8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Право

Контроль за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ 8

1.1. Понятие, цели и виды контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 8

1.2. История развития законодательства России об осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 15

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 22

2.1.Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания 22

2.2.Общественный ᅟконтроль ᅟза ᅟдеятельностью ᅟучреждений ᅟи ᅟорганов государства, ᅟисполняющих ᅟуголовные ᅟнаказания 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Введение (выдержка)

В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплена главная обязанность государства - по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В современном мире это можно выполнить при условии строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства, что возможно при наличии эффективной системы защиты законности. Законность необходима для обеспечения и реализации прав и свобод граждан, существования демократии, гражданского общества, построения эффективного механизма государственного управления.

В настоящее время проблемам соблюдения и исполнения законодательных предписаний уделяется достаточно много внимания, но, несмотря на это, обеспечение законности по-прежнему находится на низком уровне. А ведь состояние законности в стране во многом зависит от состояния законности в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, в 2017 году в целях соблюдения конституционных прав граждан в местах принудительного содержания прокурорами проведено 48,1 тыс. проверок, выявлено 184,2 тыс. нарушений закона, внесено 23,4 тыс. представлений об их устранении, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 31,7 тыс. лиц. На незаконные правовые акты принесено 6 873 протеста. По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях, с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлено в суд 1 319 исков .

Согласно административно-правовой теории, режим законности обеспечивается с помощью различных видов контроля: президентского, парламентского, органов исполнительной власти, судебного и прокурорского надзора. Благодаря контролирующей деятельности, субъекты системы государственного управления получают ответную информацию о фактическом положении дел, что позволяет регулировать процесс, оценивать работу, оперативно реагировать на нарушения законодательства и предотвращать негативные последствия.

Особый интерес представляет обеспечение режима законности в уголовно-исполнительной системе, так как данная сфера государственного управления является закрытой, замкнутой в себе системой, где объектом воздействия являются граждане, совершившие преступления, что может породить, и наверняка порождает, у лиц, наделенных властными полномочиями, ощущение вседозволенности управления.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена несколькими группами причин.

Прежде всего, следует отметить взаимосвязь и взаимообусловленность контроля и законности при исполнении наказаний. Одним из важнейших показателей эффективности деятельности органов, исполняющих наказания, является состояние законности в этих учреждениях. Однако до настоящего времени сотрудниками исправительных учреждений допускаются серьезные отклонения от правовых норм при решении вопросов, затрагивающих жизненные права и интересы осужденных .

Поэтому укрепление законности- целевая установка деятельности органов, исполняющих наказания. С этой целью в настоящее время создана и функционирует целая система органов, осуществляющих этот контроль.

Интерес рассматриваемой темы заключается также в многообразии субъектов контролирующей деятельности за учреждениями и органами, исполняющими наказания. Необходимость точного и единообразного исполнения законов в исправительном учреждении при многочисленности органов, контролирующих этот процесс, с особой остротой ставит вопрос о его правовом обеспечении.

К сожалению, острейшей проблемой в сфере исполнения уголовных наказаний остается прямое нарушение законности сотрудниками УИС. Изучение аналитических обзоров Федеральной службы исполнения наказаний России о состоянии законности в УИС свидетельствует, что наиболее часто среди должностных проступков встречаются нарушения законности, допущенных работниками, в основном значится непринятие своевременных мер в отношении осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания или не исполняющих возложенные судом обязанности, а также неосуществление контроля за поведением условно осужденных. Кроме того, широко распространено такое должностное правонарушение, как передача осужденным запрещенных предметов (сотовых телефонов, алкоголя, наркотических препаратов) .

Основная часть (выдержка)

Из вышеизложенного можно сказать о том, что целями контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются защита прав, свобод и законных интересов граждан в уголовно-исполнительной сфере; выявление, предотвращение правонарушений, их превенция, а также устранение негативных последствий; обеспечение неуклонного выполнения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органов;достижение эффективного функционирования, входящих в УИС учреждений и органов, исполняющих наказания.

УИК РФ регламентирует относительно самостоятельные виды контрольной деятельности: контроль федеральных органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека.

В научной литературе существует и иная классификация разновидностей контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания. Так, С.М. Зубарев приводит следующую дифференциацию: контроль Президента РФ; контроль Парламента РФ; контроль Правительства РФ; контроль Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ведомственный контроль); судебный контроль; контроль Уполномоченного по правам человека (правозащитный контроль); контроль Счетной Палаты РФи Министерства финансовРФ (финансовый контроль); прокурорский надзор .

По объему обследования контроль подразделяется на общий, когда осуществляется обследование целого комплекса вопросов деятельности учреждения УИС, и специальный, где проводится проверка деятельности подконтрольных объектов по определенному вопросу.

В зависимости от стадии проведения контроль может быть предварительным, текущим и последующим. «Целью первого являются предупреждение и профилактика правонарушений в уголовно-исполнительной системе; второго - выяснение состояния законности и дисциплины в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вынесение оценки правильности совершаемых объектами контроля действий по исполнению наказаний; третьего - проверка реального исполнения соответствующих судебных решений (приговоров, постановлений и определений) по уголовным делам» .

Контроль подразделяется на внешний, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренний, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

В зависимости от характера субъектов, осуществляющих контроль, различают два основных его вида - государственный и общественный. Разновидностями государственного контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются контроль органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

С.А. Борсученкоотмечает, что «контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания осуществляют не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов РФ». В соответствии с этим на региональном уровне он выделяет контроль органов исполнительной власти, парламентский контроль, правозащитный контроль, осуществляемый уполномоченными по правам человека в субъектах РФ .

Общественный контроль также классифицируется на определенные виды: контроль общественных объединений, правозащитных организаций, средств массовой информации.

Из анализа статьи 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в качестве одного из видов контроляможно выделить международный контроль,

Заключение (выдержка)

Подводя общие итоги проведенного исследования, считаем возможным сделать некоторые выводы и обобщения.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности органов, исполняющих наказания, является состояние законности в этих учреждениях. Однако до настоящего времени сотрудниками исправительных учреждений допускаются серьезные отклонения от правовых норм при решении вопросов, затрагивающих жизненные права и интересы осужденных.

Поэтому укрепление законности- целевая установка деятельности органов, исполняющих наказания. С этой целью в настоящее время создана и функционирует целая система органов, осуществляющих этот контроль.

Контроль за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания можно определить как комплексную, целенаправленную деятельность, направленную на выявление и пресечение нарушений законодательства со стороны учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является необходимым условием обеспечения реализации таких общеизвестных принципов, как законность, гуманизм, равенство осужденных перед уголовным и уголовно-исполнительным законом, справедливость применения мер поощрения и взыскания, средств исправления, соблюдение прав и законных интересов осужденных и других принципов

Целями контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания, являются защита прав, свобод и законных интересов граждан в уголовно-исполнительной сфере; выявление, предотвращение правонарушений, их превенция, а также устранение негативных последствий; обеспечение неуклонного выполнения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органов; достижение эффективного функционирования, входящих в УИС учреждений и органов, исполняющих наказания.

УИК РФ регламентирует относительно самостоятельные виды контрольной деятельности: контроль федеральных органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека.

Контроль суда осуществляется в нескольких наиболее общественно значимых и актуальных сферах: 1) на различных стадиях уголовного судопроизводства; 2) за исполнением вынесенных приговоров и решений судов; 3) за соблюдением прав и свобод лиц, заключенных под стражу и отбывающих уголовные наказания; 4) судебная отмена незаконных решений государственных органов и должностных лиц.

Судебный контроль представляет собой деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти.

В процессе проведенного исследования были выявлены ряд проблем. Так, анализ, проведенный в работе показал, что необходимо расширять право лиц, находящихся в местах принудительной изоляции, на обращение в суд по поводу любых нарушений законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Следует усовершенствовать судебный порядок рассмотрения жалоб осужденных и иных лиц на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

По мнению автора настоящей работы в целях повышения эффективности процесса исполнения (отбывания) наказания, а также контрольной деятельности суда в уголовно-исполнительной сфере, совершенствования его механизма необходимо введение должности специализированного (пенитенциарного) судьи. К компетенции пенитенциарного суда может быть отнесено рассмотрение обращений как осужденных к лишению свободы, так и лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества.

Кроме того, пенитенциарный судья мог бы рассматривать заявления, обращения сотрудников пенитенциарных учреждений, связанные, например, с трудовыми, жилищными и другими отношениями. В пенитенциарные суды обращались бы и потерпевшие от преступлений по вопросам о возмещении ущерба осужденными в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, пенитенциарный судья мог бы разрешать любые правовые споры по вопросам законности, обеспечения прав осужденных и иных лиц, как связанных, так и не связанных с исполнением уголовных наказаний.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Основнополагающая цель прокурорской проверки - это насколько правильно и следуя букве закона, администрацией учреждения, обеспечивается изоляция обвиняемых, задержанных, осужденных, и проводится соответствующая работа по предотвращению совершению правонарушений в местах содержания под стражей. В ходе осуществления надзора за исполнением законов организациями, исполняющими назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, прокурор обладает полномочиями, которые строго регламентированы федеральными

Литература

Нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.12.2018).

2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 N 5473-1 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.01.2019).

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство» (дата обращения: 11.01.2019).

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-«О прокуратуре Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - № 8. - Ст. 366.

6. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 24. - Ст. 2789.

7. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Отраслевое законодательство России» (дата обращения: 11.01.2019).

Акты высших судебных органов

9. Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», раздел «Судебная практика» (дата обращения: 11.01.2019).

Нормативные правовые акты, утратившие силу

10. Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 г. № 719-1[Текст] // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

+ еще 39 источников

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Год: 2021
3000 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X