8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Влияние сказочных сценариев на формирование личностных качеств дошкольников - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Психология
Страниц: 48
Год: 2017

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы влияния сказочных сценариев на формирование 6

1.1 Особенности личности ребенка младшего дошкольного возраста 6

1.2 Сказка как фактор воспитания и развития дошкольников 10

2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния сказочного сценария на формирование личностных качеств дошкольников 16

2.1 Выявление уровня сформированности личностных качеств дошкольников 16

2.2 Описание работы по формированию личностных качеств дошкольников посредством сказки 20

Заключение 30

Список литературы 32

Приложения 35

Дипломная работа:
Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ

Дипломная работа:
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Введение (выдержка)

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный мир разнообразных приключений. Именно через сказки, не подверженные влиянию современной цивилизации, ребёнок получает представления о человеке, его проблемах и способах решения этих проблем. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития личности ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу — могу, хорошо — плохо и т.д.).

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа.

Как утверждает И.В. Дубровина, положение положительного героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами сказки. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, одним из эффективных методов работы с детьми направленных на развитие личности и нравственной сферы дошкольника является сказка, так как она позволяет решать ряд проблем, возникающих в области развития морали и нравственности, в области формирования положительных жизненных установок, ориентиров, эмоциональной сферы, возникающих у детей любого возраста.

Исследованием сказкотерапии как средства формирования личностных качеств детей дошкольного возраста занимались зарубежные и отечественные педагоги-психологи такие, как: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, В. Я. Пропп, Е. М. Неелов, М.Л. Фон Франц, Д. М. Соколов, В. В. Синельников.

Объект исследования – личностные качества дошкольника.

Предмет исследования - роль сказкотерапии в формировании личностной сферы дошкольника

Цель:

Выявить оптимальные условия социально-личностного и коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством сказки в условиях ДОУ.

Задачи исследования

 изучить и охарактеризовать современное состояние проблемы личностного развития дошкольников;

 выявить методологические особенности образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со сказкой;

 разработать методический материал, обеспечивающий личностный рост детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой.

Гипотеза исследования заключается в том, что непосредственно образовательная деятельность, направленная на знакомство дошкольников с содержанием русских народных сказок в большей степени влияют на формирование личностных качеств младшего дошкольника.

База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад 16 Московской области, Сергиево Посадского района, пос. Реммаш, ул. Школьная, д. 10. Во второй младшей группе номер 4. В исследовании приняли участие 16 человек.9 мальчиков и 7 девочек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератур.

Курсовая работа:
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТАТУСА РЕБЕНКА НА ПРОЯВЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Курсовая работа:
Личностные качества медицинского работника

Основная часть (выдержка)

1 Теоретические аспекты проблемы влияния сказочных сценариев на формирование

1.1 Особенности личности ребенка младшего дошкольного возраста

Личность, по мнению, А. Н. Леонтьева – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях [12, с. 411].

С. Л. Рубинштейн, считает, что личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [19, с. 181].

В. А. Ганзен характеризует личность как общественного индивида, объекта и субъекта социальных отношений и исторического процесса, проявляющего себя в общении, в деятельности, в поведении [13, с. 34].

И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности [11, с. 316].

К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания [13, с. 33].

Под личностью понимают некую целостность, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость.

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки) которые в совокупности своих связей образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

По мнению Фрейда, формирование личности ребенка начинается уже с самого его рождения и происходит в течение шести первых лет жизни.

Развитие личности ребенка, согласно позиции А. Н. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности [412, с. 413]. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т. е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. Этот и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом, личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.

А.В. Петровский определяет следующие этапы развития детской личности [11, с. 321].

1 этап: в течение первого года жизни ребенок познает окружающий мир и осваивает основы его тактильного восприятия. Развивается речь, мелкая моторика и некоторые физические навыки. Формируется произвольное поведение. В этом возрасте важнейшим аспектом развития малыша становится общение с родителями. С одной стороны, ребенок по-прежнему живет и действует в непосредственном контакте с окружающим его миром предметов и людей. С другой – погружается в знаково-символический план поведения и жизни. Это план игры, речи, мышления, изобразительной деятельности и фантазии. Ребенок уже не просто живет – он рассуждает о жизни, рисует её и думает о ней. Окружающий мир отражается в детском сознании и проецируется в форме рассуждений, гипотез, фантазий, игр и рисунков. Ребенок теперь способен на многое – перенестись мысленно в Африку, с одинаковой легкостью совершить что-то хорошее или дурное.

2 этап: в это время начинает проявлять себя нравственная сфера – у ребенка развиваются начальные представления о должном и недолжном, добре и зле, возможном и запретном. Через персонажей сказок, мультфильмов и книг малыш открывает для себя мир нравственных отношений. При этом нравственные представления ребенка не замыкаются на вымышленных персонажах. Они постепенно от них отдаляются и становятся все более самостоятельными, приобретая форму своеобразной внутренней измерительной шкалы. Так дошкольник начинает овладевать нравственными основами – ценностями объективности, альтруизма и независимости. Пока еще только на уровне словесных суждений, знаний и оценок, а не реальных действий. На словах ребенок все более объективен, морален, независим и альтруистичен. На деле же он зачастую подражателен, пристрастен и эгоистичен.



Заключение (выдержка)

Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные - доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатия, умение учитывать позицию участника диалога и т. п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры. Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Учитывая данные оценки достоверности обнаруженных отличий, по итогам проведения исследования влияния сказки на социально-личностное и коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы о том, что применение специально отобранных игр не только на специальных мероприятиях, но и в других режимных моментах, влияет на развитие индивидуального опыта ребенка следующим образом:

 снижаются показатели конфликтности, враждебности, трудностей в общении,

 понимание эмоционального состояния других людей становится более успешным и точным,

 повышается эмоциональная выразительность речи детей,

 снижаются проявления, как чувства неполноценности, так и неадекватно заниженной самооценки – самооценки становится более обоснованной и адекватной,

 снижаются проявления незащищенности, недоверия к себе и депрессивности,

 повышается показатель социально-нравственного развития.

На основании выше изложенных результатов исследований можно констатировать, что сказка действительно является развивающей формой индивидуального опыта ребенка. Реализация проекта показала, что процесс социально-личностного и коммуникативного развития детей требует целенаправленного психолого-педагогического руководства, которое заключается в установлении наиболее эффективных способов развития данной области детской психики.

Практическое применение сказок в группе детей благоприятствует появлению позитивных тенденций в процессе развития индивидуального опыта. У детей повысились показатели социально-коммуникативного, эмоционально-личностного и социально-нравственного развития.

Дипломная работа:
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа:
Анализ познавательных процессов дошкольников с помощью игры и сказки

Литература

1. Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками [Текст] / О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №4 . - С. 81-92.

2. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.84-89.

3. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой [Текст] / Л. Г. Гарбуза // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 18-22.

4. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Анфисова С.Е., Кузина А.Ю., Груздова И.В. – Тольятти: ТГУ, 2009.

5. "Сказка – ложь, да в ней намёк.": (Тематические дни, игры, драматизации) [Текст] / Г. М. Жданова // Творчество в детском саду. - 2011. - №1. - с. 13-18.

6. Использование сказки на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию дошкольников [Текст] / Е. Р. Железнова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №8 . - С. 25-27.

7. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.

8. Коваленко О.С. Этическое воспитание в детском саду. - М.: Владос-Пресс, 2008.

9. Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ [Текст] / Н. В. Кондрашова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №2. - С. 6-9.

10. Т.А. Котлякова, Н.П. Иванова. От народных истоков русского фольклора – к детскому творчеству: Методическое пособие. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 68 с.

11. Сказка как средство формирования нравственно-духовных качеств детей дошкольного возраста [Текст] / В. Н. Лукьяненко // Цветной мир. - 2012.

12. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

13. Майданкина Н.Ю., Тузова Н.А., Михайлова Л.А. и др. Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей [Текст]: из опыта работы // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - №1. - С.90-100 ; №2. - С. 79-90.

14. Майданкина Н.Ю., Трубачева Е.С., Юнусова Л.Н. Формирование у дошкольников социальных навыков в процессе социально-личностного развития в условиях ДОУ сельского поселения: программа / Н.Ю. Майданкина, Е.С. Трубачева, Л.Н. Юнусова. – Ульяновская область, Ульяновский район: МДОУ детский сад «Ромашка» р.п. Ишеевка, 2011. – 68 с.

15. Майданкина, Н.Ю. Палитра: взаимодействие малокомплектного детского сада с социальными партнёрами [Текст]: методическое пособие / Н.Ю. Майданкина, Н.Ю. Гришанова, О.В. Романова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 136 с.

16. Использование потенциала досуговой деятельности в образовательном процессе детского сада [Текст] / Н. Ю. Майданкина, О. Г. Шатунова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 104-112.

17. Сказкотерапия в ДОУ [Текст] / Л. Г. Малкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №6 . - С. 95-101.

18. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] : методическое пособие / Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. - (Библиотека воспитателя).

19. Воспитание и обучение через сказку [Текст] / Т. М. Шаблоева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5 . - С. 12-17.

20. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. А. Шиян. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.

21. Железнова Е. Р. Использование сказки на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию дошкольников / Железнова Е.Р.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 25-27.

22. Рощина Л. Народные сказки как ресурс поликультурности / Рощина Л. , Серегина В., Лукошкина О.// Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 33-40; № 6. - С. 35-41.

23. Хозиева М. В. Развитие словесного творчества и совместной деятельности у дошкольников в условиях проекта "Сказка для дошколят" / Хозиева М. В.// Психолог в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 51-74.

24. Коростелева И. Использование проектного метода при ознакомлении детей с русской народной сказкой / Коростелева И.// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 3. - С. 22-34.

25. Брежнева М. В. Сказкотерапия – средство самопознания в раннем детстве // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №5. С. 51–53.

26. Банишева А. Е. Из опыта работы по методике “Сказка” /Банишева А. Е. // Современный детский сад. – 2009. - № 2. – С. 76-78.

27. Митрофанова Н. Сказка как средство патриотического воспитания / Н. Митрофанова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 5-6.

28. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Поштарева Т.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 24-27.

29. Суздальцева Л. Сказка как средство эмоционального развития детей / Л. Суздальцева// Учитель. - 2010. - № 2. - С. 5-11.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
Год: 2017
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311940 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X