8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Феърфилд
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Математика

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Математика
Страниц: 87
Год: 2018

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Теоретические основы проектирования современного урока по теме «экономические задачи

1.2 Критерии проверки и оценка решений задания 17 ЕГЭ–2018

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Экономические задачи в общеобразовательных учреждениях.

2.2 Формирование экономической культуры в процессе обучения.

2.3 Примеры экономических задач в программе общеобразовательных учреждений.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 План-конспект урока по теме «Предпринимательство»

3.2 Экономические задачи на уроке математики, конспект урока «Экономические задачи на уроке математики»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дипломная работа:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ СИСТЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе

Введение (выдержка)

Актуальность работы обусловлена тем, что после появления 17 задачи в ЕГЭ появилась необходимость обучать решению экономических задач и искоренить финансовую неграмотность в целом. В условиях рыночной экономики в современном обществе возникает множество вопросов относительно банковской деятельности. Стоит ли брать кредит, какой вклад выгоднее открыть. Данные веяния времени находят отражение в заданиях единого государственного экзамена профильного уровня.Практические задачи сложны для обучающихся отсутствием унифицированных формул в курсе математики школьной программы.

Цель работы: выведение формул альтернативного решения экономических задач с разработкой учебного пособия для обучающихся 10-11-х классов, способствующее подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня. Повысить решаемость экономических задач.

Задачи:

1. Проанализировать литературу для подготовки к ЕГЭ;

2. Рассмотреть экономические задачи разного типа;

3. Вывести формулы для альтернативного решения заданий;

4. Представить альтернативные способы решений по каждому типу задач;

Объектомданной выпускной квалификационной работы являются экономические задачи в школьном курсе математике.

Предметом данной выпускной квалификационной работы являютсяметодики и способы решения экономических задач.

Дипломная работа:
ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Дипломная работа:
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНСА XIX ВЕКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Современный урок- это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Современный урок обучает умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию.Учитель организует взаимодействие обучающихся для совместногорешения следующих педагогических задачи:

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.

Развивающий аспект цели урокасвязан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненных ситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров».

Ю.В. Громыко

Теоретическая и методологическая основа современного урока.

Теоретической и методологической основой современного урока являются достижения Зуновского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Исходная идея - системно-деятельностный подход.

Содержание образования — один из ведущих компонентов системы образования, и не случайно, что всегда в задачах реформирования системы главным вопросом становится проблема нового, деятельностного содержания. Мы будем исходить из того, что в основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.

Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то есть знаний, содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности. Такие образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков):

 Обучение в быстром темпе.

 Обучение на высоком уровне трудности.

 Ведущая роль теоретических знаний.

 Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала.

 Активное участие обучаемых в процессе обучения.

Методические принципы организации современного урока:

 Принцип целеполагания.

 Принцип мотивации.

 Принцип проектирования.

 Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

 Принцип передачи функции оценивания учащимся.

Принцип целеполаганияпредполагает заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на занятии, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

 Принцип мотивации.Способы внешней мотивации(условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры - письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем, заменяются способами внутренней мотивации. Внутренняя мотивация создается путем проблем, "ловушек", которые должны встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.

 Принцип проектирования заключается в горизонтальном, «стратегическом» планировании, в котором продумывается серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий. В проектировании главная цель – создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся. Это предполагает обеспечение выбора учащимися собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: проектируется предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).

Оперативное моделирование означает, что, предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.

 Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную акцентирующую роль:

- Эмоциональные позиции - позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

- Функциональные позиции:

• исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания;

• координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя их очередность;

• консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;

• лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;

• эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

 Принцип передачи функции оценивания учащимсяпредполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность.

Этапы включения школьника в процесс оценивания:

1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.

2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.

3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).

4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем

5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.

Требования к критериям оценивания:

• Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается.

• Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.

• Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).

Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.

Основой для структурирования содержания предмета могут служить труды вобласти системного подхода к анализу объекта исследования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин, Т.И. Шамова и др.), теория формирования понятий (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская), теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

Моделирование – это метод исследования интересующих нас объектов через модели. Особенность моделирования заключается в том, что оно дает возможность изучить процесс до его осуществления, выявить отрицательные последствия и найти способы их ликвидации. Кроме этого, моделирование позволяет изучить процесс целостно, в совокупности его элементов и связей между ними. «С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т. е., сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения».

Первый этап моделирования – построение системы целей на основе государственных стандартов и программы курса. Педагогическая цель урока в новой концепции требует отказа от идеи трех равнозначных и самостоятельных целей урока: воспитывающей, развивающей и обучающей. Государственные стандарты образования в качестве приоритетных определяют личностные цели, достижение которых обеспечивается метапредметными и предметными результатами. Способ постановки целей осуществляется через результаты обучения.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельно-сти, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные школьниками на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам образовательной деятельности относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.

Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:

• моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;

• моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;

• моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).



Заключение (выдержка)

Анализ интернет источников, направленных на самостоятельную подготовку обучающихся к экзамену по математике профильного уровня показал отсутствие стандартных формул для решения экономических задач. Книжные варианты типовых заданий для подготовки к ЕГЭ по математике в большинстве случаях не способствуют отработке такого типа задач.

В ходе проведенного исследования нами была разработана возможность самостоятельного выведения математических формул, при составлении которых возможны альтернативные подходы.

Систематизация полученных данных позволила создать сборник заданий для обучения с комментариями и решениями, включающий также задачи для самостоятельного решения.

Так гипотеза, сформулированная нами в начале исследования, подтвердилась. Самостоятельный вывод математических формул для экономических задач возможен, равно как и разработка разнообразных способов их решения.

Проведение данного исследования позволило нам получить практический материал для обучения математике, который также лег в основу моего личностного развития, как выпускника 2018/2019 учебного года и способствовало продуктивному началу подготовке к сдаче экзамена.

В дальнейшем планируется использование созданного материала на уроках математики в старших классах школы и расширение спектра экономических задач.

Дипломная работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дипломная работа:
МЕТОДИКА ХОРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Литература

1. ЕГЭ 2016. Математика. Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, М.А. Волчкевич, И.Р. Высоцкий, Р.К. Гурдин, П.В. Семенов, О.Н. Косухин, Д.Ф. Федоров, А.И. Суздольцев, А.Р. Рязановский, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, А.В. Хачатурян, С.А. Шестоков, Д.Э. Шноль; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 55 с.

2. Лаппо Л.Д. ЕГЭ 2015. Математика. Экзаменационные тесты. Профильный уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М. : Издательсво «Экзамен», 2015. – 46 с.

3. www.al**larin.net

4. www.eg**016.su

5. www.eg**nline.org

6. www.res**ege.ru

7. Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.

8. Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.

9. Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.

10. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.

11. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.

12. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.

13. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

14. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.

15. Гуринович С.Л. Математика. Задачи с экономическим содержанием: пособие /. — Минск: Новое знание, 2008. —264 с.

16. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 272 с.: ил.

17. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа-Пресс, 1999.

18. Филатов А. Ю. Задачи иркутских олимпиад по математической экономике 2007–2009 годов с решениями: сб. задач. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 32 с.

19. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. М.: Дело, 2000. - 640 с.

20. Математика, приложение к газете «1 сентября» 2007год, № 21- 49с.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Год: 2018
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312130 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X