8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Магистерские работы / Психология

ФОРМИРОВАНИЕ КОМУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ - Магистерская работа

Тип: Магистерская работа
Раздел: Психология
Страниц: 71
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10

1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативное поведение» в психолого-педагогической науке 10

1.2.Возрастные и психологические особенности детей-спортсменов 16

1.3. Классификация видов спорта и их воздействие на коммуникативное поведение детей 25

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 33

2.1. Программа по формированию коммуникативного поведения детей на занятиях по тхэквондо 33

2.2. Этапы и содержание опытно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов 37

2.3. Подведение итогов опытно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов 46

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА 59

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 67

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 69

ПРИЛОЖЕНИЕ

Курсовая работа:
Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Дипломная работа:
Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. В современных условиях возрастают требования к уровню компетенций школьников. Закон Российской Федерации «Об образовании» ставит задачу формирования личности школьника, который будет способен к гибкому, конструктивному мышлению и поведению. В этих условиях русский язык, являясь способом самореализации личности во внешнем мире, становится звеном, объединяющим многие компоненты обучения и воспитания школьников. Не менее актуальной задачей современного образования России на сегодняшний день является и спортивное воспитание, привитие любви к здоровому образу жизни. Подтверждением этого0является, предложенное президентом России введение уроков боевого самбо в школьную программу. Это дает в будущем сильную и здоровую нацию, новые олимпийские рекорды и прославленные имена, людей умеющих постоять за себя. Мы бы хотели рассмотреть более детально, сможет ли спорт повлиять на познавательные качества школьников их поведение и манеру общения. Так как отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным необходимо быть коммуникативно-активным.

Исследование коммуникативного поведения осуществляется лингвистами во взаимодействии с прагмалингвистами, психолингвистами, психологами и педагогами. Необходимо заметить, что при описании коммуникативного поведения ребенка исследователя интересует не становление его речи, а проблема развития и совершенствования общения ребенка, его коммуникативных навыков. Необходимо отметить недостаточную разработанность теории и методики описания коммуникативного поведения на современном этапе, что затрудняет создание комплексного описания возрастного коммуникативного поведения. Изучение и описание коммуникативного поведения школьника представляется актуальным в силу ряда причин, среди которых выделим:

1) создание подробного описания коммуникативного поведения различных возрастных, гендерных, социальных групп может значительно повысить эффективность межличностного общения;

2) обучение коммуникативному поведению должно стать составной частью процесса обучения. Для эффективного обучения навыкам коммуникативного поведения необходимо выявить его специфику, а это в свою очередь требует описания черт коммуникативного поведения не только различных лингвокультурных общностей, но и социальных, возрастных, половых групп. Для этого необходима разработка модели описания коммуникативного поведения.

Анализ педагогической и психолого-лингвистической литературы по данной проблеме, а также практика учителей и тренеров-преподавателей показали, что остаются нерешенными противоречия:

– между социальным заказом общества на коммуникативно-компетентную личность, умеющую выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, владеющую основами коммуникативного поведения, и недостаточным вниманием к его формированию в образовательном процессе;

- между потребностью современной школы к высокому уровню коммуникативного поведения учащихся и недостаточностью методических разработок по данной проблеме;

– между необходимостью реализации федерального государственного стандарта образования в начальной школе, предъявляющего новые требования к результатам освоения русского языка, развитию разных видов речи учащегося, и отсутствием систематической работы по формированию коммутативного поведения детей;

– между потребностью практики в повышении эффективности развития коммуникативного поведения детей-спортсменов и недостаточной изученностью обеспечивающих его методических условий.

Исходя из указанных противоречий, мы сформулировали проблему исследования, каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативного поведения детей-спортсменов?

В связи с вышеизложенным был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативного поведения детей-спортсменов».

Цель исследования заключается в комплексном описании коммуникативного поведения детей, занимающихся спортивной деятельностью, и на его основе – в выявлении основных особенностей языковой личности ребенка.

Объект исследования: коммуникативное поведение детей-спортсменов

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативного поведения детей-спортсменов.

Гипотеза: коммуникативное поведение детей-спортсменов можно сформировать на основе специально разработанной педагогической работы, направленной на создание речевой среды, организацию и осуществление сотрудничества между партнерами по общению, выстраивание коммуникативных действий, способных отображать предметное содержание условий деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определение релевантных черт коммуникативного поведения детей-спортсменов и их сверстников, не занимающихся в спортивных секциях

2. Разработка модели описания коммуникативного поведения ребенка, занимающегося спортивной деятельностью.

3. Разработка методики формирования коммуникативного поведения детей-спортсменов.

4.Осуществление комплексного описания коммуникативного поведения детей-спортсменов по разработанной модели.

Методологическая основа исследования: идеи гуманистической педагогики (В.А. Сухомлинского), деятельностного (А.Н. Леонтьев, Р. М. Асадуллин, Иванов), личностно-ориентированного (Ш.А. Амоношвили, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев и др.), компетентностного (Э.Ф. Зеер, А. В. Хуторской, И.А. Зимняя) подходов в обучении.

Теоретическая основа исследования: достижения психологической теории деятельности об особенностях мышления, оценочной функции психики, функционирования значения слова в речемыслительной деятельности носителя языка (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Петренко, В.В. Богданов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, К.Ф. Седов и др.).

В качестве основных методов исследования для достижения цели и решения поставленных задач в данной работе, использованы методы обзорно-аналитического исследования психолого-педагогической, философской литературы; эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, беседа, опрос детей-спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортивной деятельностью, тренеров и учителей; психодиагностические методики и тесты; теоретическое моделирование и практическая реализация формирующей программы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

– на базе данных психолингвистического анализа расширены представления о процессе формирования коммуникативного поведения детей-спортсменов;

– разработана научно-обоснованная система работы по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов;

Теоретическая значимость заключается в следующем: 1) теоретически обоснованы психолого-педагогические методы по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов; 2) проведено комплексное обследование сформированности коммуникативного поведения детей-спортсменов; 3) разработана система педагогической работы, направленная на создание речевой среды, организацию и осуществление сотрудничества между партнерами по общению, выстраивание коммуникативных действий, способных отображать предметное содержание условий деятельности.

Практическая значимость обусловлена тем, что предложенные в работе специальные игры и задания, по формированию коммуникативного поведения детей могут быть использованы родителями и педагогами в образовательных учреждениях в своей профессиональной деятельности.

Экспериментальной базой исследования выступили: РОО специализированная детско-юношеская спортивная школа по тхэквондо (ВТФ) «ДАРБ», МБОУ Школа №4 г. Уфы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения, куда включены грамотная и доступная речь, соблюдение речевого этикета и общепринятых правил поведения, употребление к месту паралингвистических средств. Коммуникативное поведение может быть вербальным и невербальным.

2.Работа по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов проходит через создание специальной речевой среды, организацию и осуществление сотрудничества, выстраивание коммуникативных действий, способных отображать предметное содержание условий деятельности.

3.Эффективность разработанных педагогических условий по формированию коммуникативного поведения детей-спортсменов достигается при развитии осознанной мотивации и адекватной самооценки речевой деятельности, осмысленных коммуникативных умений человека, сформированных на основе специальных речевых упражнений.

Этапы исследования:

1 этап. Проведение анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, уточнение целей, задач и основных понятий, категорий, терминов, подбор комплекса валидных психологических методик, определение базы эксперимента (ноябрь 2015-январь 2016г.).

2 этап. Уточнение формулировки темы исследования; осуществление постановки констатирующего эксперимента; систематизация, обработка и анализ полученных результатов (февраль 2016 - июнь 2016г.).

3 этап. Разработка и апробация комплекса специальных игр и заданий по выявлению уровня коммуникативного поведения детей-спортсменов (сентябрь 2016г.- декабрь 2016г.).

4 этап. Подведение итогов, определение теоретической и практической значимости исследования, формулирование выводов по научно-экспериментальной работе; оформление исследования (январь 2017г. – май 2017г.).

Апробация исследования: Результаты исследования докладывались на XVII Региональной научно-практической конференции. «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз» 4 мая 2017 г. г. Уфа, опубликованы методические разработки по теме исследования на сайте infourok.ru.

По теме диссертации опубликовано три научные работы.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, глоссария по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям, литературы и приложения.

Дипломная работа:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОСТОЯНИИ СТРЕССА

Дипломная работа:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативное поведение» в психолого-педагогической науке

Ежедневно в жизни каждого человека происходит много коммуникативных процессов, при помощи которых производится обмен разнообразной информацией в самых различных сферах деятельности. Коммуникативное поведение – это термин практической психологии, который обозначает совокупность форм, традиций и норм общения людей в различных социальных и национальных группах и сообществах [11;184].

Психология коммуникативного поведения - это различные формы обмена информацией, идеями, знаниями, эмоциями на вербальном и невербальном уровне. Виды и формы общения людей могут иметь свой аспект, ограничения и специфику, это зависит от того в какой группе и ситуации окажется человек. Например, общение дошкольников сильно отличается от способов передачи информации в группе старшеклассников. Нормы, которые допустимы и недопустимы, а также тематика общения будут зависеть от многих факторов: национальные традиций; общественные нормы; возрастная категория; общественный статус; интеллектуальный уровень; регламент учреждения.

Коммуникативное поведение (от лат. communicatio — сообщение, передача) - это совокупность норм и традиций общения [1; 159]. В это понятие включено грамотная и доступная речь, соблюдение речевого этикета и общепринятых правил поведения, употребление к месту паралингвистических средств, представительный внешний вид.

Коммуникативное поведение бывает вербальным и невербальным, а также к нему относится такое понятие, как коммуникативная компетентность.

Вербальное (лат. verbalis «словесный») коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях [2;47]. Основным и универсальным способом общения является вербальная коммуникация, а коммуникативная функция – это одна из важнейших функций языка. Проанализировав эту информацию, можно придти к выводу, что в коммуникации, которая осуществляется вербальными средствами, передается большой объем информации. К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. При помощи устной и письменной речи создается текст, происходит процесс передачи информации, а слушание и чтение – помогают воспринимать текст, и заложенную в нем информацию. Устная речь бывает внутренней и внешней. Когда человек общается с самим собой, это внутренняя речь, при таком общении не происходит обмена информацией, поэтому, внутренняя речь не является коммуникацией. Внешняя устная речь – это монолог и диалог. Они представляют собой две основные разновидности речи, отличающиеся друг от друга количеством участников акта общения. Монолог – речь одного человека, диалог – общение двух и более лиц.

Коммуникативные барьеры, которые могут возникать в процессе вербальной коммуникации:

- Барьер, появляющийся у партнеров по общению с разным видом мышления, называется логическим. Оппоненты понимают речь своего собеседника в зависимости от видов и форм мышления, которые преобладают в интеллекте каждого из них, общение происходит на уровне понимания или непонимания.

- Стилистический барьер – когда формы представления информации не соответствуют ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения.

- Семантический (смысловой) барьер – это несоответствие лингвистического словаря смысловой информацией, может быть из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

- Фонетический барьер – препятствия, связанные с особенностью речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и так далее). [30;137] Если у собеседников разный уровень речевой культуры, то это тоже приведет к непониманию. Особенно эти аспекты мы можем отследить при вербальном коммуникативном поведении, которое включены манера выражения своих мыслей, определенная лексика и степень эмоциональной окрашенности общения. Стратегии коммуникативного поведения в похожих организациях и учреждениях в разных национальных традициях, возрастных, профессиональных и государственных форматах могут иметь различные нормативы.

Невербальное коммуникативное поведение - это совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположению собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления [4; 87]. Общение без слов и есть невербальная коммуникация. К ней относят: жесты, мимику, телодвижения, пространственную среду, цвета и т. д. Доказано, что невербальная коммуникация дает нам большую часть информации о человеке (около 80 %), тогда как вербальные средства общения дают нам всего лишь 20 % [5; 37]. Интерпретация невербальной коммуникации является сложной, поэтому не всем удается прочесть и понять ее. Но такая форма общения наиболее полно передает информацию о личности коммуникатора, его темперамент, эмоциональное состоянии во время беседы, социальный статус, коммуникативную компетенцию и многое другое.

Очень часто невербальное поведение не совпадает с вербальным сообщением. Так как невербальное поведение самопроизвольно и неконтролируемо сознанием, поэтому оно всегда правдиво, в отличие от вербального, в котором человек может тщательно продумать и подобрать слова.

Нормы коммуникативного поведения:

- Общекультурные нормы коммуникативного поведения - характерны для всей лингвокультурной общности и в большой степени, воспроизводящие принятые правила этикета, вежливого общения. Они связанны с ситуациями самого общего плана, возникают между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. К ним можно отнести: привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, соболезнование и т.д. Это – стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у русских при приветствии улыбка не обязательна, а немцы и американцы приветствуют друг друга, используя этот невербальный знак [10;93].

- Ситуативные нормы появляются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения имеют различный характер. Выделяют два вида разновидности коммуникативного поведения связанных с ограничениями по статусу собеседников – вертикальный (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальный (равный – равный). Граница между разными типами подвижна, она может изменяться. Примеры ситуативных норм мы можем наблюдать и в национальной специфике: так, общение мужчины и женщины в мусульманской культурной традиции выступает как вертикальное, а в русской – как горизонтальное и т.д.[10;139].

- Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп.

- Индивидуальные нормы коммуникативного поведения воссоздают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности.

Наука о коммуникативном поведении, как представляется, имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения того или иного народа) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей национального коммуникативного поведения).

К коммуникативному поведению относится так же и социально- коммуникативно-значимое бытовое поведение – совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включенных в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный ‘язык повседневного поведения’ или социальный символизм [11;9].

Социальный символизм – это отражение в сознании людей семиотической функции, приобретаемой в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. В сознании народа эти явления приобретают определенный символический смысл, который характерен и един для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы. Социальный символизм - компонент национальной культуры, который зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго ‘соблюдается’ – то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях.

Необходимо различать теорию и прикладное описание коммуникативного поведения. Теория коммуникативного поведения – определяет само понятие, выявляет структуру и основные черты коммуникативного поведения, разрабатывает понятийно-терминологический аппарат и методику описания коммуникативного поведения. Прикладное описание коммуникативного поведения осуществляется, прежде всего, с культурологическими и лингводидактическими целями и должно дополнить обучение устной иноязычной речи.

Основными принципами описания коммуникативного поведения народа являются:

- Принцип системности. Коммуникативное поведение того или иного общества должно быть описано целостно, комплексно, как система. Разрабатывается модель описания коммуникативного поведения, которая будет, включает в себя совокупность факторов и параметров, которые отражают коммуникативное поведение любого народа. Такая модель включает в себя вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм.

- Принцип контрастивности. Объективное описание коммуникативного поведения возможно только на базе некоторого сравнения. Имплицитно любое описание будет контрастивным: большинство характеристик коммуникативного поведения оказывается параметрическими – часто – редко, интенсивно – мало, громко – тихо, быстро – медленно и др. Без соотнесения их описание просто невозможно. Фоном всегда выступает какая-либо конкретная коммуникативная культура, известная описывающему. Контрастивный принцип помогает наиболее надежно выявлять и описывать как общие, так и несовпадающие признаки коммуникативного поведения [16;102].

Описание коммуникативного поведение в жестких терминах невозможно – так как большинство коммуникативных параметров не поддается жесткому ранжированию. Поэтому описание коммуникативного поведения разумно осуществлять при помощи ранжирующих единиц метаязыка: обычно, чаще всего, как правило, сравнительно редко, обычно не встречается, допускается, как правило, не допускается и т.д. При этом могут называться конкретные коммуникативные культуры, относительно которых характеризуется тот или иной коммуникативный признак (чаще, чем в китайском и русском коммуникативном поведении, сравнительно редко по сравнению с французами и т.д.).

Во многих случаях наблюдается такая картина: коммуникативная норма в обществе есть, ее знают, но она сплошь и рядом не выполняется. Особенно это характерно для русской лингвокультурной общности. Не обсуждая здесь причины этого, отметим, что описанию должны быть подвергнуты как норма, так и практика [43; 100].

Если норма осознается как таковая, как образец (надо так.), она описывается, но описываются и отклонения от нее, обусловленные теми или иными ситуативными, возрастными, культурными и т.д. условиями. Причины несоблюдения коммуникативных норм могут означать как недостаток культуры, так и происходящий сдвиг в норме, зону развития коммуникативного правила, зону подвижки, переходную форму.



Заключение (выдержка)

Выявив теоретические основы коммуникативного поведения детей-спортсменов, проанализировав несколько различных направлений исследований коммуникации, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с относительно разработанной эмпирической базой. Все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, лингвистов и педагогов, чьи заслуги в изучении коммуникативного поведения огромны и неоспоримы. Значительное место занимает проблема развития коммуникативного поведения у ученых Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Петренко, В.В. Богданов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, К.Ф. Седов и др.

Коммуникативное поведение (от лат. communicatio — сообщение, передача) - это совокупность норм и традиций общения [1; 159]. В это понятие включено грамотная и доступная речь, соблюдение речевого этикета и общепринятых правил поведения, употребление к месту паралингвистических средств, представительный внешний вид. Коммуникативное поведение бывает вербальным и невербальным.

На основе проанализированной литературы и систематических наблюдений мы пришли к выводу что, ребенок занимающийся спортом имеет свое отличное от сверстников коммуникативное поведение. Это обусловлено тем, что у него шире границы коммуникативного пространства (совокупность сфер речевого общения лингвистической культуры общности [4; 190]). Спорт со временем становится неотъемлемой частью жизни спортсмена, и круг общения расширяется.

Мы выявили что, на сегодняшний день сформированность коммуникативного поведения детей находится на средней стадии, это говорит о том, что если не формировать коммуникативное поведение детей в синзетивный период, то к средним классам форма проявления коммуникации будет затруднена, а интерес к спортивной деятельности сойдет на нет.

Нами была разработана программа, рассчитанная на то, чтобы сформировать коммуникативное поведение у детей группы ГНП по тхэквондо. Экспериментальная группа состояла из ребят, обучающихся в 3 классе, которые в ходе эксперимента на протяжении года посещали занятия по тхэквондо, путем включения обычных школьников в профессиональный коллектив. Реализация осуществлялась через деятельностный подход. Цель программы – формирование коммуникативного поведения детей на занятиях по тхэквондо.

Проанализировав научно-методическую литературу, было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования коммуникативного поведения у детей-спортсменов. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе мы использовали следующие методы исследования:

1. Наблюдение за работой обучающихся на уроке и в тренировочном процессе;

2. Беседа с учителем, тренером;

3. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др. 1992г.);

4. Методика «Совместная сортировка» (Бурменская 2007г.);

5.Задание « Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», возрастно-психологическое консультирование, 2007 г.);

В соответствии с выводами, сделанными на данном этапе эксперимента, в двух классах преобладают учащиеся, имеющие средний уровень коммуникативного поведения.

Нами был проведён формирующий этап эксперимента, который включал в себя: запись учащихся экспериментального класса в секцию тхэквондо и разработку системы заданий направленных на формирование коммуникативного поведения этих детей.

На контрольном этапе исследования были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. После проведенной диагностики мы увидели, по завершению эксперимента в экспериментальном классе динамика роста сформированности коммуникативного поведения возросла.

Таким образом, уровень коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) в экспериментальном классе увеличился. Средними показателями обладают 53% обучающихся это практически неизменный результат по сравнению с первым этапом, однако увеличилось на 22 % количество обучающихся в экспериментальном классе имеющих высокий результат с 16% до 38% и понизилось количество школьников имеющих низкие показатели с 30% до 9%.

Уровень коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществлению сотрудничества в экспериментальном классе низкий показатель не наблюдается, в сравнении изначально было у 15%, средние показатели у 75%, высокие у 23%. В контрольном классе показатели практически не изменились. Уровень коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности в обоих классах соответствует норме. Показатели средние и высокие.

На основе этого мы можем сказать о том, что предполагаемая нами гипотеза о том, что коммуникативное поведение детей-спортсменов можно сформировать на основе специально разработанной педагогической работы, направленной на создание речевой среды, организацию и осуществление сотрудничества между партнерами по общению, выстраивание коммуникативных действий, способных отображать предметное содержание условий деятельности была доказана.

Цель исследования комплексное описание коммуникативного поведения детей, занимающихся спортивной деятельностью, и на его основе – в выявление основных особенностей языковой личности ребенка нами достигнута.

Поставленные задачи исследования решены, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Под коммуникативным поведением понимают совокупность норм и традиций общения, куда включены грамотная и доступная речь, соблюдение речевого этикета и общепринятых правил поведения, употребление к месту паралингвистических средств, представительный внешний вид. Может быть вербальным и невербальным.

2.Формируя коммуникативное поведение детей-спортсменов, необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности (развитие памяти, наблюдательности, внимания, процесс адаптации, ведущий вид деятельности и тип темперамента).

3.Представленный и апробированный комплекс диагностических материалов, позволяет более полно изучить состояние уровня сформированности коммуникативного поведения детей-спортсменов.

4.Формирование коммуникативного поведения детей-спортсменов происходит поэтапно, при постоянном выполнении осмысленных системообразующих речевых действий.

5. Полученные экспериментальные данные позволили разработать методические рекомендации и программу по формированию коммуникативного поведения детей на занятиях по тхэквондо.

Планируется дальнейшее изучение этой проблемы и разработка методик направленных на формирование коммуникативного поведения детей-спортсменов.

Курсовая работа:
Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников

Дипломная работа:
Использование системы Карла Орфа на уроках музыки в младших классах

Литература

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобр. школ и пр. / Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

2. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). [Текст] / Ю. К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

3. Бабенко, А. Лелеем языковую личность [Текст] / А. Бабенко // Дивослово. – 2004. – № 4. – С. 56.

4. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] / С. П.Баранов, В. А.Сластенин, Л. Р.Болотина. – М.: Просвещение, 1987. – 368с. Бахир, В.К. Развивающее обучение [Текст] / Бахир, В.К. // Начальная школа. - 2009. – № 5. – С.26-30.

5. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : учеб. / В. П. Белянин ; РАО, НОУ ВПО МПСИ. - 2-е изд. - М. : Флинта : МПСИ, 2011. - 416 с. : ил. - Библиогр.: с. 411-414. - ISBN 978-5-9765-0743-2(Флинта). - ISBN 978-5-9770-0378-0(МПСИ): 541.00. // Белянин В.П. Психолингвистика [Электронный ресурс] – режим доступа h**p://w*w.superlinguist.com, свободный.

6. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2008. - 320 с., - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009. - 320 с.

7. Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетентности носителей русского языка. / Региональное экспериментальное исследование. [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2011. - 160 с. – Режим доступа: h**p://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2514, свободный

8. В Вайндорф-Сысоева, Марина Ефимовна. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко. - М.: Юрайт-Издат, 2013. – 254 с. - ISBN 5948791173

9. Вульфов, Б. З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках [Текст] / Б. З. Вульфов. – М.: УРАО, 2007. – 288 с. – ISBN 5-204-00115-8

10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: учебник / Л. С.Выготский: Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. ISBN 5-87604-097-5

11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С.Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с. ISBN 504-004708-8

12. Выготский, Л. C. Развитие высших психических функций. [Текст] / Л. C.Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.

13. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Гаврилычева, Г.Ф. // Начальная школа. – 2009. - №11– С. 40-46

14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н.Гвоздев. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 471 с. – ISBN 978-5-898174-379-4

15. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 352 с. - (Высшая школа). - Библиогр.: с. 329-343. - ISBN 978-5-17-030476-9(АСТ) : 193.00. - ISBN 978-5-271-11285-0 (Астрель) : 193.00.

16. Горенков, Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова [Текст] / Горенков, Е.М. // Начальная школа. - 2009. - № 2. – С. 57-62.

17. Далингер, В.А. Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. [Текст] / Далингер, В.А. // Математика в школе.- 2012- №6 – С. 15-18.

18. Дорошенко, С. И. Основы культуры и техники устной речи [Текст] / С. И.Дорошенко. – Харьков: ОВД, 2002.

19. Дрозд, В.Л., Урбан, М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям [Текст] / Дрозд, В.Л., Урбан, М.А. // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С.37.

20. Жаринова, Е. С. Связная устная речь младших школьников [Текст] / Е. С.Жаринова // Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – С. 26-39.

21. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. [Текст] / Н. И.Жинкин. – М.: Знание, 1969. – 204с.

22. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику [Текст] : учебник для студентов вузов / А. А. Залевская; Российский гос. гуманит. ун-т. - : РГГУ, 2007. - 382 с. - Список лит: с. 348-382. - ISBN 5728102824 : 60.00.

23. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А.Зимняя. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

24. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]: Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. – Режим доступа: h**p://w*w.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

25. Караулов, Ю. Н., Сорокин, Ю. А., Тарасов, Е. Ф., Уфимцева, Н. В., Черкасова, Г. А. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. – М.: АСТ-Астрель, 2002. – 784 с. Т. II. От стимула к рекции: Более 100 000 реакций. – М.: АСТ-Астрель, 2002. – 992 с.

26. Козлова, М. С. Философия и язык. [Текст] / М. С.Козлова – М.: Мысль, 1972. – 256 с.

27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011. – 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5

28. Ксенофонтова, А. Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе [Текст] / А. Н.Ксенофонтова // Дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2000.

29. Лайонз, Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс. Language and Linguistics: An Introduction. [Текст] / Дж. Лайонз – М.: Едиториал УРСС, 2010. – 320 с. - ISBN 978-5-354-01300-5

30. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. А. Леонтьев. - 4-е изд. ; испр. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 288 с. - (Психология для студента). - ISBN 5-89357-191-6(Смысл). - ISBN 5-7695-2066-3(Академия) : 148.00; 144.00.

31. Леонтьев, А. А. Функции и формы речи [Текст] // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А.Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – с. 241-254

32. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. – Изд-во Красанд. – 2010. – 216 с. – ISBN 978-5-396-00142-8

33. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.

34. Любина, Г. А. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития [Текст] / Г. А.Любина // Ребенок в детском саду. –2004. – № 3. – С. 24.

35. Негневицкая, Е. И., Шахнарович, А. М. Язык и дети [Текст] / Е. И.Негвицкая, А. М.Шахнарович. – М.: Наука. 1981. – 111 с.

36. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов пед. вузов: в 3 кн. / Р. С.Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с.

37. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд. ; доп. и перераб. – М.: Пед. общ-во России, 2008. – 640 с. – ISBN 5-93134-001-7

38. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - 3-е изд. – М.: Школа – пресс., 2010. – 512 с. – ISBN 5-88527-171-2

39. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики [Текст] : учеб. пособие / В. Ф. Петренко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 400 с. - ISBN 5211038355 : 75.00.

40. Пироженко, Т. А. Коммуникативно-речевое развитие ребенка [Текст]: монография / Т. А.Пироженко. – Киев: Нора-принт, 2002. – 310 с.

41. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / Под ред. В. Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

42. Речь ребенка. Проблемы и решения. Под редакцией: Ушакова Т. Н. [Электронный ресурс] - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 352 с. – Режим доступа h**p://w*w.biblioclub.ru/book/86975/, свободный

43. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. –М. : Пед. общ-во России, 2009. – 353 с. – ISBN 5-93134-022-Х : 24.00; 55.88

44. Сайфуллин, Ф. А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения [Текст] Ч. 2 / Ф. А. Сайфуллин; Федер. агентство по образованию, БашГУ. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 206 с.

45. Скуратовский, Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка [Текст] / Л. Скуратовский // Двоеслов. – 2005. – № 2. – С. 3.

46. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 576 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-0878-7

47. Смирнова, Л. В. Становление и развитие теории и практики педагогического стимулирования в отечественной педагогике [Текст]: монография / Л. В. Смирнова; М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, НТГСПА. – Нижний Тагил: [НТГСПА], 2009. – 156 с. – Библиогр.: с. 145-155. - 80.00.

48. Современный словарь по педагогике [Текст] / Авт.-сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2011. – 927 с. – ISBN 985-443-239-4

49. Столяренко, Л. Д. Педагогика [Текст]: учеб. для учащихся пед. колледжей / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 448 с. – (Учебники, учебные пособия). – Библиогр.: с. 437-440. – ISBN 5-222-01439-8

50. Татьянченко, Д., Воровщиков, С. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Татьянченко, Д., Воровщиков, С. // Народное образование. – 2013. – №8 – С.150-160.

51. Теория и практика начального образования: традиции и инновации: Материалы Международной научной конференции. 21 ноября 2013 г., г. Уфа / Отв.ред. В.М. Янгирова, С.Д. Максютова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 176 с. – ISBN 978-5-87978-862-4

52. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики / Под редакцией: Журавлев А. Л. [Электронный ресурс] - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 528 с, Режим доступа h**p://w*w.biblioclub.ru/book/86269/, свободный.

53. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики [Текст]: Сборник / К.Д. Ушинский; Сост. Э.Д. Днепров. – М.: УРАО, 2012. – 592 с. – (Новая педагогическая биб-ка). – Предметный указ.: с.576-584. Указатель имен: с.585-591. – ISBN 5204002847

54. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Р. М. Фрумкина. - 4-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Языкознание). - Библиогр.: с.307-308. - ISBN 978-5-7695-5242-7 : 281.60.

55. Холодова, О. Умным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей [Текст] / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд, перераб. / О. Холодова. – М.: Росткнига, 2008. – 276 с. – ISBN 978-5-7804-0345-7

56. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

57. Черникова, Т. А. Формирование у будущих учителей готовности к реализации деятельностного подхода к обучению учащихся [Текст]: Автореф. дис. . канд. пед. наук : спец. 13.00.08 – теория и методика проф. образования / Т. А. Черникова. – Уфа, 2010. – 22 с.

58. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика". [Электронный ресурс] - М.: Флинта., 2013. – 204с. Режим доступа h**p://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2431, свободный.

59. Щерба, Л. В. Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) [Текст] / Л. В.Щерба // Советская педагогика.- 1942. -№3- С. 48–53.

60. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с. ISBN 5-89404-033-7

61. Эскандеров, А. А. Актуализация познавательного интереса учащихся [Текст] / А. А.Эскандеров // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 46-48

62. Юдачева, Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике [Текст] / Юдачева, Т.В. // Начальная школа. – 2009. – №11 – С. 62-70.

63. Юртаев, С. В. Принципы и методы развития речи [Текст] / С. В.Юртаев // Начальная школа, 2004. – № 9. – С.19-23.

64. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С.Якиманская. – М.: Изд-во Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 220 с. – ISBN 978-5-9963-0198-0

65. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**p://window.edu.ru/window, свободный.

66. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**p://w*w.school.edu.ru/, свободный.

67. Российская педагогическая энциклопедия. Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**p://w*w.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/indeх, свободный.

68. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**p://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230, свободный

69. h**p://bspu.ru/#podrasdelenia-12. Официальный сайт БГПУ им. М. Акмуллы.

70. h**p://elibrary.ru/de faultx.asp. Российские научные журналы

71. h**p://ibooks.ru/ Электронная библиотека «Айбукс»

72. h**p://mon.gov.ru/ Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

73. h**p://sc.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Информация о работе

Тип: Магистерская работа
Страниц: 71
Год: 2018
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311733 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X