Введение 3
1 Теоретические аспекты служебного расследования ДТП 5
1.1 Понятие дорожно-транспортного происшествия 5
1.2 Нормативно-правовая основа проведения служебного расследования ДТП в организации 10
2 Организация проведения служебного расследования ДТП в организации 17
2.1 Порядок проведения служебного расследования ДТП в организации 17
2.2 Применение современных методик и средств при проведении служебного расследования ДТП в организации 22
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 32
Проблема снижения количества ДТП является чрезвычайно сложной.
Она носит многоплановый, комплексный характер. Для решения этой проблемы в нашей стране создана и получила развитие государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Но вместе с тем основная практическая работа по предупреждению ДТП проводится на автотранспортных предприятиях, фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, частными автоперевозчиками.
Современное общество сталкивается с возрастающим числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые имеют серьезные последствия для жизней и здоровья людей, а также для экономической стабильности и развития организаций. Процесс установления причин ДТП и выявления виновных лиц является неотъемлемой частью работы организаций, ответственных за безопасность дорожного движения. Целью данной курсовой работы является исследование порядка проведения служебного расследования причин ДТП в организации, с акцентом на эффективность данного процесса и его соответствие законодательству.
Задачи исследования:
1.Определить понятие дорожно-транспортного происшествия;
2. Изучить нормативные правовые акты, которые регулируют порядок проведения служебного расследования ДТП в организации.
3. Выявить основные этапы проведения расследования и их последовательность.
4. Определить роль современных методик и средств в организации в процессе расследования ДТП.
Предметом исследования является порядок проведения служебного расследования причин ДТП в организации, включая правовые и организационные аспекты.
Объектом исследования выступают дорожно-транспортные происшествия, а также деятельность организации по их расследованию и предотвращению.
Актуальность данной работы связана с необходимостью улучшения системы проведения служебного расследования ДТП в организациях. Правильное и эффективное расследование помогает установить причины происшествий, выявить возможные нарушения и предотвратить подобные случаи в будущем. Кроме того, улучшение системы расследования позволяет предоставить справедливое решение по возмещению ущерба и осуществление гражданской ответственности.
Таким образом, изучение порядка проведения служебного расследования причин ДТП в организации представляет собой важное и актуальное исследование, целью которого является разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
1 Теоретические аспекты служебного расследования ДТП
1.1 Понятие дорожно-транспортного происшествия
Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [2].
Категории дорожно - транспортных происшествий:
1. Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
2. Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
3. Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транс- портных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
4. Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
5. Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
6. Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на коле со, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.
Виды ДТП для третьей категории:
1. Опрокидывание. Это опрокидывание средства передвижения, произошедшее по разным причинам.
2. Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно — дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
3. Наезд на животное - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
1. Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия.
2 Организация проведения служебного расследования ДТП в организации
2.1 Порядок проведения служебного расследования ДТП в организации
На ведомственные службы обеспечения безопасности дорожного движения наравне с работой по профилактике аварийности поручена задача проведения служебного расследования причин определённых дорожно- транспортных происшествий, совершенных с участием подведомственных транспортных средств.
Работа по расследованию причин ДТП, проводимая начальником службы обеспечения безопасности движения непременно должна согласовываться с работниками ГИБДД. Целесообразность четкого взаимодействия обозначена действующими нормативными документами, характеризующими процедуру проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
Целью проведения служебного расследования является обнаружение нарушений установленных норм и правил по обеспечению безопасности дорожного движения сотрудниками предприятия, обнаружение недостатков в деятельности автотранспортного предприятия, способствовавших появлению дорожно-транспортных происшествий, а также разработка мероприятий по предупреждению аналогичных нарушений в процессе работы автотранспортного предприятия (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Цель служебного расследования
В автотранспортных предприятиях служебные расследования всех дорожно-транспортных происшествий должны проводиться руководителем предприятия, или, по его указанию, руководителем службы обеспечения безопасности движения. Если в результате ДТП погиб хотя бы один человек или получили тяжкие телесные повреждения не менее двух человек, то служебное расследование такого происшествия проводится с участием руководства транспортного управления, в составе которого пребывает данное транспортное предприятие, транспортное средство которого оказалось вовлечено в дорожно-транспортное происшествие. При более тяжких происшествиях, в результате которых тяжкие телесные повреждения подучила группа людей (не менее трёх человек) или погибло более чем два человека, служебное расследование должно проводиться с участием руководства областного объединения автомобильного транспорта.
Положением установлены максимальные сроки выполнения служебного расследования. Так, расследование, проводимое на уровне автотранспортного предприятия должно проводиться в срок не более трёх суток с момента свершения дорожно-транспортного происшествия, на уровне транспортного управления - в срок не более пяти суток, а на уровне области - в срок не более шести суток. Должностные лица, проводящие служебное расследование, обязаны осуществлять тесный контакт с работниками органов дознания или следствия, предоставляя в их распоряжение все необходимые документы и создавая им благоприятную обстановку в работе по быстрейшему выявлению причин ДТП и лиц, виновных в его совершении.
Получив сообщение о ДТП дежурный по автотранспортному предприятию обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю предприятия и начальнику службы обеспечения безопасности движения. В случае, если информация о случившемся дорожно-транспортном происшествии была получена не из органов ГИБДД, то дежурный по предприятию обязан немедленно оповестить об этом соответствующий орган ГИБДД.
Руководитель автотранспортного предприятия, или по его поручению руководитель службы обеспечения безопасности движения предприятия должны немедленно выехать на место происшествия. Установив, что в результате происшествия группа людей получила тяжкие телесные повреждения или же пострадавшие скончались, руководитель, проводящий расследование обязан незамедлительно сообщить об этом руководству транспортного управления или объединения по подчинённости.
В случаях, когда ДТП случилось из-за плохого состояния автомобильной дороги или её обустройства, для участия в проведении служебного расследования должны привлекаться представители руководства местных дорожных органов, т.е. дорожного ремонтно-строительного управления или участка, обслуживающего определённую автомобильную дорогу [11].
По итогам проведенного исследования, сделано следующее заключение.
Проведение служебных расследований ДТП — процесс, обязательный для всех организаций, у которых на балансе есть хотя бы одно транспортное средство. Уклонение от учета аварий является нарушением обеспечения безопасности дорожного движения.
Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие транспортом, обязаны проводить служебное расследование ДТП по следующим причинам:
1. Результаты вносятся в журнал учета дорожно-транспортных происшествий. Этот и другие документы по аварийным ситуациям могут запросить УГАДН в случае внеплановых и плановых проверок БДД в организации.
2. Рассмотрение аварии помогает предотвращать аналогичные инциденты в будущем, становится примером в формировании мер безопасности для предупреждения ДТП.
Требования об учете и анализе происшествий с участием транспортных средств закреплены в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Положения о служебном расследовании ДТП регламентированы Приказом Минтранса РФ №145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».
Отказ от проведения служебного расследования ДТП на предприятии является нарушением правил безопасности движения и обеспечения безопасности в компании. Если надзорные органы обнаружат халатное отношение к анализу аварий и отсутствие учета происшествий, может быть назначен штраф в размере, обозначенным статьей 12.21.1 КоАП РФ. Должностным лицам назначается штраф до 10000 рублей, юридическим лицам — до 25000 рублей.
Для проведения мероприятия формируется комиссия не менее чем из трех человек, среди которых обязательно присутствует ответственный за БДД. В этапы входит:
1. Сбор полной информации на месте аварии. Данные вносятся в специальную карточку, содержащую сведения о времени ДТП, марку и модель транспорта, степень повреждений, тип перевозки, число пострадавших и описание ущерба. Также включается вывод о причине случившегося и нарушении правил ПДД. На месте всё документируется фотографиями. В завершение этапа запрашиваются копии документов, оформленных сотрудниками ГИБДД на месте происшествия.
2. Разбор причин ДТП комиссией. Оценка действий водителя с учетом всех обстоятельств и соблюдения ПДД, выведение факторов, которые можно устранить в будущем для предотвращения схожих случаев.
3. Составление акта служебного расследования ДТП. Документ содержит информацию о составе комиссии, о попавшем в аварию водителе, описание аварийной ситуации. Включены выводы касательно происшествия, которые принимаются во внимание в случае разбирательства в суде.
Акт не является единственным документом, по результатам расследования также необходимо приложить копию схемы происшествия и документы, свидетельствующие о проведении мероприятий по предупреждению ДТП. Нужен пакет документов БДД, который поможет избежать штрафов в случае незапланированных проверок УГАДН после аварий.
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О безопасности дорожного движения"// "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4873,
2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.06.2023) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531
3. Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс] / Приказ Министерства автомобильного транспорта от 26 апреля 1990 г., – режим доступа https://docs.cntd.ru/document/9046616 (дата обращения 20.10.21 г.).
4. ГОСТ Р ИСО 39001 – 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению. Введ.: 2015–06–01. Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
5. Распоряжение Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) "Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" (вместе с "ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ.") https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216854&cacheid=A5C76DD51AC5FD8E740BB0007F48B479&mode=splus&rnd=mY4oQw#p93x38U2v9lQL7v21
+ еще 17 источников
Дипломная работа:
Управление конфликтами в организации
Дипломная работа:
Выявление и расследование сотрудниками полиции административных правонарушений
Контрольная работа:
Техника и организация бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации. Инвентаризация имущества и обязательств в организации и ее роль в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности.
Курсовая работа:
Управление процессом стратегических изменений в организации
Дипломная работа:
Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися