминацию или чувствовать себя исключенными из сообщества, что может негативно сказываться на их социальной адаптации и самооценке.
В целом, религиозная идентичность семьи имеет существенное влияние на социальное взаимодействие подростков. Она формирует основы моральных ценностей, помогает подростку находить поддержку и взаимопонимание в религиозном сообществе и может вдохновить его на активную гражданскую деятельность. Однако необходимо учитывать различия между детьми и учитывать потенциальные негативные последствия религиозных воззрений для социального взаимодействия подростка. Именно баланс между религиозными идентичностью и уважением к другим людям и культурам может помочь подростку развиваться как социально ответственной личности
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер, 2021
2. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи [Текст]: учебно-метод. пособие / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2021 – 224 с.
3. Безрогов В.Г. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива // Развитие личности. 2022. № 4. С. 115-136.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд и др., 1995. 323 с.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.
+ еще 11 источников
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности. Вариант 2.
Дипломная работа:
Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков
Курсовая работа:
Роль семьи в воспитании личности ребенка
Курсовая работа:
«Роль учителя начальных классов в формировании личности младшего школьника»
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности