8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Хьюстон
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Мышление и проблемные ситуации - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Психология
Страниц: 32
Год: 2019

Содержание

Введение ….3

Глава 1. Мышление как высший познавательный психологический процесс

1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса…5

1.2. Классификация мышления ….9

1.3. Проблемные ситуации в мышлении …14

Глава 2. Эмпирическое исследование мышления младших школьников….18

2.1. Описание исследования ….18

2.2. Анализ результатов диагностики мышления детей младшего школьного возраста ….19

2.3. Обобщение результатов ….24

Заключение ….28

Список использованной литературы….30

Приложение ….32

Дипломная работа:
Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики

Дипломная работа:
Дидактические условия активизации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения

Введение (выдержка)

Актуальность данной темы обусловлена большим интересом к теме «Мышление и проблемные ситуации в мышлении» в современной науке, а также в контексте обновления общества и изменения целей и задач школьного образования, диверсифицированного развития личность ребенка, в том числе его интеллект и способности, выходит на передний план самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества, навыков и мышления. Реализация этих целей невозможна без обеспечения действительно развивающего обучения.

Мышление считается высшим познавательным процессом. С его помощью человек разрешает противоречия, принимает решения и воплощает их в себе, тем самым изменяя его. Следовательно, мышление как психологический процесс выдвигает на первый план самые насущные проблемы в психологии.

Мышление включено во все виды человеческой деятельности (работа, познание, общение, игра) и связано со всеми личностями человека (мотивация, эмоции, воля, способности и т. Д.). Мышление - это процесс познания, который связан с открытием субъективно новых знаний, решением проблем, с творческим преобразованием действительности.

Вопросам исследования процесса мышления посвящено множество работ

зарубежных (Дж. Уотсон, А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел З. Фрейд и др.) и отечественных психологов (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и др.).

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления и проблемных ситуаций в мышлении в психологии на современном этапе.

Объектом исследования является мышление как познавательный процесс, проблемные ситуации в мышлении.

Предметом исследования подходы к проблеме мышления и проблемные ситуации в работах отечественных психологов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования

2.Рассмотреть основные подходы к понятию мышления в психологии

3. Проанализировать классификацию видов мышления в отечественной психологии;

3. Изучить современные подходы к проблемным ситуациям в мышлении

4. Провести эмпирическое исследование мышления младших школьников

5. Проанализировать результаты диагностики мышления детей младшего школьного возраста, сделать обобщение и выводы

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

Дипломная работа:
Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника

Основная часть (выдержка)

В экспериментальную группу по диагностики индивидуальных проявлений мышления вошли 25 детей младшего школьного возраста (ученики 3 «А» класса МОУ СОШ № 3).

Для выявления индивидуальных особенностей мышления была проведена методика «Классификация понятий» (Шуберт А.М., Иванова А.Я.) .

Данная методика позволила нам выявить доступный испытуемым уровень обобщений, или конкретность обобщенного мышления. На всех этапах испытуемые почти не допускали ошибок, объясняли принципы объединения карточек в группы. К помощи психолога испытуемые прибегали редко, предпочитая выполнять задание самостоятельно. Обобщающие признаки назывались адекватно. Это дает основание считать, что испытуемые достигли уровня обобщения мышления, способны ориентироваться на существенные признаки, использовать существенные связи между понятиями.



Заключение (выдержка)

На основе проведенного в данной работе изучения мышления и проблемных ситуаций в отечественной психологии можно сделать следующие выводы.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Значительный вклад в понимание мышления, внесли исследования отечественных учёных: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Узнадзе и других авторов, в которых изучалось происхождение, содержание и функции данных психологических феноменов.

С.Л. Рубинштейн внес самый крупный вклад в развитие теории мышления. Выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Выделил операции мышления. Исследовал связи мышления с конкретной деятельностью. Переменные, влияющие на мышление (мотивы, свойства личности).

Согласно классификации, принятой в деятельностной психологии, мышление выделяют по содержанию: наглядно-действенное (конструктивное), наглядно-образное, абстрактно-логическое; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); по характеру решаемых задач: теоретическое, практическое; по степени развернутости: дискурсивное (вербально-логическое), интуитивное.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием, когда требуется найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Эмпирическое исследование мышления младших школьников проводилось на базе МБОУ СОШ № 3 г. Курска. Выборку составили учащиеся 3 класса в количестве 25 человек — 11 мальчиков, 14 девочек, средний возраст 9-10 лет.

Была выдвинута гипотеза: Существуют различия в проявлении уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста.

При организации изучения особенностей мышления детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики: «Классификация понятий» и «Заселение домика».

Результаты проведенного эксперимента показали - у учащихся младших классов доминирует наглядно-образное мышление (64%) и словесно-логическое мышление (32%), что говорит о переходном этапе развития мыслительной деятельности младших школьников к концу младшего школьного возраста.

Отчет по практике:
Отчет по практике Ижевский столярный завод

Дипломная работа:
Разработка стратегии в сфере мотивации и оплаты труда на предприятии ООО «Ижевский столярный завод»

Литература

1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В.Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - С.35

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6т. 1982. Т.2.

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000

6. Дружинин В.Н. Психология XXI века: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

7. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.

8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975;

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

11. Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 201–202.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - С.170-186.

13. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. - С. 172-176

14. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — с.800.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. завед. В 3 кн. – М., 2005.

16. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687 с.

17. Психология мышления: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Тихомиров О.К. – 2-е издание, стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.

18. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Под ред. Рубинштейн С. Л. 2-е издание - СПб: Питер, 2009. - 720 с.

22. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)

23. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

24. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Книга по Требованию, 2013.— с. 305.

25. Саидова З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 334-336. — URL https://m**uch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 19.05.2019).

26. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294. — URL https://m**uch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 20.05.2019).



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Год: 2019
500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X