8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Кеймбридж
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Проблемы развития памяти у младших школьников - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 30
Год: 2017

Содержание

ВЕДЕНИЕ… 3

ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы развития памяти у младших школьников….…. 5

1.1 Общее понятие о памяти: теория и виды памяти….… 5

1.2 Особенности памяти у школьников младших классов.…. 9

1.3 Развитие памяти у школьников младших классов… 10

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование развитие памяти у младших школьников МОУ СОШ №49 города Печора….… 15

2.1 Диагностика памяти у младших школьников МОУ СОШ №49 города Печора….….

15

2.2 Организация и проведение эксперимента….…. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК … 26

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 28

Дипломная работа:
Музыкально-дидактические игры как способ развития креативных способностей младших школьников

Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников

Введение (выдержка)

В настоящее время проблема развития памяти у школьников младших классов является актуальной и социально значимой. Младший школьный возраст – этап существенных изменений в психическом развитии [7]. Поэтому можно сделать вывод: что память, как и любые другие психические процессы подвержена значительным изменениям, которые сводятся к тому, что память школьника со временем обретает черты произвольности, становится осознанно регулируемой и опосредованной.

Человек всегда стремится к прогрессу, развитию, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для учения и приобретения знаний. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Над изучением психологических особенностей памяти школьников младших классов трудились многие психологи такие как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, М.И. Сеченов и др. Великий русский физиолог и психолог М.И. Сеченов писал [15], что память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношения к окружающему миру. Без памяти невозможно накопление и сохранение опята человека, его нормальное функционирование в обществе, успешное обучение школьника, поэтому изучение особенностей формирования памяти у детей позволяет разработать продуктивные методы и приемы повышения её эффективности, поскольку высокий уровень сформированности этого процесса облегчит их школьное обучение.

Особенно важно учитывать закономерности развития памяти в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период особый в жизни ребенка, его называют вершиной детства. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, именно поэтому изучение памяти, учет особенностей памяти детей на этом возрастном этапе позволит разработать продуктивные методы и приемы повышения эффективности обучения в школе, как в младшем школьном возрасте, так и в дальнейшем. А это в свою очередь доказывает полезность и нужность данного исследования

Поэтому темой исследования стала «Развитие памяти у младших школьников».

Цель предстоящего исследования – показать, что обучение продуктивному запоминанию, является инструментом для развития памяти у школьников младших классов.

Объект исследования – организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти у школьников младших классов.

Предмет исследования – обучение продуктивному запоминанию как инструмент для развития памяти у школьников младших классов.

База исследования – 2 «Б» класс МОУ СОШ №49 г. Печора.

Гипотеза – развитие памяти у школьников младших классов проходит более успешно при помощи специально организованного обучения их определенным методам запоминания и воспроизведения, выработки у них навыков применения на практике этих навыков в ежедневной учебе.

Задачи проводимого исследования:

- изучить научную литературу проблемы развития памяти у младших школьников: понятие о памяти, теория и виды памяти; рассмотреть особенности и развитие памяти у школьников младших классов.

- провести экспериментальное исследование развитие памяти у младших школьников МОУ СОШ №49 города Печора: провести диагностику, организовать и поставить эксперимент.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели использованы такие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, наблюдение.

В работе использованы методика Лурия А.Р. «Заучивания 10 слов», «Пиктограмма» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. В. Логиновой) и др.

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1 Теоретическое исследование проблемы развития памяти у младших школьников

1.1 Общее понятие о памяти: теория и виды памяти

Внутренний мир человека состоит из множества эмоциональных и психологических составляющих, за счет высокого уровня развития психики. Постоянное развитие психики и ее составляющих обеспечивается накопление в процессе жизнедеятельности опыта, знаний и умений, т.е. каждый миг, впечатление, эмоция, переживание или яркое впечатление накладывает свой отпечаток.

Все пережитые эмоции, как положительные, так и отрицательные хранятся памятью человека очень долгое время и определяют дальнейшие действия, проявляются в виде ориентиров поведения и далее становятся предметом сознания. Так что такое память, из чего состоит и как протекают ее основные механизмы?

Такое понятие, как память можно охарактеризовать, как запечатление или сохранение полученной информации, последующее распознавание увиденного (услышанного), и дальнейшее воспроизведение прошлого опыта.

Благодаря памяти человек имеет возможность скапливать опыт и умения, учиться и постоянно познавать новое, совершенствоваться.

Память состоит из постоянно протекающих мнемических процессов, которые заключаются в том, что мы видим и распознаем и вспоминаем предмет, который уже когда-либо видели и или трогали.

Существую разные типы мнемических процессов. Например, увиденный предмет, объект или какое-либо явление кажется нам уже знакомым. Такие процессы называются узнаванием[11].

Также человеческая психика может воспроизводить в памяти образы предметов, которые мы видели когда-то, но при этом не наблюдают в данный момент. Этот мнемический процесс носит название – воссоздание образов или воспроизведение.

Необходимо понимать, что воспроизведению поддаются не только реальные предметы, но и чувства, эмоции, переживания, как отрицательные, так и положительные.



Заключение (выдержка)

Таким образом, память так же как ощущение и восприятие представляется процессом отображения, притом отображается несколько то, что воздействует напрямую на органы чувств, но и то, что происходило в прошлом.

Память – это процесс запоминание, поддерживание и дальнейшее воспроизведение всего того, что мы прежде восприняли, пережили или сделали.

Рассмотрев психолого-педагогическую литературу, можно отследить, что все виды памяти нужны и уникальны, в течение всей жизни человека они становятся более обогащенными и контактируют между собой. Память проводит взаимосвязь меж прошлым состоянием психики человека, и настоящим процессом подготовки будущих состояний, информирует связность и устойчивость жизненному опыту, дает беспрерывность существования человеческого «Я» и становится, в итоге 1-ой из предпосылок зарождения индивидуальности и личности. В самой выраженной степени уникальные возможности памяти показываются у школьников младших классов. Этот возраст обуславливается сензитивностью к развитию памяти. Для школьников младших классов актуально применять такие методики психологического воздействия, которые помогают его активизации и осуществляют любую деятельность интересной, так как у школьников младших классов память непроизвольна. Ребенок запоминает, прежде всего, интересные для него события, приносящие эмоциональный отклик.

Школьник младших классов имеет психологические особенности, связанные с сохранением в памяти информации, сложным составом навыка орфографии и временем его формирования. На основе проведенной работы можно сделать вывод, что навык орфографии зависит от развития долговременной памяти ученика. В ходе работы было выявлено, что без целенаправленной работы учителя школы, без системного повторения упражнений развитие памяти школьников младших классов будет проходить медленно, и будет сказываться на скорости формирования навыка орфографии. Для легкого запоминания нужно использовать «опоры», потому что у учеников младших классов наиболее развита наглядно-образная память. И только системное повторение упражнений помогает развитию долговременной памяти, что в первую очередь оказывает влияние на темп развития навыка орфографии.

По проблеме развития памяти у школьников младших классов были решены сформулированные задачи и достигнута цель курсовой работы.

Проведенное исследование подтверждает гипотезу. Поэтому обучение продуктивному запоминанию будет основой коррекционной работы по развитию памяти у школьников младших классов.


Курсовая работа:
Особенности развития кратковременной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература

1. Баранова О.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Баранова Ольга Викторовна. - М.: Каро, 2014. - 770 c.

2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

4. Волков Б. С. Возрастная психология. [Текст]: В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2012. - 344 c.

5. Выготский Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

6. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 3(31) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nau**forum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 03.12.17).

7. Зарубин М.М. Практические советы психолога [Текст] / М.М. Зарубин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - С. 125.

8. Иванова А.Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / А.Е. Иванова. - М.: Каро, 2017. - 859 c.

9. Касенов, К. О. Очерки практической психологии. [Текст] / К. О. Касенов.- - 2-е доп. изд. - Актобе : 2006. - 152 с.

10. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психология памяти / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 420-436.

11. Пермякова И. Что такое память человека. Теории памяти. [Электронный ресурс] / Пермякова И. - Режим доступа: http://razvit**intellecta.ru/chto-takoe-pamyat-teorii-pamyati/ (дата обращения: 03.12.17).

12. Петрова Н.М. Нервная система и органы чувств: Метод. [Текст] / Н.М. Петрова. – И.: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. - 248 c.

13. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

14. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. [Текст] /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1990. – С. 132 134.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

16. Туркпен- улы Ж. Основы психологии [Текст]: учебно - метод. пособие для студ. непсихол. спец. / Ж. Туркпен- улы, Л. Ж. Акмурзина, Ж. А. Абишева.- Алматы: Мерей, 2003.- 80 с.

17. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Чаркина. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 759 c.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Год: 2017
800 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X