8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Обогащение словаря детей в процессе игровой деятельности - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 50
Год: 2018

Содержание

Введение 3

Глава1 Подходы к развитию лексической стороны речи средствами игровой деятельности в дошкольном возрасте 6

1.1 Этапы формирования словообразования в дошкольном возрасте 6

1.2 Требования ФГОС к уровню развития речи средних дошкольников 10

1.3 Игровая деятельность в ДОУ и ее роль в методике развития речи 12

1.4 Взаимосвязь логопеда и воспитателя по обогащению речевой деятельности 19

Выводы по 1 главе 23

Глава 2 Эмпирическое изучение развития словарного запаса средствами игры в дошкольном возрасте 25

2.1 Организация исследования методики для детей 25

2.2 Анализ результатов исследования 26

Выводы по 2 главе 41

Заключение 43

Список литературы 45

Приложение 47

Дипломная работа:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ

Дипломная работа:
Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Дошкольный возраст считается периодом наиболее интенсивного развития личности ребенка. Это время формирования основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка.

Рассматривая научные труды лингвистов и психологов об этапах развития речи детей в онтогенезе, о психическом развитии детей дошкольного возраста, о методике развития речи дошкольников, мы пришли к выводу, что для успешного выбора слова в соответствии с его лексическим значением необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:

1) достаточный объем лексического запаса;

2) постоянное пополнение словарного запаса, преобладание активного словаря над пассивным;

3) отработанный механизм поиска слова и оценки выбора;

4) самоанализ в процессе речи.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Вместе с тем, «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными» [1, с. 3].

Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Исследователи пишут о важном значении уровня развития лексической стороны речи для формирования полноценной личности ребенка, установления социальных контактов, успешной социализации.

Не случайно процесс речевого развития, направленный на овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, выступает основой воспитания и обучения детей. Одной из основных задач образовательной области «Коммуникация» является развитие связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.

Объектом исследования выступает процесс развития лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель – изучить особенности развития лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить особенности развития лексического строя речи у детей младшего дошкольного возраста;

3) разработать цикл занятий по формированию лексики детей через игровую деятельность.

Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов.

База исследования: МДОУ Родничек, Карпогоры, Пинежскиого района архангельской области группа «Гвоздичка» (вторая младшая группа)

Структура работы: представленное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Дипломная работа:
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников

Основная часть (выдержка)

Глава1 Подходы к развитию лексической стороны речи средствами игровой деятельности в дошкольном возрасте

1.1 Этапы формирования словообразования в дошкольном возрасте

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [2, с.46].

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Данные о количестве слов одного возраста в литературе очень разнятся, так как словарный запас ребенка в дошкольном возрасте быстро обогащается и зависит от воспитания и условий жизни ребенка [2, с.48].

В современной методике нормой годовалого малыша считается 10-12 слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов [1, с.125].

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов [6, с.76].

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [10, с.174].

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» [16, с.34].

Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:

первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (мяч - только вот этот мяч). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого - начала второго года жизни;

вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (мяч относится к любому мячу, независимо от его размера, цвета, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; [26, с.45]

третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, мебель и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и машинки и мячи, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года;

четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни [26, с.46].

После 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная соотнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово. Он ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: паук - «ползук», вазелин - «мазелин». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова [6, с.24].

Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово, относящееся к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной значимости слов [10, с. 57].

На шестом году жизни дети называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно - следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребёнок уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, заяц, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, овца - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок шестого года жизни ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова ( антонимы)- существительные (вход - выход); прилагательные (добрый-злой); наречия (хорошо-плохо); глаголы (говорит - молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть снег? - мягкий, первый, холодный, липкий); наречия к глаголов (Как может говорить человек? - быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова - синонимы (красивый - симпатичный, веселый - жизнерадостный, страшный - ужасный).Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов.



Заключение (выдержка)

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам определить понятия словарной работы.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Исследования показали, что у ребенка младшего дошкольного возраста есть все предпосылки к словарным работам.

По результаты констатирующего эксперимента мы выявили особенности формирование словаря детей. Овладение родным языком - одно из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Учитывая результаты эксперимента, нами были разработаны дидактические игры, связанные с применением в речи существительных, прилагательных, глаголов, антонимов и синонимов. Также для развития активного словаря детям необходимо организовать специальные ситуации индивидуального и коллективного общения, в которых ставится задача развития речи, а ребенок находится в свободном общении.

Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь.

Воспитателю необходимо оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Для этого можно использовать различные методики, такие как, дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, рассматривание игрушек, рассматривание картин знакомого содержания, Лексические (словарные) упражнения, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) .

Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что словарь детей младшего дошкольного возраста можно развить, если: для развития словаря применять специальное обучение и разработать систему специальных дидактических игр.

Дипломная работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Дипломная работа:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИНТОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДМШ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 272 с.

3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. - Кемерово: Альф, 2012.

5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 2007.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.

7. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 2011 г.

8. Руководство играми в дошкольном учреждении/ Под ред. Васильевой - М.: Просвещение, 2011.

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 2014.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 2011.

11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2005.

12. Жуковская, РИ. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2013.

13. Менджерицкая, Ю.В. Воспиталелю о детской игре/ Ю.В. Менджерицкая. - М., 2012 г.

14. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М., 2014; Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2011.

15. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 17 с.

16. Сохин, М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2006.

17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. - М.: Провещение, 2012.

18. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем речь).

19. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада./ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина; Под ред. О.С. Ушаковой - М.: Издательство «Совершенство», 2008. - 368 с.

20. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2011.

21. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2013.

22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, - Москва «Просвещение», 2010 г.

23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

24. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.

25. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.

26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Год: 2018
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X