8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Феърфилд
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Туризм

Современное состояние и перспективы развития российских музеев на примере Государственного Дарвиновского музея - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Туризм
Страниц: 55
Год: 2018

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы деятельности российских музеев как объектов туристической индустрии 6

1.1 Туристский продукт: понятие и сущность 6

1.2 Музей как объект туристской инфраструктуры 10

1.3 Особенности разработки экскурсионного продукта 16

2 Анализ современного состояния и перспектив развития российских музеев на примере ГДМ 21

2.1 Краткая экономическая характеристика ГДМ 21

2.2 Стратегия маркетинга Государственного Дарвиновского музея 25

2.3 Маркетинговый анализ Государственного Дарвиновского музея 27

3. Концепция развития ГДМ 40

3.1. Разработка экскурсионного продукта для иностранных туристов 40

3.2. Расчёт стоимости экскурсионного продукта 45

3.3. Экономическая эффективность 47

Заключение 49

Список литературы 54

Курсовая работа:
Страховой рынок России – современное состояние и перспективы развития

Дипломная работа:
Транспортное обслуживание в индустрии туризма: динамика, тенденции и перспективы развития

Введение (выдержка)

Представленная работа посвящена проблеме современного состояния и перспектив развития российских музеев, на примере Государственного Дарвиновского музея.

Актуальность исследования. Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. По мнению американского учёного В.Смита существуют шесть категорий туризма [14]: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой.

В.А. Квартальнов считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения [3].

Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности.

Ряд авторов отмечает, что на переломе XX и XXI столетий существенно меняется миссия музеев во всем мире [1,5,7,13]. Мировая практика показывает, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры.

В связи с этим, значение музейного дела для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» определяется, прежде всего, изменениями на рынке услуг в сфере культуры, которые формируют новые потребности и требуют привлечения новых специалистов. К музейной работе это имеет прямое отношение.

В качестве объекта исследования выступает эккурсионная деятельность музея.

Предметом исследования является процесс совершенствования туристической деятельности музея.

Цель исследования – раскрыть пути и средства совершенствования деятельности музея в сфере туризма.

Задачи исследования:

1.Определить роль и место деятельности в развитии культуры и модернизации общества

2.Выявить состояние деятельности музея

3.Определить основные направления совершенствования деятельности музея

4.Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности музея.

База исследования – Государственный Дарвиновский музей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что модернизация России требует совершенствования всех сторон, в частности совершенствования туристической деятельности музеев.

Методология исследования строилась на изучении объективных документов, публикаций в средствах массовой информации, архивных материалов, отражающих реальное положение дел; на изучении статистических данных по материальной базе, кадров и содержании деятельности. Особую роль играла методика прямого и опосредованного наблюдения и экспертной оценки.

Методологическая база: это концепция, которую развивает Марк Ариевич Ариарский о «широком понимании сути и природы музея, позволяющей относить к их числу научно-просветительные учреждения, отражающие не только отдельные события, но и художественно-документированную характеристику определенной эпохи»

Практическая значимость.

Данное исследование имеет свою практическую значимость. Выявленные проблемы и предложения смогут содействовать в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания.

Структура выпускной квалификационной работы: Введение, две главы, заключение и список литературы.

Реферат:
Анализ страхового рынка РФ и его роль в финансовой системе страны

Курсовая работа:
Тенденции и перспективы развития добычи металлических руд

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты проблемы деятельности российских музеев как объектов туристической индустрии


1.1 Туристский продукт: понятие и сущность


уристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия. Турпродукт является уникальным товаром, продвигается на рынок как единое целое. При этом турпродукт занимает четкое место в уже сложившейся системе продаж. Быть узнаваемым.

Говоря проще, название и содержание программы путешествий или однодневной экскурсии должно занимать определенный раздел каталога в бумажном или электронном виде. Турпродукт создает одна турфирма, а реализацией его могут заниматься сотни турагентов, которые никогда не были сами потребителями именно этой программы, но хорошо знают типологию туризма.

Туристский продукт состоит из трёх элементов:

- тур (маршрут, программа);

- дополнительные туристско-экскурсионные услуги (прокат снаряжения, анимация, посещение фитнес-залов и бассейнов);

- товары сувенирного характера.

Главное содержание тура это сочетание рассказа и показа.

4 дополнительных компонента тура:

- транспорт;

- питание;

- размещение;

- досуг.

В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:

Основные — услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания. Образуют базовую стоимость.

Дополнительные — услуги, не предусмотренные в ваучере или путёвке, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, развлечения и т. п.)

Туристический продукт это товар, для реализации которого необходима лицензия. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». «Туристский продукт включает в себя комплексные услуги – пакеты услуг (туры), услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристические товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и т.д.).

Пакеты услуг (туры) состоят из:

- услуг размещения;

- услуг питания (включая напитки);

- услуг транспорта;

- трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания);

- организация и оказание экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;

- услуг по организации посещения магазинов;

- прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.)». Также, турпродукт часто ассоциируют с туристским пакетом (package-tour). Стоит заметить, что тур-пакет содержит только четыре обязательных элемента: транспорт услуги размещения, трансфер и медицинское страхование.

Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и потребности, и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают определённому количеству людей. Чаще всего массовым турпродуктом является тур-пакет, который может быть расширен, необходимыми для туриста товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации.

Кроме того, турпродукты классифицируются по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, культурно-познавательный, рекреационный, экологический, спортивный…), по транспорту (автобусный, автомобильный…), по массовости, по временной продолжительности.

Согласно законодательству РФ, «туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:

- обоснованность – предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туриста;

- надежность – соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;

- эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;

- целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;

- ясность – потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;

- простота в эксплуатации;

- гибкость – способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

- полезность – способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста».

Основные этапы планирования турпродукта и составные части документации. Туристический продукт (турпродукт) это официально утвержденный комплекс документов, который включает такие элементы:

- технологическая схема движения группы экскурсантов или отдыхающих по контрольным точкам (причалы, видовые точки, объекты показа). Схема включает километраж, хронометраж движения и время на экскурсионный рассказ по каждой отдельной точке, резервы времени (непогода и другие экстренные случаи, ответы на вопросы туристов, время на их личные нужды и т.п.);

- схема взаимодействия транспортных, экскурсионных, музейных организаций, баз размещения и предприятий питания;

- организация обучения и переобучения персонала;

- экономические показатели, страхование туристов, стоимость билетов на экскурсии и путевок на многодневные программы;

- брендирование (создание названий, лозунгов, графических символов и рекламных слоганов), рекомендации по сувенирной продукции и продвижению туристического продукта среди главных сегментов потребительского рынка.



Заключение (выдержка)

В эпоху кризиса цивилизаций реформирование деятельности учреждений культуры становится очевидной необходимостью. Меняются запросы посетителей вообще, да и основная категория посетителей музеев России – школьники – в новых условиях требует новых форм работы. Не случайно один из самых влиятельных музейных конкурсов в России, проводимый под патронажем благотворительного фонда В. Потанина, носит название «Меняющийся музей в меняющемся мире». Одним из инновационных путей, влияющих на процесс гуманизации общественного сознания, оказалось сотрудничество музея и образовательных учреждений, где музей выступает в роли института общения и взаимодействия различных культур. Музей способен не только “погружать” зрителя в культуру (искусство) прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает музею особую значимость в социокультурной деятельности.

Не требует доказательства тот факт, что включение культуры и искусства в процесс развития человека способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в современном, стремительно меняющемся мире. Особая роль в этом процессе принадлежит музею, который самой природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности.

В среде музея создается особое временное пространство, в котором есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к минувшим эпохам, почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие социокультурные институты. Это обстоятельство определяет особое место музея в системе непрерывного образования.

Музей выступает естественным сподвижником образовательных учреждений на пути гуманитарного освоения научно-технических достижений, возвращения к культуро- и природосообразности педагогики.

Именно в музее на основе междисциплинарного и поликультурного подходов с наибольшей эффективностью при помощи особых методик может формироваться ценностное отношение к культурно-историческому и художественному наследию. Использование возможностей музея позволяет во взаимодействии с образовательными учреждениями придать большую мягкость решению многих социальных и особенно молодежных проблем.

Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни России с середины 1980-х гг. оказали существенное влияние на развитие культуры страны. Процессы трансформации мировоззрения и мировосприятия людей в связи с крушением социалистической системы и идеологии, переоценки ценностей и поиска новых ориентиров достаточно остро поставили проблему отношения общества к культурному наследию.

Музей не остался в стороне от происходящих изменений, хотя сегодня всё труднее применять к нему учрежденческий подход и рассматривать в изоляции от других областей социокультурной деятельности, от общественного мнения и поддержки, являющихся необходимым условием сохранения историко-культурного наследия, воспроизводства творческого потенциала и развития культурной жизни. Глобальные процессы интеграции, урбанизации и миграции отрывают множество людей от их "почвы", от семьи и "малой родины", от непосредственной культуры традиционного общества. Восстановление связи людей с их прошлым, наследованием ими культурных традиций предшествующих эпох, передача культурного опыта последующим поколениям немыслимы без активного участия музеев. Музей - один из важнейших институтов социокультурной сферы, основанный на принципах сохранения и распространения ценностей культуры. Благодаря своей природе, музей проявляет некоторое постоянство в отношении сосредоточенных в нем ресурсов, несет "охранительный" смысл, может служить стабилизирующим фактором в жизни общества, выполняя свои исконные обязанности сохранения и актуализации достижений материальной и духовной культуры общества. Однако именно это качество музея является для него амбивалентным, и способность "стабилизации" ценностей общества может восприниматься как "тормоз", а музей - как излишний балласт в виде склада вышедших из употребления вещей, на пути к "прогрессу" и "развитию". Диалектика бытия музея в обществе, породившая неоднозначные отношения и некоторые проблемы взаимодействия, усиленные динамикой современных преобразований, и вызвала научный интерес к исследуемой проблеме.

Становление новой культурной модели в нашей стране привело к нарушению отлаженной системы взаимодействий музея и общества. Изменение динамики интереса к музеям фиксируется в материалах государственной статистики, находит отражение в трансформации музейной сети страны, в недостаточности финансирования музеев. Эти процессы происходят одновременно с совершенствованием музейной практики, разносторонними поисками музеев как в области установления эффективных контактов с музейной публикой, так и другими группами общества. Сложившаяся ситуация потребовала осмысления проблемы взаимодействия музея и общества с учетом изменяющейся современной социокультурной среды.

Целью представленной работы являлось раскрытие путей и средств совершенствования деятельности музея.

Сотрудничество между музеями и индустрией туризма жизненно необходимо для обеих сторон. Служащие культурных учреждений, в том числе и музеев, часто плохо понимают значение туризма и не слишком симпатизируют своим посетителям-туристам, что же касается туроператоров, то их вообще едва терпят. Последние, в свою очередь, часто не проявляют понимания обстоятельств жизни музея и других учреждений культуры от которых, по существу, они впрямую зависят. Музеи должны использовать любую возможность для наведения мостов через эту пропасть, научиться сотрудничать с организаторами туризма к взаимной выгоде обеих сторон.

Музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью.

Одним из эффективных решений проблем будет открытие специализированной кафедры для подготовки специалистов - музейных менеджеров, компетентных в области, как маркетинговых технологий, так и духовных ценностей.

В рамках представленной работы была изучена деятельность Государственного Дарвиновского музея. По итогам анализа туристической и экскурсионной деятельности музея можно сделать вывод о том, что Государственный Дарвиновский музей располагает уникальными музейными фондами, что создает благоприятные условия для обеспечения его деятельности в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Поэтому в случае оживления экскурсионной деятельности, которая прогнозируется уже на 2018-2019 гг., есть возможность создания новых тематических экспозиций. Преимуществом Государственного Дарвиновского музея является квалифицированный персонал и высокое качество экскурсионных услуг при сравнительно невысоких ценах.

На основе данного заключения были предложены мероприятия по развитию Государственного Дарвиновского музея.

Задачами программы являются следующие:

1. Выявить пути повышения эффективности социально-культурной деятельности Государственного Дарвиновского музея.

2. Разработать стратегию дальнейшего развития Государственного Дарвиновского музея.

3. Разработать план мероприятий с целью повышения эффективности экскурсионной деятельности Государственного Дарвиновского музея.

4. Оценить эффективность предложенной программы.

Программа выполнения стратегии включает:

1) создание новых экспозиций с использованием новейших технологий;

2) разработку и создание новых видов продуктов или услуг, таких, как проведение мероприятий: ночь музеев и др.;

3) сотрудничество с образовательными учреждениями (проведение открытых уроков, познавательных экскурсий, тематических занятий с учащимися образовательных учреждений),

4) использование в музейной практике комплексных форм социально-культурной деятельности (лекция и концерт, экскурсия и литературный вечер),

5) активную работу со средствами массовой коммуникации, постепенно формирующую образ музея как культурно-коммуникационного центра.

Таким образом, цель и задачи представленной работы реализованы в полном объеме.

Дипломная работа:
Оценка современного состояния и перспективы его развития на примере Ижавто

Дипломная работа:
Банковская система России: современные проблемы и перспективы развития. ОАО Альфа-банк

Литература

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – Изд. 2-е., испр. и допол. – СПб, 2001. – 561 с.

2. Ариарский М.А. Социально – культурная деятельность, как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПБ.: Арт – студия Концерт, 2008. – 792 с.

3. Гнедовский М.Б. Конкурс музейных инноваций. // Мир музея. – 2007. - № 8. – С. 2 – 9.

4. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 408 с.

5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.: ил.

6. Дашкова Е. В., Ивушкина Е. Б. Музееведение: учебное пособие для вузов. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 197 с.

7. Еремина О.С. Исторический опыт реформирования государства и общества в СССР И России в конце XX-начале XXI века/О.С. Еремина: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пятигорский государственный технологический университет. Пятигорск, 2009.

8. Еремина О.С. К вопросу о показателях эффективности реформ государственного управления в России / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2010. Материалы научно - методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2010. С. 117 - 122.

9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. – М., 2002.

11. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.: ил.

12. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.

13. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.

14. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

15. Лебедев А. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Музей. 2008. № 6. С. 81-88.

16. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. 612 с.

17. Музейное дело России: монография / Под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - 2 - е изд. – М.: ВК - Кодекс, 2010. - 614 с.

18. Награльян А.А. Место и роль национальной традиции в условиях глобализации экономики и культуры / А.А. Награльян, Д.В. Филюшкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 31 - 37.

19. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2005.

20. Суховская Д.Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей / Д.Н. Суховская // В сборнике: Новые идеи в философии. Материалы Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 41 - 46

21. Теория и практика сохранения памятников культуры. Выпуск 24. - М.: Российская национальная библиотека, 2015. - 216 c.

22. Труды Историко-архивного института. Том 34. - М.: РГГУ, 2000. - 208 c.

23. Федоров Н.Ф.: pro et contra: к 175-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти: антология: в 2-х кн./ А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. СПб.: Изд-во Дарвиновского Христианского гуманитарного института, 2004. Т. 1. 1110 с.

24. Философия музея. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 c.

25. Филюшкина Д.В. Особенности взаимоотношения социальной и рекреационной структур в современной России / Д.В. Филюшкина; М - во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун - т". - Пятигорск, 2011.

26. Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания. М.: АСТ, 2004. 235 с.

27. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. - М.: Высшая школа, 2009. - 183 c.

28. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. – М.: Эксмо, 2007.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Год: 2018
2100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X