1. Общее понятие «сниженные способности» 3
2. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми со сниженными способностями 6
3. Формы и методы работы с детьми со сниженными способностями 12
4. Основные направления работы с детьми имеющие сниженные способности на современном этапе 14
5. Особенности построения работы с детьми со сниженными способностями 20
Список литературы 22
Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Суммировав его значения, Немов Р.С. представил их в классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.
Сниженные способности относятся к легкой (неотягощенной) степени умственной отсталости.
Умственная отсталость - стойкое состояние ослабления, задержки или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных (познавательных), речевых, моторных и социальных способностей на фоне выраженных эмоционально-чувственных нарушений. При умственной отсталости в большей или меньшей степени замедляется, а в последующем и полностью прекращается возможность приобретения даже простых знаний и умений, зачастую с неуклонным обеднением и распадом прошлого жизненного опыта.
Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.
Максимальная нагрузка на воспитанников дошкольного возраста в организованных занятиях, их количество, виды, длительность и место в распорядке дня определяются учителем-дефектологом и воспитателем во взаимодействии с медицинским работником в зависимости от возраста, состояния здоровья, физической подготовленности воспитанников (с учётом учебного плана и программных требований).
Организация и осуществление образовательного процесса предполагает:
• системный анализ фактов развития ребёнка в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов (учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, медицинских работников и др.) с целью последовательного осуществления коррекционно-педагогической помощи на коммуникативно-деятельностной и полисенсорной основе с учётом структуры нарушения;
• соблюдение педагогической этики в процессе работы с ребёнком и семьёй;
• направляющее участие взрослых в совместной деятельности с ребёнком, установление обратной связи, расширение контактов ребёнка с окружающими людьми;
• педагогический оптимизм в процессе взаимодействия с ребёнком и его родителями (законными представителями), позитивное видение развития ребёнка, прогностическая оценка содержания, последовательности и результатов коррекционно-педагогической помощи;
• обеспечение принципа удовольствия, стимулирование у ребёнка позитивных гедонических (чувственных) переживаний, радости в условиях эмоционального общения и организованных видов детской деятельности.
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М. Академия, 2002.
2. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция / ред. Л. П. Григорьева. - М. "Академкнига", 2002.
3. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников. М. Академия, 2002.
4. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М. ВЛАДОС, 2003.
Курсовая работа:
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Дипломная работа:
Создание студии звукозаписи при детском доме творчества
Курсовая работа:
Организация образовательной среды коммуникативно - личностного развития дошкольников в доо
Реферат:
Социальная работа с детьми из неполных семей
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога с детьми, пережившими стрессовую ситуацию