8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Физкультура и спорт

Деятельность педагога по использованию нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в начальной общеобразовательной школе - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы проблемы использования нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры 5

1.1 Понятие и история нейроигр и нейроупражнений 5

1.2 Применение нейроигр и нейроупражнений на уроке физической культуры 11

2 Методологические основы использования нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры 15

2.1 Педагогические условия применения нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры 15

2.2 Примеры использования нейроигр и нейроупражнений на уроках физкультуры 18

Заключение 24

Список литературы 26

Приложения 28

Введение (выдержка)

Актуальность работы обусловлена потребностью в современном обществе у детей развитию когнитивных способностей. Последнее время многие дети страдают низким уровнем концентрации и произвольного контроля, медленной мыслительной деятельностью, высоким уровнем утомляемости, низким уровнем развития памяти и т. д. Вследствие внедрения в нашу повседневную жизнь различной техники сократилась двигательная активность детей, которая помогает компенсировать все нарушенные процессы в головном мозге. Не так давно получил распространение нейропсихологический подход, который базируется на межполушарном взаимодействии с помощью игр и упражнений. Именно об этом подходе и пойдет речь ниже.

Изученность проблемы. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Физиологи установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени тонкой моторики рук.

И.М. Сеченов считал, что «неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука». Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитее речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

Цель курсовой работы – исследование возможностей и условий применения нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в начальной общеобразовательной школе.

Задачи:

1. представить классификацию форм нейроигр;

2. раскрыть принцип действия нейроигр;

3. представить примеры нейроигр, которые возможно применить на практике;

Новизна разработки обусловлена недостаточной освещенностью данной темы в методической литературе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка рекомендуемых источников.

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические основы проблемы использования нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры

1.1 Понятие и история нейроигр и нейроупражнений

С точки зрения структуры головного мозга, то его можно условно разделить на два полушария. Оба полушария внешне схожи и при этом активно взаимодействуют, однако отвечают за разные функции и процессы.

Правое (образное) контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам.

Левое (логическое) полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а еще отвечает за речь и логику.

Работу обоих полушарий координирует мозолистое тело, представляющее собой разветвленную систему нервных волокон. Задача мозолистого тела- связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.

Чем больше мы используем оба полушария, тем более разумно мы способны функционировать. Оба полушария мозга необходимы для того, чтобы действовать максимально эффективно в любой области жизнедеятельности.

Качественная продуктивная работа мозга выступает залогом отличной памяти, реакции, навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие. Учение длится все время, пока мы взаимодействуем с миром. В мозге и теле это учение происходит в форме взаимодействия нейронов.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основе полученных выводов в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана «Гимнастика для мозга». Пол Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению".

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени нейрогимнастика начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений. В последние годы особую популярность и развитие получила нейрогимнастика - это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга, помогающая управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. Нейрогимнастика помогает укреплять связи между полушарями, и чем раньше начать выполнять упражнения, тем быстрее улучшается функция мышления и облегчается процесс учения.

Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии –Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. нейрогимнастики. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

В связи с понятиями «нейрогимнастика» и «кинезиология», употребляется и термин «межполушарное взаимодействие». Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга человека в единую, интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Если с детства развивать межполушарные связи, то у ребёнка лучше будут развиваться интеллект, речь, память, мышление, воображение, восприятие. При несформированности межполушарных связей происходит неправильная обработка полученной информации, а в дальнейшем – возникают сложности в обучении при восприятии учебной информации. Помочь наладить межполушарное взаимодействие поможет нейрогимнастика.

Произвольное движение, с позиций онтогенеза, рассматривается как основной стимулятор развития центральной нервной системы, структур головного мозга. Согласно теории Н. А. Бернштейна [1]., в зависимости от сложности двигательной задачи, управление произвольными движениями человека происходит на разных уровнях головного мозга. И, соответственно, в этот отдел мозга приходит ответный сигнал о выполнении (невыполнении) задачи, стимулируя его работу и развитие.



2 Методологические основы использования нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры

2.1 Педагогические условия применения нейрогимнастики и нейроупражнений на уроках физической культуры

Применение нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в младших классах общеобразовательной школы требует определенных методических и методологических условий.

Первое условие - это качественная подготовка учителя физической культуры. Учитель должен быть осведомлен о принципах и методиках использования нейроигр и нейроупражнений, а также иметь достаточные знания о детской нейрофизиологии и психологии.

Второе условие - индивидуальный подход к каждому ребенку. Нейроигры и нейроупражнения должны быть адаптированы к особенностям каждого ребенка, учитывая его возраст, физическую подготовку, интересы и индивидуальные потребности. Это поможет достичь наибольшего эффекта и помочь каждому ребенку развить свои нейрологические функции.

Третье условие - создание безопасного и поддерживающего обучающую среду. Учитель должен обеспечить безопасность учащихся во время проведения нейроигр и нейроупражнений, контролировать их выполнение, предоставлять поддержку и обратную связь. Это способствует мотивации и эффективности обучения.

Четвертое условие - интеграция нейроигр и нейроупражнений в учебный план и программу обучения. Учитель должен определить цели и задачи, которые можно достичь с помощью этих методов, и интегрировать их в содержание и структуру урока физической культуры.

Пятое условие - постоянное обновление и освоение новых знаний и методик. Нейронаука и ее применение в физическом воспитании продолжают развиваться. Учитель должен быть готовым к постоянному обучению, изучению новых исследований и методов, чтобы быть в курсе последних тенденций и улучшать свою практику.

Применение нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в младших классах может значительно улучшить качество обучения и помочь детям развивать их нейрологические функции и когнитивные навыки. Однако успешное применение этих методов требует учета и соблюдения вышеуказанных методических и методологических условий.

Дополнительно можно отметить следующие методические и методологические условия, которые могут быть полезны при применении нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в младших классах:

Широкое использование разнообразных игровых форматов. Дети в младшем возрасте особенно отзывчивы на игровые моменты. Поэтому использование игр и соревнований в сочетании с нейроупражнениями поможет максимально активизировать нервную активность малышей.

Создание стимулирующей атмосферы. Обучение должно быть интересным и мотивирующим для детей. Учителю следует создать атмосферу, которая стимулирует их внимание, курортность и желание принять участие в нейроиграх и нейроупражнениях.

Разнообразие упражнений. Включение различных типов нейроупражнений – таких как координационные, балансовые, ритмические, прыжковые и т.д. – позволит обеспечить целостный развитие нервной системы у детей.

Систематичность и постепенность. Регулярное внедрение нейроигр и нейроупражнений в учебный процесс поможет достичь наиболее продуктивных результатов. Постепенное усложнение и увеличение интенсивности упражнений помогут развивать нейрологические функции детей постепенно и без перегрузки.

Индивидуальное восприятие детей. Дети различаются по скорости и способности к обучению. Учителям следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать упражнения и игры, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития его нейрологических функций.

Обратная связь и оценка прогресса. Регулярная обратная связь и оценка прогресса позволяют детям видеть результаты своего обучения и мотивируют их продолжать развивать свои нейрологические навыки.

Применение нейроигр и нейроупражнений на уроках физической культуры в младших классах может значительно повысить эффективность учебного процесса и помочь каждому ребенку достичь своего потенциала в развитии нервной системы.

Заключение (выдержка)

Изучение научной литературы [1–6] показало, что идеи и принципы образовательной кинезиологии ориентируют учителя на широкое использование в физкультурно-оздоровительной деятельности кинезиологических средств, которые позволяют эффективно и гармонично развивать способность к учению, межполушарное взаимодействие, память, внимание, речь, творческое и абстрактно-логическое мышление и т. д.

При выполнении кинезиологических упражнений (в начале, в середине или в конце урока) может пересекаться воображаемая средняя линия тела или выполняться несколько различных движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи невербальным способом. Это, в свою очередь, воздействует на сенсорные, двигательные и ассоциативные функциональные клетки ЦНС, позволяя изменить генетическую предопределенность асимметрии функций больших полушарий головного мозга, т. е. согласовать одновременную работу ЦНС. На основе анализа существующих кинезиологических средств, используемых в сфере образования, нами предложена их типология в зависимости от решаемых образовательных задач:

– мотивационные кинезиологические комплексы, которые включают в себя кинезиологические упражнения, влияющие на разные виды мотивов;

– ролевые игры, этюдные упражнения, подвижные психо технические игры (упражнения, основанные на выполнении различных двигательных действий с предметами, упражнения с использованием жестикуляции, танцевальные фрагменты и др.) [3].

Идеи и принципы образовательной кинезиологии ориентируют учителя физической культуры на использование в ходе физкультурно-оздоровительной работы с учащимися таких средств, которые включают двигательные действия, базирующиеся на связи моторной пластики с речемыслительной и психоэмоциональной сферами личности школьника, обеспечивают согласование и взаимодействие в работе правого и левого полушарий головного мозга. К ним относятся кинезиологические упражнения с предметами и без них, ролевые игры, этюдные упражнения, подвижные психотехнические игры, применение жестикуляции, танцевальных фрагментов. Реализация этих средств основывается на пересечении воображаемой средней линии тела, активизации образного, абстрактно-логического мышления, выполнении нескольких различных движений в четкой последовательности с много кратным повторением и на скорость либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи невербальным способом. Использование кинезиологических средств позволяет учителю получить как оперативный, так и кумулятивный оздоровительный результат.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О построении движения: научное издание.; М.; Медгиз, 1947.-255с

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

3. Годдард Блайт, Салли. Оценка нейромоторной готовности к обучению. М.: ЛинкаПресс, 2017 – 96 с.

4. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга»/ Пер. С.М. Масгутовой. М., 1997

5. Дудьев В.IT. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.

6. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. - М.: Издательство «Спорт», 2016.

7. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях — М., Айрис-пресс, 2015.

8. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2 / В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. (Культура здоровья с детства).

9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2023.

10. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2018. - 72 с.

11. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. - № 4. - С. 3–12. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56243.shtml (дата обращения: 10.03.2024)

12. Физическая культура : учебник / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М., 2014.

13. Ханнафорд К. «Мудрое решение. Мы учимся не только головой» пер. С.М. Масгутовой, М.: ВАКО, 2020

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Год: 2024
1200 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X