8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Теоретико-методологические основы формирования поликультурой личности учащегося общеобразовательной школы - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 62
Год: 2019

Содержание

Введение

Глава 1. Теория и практика поликультурного образования в общеобразовательной школе

1.1.Теоретико-методологические основы организации диалога культур в образовательной среде

1.2.Современные проблемы и особенности конструирования практики поликультурного образования в общеобразовательной школе

Выводы по главе1

Глава 2.Технологии формирования поликультурной личности учащегося в общеобразовательной школе

2.1.Показатели уровня поликультурной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы

2.2.Опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной личности старшего школьника в процессе преподавания курса обществознания.

Выводы по главе 2

Заключение

Литература

Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе

Дипломная работа:
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. В условиях интенсификации межкультурных и межэтнических процессов и усложнения социокультурной среды, проблема развития поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители различных культурных, этнических, конфессиональных групп.

Поликультурное образование выступило сегодня педагогическим ответом на новую, более сложную конфигурацию и динамику этнических процессов. Происходит культурная и субкультурная дифференциация общества и соответственно ученического контингента. Все больше подростков, отличаются своеобразием познавательного и дисциплинарного характера. В этих условиях необходима грамотная организация поликультурного образования.

Изменения в образовании в духе «поликультурности» в современном мире происходят существенные. На смену ситуативным педагогическим проектам приходят концептуальные программы и стратегии поликультурного образования в отдельных странах и регионах. Глобализация с ее противоречивыми процессами, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной, поликонфессиональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Сегодня как никогда, важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие негативные стереотипы и предрассудки относительно представителей других этнических групп, преодолевать культурную монофилию и групповой фаворитизм.

Проблемы поликультурного образования сейчас приобретают особую актуальность и в многонациональном российском обществе. Последние годы характеризуются значительным подъемом в развитии поликультурного образования и воспитания на разных образовательных уровнях. При этом продолжается поиск научно-обоснованных путей формирования поликультурной личности учащегося в российском образовательном пространстве путем создания адекватных образовательно-воспитательных инструментов, основанных на необходимости воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе, формировать положительные установки и навыки межкультурного общения и взаимодействия.

Актуальность поликультурной направленности российского образования вызвало появление проекта Концепции поликультурного образования в России (2010) (Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://Минобрнауки.рф).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы отмечают, что духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

-семейной жизни;

-культурно-регионального сообщества;

-культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

-российской гражданской нации;

-мирового сообщества (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А.–М.: Просвещение, 2009.-24 с.)

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений». (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" Российская газета4 октября 2000 года). Поликультурная направленность отражена и в Федеральных образовательных стандартах общего образования, стандартах профессионального образования третьего поколения для бакалавров и магистров педагогических и психологических специальностей. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования отмечено, что новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). – с.6.)

В нашей стране накоплен бесценный опыт этнокультурных подходов в обучении и воспитании средствами традиции в рамках этнопедагогики.

В тоже время, как справедливо отмечает А.А. Левитская: «Представление о наших современниках - людях постиндустриальной, информационной эпохи как о носителях традиционного этнокультурного комплекса, к которому с помощью простых дидактических методов следует присоединить универсальный набор гуманитарных клише, страдает очевидной методологической ущербностью, не отражает и требований современного общества к образовательной системе» (А.А. Левитская /Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина Российской Федерации. Вестник РУДН серия. Вопросы образования /Языки и специальность 2010, №4 36с).

Действительно, в условиях глобальной модернизации социального пространства происходит трансформация «этничности». Сохранение этнического сегодня связано, прежде всего, с развитием различных форм профессиональной культуры, моды, дизайна и пр. Народно-бытовая и фольклорная составляющая этничности сохраняется разве что в формате традиционных или специально организованных мероприятий этнокультурной направленности, напрямую не связанных с повседневной жизнью. Традиционное этно-культурное просветительское направление при всем его очевидном воспитательном потенциале, сегодня зачастую имеет косметический характер и не затрагивает сущностных качеств и характеристик современного человека, связанных с его социальной самореализацией, гражданской идентификацией и планетарной ответственностью. Поэтому объяснимо, что, несмотря на богатейший этнопедагогический багаж в данной области, многочисленные исследования показывают низкую общую поликультурную компетентность учащихся российской школы.

В этих условиях, на наш взгляд, актуальным является внедрение в школьную практику инновационных методов и технологий прежде всего, основанных на принципах межкультурной диалогичности, к которым можно отнести рассмотрение и поурочный разбор узловых учебных тем методами диалога культур, межкультурные тренинги и моделирование ситуаций межэтнического контакта, разбор с учащимися межкультурных кейс –задач, игровые техники и многие другие технологии и методы.

Посредством данных и других диалогических методов, на наш взгляд существенно может быть повышена поликультурная компетентность ученика, поскольку приобретается опыт решения проблем и ситуаций, связанных с реальным взаимодействием в поликультурной среде.

В процессе осуществления поликультурного (многокультурного) образования существует ряд противоречий и трудностей.

Так имеется противоречие между необходимостью обновления содержания образования с точки зрения его поликультурной ориентации, с одной стороны, и не разработанностью механизма воплощения поликультурного компонента в содержание образования с другой, низким уровнем научно-методического сопровождения в целом.

Существует противоречие между диалогичным характером культуры, предполагающим множество смыслов и монологичным характером образования, направленного на формирование общепринятой «правильной» точки зрения.

Отсутствует паритетность и равнозначность культур с точки зрения познаваемого объема культурной продукции того или иного народа, нет сбалансированности и в части языковой компетентности учащихся.

В отечественной школе существует также проблема реализации диалектической взаимосвязи патриотического воспитания школьников и формирования у них общечеловеческих ценностей, без противопоставления национального и интернационального.

Недостаточно исследованы вопросы аксиологии поликультурного образования с позиции культурно-образовательных интересов личности учащегося, и мотивации к освоению поликультурного пространства с позиции личностного становления.

Трудности реализации принципа «поликультурализма» как ведущего дидактического связаны и с тем, что в условиях социального ускорения учителя зачастую опираются на различные парадигмы образования: традиционную, технократическую, гуманитарную и другие.

Преодоление некоторых из представленных и других противоречий и трудностей с наибольшей эффективностью, на наш взгляд, возможно средствами инновационных межкультурных методов построенных на принципах диалогичности. Они позволяют охватить максимально широкий круг тем и вопросов затрагивающих значимые и сущностные динамические характеристики личности старшеклассника.

Учитывая существующие противоречия и тенденции, очевидную насущную практическую значимость проблемы была определена тема исследования: Теоретико-методологические основы формирования поликультурой личности учащегося общеобразовательной школы

Объект исследования: теория и практика поликультурного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс формирования поликультурных компетенций у учащихся общеобразовательной школы методами диалога культур.

Цель исследования: выявить имеющийся уровень поликультурной компетенции у учащихся старших классов и разработать инновационные диалогичные учебно-методических ресурсы по его повышению

Задачи

-выявить социокультурные предпосылки и современные тенденции исследуемой проблемы;

-уточнить сущность понятия «поликультурная личность» и представить ее структуру ;

-обосновать сущность и функции поликультурного образования;

-конкретизировать процесс организации поликультурного образования и воспитания в старших классах общеобразовательной школы;

-выявить наличный уровень поликультурной компетентности учащихся старших классов;

-представить модель формирования «поликультурной личности» старшего школьника методами диалога культур.

Решение этих задач позволит разработать методические рекомендации по поводу путей и средств дальнейшего совершенствования поликультурного образования в общеобразовательной школе, обновлению его содержания в условиях нарождающегося информационного общества, определить эмпирическую возможность согласования имеющегося и должного состояния системы поликультурного образования.

Теоретическая основа исследования:

Исследуемая проблема выступает объектом изучения зарубежных и отечественных ученых по различным научным направлениям.

Историю становления и основные теоретические положения поликультурного образования и воспитания в мире разрабатывали Дж.Бэнкс, К.Грант, К. Бэннет, П. Горски, Г. Каллэн, Д. Равич , Р. Люсиер и др.

Современные подходы к проблеме поликультурного образования и воспитания оосвещены в работах отечественных исследователей М.И.Алдошиной ,А.В. Аракелян, Д.А. Данилова, И.С. Бессарабовой, Г.Д.Дмитриева, А.Н. Джуринского, Г.М.Коджаспирова, В.В. Макаева, З.А., Малькова, Селюкова Е.А., Ивановой, В.И. Матиса, С.Ф. Павловой, М.М.Фомина, А.В. Э.Р.Хакимова, О.В.Хухлаевой, А.В.Шафиковой, Л.С. Ядрихинской и др.

Этнопедагогические вопросы воспитания в российском образовании раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, В.М. Беркутова, Г.Н.Волкова Л. Г. Веденина, Б.С. Гершунского, Л.М. Кашаповой. В.В. Краевского и др.

В области этнической психологии, где даются практические инструменты и рекомендации по профилактике и преодолению этнических стереотипов, формированию этнической толерантности у учащихся выделяются работы психологов В.С. Агеева, Н.М.Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, Г.В. Солдатовой В.Ю. Хотинец.

Вопросы межкультурного взаимодействия и различные аспекты мировых этнокультурных процессов освящены в научных трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана, З.А. Малькова М.Мид, М.Бэннет, М. Кагана, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, Д. Фрезера, Э.Тайлора.

Вопросы формирования культурологических знаний в школе, инновационными методами, взаимосвязи культуры и образования в современной школьной практике отражены в публикациях Л.Ю. Даниловой, Л.Ю. Зиновой, А. Терсаковой.

Теоретическая значимость

-уточнена сущность понятия и «поликультурная личность» и представлена структура поликультурной личности старшего школьника;

-разработан авторский познавательный инструментарий по выявлению уровня поликультурных компетенций старшеклассника;

--выявлен комплекс необходимых педагогических средств и условий формирования поликультурной компетентности учащихся;

-разработана модель формирования поликультурной личности старшеклассника методами диалога культур

Практическая значимость

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию практики поликультурного образования и воспитания в общеобразовательных школах Российской Федерации. Результаты исследования могут быть учтены органами образования различных уровней, практическими работниками школ, при разработке социально-гуманитарных предметов, а также в системе повышения квалификации учителей. Представленные материалы могут быть использованы в педагогических вузах в процессе преподавания курсов «Поликультурное образование», «Сравнительная педагогика», «Этническая

Дипломная работа:
Формирование поликультурной личности старшего школьника в условиях общеобразовательной школы

Курсовая работа:
Формирование поликультурной компетентности у учащихся старших классов методами диалога культур в условиях общеобразовательной школы

Основная часть (выдержка)

Глава 1. История становления теории и практики поликультурного образования в России и мире

1.1. Теоретико-методологические основы организации диалога культур в образовательной среде

В своем исследовании мы исходили из принципа «культурного релятивизма», который прямо указывает на то, что:

1.Каждая культура имеет собственный контекст и свою логику.

2.Ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку каждая культура обладает своим ценностным содержанием значимым для человечества

Понятие «диалог культур» стало одним из основополагающих для всего педагогического сообщества. Понятие «диалог культур» имеет филолого-философское происхождение, так как основывается на работах М.М.Бахтина и В.С.Библера, использовавшего бахтинскую концепцию полилога и диалога применительно к образованию. (Бахтин М.М. Проблема текста. / М.М.Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 299.)

В трудах М.М. Бахтина феномен диалога исследовался на широком историко-литературном и культурологическом материале. Основные категории бахтинской концепции могут быть представлены следующими понятиями: монологизм, полифония, диалог, карнавал, смеховая культура и т.д. Эти категории достаточно подробно представлены в трудах учёных-гуманитариев рубежа XX–XXI веков. Бахтин указывал на несводимость диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог как форму общения. ( Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. – С. 19.)

Отметим, что само явление диалога культур возникло стихийно еще в Античности, то научное же осмысление проблем культурного взаимодействия относится к XVIII–XIX векам, а собственно педагогическая составляющая диалога культур стала выделяться только в XX столетии. И это прямо связано с философскими и филологическими трудами М.М.Бахтина, в дальнейшем продолженными его многочисленными последователями.

«Ценность культурного диалога состоит в том, что он создаёт духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности» ( Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). – М., 2000. – С. 70).

Сегодня многократно усилились процессы межкультурной коммуникации и взаимодействия и диалог культур выходит на уровень полилога культур (гр. – много суждений) – способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно-деятельностной игры и др. Полилог – это взаимное проникновение индивидуальных, исторических, национальных, территориальных, религиозных культур, опыт их взаимодействия и нахождения точек соприкосновения. Участие в полилоге учит учащихся проникать и понимать логику собеседника, терпению, нахождению общего и особенного, умению выслушивать и корректировать собственную систему взглядов. Как метод обучения полилог более сложен, чем диалог. Он строится на персонализации позиции каждого участника и требует учета большего числа факторов при своем личном участии. Полилог эффективен при многокультурном и поликультурном образовании, при использовании коллективных форм обучения и в технологии личностно ориентированного обучения. ( Педагогика. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.).

Современный диалог и полилог культур - имеет и качественно новое более интенсивное и проблемное содержание характерное для постиндустриального информационного общества. Диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, имеет со-бытийный характер.

При этом диалог культур может быть рассмотрен , как методологическая основа межкультурных коммуникаций и как образовательный метод.

Основные цели диалога культур в образовании:

1.Овладение культурой национального общения

2.Формирование культурологической компетенции

3.Воспитание толерантности

4.Формирование представления о национальной картине мира

Применительно к педагогической практике следует также учесть, что по самой своей сути диалог культур прямо связан с воспитанием толерантности учащихся, ибо толерантное отношение к другим культурам предполагает укоренённость в сознании определённого ряда установок, касающихся прежде всего понимания связи между человеком, его культурой и процессом познания, что, как было указано выше, прямо следует из диалога культур. Диалог культур способствует формированию толерантности учащихся, хотя и не сводим только к этому, пусть и важнейшему, своему свойству. ( Арнольдов А.И. Культурная политика: Реалии и тенденции. М.: МГУКИ, 2002. – С. 9. )

В современных условиях возрастания межэтнической напряжённости диалог культур становится тем универсальным приёмом, который обеспечивает и системность, и высокое ценностное содержание преобразований в образовании.

В школьной практике диалог культур наиболее свойственен именно гуманитарным предметам, на которых и лежит основная ответственность за духовное воспитание учащихся, формирование их гражданского сознания. Отсюда и понимание диалога как метода формирующего.

Важно при употреблении понятия «диалог культур» чётко определять его значение в сфере образования – метода или педагогической технологии.

Методы диалога культур рассматриваются нами в широком значении во всем его разнообразии приемов по отдельным предметам, построенных на принципах межкультурной диалогичности.

В узком значении –это специфическая технология Школы диалога культур В.Библера, применяемая экспериментально лишь в ряде школ Российской Федерации (МБОУ СОШ №106 г. Красноярск , учебный центр «Диалог» г. Новосибирск, школа «Зимородок» г. Новосибирск , МБОУ СОШ №7 г. Чайковский, Культурологический лицей № 1310 г. Москва, Школа «Умка» г. Новосибирск и др.).

Можно выделить несколько подходов к организации диалога культур, представленных в российской педагогической практике.

Первый подход -предполагает самое широкое использование диалога культур в практике преподавания отдельных предметов: от филологических до технологии .

Второй – диалог культур в школах этнических диаспор (в обобщающем варианте – поликультурность; в последнее время его популярность резко выросла),

Третий – диалог культур как основа всего учебного процесса в классах с ярко выраженным смешанным этническим составом,

Четвёртый – диалог культур как стержень всей образовательной программы учебного заведения, специфика которого предполагает углублённое изучение иной культуры (или культуры и языка).

Относительно второго, третьего и четвёртого направления можно говорить о том, что их можно рассмотреть как педагогические технологии диалога культур, так как они реализуются педагогами основного и дополнительного образования.

Для общеобразовательных учебных заведений наиболее предпочтительными являются «первый» и «четвёртый» подходы. Четвёртый подход легко вбирает в себя первый как более локальный. Если «четвёртый» подход как универсальный может стать основой для определения стратегии развития сразу нескольких образовательных учреждений (своеобразная сеть, основанная на принципах диалога культур), то «первый» – тактическим способом её реализации. (Поль Д.В. Диалог культур в российском образовании. Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде: Сборник научных трудов /Сост. Д.В.Поль, Т.Г.Мельник, Э.И.Иванова, И.Л.Масандилова – М.: ИХО РАО, 2009. с.14-15с.)

В образовательном процессе диалог культур может происходить как по горизонтали, так и по вертикали. Диалог культур осуществляется по горизонтали в географическом одновременном пространстве. То есть в диалог культур по горизонтали вступают, например, представители различных национальностей (Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. – 150 с )

Диалог культур по вертикали – это диалог во времени, когда происходит диалогическое общение различных исторических эпох(. Библер В.С. От наукочтения – к логике культуры: Два философских видения в 21 веке. М.: Политиздат, 1990. – 413 )

В нашей стране, несмотря на всеобщее декларирование необходимости поликультурного образования, до сих оно рассматривается слишком узко, как образование, обеспечивающее формирование толерантных отношений. Не затрагиваются сущностные стороны и уровни развития личности, его мотивационная структура, индивидуальная жизненная траектория и личные интересы.

Одновременно, поликультурное образование и воспитание в основе своей базировалось на понятиях и педагогических ресурсах этнопедагогики, где основным средством выступает народная педагогика. Не отрицая традиционные этнопедагогические методы, сегодняшняя практика обогащается инновационными подходами и методами собственно «поликультурной педагогики». Необходима эффективная композиция, как из традиционных так и инновационных методов и технологий поликультурного образования.

К основным традиционным формам мы относим : фестивали культуры и дни дружбы, клубы интернациональной дружбы, кружковая работа, экспедиции и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач, отражающих культурное многообразие, вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

К инновационным: основанным на принципах межкультурного диалога,, можно отнести межкультурные методы: рассмотрение узловых учебных тем, межкультурные тренинги по моделированию ситуаций межэтнического контакта, ситуационно-ролевые игры, разбор с учащимися поликультурных кейс –задач, игровые техники и другие.

Именно методы построенные на принципах диалога культур, на наш взгляд сегодня как никогда актуальны в образовательной практике, но еще недостаточно обеспечено их научно-методическое сопровождение.



Заключение (выдержка)

Заключение (от задач)

Полученные результаты показывают, что расширение и интенсификация образовательного поликультурного пространства в общеобразовательной школе, обогащается при следующих педагогических условиях:

-формировании у школьников новых способов вхождения в мировую, региональную и национальную культуру.

-введении образовательных областей, отражающих культурное разнообразие,

-использовании межкультурных диалогичных методов и технологий при рассмотрении узловых тем курса.

-организация работы с учетом этнокультурного состава ученического коллектива

-целенаправленном взаимодействии аудиторной и внеаудиторной подготовки

Исследование показало, что развитие представленных, как традиционных так и инновационных направлений и методов поликультурной педагогики является необходимым ресурсом, способствующим формированию личностных поликультурных новообразований у учащихся.

Важно сохранить то ценное, что накоплено в рамках этнопедагогической традиции, и на ее базе развивать собственно поликультурную педагогику, соответствующую современному состоянию общества и образовательной системы.

Полученные результаты позволяют утверждать, что проблема исследования в достаточной степени решена, поставленные задачи выполнены, данные теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтверждают в целом выдвинутую гипотезу.

Дипломная работа:
Совершенствование навыков чтения у обучающихся начальной школы

Дипломная работа:
Методика проведения уроков по волейболу в общеобразовательной школе

Литература

1.Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе (автореферат кандидатской диссертации) – Хабаровск, ДВГУПС, 2009. – 21 с

2.Алдошина М.И. Основы поликультурного образования. Учебное пособие-з издание Директ –Медиа . москва-Берлин 2014 240 с.].

3.Арнольдов А.И. Культурная политика: Реалии и тенденции. М.: МГУКИ, 2002. – С. 219. )

4.Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. Этносоциология.- Москва: Аспект-пресс, 1998.А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности. Библиотека газеты "ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ. ПОДМОСКОВЬЕ". - М., - 2009.

5.Барлиани И.Я. Грицкевич О.В. Менеджмент, Методические указания. - Новосибирск, 2001. - 63 с.

6.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества Сб. изб. Гр.М.1979г. 334с.

7.Бахтин М.М. Вопросы культуры и эстетики. Исследования разных лет, М.М. Художественная литература 1975 504 с.

8.Бахтин М.М. Проблема текста. / М.М.Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 299.)

9.Белогуров А.Ю., Формирование поликультурной образовательной среды региона как основной фактор гуманитаризации образования / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003.

10.Берлянд, И. Школа диалога культур: концепция и опыт Текст. / И. Берлянд // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. -М.: Инноватор, 2003.

11.Библер B.C. Культура. Диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. - 1989. № 6.

12.Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М., 1989.

13.Библер B.C. Школа диалога культур Текст. / B.C. Библер // Частная школа.- 1993.-№ 1.

14.Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. – С. 19.

15.Бим-Бад Б.М. Педагогические учения в начале 20 века: Лекции по педагогической антропологии философии образования. – М., 1998.

16.Боголюбов Н.М. Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений. Спб, изд-во СПбГУ, 2003. -192с.

17.Бондаревская, Е.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве Текст. / Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко. — Тирасполь, 2000. 89 с.

18.Войкунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде Текст. / А.Е. Войкунский // Тезисы 2-й Российская конференция по экологической психологии. - М., 2000.

19.Вульфсон Б.Л. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – Москва:\ Народное образование, 1999.

20.Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. - 512 с.

21.Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание соч. М.; Педагогика, 1984- Т.4. – с. 268.

22.Виноградова Н. Л. Коммуникативный аспект социальной реальности // Информация - коммуникация- общество (ИКО-2003). Тезисы докладов и вы-ступления международной научной конференции. СПб. 2003.С.94-96.

23.Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. -Москва-Уфа: МПГУ, БГПУ, 2000. 148с.)

24.Гладких В.В., Сущность и особенности формирования поликультурной информационной среды учреждения образования / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12.

25.Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации Текст. / Ю.С, Давыдов, Л.Л. Супрунова. -Пятигорск: Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. 42 с.

26.Давыдов, Ю.С. Поликультурное образование Текст. / Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2005. - № 4.

27.Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента Текст.: дис. на. степ. к. п. н: 13.00.01 / Л.Ю. Данилова. Оренбург, 2007. - 161 с.

28.Данилевский Н.Я Россия и Европа М: Книга 1991г.574с.

29.Даутова Г. Поликультурные ориентиры в образовании Текст. / Г. Даутова // Высшее образование в России. 2004. - № 9.

30.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А.Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006 - 160 с.

31.Духовно-нравственный потенциал народной педагогики в формировании поликультурной личности / Башкирский институт развития образования, Вестник Башкирского университета 2007, №4

32.Дмитриев Г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США Текст. / Г.Д. Дмитриев // Педагогика. 1999. - № 7

33.Емельянова Е.В. Практикум по этнической психологии. Учебное пособие Иркутск ООО «Репроцентр» 20015 г.

34.Исаев И.Ф., Ильинская И.П., Проблема методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 14. № 4.

35.Колобова JI.B. Поликультурное образование и личность: монография / Л.В. 36.Колобова. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2006. - 394 с.

37.Колобова Л.В. Проблема поликультурного образования в России Текст. / Л.В. Колобова // Вопросы гуманитарных наук. № 3. - М., 2005.

38.Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащихся Текст.: дис. на соискание уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Колоколова. 2003. -183 с.

39.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / Я.А,

Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2.М:1975 г.576с.

40.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А.–М.: Просвещение, 2009.-24 с

41.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). – с.6.)

42.Коротких Ю.Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур / Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48.

43.Ким Я. Ю. Коммуникация и кросс-культурная адаптация // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас -Москва.: Изд-во УРАО, 2000.

44.Комплексная программа развития поликультурного образования

Москва: 2012г. 24с.

45.Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Р-н-Д Феникс 2000

46.Культурный обмен в документах и материалах. Хрестоматия /Под ред. Боголюбовой Н.М. Николаевой Ю.В. Спб.,2004

47.Кучикова, Г. Б. Различные аспекты понятия "поликультурное образование"/ Г. Б. Кучикова // Бастауыш мектеп . - 2007.-№12. - . 66-70

48.Косолапова Н Г. Этнопедагогика и этнопсихология: учеб. пособие / Н. Г. Косолапова; Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск). - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 128 с.

49.Левитская А.А. Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина Российской Федерации. Вестник РУДН серия. Вопросы образования /Языки и специальность 2010, №4 36с

50.Леонтович О.А.Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2003.

51.Лешер О.В., Сафиуллина Л.М., О поликультурной направленности образования студентов ВУЗа в процессе изучения иностранного языка / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11.

52.Лебедева Н.М. Стефаненко Т.Г., О.В Лунева «Межкультурный диалог в школе» - в 2-х книгах, РУДН, 2004.

53.Лебедева Н.М. ЛуневаО.В. Стефаненко Т.Г. «Тренинг этнической толерантности для школьников», М. Тасис 2004

54.Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антр. РАН, 2001.

55.Лиотар Ж-Ф Состояние постмодерна. М: Алитейа , СПб 1998г.

Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы Текст. / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. - № 4.

56.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. № 4. С. 3–10.

57Мартынова М.Ю.Поликультурное пространство России и проблемы образования. / М.Ю. Мартынова // Этнографическое обозрение. 2004 - № 1.

58.Международные организации в России и проблемы культурной интеграции. С-Пб, РГПУ им. А.И. Герцена 2007. т.2 -с.224.

59.Международные организации в России и проблемы культурной интеграции //Материалы конференции под эгидой ЮНЕСКО/ Отв. Ред С.А. Гончаров

С-П: 2007 г. 224 с.

60.Международное образование и московская школа. Сборник учебных программ и материалов кафедры ЮНЕСКО. Под общ. Ред. Ю.А. Горячева.-М: Изд. Дом «Этносфера», 2009.-212с.

61.Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения – М.; Знание, 1977 – с. 64.)

62.Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпритации / М. Л. Бережнова, А. А. Борисов, В. Н. Ракачев. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 188 с.

63.Население Башкортостана: XIX—XXI века: статистический сборник/

64.Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Издат-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. - 502 с.

65.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М., 2002,. 234с.

66.Песков, И.В. Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций [Текст] /И.В. Песков //Электронный научный журнал Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/em**ssia.org/offline/ 2008/ 1287. htm (0,3 п.л.).

67.Рыкова, С. В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Рыкова. М., 2005. - 259 с.

68.Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде: Сборник научных трудов /Сост. Д.В.Поль, Т.Г.Мельник, Э.И.Иванова, И.Л.Масандилова – М.: ИХО РАО, 2009. – 312с.

69.Обществознание 10-11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой - М., Просвещение 2010

70.Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2010.

71.Психологические исследования этнической толерантности: научное издание / Н. М. Лебедева [и др.]. - Екатеринбург: УГУ, 2003. - 240 с.

72.Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования/ Г.В. Палаткина: Дис… д-ра пед наук. М., 2003.54с.

73.Песков И.В. Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций [Текст] /И.В. Песков //Электронный научный журнал

74.Педагогика. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

75.Покровская, Н.Н. Мультикультурализм как путь глобализации Текст. / Н.Н. Покровская // Личность и Культура. 2001. - № 5/6.

76.Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" Российская газета

4 октября 2000 г.

77.Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии Текст. / Л.Г. Почебут. СПб, 2007. -277 С.

78.Право 10-11 класс. Учебник. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин – М., Вита – Пресс 2012 г

79.Право 10-11 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева- М., Просвещение 2013

80.Проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://Ми**брнауки.рф).

81.Проблемы социо-кросс-культурной интеграции в поликультурном образовании: материалы международ, науч.-практ. конф. (Новосибирск, 22-23 ноября 2004 г.) Текст. / редкол.: Г.А. Ферапонтов [и др.]. Новосибирск: НГПУ, 2005. - 380 с.

82.Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.

83.Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/em**sia.org/offline/ 2008/ 1287. htm (0,3 п.л.).

84.Розин В.М. Вызовы мультикультурализма Текст. / В.М. Розин // Высшее образование сегодня. 2004. - № 4.

85.Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст. / А.П. Садохин. М.: Высш. шк., 2005. - 310 с.

86.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. – 150 с

87.Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Ю. В. 88.Сенько М.: Издательский центр «Академия», 2000. 188с.

89.Степанов, П.В. Как воспитать толерантность в школе. //Педагогический вестник. – 2000. - №2. – с.2. 39.

90.Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. – 2000. - №3. – с. 79-81.

91.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.

92.Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: учебник / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 368 с.

93.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие / Т. Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 207 с.

94.Сысоев П.В.Концепция языкового поликультурного образования Монография.- Москва: Издательство «Еврошкола», 2003.

95.Сравнительная педагогика. Учебно-методическое пособие.// Мунирова Л.Р. Нуриханова Н.К. -Уфа: Изд-во БГПУ 2010.

96.Сыродеева, А.А. Поликультурное образование: учебно-методическое пособие Текст. / А.А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.

97.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.- Уфа: Китап, 2008.- 448 с.

98.Хакимов Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Ижевск 2012 с.10)

99.Хухлаева О.В. Поликультурное образование. Учебник для бакалавров./ О. В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. –М. Издательство Юрайт, 2015.-283с.

100.Шарина С.И. Понятие «диалог культур» и образовательный процесс // Инновации и образование: Сборник материалов конференции. – СПб., 2003. – С. 511 – 514.

101.Шафикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников. - Казань 1999.

102.Экономика 10-11класс. Учебник под редакцией С.И. Иванов, А.Я. Линьков - М., Вита – Пресс 2015

103.Banks, J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, 2001

104.Banks J Multicultural Education| transformative knovledge and action/ N/Y/ Teachers colledge Press 1996.P188

105.Bennet M.J. Overcoming the Golden Rule: sympathy and empathy // Bennet M.J. Basic concepts of intercultural communication: Selected readings. — Intercultural Press, Inc, 1998b.-P.

106.Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition. Pearson Education Ltd., England, 2000. 1668 p.

107. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford: Heinemann, 1993. 117 p.

Hantington S.The Clash of Civilizations? Foreign Affairs. Vash1993/ Vol 72 №3 22-49 p.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 62
Год: 2019
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X