8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Социология

Смысложизненные ориентации студентов региональных вузов - Дипломная работа

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты изучения смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии 6

1.1 Смысложизненные ориентации в работах современных психологов 6

1.2 Методы исследования смысложизненных ориентаций 18

1.3 Студенчество как особая социальная группа 20

Выводы по Главе 1 27

2 Эмпирические исследования смысложизненных ориентаций студентов 29

2.1 Организация и проведение исследования 29

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31

2.3 Практические рекомендации по формированию ценностных ориентаций студентов 42

Выводы по Главе 2 48

Заключение 49

Список литературы 52

Приложения 57

Введение (выдержка)

Новые тенденции развития современного мира - информационность, глобализация, интеллектуализация – определили новую специфику системы ценностей, идеалов, норм, на которые личность и социальные группы в целом начинают ориентироваться, оценивать их по- другому.

В условиях современных социальных трансформаций проблема поиска смысла жизни становится особенно актуальной для молодежи. Студенты, как представители молодого поколения, находятся на этапе формирования собственных смысложизненных ориентаций, которые будут определять их жизненные цели, ценности и поведение.

Особый интерес представляет изучение смысложизненных ориентаций студентов-социологов. Социология как наука о социальных процессах и явлениях предполагает наличие у будущих специалистов развитого смысложизненного сознания, понимания своего места в обществе и осознания ответственности за свое будущее. Все вышеуказанные факты обусловили актуальность темы исследования.

Изучению смысложизненных ориентаций у студентов посвящен ряд работ. Среди них можно назвать исследования Д. А. Леонтьева, В.Э. Чудновского, В.И. Слободчикова, Д.В. Каширского и др. объектом исследований выступали основном студенты педагогических вузов социально- гуманитарных специальностей (И.А. Сладкова, О.А. Овсянникова, В.М. Долгова и др.), реже технических специальностей по отдельности (Ю.А. Кукушкина, Е.В. Кожевникова и др.). Есть исследования дифференциация смысложизненных ориентаций студенчества по возрастному признаку. Но недостаточно изучена различия выраженности смысложизненных ориентаций студентов разных направлений подготовки (А.А. Андрейченко).

Среди зарубежных ученых данный вопрос изучали З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, М. Рокич и другие.

Цель данной дипломной работы - изучить смысложизненные ориентации студентов-социологов СмолГУ, выявить факторы, влияющие на их формирование, и разработать рекомендации по развитию позитивных смысложизненных ориентаций у будущих специалистов.

Задачи исследования:

– рассмотреть научные работы, посвященные изучению смысложизненных ориентаций;

– выявить в эмпирическом исследовании смысложизненные ориентации студентов СмолГУ;

– установить основные критерии развития современного российского общества;

– выделить факторы формирования общественного мнения в коллективе;

– анализируя данные представить данные об развитии общества, положительных перемен в современном обществе, понятие студентов как улучшить общество.

Объектом исследования являются смысложизненные ориентации студентов-социологов СмолГУ.

Предметом исследования выступают факторы, влияющие на формирование смысложизненных ориентаций у студентов-социологов СмолГУ.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социологии и философии.

В работе использовались методы теоретического анализа, эмпирического исследования (анкетирование, интервьюирование), статистической обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе проведенного исследования, в дальнейшем могут быть использованы в работе психологов вуза с целью формирования смысложизненных ориентаций у студентов.

Данные об особенностях смысложизненных ориентаций позволят наметить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций в образовательной среде.

Для проведения исследования будут использованы следующие методики и опросники: анкетный опрос как форма получения от респондентов сведений о их дальнейших целях, планах на будущее.

База исследования: студенты СмолГУ. Для проведения исследования сформирована выборка из 400 человек.

Новизна исследования: исследование связи смысложизненных ориентаций и самоактуализации будущих психологов является важным для помогающих практиков, так как данная сфера влияет на профессиональное и личностное становление специалиста.

Данная дипломная работа имеет теоретическое и практическое значение. Ее результаты могут быть использованы в образовательном процессе для разработки программ и методик по формированию позитивных смысложизненных ориентаций у студентов-социологов.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты изучения смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Смысложизненные ориентации в работах современных психологов

Данная работа будет посвящена исследованию смысложизненных ориентаций у студентов-социологов. Ведь студенчество – первая ступень на пути к достижению «большой» жизненной цели, самореализации. Приобретенные ранее правила и нормы морали претерпевают существенные изменения.

Перед студентом возникает сложный выбор: оставить всё как прежде или адаптироваться к новым условиям и внести коррективы в свой жизненный уклад. Если он не успевает подстроиться к новым условиям, то чувствует себя неуверенным и испытывает стресс. Исследование личностных конструктов, которые отвечают за смысложизненные ориентации студентов являются актуальной проблемой. Именно эти качества могут как помогать личности справляться со стрессом и активировать скрытые ресурсы, так и ухудшать ситуацию .

Получение высшего образования в университете не просто расширяет кругозор, но и способствует всестороннему развитию студентов. Участвуя в образовательном процессе, будущие специалисты знакомятся с профессиональным миром и определяют свой жизненный путь. Ценностные ориентиры играют определяющую роль в формировании личности. Уровень осознанности ценностей влияет на направление, в котором развивается человек.

Обучение в вузе, по мнению некоторых психологов, содействует появлению новых жизненных ориентиров и совершенствованию навыков самоанализа. В результате студенты начинают смотреть на мир по-новому и иначе оценивать своё место в нём. Таким образом, университетское образование – это не только приобретение знаний и навыков, но и становление личности, формирование её мировоззрения и жизненной позиции .

Беспутина в своей статье пишет: «В юношеском возрасте создаются предпосылки для проявления психологического новообразования – смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим» . Кроме того, в юношеском возрасте осознание жизненных ценностей и целей приобретает огромное значение. Оно помогает освободиться от влияния сиюминутных желаний и соблазнов. В этот период внутренний мир и ценностные ориентиры человека становятся самодостаточными и превращаются в высшую ценность. Это создаёт основу для формирования зрелой и автономной личности, которая способна принимать решения, руководствуясь собственными убеждениями и логикой» .

Жизненные ценности и цели можно разделить на два типа [30]:

* Сферы быстрого развития: области, в которых человек может быстро прогрессировать и найти смысл жизни.

* Главные ценности: базовые принципы, которые остаются важными для человека на протяжении всей жизни и придают смысл всем его действиям.

Эти ориентиры служат своеобразными индикаторами, по которым человек оценивает свой прогресс к цели, а также степень удовлетворенности жизнью и достижениями.

В процессе обучения в вузе студенты перенимают социальные нормы и ценности, учатся брать на себя ответственность и принимать собственные решения. Это происходит благодаря интериоризации – процессу, в ходе которого социальные модели поведения становятся частью внутреннего мира человека.

Понятие «смысложизненные ориентации» имеет множество определений и чаще всего рассматривается относительно жизненных целей.

В.Э. Чудновский пишет: «…смысложизненные ориентации выступают как элементы системы сознательных и избирательных связей. Данные ориентации, по словам учёного, отражают личностную направленность, формируют жизненные цели, отвечают за самореализацию и осмысленный выбор тех или иных моделей поведений» .

Согласно мнению В.Э. Чудновского, «смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности» . По мнению В.Э. Чудновского, только позитивные и продуктивные жизненные ценности и цели способствуют развитию личности. Он считает, что наличие жизненной цели дает человеку ощущение ценности и значимости. Если эта ценность утрачивается, человек может столкнуться с экзистенциальным кризисом.

Смысл жизни, как устойчивая психологическая конструкция, оказывает существенное влияние на поведение и поступки человека. Он дает ему чувство направления и цели, помогая преодолевать трудности и достигать желаемого.

Ф. Знанецкий и У. Томас впервые ввели понятие «ценностные ориентации». Н.Н. Лебедева утверждает, что система ценностей личности является важнейшим компонентом ее внутренней структуры. С ее помощью человек разделяет существенное и несущественное, полезное и бесполезное, важное и неважное с точки зрения своих потребностей, интересов и устремлений .

Е.Ю. Мандрикова предлагает следующую классификацию концепций ученых, изучающих смысложизненные ориентации :

1. Мотивационная концепция (К. Левин, Л.К. Франк, А.И. Епифанцева и др.) рассматривает смысложизненные ориентации как часть мотивационной сферы личности. Мотивация возникает, когда человек осмысляет ценности, навязанные обществом, и оценивает их как личностно значимые.

2. Типологическая концепция (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, В.К. Вилюнас и др.) изучает смысложизненные ориентиры в контексте организации времени. Человек планирует свое будущее, опираясь на свои ценности и ресурсы.

3. Образовательная концепция (М.М. Бахтин, И.В. Дубровина, Т.В. Машарова и др.) рассматривает ценностно-смысловые ориентации в контексте экзистенциальных вопросов.

Таким образом, формирование смысложизненных ориентаций происходит в детском возрасте благодаря усвоению ценностных установок значимых взрослых и социокультурных образцов. Жизненная картина мира требует систематического педагогического сопровождения на этапе становления. В противном случае образ будущего становится размытым и не вызывает мотивации к деятельности.

4. Событийная теория (Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова, Е.Ю. Мандрикова и др.) рассматривает смысложизненные ориентации с точки зрения взаимосвязи двух идей:

По мнению Ф.Е. Василюк, «смысл жизни личности имеет индивидуальные различия, основанные на событиях конкретной жизни» .

П.К. Анохин предполагает, что «ценностно-смысловая сфера меняется под влиянием актуализированных событий» [2, с.66].

В советское время проблематика смысла жизни мало исследовалась психологами. Среди отечественных ученых, занимавшихся этим вопросом, были Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие выдающиеся психологи. Л.С. Выготский рассматривал смысловое строение сознания в формате "ситуация-мысль-смысл-действие". Он выделял смысл как сложное динамическое образование, регулирующее деятельность личности. Л.С. Выготский писал, что "перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту" . [6, с. 237–238].

С.Л. Рубинштейн выяснил, что смысл жизни человека может быть определен только в процессе взаимодействия с другими людьми. То есть внутренний потенциал личности раскрывается благодаря внешним факторам окружающей среды. Таким образом, поиск смысла жизни является путем духовного развития. А именно смысл жизни заключается в том, чтобы быть человеком, который постоянно совершенствуется и служит примером для других .

А.Н. Леонтьев определил личностный смысл как многосоставное целостное образование, сущность которого раскрывается во взаимообусловленности «смысл – значение» в фундаментальной характеристике «пристрастности человеческого сознания» , в котором «Смысл и есть “для меня значение”!» . Деятельность и осознание личностных смыслов определяются в двух контекстах: первый - отношение мотива к цели; второй – регулирование функций психических процессов, состояний и явлений личности. Учёный предполагает, что: «смысл является отражением отношений между человеком и его действиями. При этом смыслообразующая функция принадлежит мотиву, а мотив цели влияет на личностный смысл» .

Личностный смысл – это сложная многогранная структура, которая меняется на протяжении всей жизни человека. Он формируется в процессе взаимодействия с внешним миром и под влиянием внутренних переживаний. Понимание смысла жизни выходит за рамки социально ожидаемых норм и представляет собой глубокое отношение к жизни, которое затрагивает не только настоящее и будущее человека, но и его прошлое. Мы оцениваем свои действия и накопленный опыт, сопоставляя их с собственными ценностями.

Смысл жизни включает в себя три основных компонента:

1. Ценность жизни. Это убеждение человека в том, что его жизнь имеет смысл и цель. Ценность жизни может основываться на различных факторах, таких как отношения, карьера, творчество, духовность и т.д.

2. Ощущение этой ценности. Это чувство удовлетворения и полноты, которое человек испытывает, живя в соответствии со своими ценностями.

3. Процесс формирования и реализации ценностей. Это постоянный процесс, в ходе которого человек исследует свои ценности, ставит перед собой цели и предпринимает действия для их достижения.

Смысл жизни интегрирует объективные (внешний мир) и субъективные (внутренний мир) аспекты нашей реальности, связывая между собой действия, сознание и личность человека. Это многоуровневая структура, которая включает в себя индивидуальные, социальные и культурные измерения.



2 Эмпирические исследования смысложизненных ориентаций студентов

2.1 Организация и проведение исследования

В период с 6 марта 2024 г. по 8 апреля 2024 г. мной была пройдена преддипломная практика в дистанционном формате на образовательной платформе Moodle и путем создания сайта Google формы для опроса, с целью сбора эмпирического материала для выпускной квалификационной работы.

Во время практики был проведен сбор и изучение материала для социологического исследования, используемого для выполнения выпускной квалификационной работы.

Содержание научно – исследовательской работы предполагает:

1. Изучение методов и умение их проведения;

2. Формирование умений и навыков, необходимых будущему социологу;

3. Совершенствование профессиональных навыков, нести ответственность не только за свою деятельность, но и за конечный результат

Исследование состоит из 3-х этапов прохождения:

1 этап – подготовительный;

2 этап – учебно-производственный;

3 этап– подготовка и представление результатов практики.

На 1 этапе я разработала программу исследования. Ознакомилась с учебной литературой. Поставила перед собой цели и задачи для улучшения и повышения профессионального уровня и эффективной работы в дальнейшем.

На 2 этапе – Ознакомилась с тематикой, используемыми методами и результатами исследовательской деятельности. Определила сферы собственных возможностей, проанализировала, расставила приоритеты.

На 3 этапе я приступила к обработке и систематизации собранного материала, создала Google forms для прохождения опроса студентами дистанционно. Загрузила на платформу задания, оформила отчёт о прохождении практики.

Социологические исследования помогают осмыслить и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает в себя как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.

Цель изучения - сбор данных студента-социолога является одним из важнейших элементов его профессионально-личностного потенциала, потому что через освоение и реализацию учащимся методов опроса и практик в сфере анкетирования растет его развитие в сфере психологической оценки обстановки в определенной категории населения. Проблемная ситуация исследования заключается в возникшем неравенстве слоев населения, уровне безработицы и повышение роста цен и снижение качества жизни. В данной работе представлены данные, благодаря которым, умение проводить опрос студентов-социологов как важнейшего элемента профессиональной компетентности будущего специалиста и существующих в СмолГУ педагогических технологий ее формирования.

От профессиональной компетентности социолога зависит качество проводимых исследований, поэтому от него ожидают множество профессиональных умений и навыков. Широта профессиональных компетенций социолога позволяет анализировать социальные процессы в широком диапазоне.

Объект исследования – социальная группа студентов

Предмет исследования – смысложизненные ориентации студентов региональных ВУЗов на примере СмолГУ

Цель – смысложизненные ориентации студентов

Задачи:

1. Определить метод сбора информации, объем студентов которых нужно опросить с помощью системы профессиональных знаний социолога;

2. Собрать данные студентов их представления о развитии современного российского общества (их точка зрения), анализировать данные;

3. Установить основные критерии развития современного российского общества;

4. Выделить факторы формирования общественного мнения в коллективе;

5. Анализируя данные представить данные об развитии общества, положительных перемен в современном обществе, понятие студентов как улучшить общество.

Анкета (ссылка на гугл форму)

https://docs.google.com/forms/d/1wbNDpSEnj4ckN5zMju0am4PCWckVeExDFO34J0nByi0/edit?pli=1

Выборку исследования составила 400 студентов, обучающихся на 1 и 4 курсах, в равных долях по 200 представителей каждого курса.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Объектом представленного исследования выступили студенты СмолГУ.

В первую очередь проанализируем социальную структуру опрошенных.

Выборку исследования составила 400 студентов, обучающихся на 1 и 4 курсах, в равных долях по 200 представителей каждого курса.


47,3% (189 чел.) из опрошенных – женщины, 52,8% (211 чел.) – мужчины.


Большинство опрошенных студентов (63,7% или 255 чел.) являются гражданами РФ, 24,8% (99 чел.) – граждане РБ, 11,5% (46 чел.) – являются гражданами других государств.


Далее проанализируем мотивы поступления студентов в Смоленский Государственный университет:

Большая часть опрошенных (37,5% или 150 чел.) поступили в СмолГУ из-за перспективы найти хорошую работы.

Из ответивших данным образом:

68 человек (45%) – женщины, среди которых: 39 человек (26%) - студентки 1 курса, 29 ответивших (19%) –студентки 4 курса.

82 человека (55%) мужчины, среди которых: 33 чел. (22%) – студенты 1 курса, 49 чел. (33%) – студенты 4 курса.

На втором месте (23% или 92 чел.) ответ «Посоветовали друзья/знакомы/учителя/родители».

Здесь структура респондентов выглядит следующим образом:

Мужчины (48 чел.) - студенты 1 курса – 21 чел. Студенты 4 курса – 27 чел.

Женщины (44 чел.) – студенты 1 курса – 19 чел. Студенты 4 курса – 25 чел.

21,5% (86 чел.) выбрали ответ «Интерес в области социологии».

Из них:

Мужчины (50 чел.) - студенты 1 курса – 23 чел. Студенты 4 курса – 27 чел.

Женщины (36 чел.) – студенты 1 курса – 18 чел. Студенты 4 курса – 18 чел.

Наименее популярным ответом выступил «Занимался в школе социологии», данный ответ выбрали 18% (72) студента.

Из них:

Мужчины (30 чел.) - студенты 1 курса – 18 чел. Студенты 4 курса – 12 чел.

Женщины (42 чел.) – студенты 1 курса – 30 чел. Студенты 4 курса – 12 чел.


В качестве цели, которую ставят перед собой студенты СмолГУ в процессе обучения, 31,3% (124 чел.) выбрали приобретение новых навыков и знаний.

Из них:

Мужчины (67 чел.) - студенты 1 курса – 34 чел. Студенты 4 курса – 33 чел.

Женщины (57 чел.) – студенты 1 курса – 35 чел. Студенты 4 курса – 22 чел.

Как видно из распределения ответов по полу и курсу, результаты примерно одинаковые, то есть данный критерий одинаково важен и для женщин и для мужчин, вне зависимости от возраста.

Получение качественного образования назвали 27,5% опрошенных, 110 человек.

Из них:

Мужчины (65 чел.) - студенты 1 курса – 28 чел. Студенты 4 курса – 37 чел.

Женщины (45 чел.) – студенты 1 курса – 26 чел. Студенты 4 курса – 19 чел.

Как видно из данного результата, качество образования становится более важным для мужчин по мере приближения к выпуску. Для женщин же данный критерий важен изначально, при поступлении в ВУЗ.

24% (96 ч.) студентов выбрали подготовку к будущей карьере, 17,3% (69 чел.) - саморазвитие и профессиональный рост.

Из них:

Мужчины (38 чел.) - студенты 1 курса – 16 чел. Студенты 4 курса – 22 чел.

Женщины (31 чел.) – студенты 1 курса – 13 чел. Студенты 4 курса – 18 чел.

Данная структура респондентов не показывает значимых различий.

Заключение (выдержка)

Представленное исследование раскрывает ключевые аспекты ценностных и смысложизненных ориентаций студентов, обозначенные в выпускной квалификационной работе. Автор подробно освещает теоретические подходы к пониманию этих понятий, опираясь на мнения ведущих исследователей данной проблематики.

В частности, отмечается, что, согласно Д.А. Леонтьеву, смысложизненные ориентации представляют собой механизмы целенаправленной деятельности человека, выступая в качестве структурно-иерархической системы представлений, формируемой на основе жизненного опыта и индивидуально-типологических особенностей личности. Л.Т. Потанина, в свою очередь, связывает смысложизненные ориентации с ценностно-смысловыми ориентациями, которые определяют цели, регулируют поведение и детерминируют связь личности с социумом.

Автор также обращается к концепции М. Рокича, согласно которой ценности подразделяются на терминальные (выступающие в качестве конечных целей личностного существования) и инструментальные (представляющие собой предпочитаемые образы действий). Отмечается, что ценности оказывают влияние на самоопределение, личностное развитие и поведение человека.

Кроме того, в работе подчеркивается, что в период студенчества активно формируются смысложизненные ориентации, которые впоследствии определяют успешность самореализации личности.

Таким образом, автор глубоко и качественно анализирует теоретико-методологические аспекты ценностных и смысложизненных ориентаций студентов, раскрывая их сущность, структуру и роль в личностном становлении.

Результаты проведённого социологического исследования и последующей статистической обработки данных позволили сделать ряд важных выводов относительно ценностных ориентаций студентов, выбравших профессию "социолог". Было установлено, что при выборе данного направления подготовки ключевую роль сыграли гарантированное трудоустройство и наличие бесплатной формы обучения. При этом большинство опрошенных на данном этапе жизненного пути довольны своим выбором и планируют в дальнейшем развивать профессиональную деятельность в сфере психологии.

Изучение ценностных ориентаций будущих студентов позволило сформировать целостный образ личности современной студенческой молодёжи. Проведённый анализ факторов и личностных характеристик показал, что для опрошенных студентов характерны выраженный патриотизм, наличие идеалов, социальная мобильность и готовность к самореализации. При этом в качестве жизненных ценностей, служащих инструментами для достижения целей, ими были выделены ответственность, образованность, честность, чуткость и воспитанность.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о преобладании у студентов ориентации на саморазвитие и духовную составляющую над материальными ценностями, что указывает на достаточно высокий уровень нравственного воспитания современной молодёжи.

В целом студенты как первого, так и четвёртого курсов продемонстрировали средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций, проявляющийся в их внутренней способности к ценностному осмыслению действительности, проявлении ответственности и устойчивости личностных установок.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций, направленных на развитие профессиональных и личностных качеств будущих специалистов в сфере психологии.

Прежде всего, следует уделить особое внимание формированию духовных и нравственных ориентиров у студентов. Важным аспектом здесь является работа над самооценкой и уверенностью в себе, а также развитие таких ключевых психологических характеристик, как эмпатия и целеполагание.

Для реализации данных рекомендаций целесообразно использовать разнообразные методы коррекционной работы, среди которых можно выделить проективные методики, арт-терапию, сказкотерапию, групповую работу, личностно-ориентированную терапию и когнитивно-поведенческую терапию. Применение этих методов позволит комплексно воздействовать на личность студентов, способствуя развитию их самосознания, эмоциональной сферы и поведенческих паттернов.

Особую значимость приобретает способность будущих психологов осознавать собственное психическое состояние и управлять своими эмоциями. Это напрямую влияет на эффективность их профессиональной деятельности и возможность к саморегуляции, без которой успешная работа в столь сложной сфере невозможна.

Таким образом, предлагаемые рекомендации направлены на всестороннее развитие личности будущих специалистов-психологов, формирование у них ценностно-смысловых ориентиров, эмоциональной компетентности и способности к самоорганизации. Реализация данных мер будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки и успешной самореализации выпускников в выбранной сфере деятельности.

Литература

1. Абашина А. Д., Маслова Н. Ф. Личностно ориентированная модель интегративной подготовки социальных педагогов//Образовательные технологии.- 2017.- № 4.- С. 71-82.

2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 1991. С. 19-44.

3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин.М. :Юнити-Дана, 2013. 112 с.

4. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А., Расчетина С.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев: учебно-методическое пособие - СПб-Тверь: изд-во «Научная книга», 2009 -100с.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2019. 448 с.

+ еще 38 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Год: 2024
2900 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X