8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Применения инклюзивного подхода для одаренных детей младшего школьного возраста в России - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 29
Год: 2017

Содержание

Введение 3

1. Проблема одаренности в современных психолого-педагогических исследованиях 5

2. Особенности одаренных детей 9

3. Методы диагностики одаренности 12

4. Технологии обучения одаренных детей 17

5. Организация работы школы по обучению одаренных детей 21

Заключение 26

Список литературы 28

Дипломная работа:
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа:
Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Перед образованием на период до 2021 года ставится задача постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. Она должна строиться в соответствии с потребностями личности и индивидуальных возможностей учащихся, рост их самостоятельности и творческой активности, что должно укрепить демократические основы гражданского общества и ускорить его развитие. Перед учителями стоит задача: формировать и укреплять у школьников внутренние источники мотивации не только учебной деятельности, но и саморазвитие своих интеллектуальных, творческих способностей, а также их успешной социализации. Сегодня крайне необходимо создавать ситуации успеха, развивать творческую, поисковую, исследовательскую активность и навыки коллективно согласованных действий.

Современная школа должна обеспечивать всестороннее развитие индивидуальности человека как личности так и наивысшей ценности общества на основе выявления его задатков, способностей, одаренности и талантов. Следовательно, в современных условиях возрастает интерес к воспитанию и обучению одаренных детей.

Талантливый и одаренный ребенок является субъектом деятельности в процессе школьного обучения лишь при условиях, если ребенок самостоятельно находит средства решения задач и сам ставит перед собой все новые и новые цели.

Выявление одаренных детей и дальнейшее развитие их способностей и дарований является одной из проблем современной психолого-педагогической науки. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на их оптимальное развитие, именно поэтому так важно выявить одаренность детей на раннем этапе.

Проблемы выявления одаренности осложняются неоднозначностью понимания самого термина «одаренность», отсутствием фактора или группы факторов, которые были бы определены как составляющие одаренности.

Основные теоретические вопросы, связанные с проблемой выявления и развития одаренных школьников, освещены в научной литературе многими учеными, в частности в ряде психолого-педагогических исследований С. Рубинштейна, Дж. Фриман, А. Савенкова, В. Чудновского, Н. Шумаковой и др., где отмечается, что одаренность - это скорее скрытые потенциальные возможности личности, целостное проявление которых возможно благодаря наличию у педагога большого опыта и специальных знаний по этому вопросу.

Цель исследования: рассмотреть особенности развития одаренных детей и предоставить характеристику инновационным методам работы с ними в системе школьного образования.

Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность понятия «одаренность»;

2. Рассмотреть психологические особенности одаренных детей;

3. Охарактеризовать принципы работы с одаренными учащимися;

4. Определить все составляющие системы организации работы с одаренными детьми на уровне школьного образования.

Дипломная работа:
РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТРАДАЮЩИХ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Курсовая работа:
Особенности развития мышления одаренных детей младшего школьного возраста

Основная часть (выдержка)

1. Проблема одаренности в современных психолого-педагогических исследованиях

В современных условиях учебно-воспитательного процесса изучение и использование индивидуальных особенностей детей приобретают все большее значение. Сегодня задачи образования больше направлены не на овладение все возрастающей суммой знаний, а на развитие способностей и познавательных интересов школьников, повышение их активности в познавательной и практической деятельности. Эффективность же такой учебной работы зависит, прежде всего, от степени индивидуализации познавательной деятельности, которая обеспечивает соответствие требований к каждому ученику по его возможностями.

Ещё недавно, на всестороннее развитие природных задатков, уделялось недостаточно внимание. Это связано с тем, что в течение 30-80 гг. XX в. в СССР господствовала идеология обезличенного усредненного подхода. Сторонники такой позиции называют данный подход идеей равных возможностей. Однако последнее предполагает как можно более полное раскрытие всех возможностей каждого, и отнюдь не равные результаты. На сегодняшний день ситуация существенно изменилась. Среди задач реформирования системы образования одной из ведущих мест заняла проблема формирования новой генерации национальной элиты. Сегодня под руководством академика В.А. Моляко и его последователей А.И. Кульчицкой, М.А. Гнатка, А.Л. Музыки и других, создали научную школу, которая занимается исследованием проблемы одаренности и развитием творческого потенциала личности [5, с. 331].

Следовательно, в современных условиях возрастает интерес к воспитанию и обучению одаренных детей. Поэтому работа с творческой личностью, с теми детьми, которые выделяются, прежде всего, повышенным уровнем умственного развития, является приоритетным направлением инновационных учебных заведений, то есть лицеев, гимназий и т.д. Но много талантливых и способных детей учатся в общеобразовательных учебных заведениях. Поэтому необходимо разрабатывать стратегию, принципы, этапы, организационно-структурные, социально-психологические, научно-методические, управленческие аспекты работы с одаренными, талантливыми и способными детьми в рамках общеобразовательного учебного заведения, не предусматривая переход учащихся в специализированные школы и классы [4, с. 5].

Проблема одаренности находится в центре внимания психологов и педагогов уже достаточно длительное время. Первые шаги в решении данного вопроса было сделано еще во второй половине XIX века, когда увидела свет книга Ф. Гальтона «Наследственность таланта. Ее законы и последствия» (1869). Сегодня же проблема воспитания одаренной личности стала неотъемлемой частью нашей жизни, насущной потребностью современного этапа развития человечества, от решения которой в определенной степени зависит и дальнейшее развитие нашей цивилизации. Именно поэтому развитие творческих способностей человека приобретает особую актуальность, требует качественно нового подхода к образованию на основе интеграции усилий ученых, педагогов, общественности всех стран. Для нас создание системы развития одаренной личности является необходимым условием достижения успеха на этом пути. Сейчас немало факторов зависит от того, насколько эффективно будут реализованы интеллектуальные, творческие возможности, каждого учащегося. Вот почему большое значение приобретает научно-педагогическое решение этой проблемы, в частности проявление и развитие способностей и таланта каждого ребенка, исследование теоретических основ эффективной системы поддержки талантливой молодежи, а также совершенствование процесса подготовки учителя к реализации поставленных задач.

Талантливые дети - это огромное общечеловеческое богатство, бесценное национальное достояние. Сам факт гарантирует человечеству достойное существование. Каждый ребенок одарен по-своему. Для того чтобы сохранить национальное богатство, приумножить его и использовать с максимально возможной пользой, необходимо научиться помогать личности найти себя и правильно оценить, осторожно поддерживать ее развитие [3, с. 21].

Новая школа должна обеспечивать всестороннее развитие индивидуальности человека на основе выявления его задатков, способностей, дарований и талантов. Целью этой работы является формирование целостной, саморегулирующейся системы по выявлению и поддержке одаренной молодежи; развития и реализации его способностей; стимулирование творческой работы учащихся, студентов, учителей и преподавателей высших учебных заведений; активизации учебно-познавательной деятельности молодежи; формирование резерва для поступления в высшие учебные заведения, магистратуру и аспирантуру; подготовки научных, педагогических и научно-технических кадров.

Соответствующая работа по реформированию высшего образования должна осуществляться в нескольких направлениях, среди которых приоритетными определены такие:

1. Необходимость создания государственной системы отбора и обучения талантливой молодежи, разработка и внедрение механизмов ее государственной поддержки. Подчеркивается необходимость совершенствования и развития отечественных традиций по поиску, поддержке и развитию одаренных детей и молодежи; содействие их привлечению к участию в международных олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д.

2. Потребность в обеспечении равного доступа в образовании детей и молодежи с особыми потребностями за счет обеспечения вариативности получения базового образования в соответствии со способностями индивидуальных возможностей. Для этого предусмотрено создание целостной многоуровневой системы.

3. Необходимость привлечения лучших интеллектуальных и духовных сил общества в образовательную сферу. При этом признается, что в системе педагогического образования медленно внедряются многовариантные модели и программы получения педагогического образования, не обеспечивается дифференцированная подготовка педагогических работников для работы с одаренными детьми в учебных заведениях нового типа.

Проблема одаренности имеет несколько аспектов, а именно: 1) определение понятия «одаренность»; 2) выявление одаренных детей; 3) анализ сфер жизни или научных отраслей, где одаренность как специфическое «измерение» человека реализуется; 4) работа с одаренными детьми; 5) место одаренной личности в обществе; 6) анализ одаренности в рамках дихотомии “естественное-искусственное”, который должен определить, является ли одаренность преимущественно генетически обусловленным явлением; 7) разработка “психолого-педагогической идеологии” определенного гипотетического направления в обучении и воспитании ребенка, что обеспечивает развитие “состояния” одаренности, если последнее действительно можно формировать [6, с. 3].

Анализ последнего аспекта является наиболее целесообразным, поскольку речь идет о возможности разработки определенной методики, которая бы способствовала раскрытию одаренности ребенка и его формированию. Части педагогов удалось достичь значительных успехов в деле развития детских способностей, в разработке прогрессивных технологий обучения и воспитания. Но ни одна из этих технологий не вылилась в приоритетную педагогическую концепцию. Причина того, что в процессе “естественного отбора” систем педагогического опыта ни одна из них не приобрела характера ведущей, и заключается, видимо, в том, что разработка педагогических технологий в наше время остается делом преимущественно индивидуального поиска, который, как достояние творчески-вдохновенного, спонтанного акта, отчасти трудно выразить в терминах педагогической теории, а потому и трудно понять его механизмы, проникнуться его духом.



Заключение (выдержка)

Молодому государству нужны энергичные, талантливые люди, которые могут ставить и творчески решать не только текущие задачи, но и такие, которые относятся к будущему. При таких условиях среди главных задач образовательных учреждений на данном этапе развития общества выдвигается задача развития способностей личности, ее творческого становления, потребности развития и умение самосовершенствоваться. Образовательные учреждения должны создавать благоприятные условия для самовыражения личности в различных видах деятельности, раскрытие его склонностей, способностей и одарённостей.

Одаренные дети - дети, у которых в раннем возрасте проявляются способности к выполнению определенных видов деятельности. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены во время наблюдения за ее действиями.

Выявление одаренных и талантливых детей - это длительный процесс. Одаренный ребенок сам себе поможет, если учитель творческий, а учебный процесс интересный, разносторонний, результативный. Нужно подчеркнуть , что работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и различные виды поисковой, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям.

Среди методов обучения одаренных учащихся должны превалировать самостоятельная работа, поисковый и исследовательский подходы к усвоенных знаний, умений и навыков. Контроль за их обучением должно стимулировать углубленное изучение, систематизацию, классификацию учебного материала, переноса знаний в новые ситуации, развитие творческих элементов в их обучении. Домашние задания должны иметь творческий, дифференцированный характер. Формами работы могут быть групповые и индивидуальные занятия на уроках и во внеурочное время, факультативах. Содержание учебной информации должно дополняться научными сведениями, которые могут получить в процессе выполнения дополнительных задач в то же время, что и другие ученики, но за счет более высокого темпа обработки учебной информации.

Вышеперечисленные аспекты, которые должны быть органично вплетенными в уроке, дополняются системой внеклассной и внешкольной работы: выполнение учеником внеучебных задач; занятия в научных обществах; посещение кружка или участие в тематических массовых мероприятиях (вечерах любителей литературы, истории, физики, химии и др.); смотры-конкурсы художественной, технической и других видов творчества, встречи с учеными . Индивидуальные формы внеклассной работы предполагают выполнение разнообразных заданий, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу. Учителя должны последовательно следить за развитием интересов и склонностей учащихся, помогать им в выборе профиля внешкольных занятий

В системе обучения одаренных детей чрезвычайно большая роль принадлежит педагогам. Учитывая то, что одаренные дети учатся в одной группе с другими детьми, педагоги должны уметь работать с детьми, которые обладают разными способностями и особенностями, знать возрастные и психологические особенности развития детей, уметь создавать условия для развития познавательно-творческой деятельности, способствовать развитию творческого потенциала детей. Учитывая психологические, физиологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия ученика, учебного процесса и самого себя, общения и поведения, методов обучения и воспитания, постоянное самосовершенствование своей личности.

Курсовая работа:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ ДЕТЕЙ

Дипломная работа:
Воспитание координационных способностей детей

Литература

1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности //Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б.Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997а, с.275-294.

2. Барко В. И. Как определить творческие способности ребенка? / В. И. Барко, А. М. Тютюнников - К., 1991. -С.21.

3. Буряк С. Одаренные дети. //Способности. Одаренности. Таланты. Библиотека «Школьный мир» - К.:2009. - С.5.

4. Вишнякова Н. Ф. Психологические особенности креативной одаренности// Одарен. pe6eнок.-2002.-N 1.- С. 18.

5. Гончаренко С.У. Технология обучения // Украинский педагогический словарь. - К.: Лыбидь, 1997. - С.331.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПБ.: Издательство Питер, 1999.

7. Дубасенюк О.А. Технологический подход к организации работы с педагогически одаренной молодежью (на примере Всеукраинской студенческой олимпиады по педагогике) //. Житомир гос. ун-т им. И. Франко. - 2004. - N 14. - С.3-6.

8. Ефимова И. Педагогическая технология "Создания ситуации успеха" и интерактивные методы проверки знаний / И.Ефимова // Русский язык и литература в школе. - 2009. - №20. - С.22.

9. Концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2000. - №1 - С.5-9

10. Красноголов В. О. Определение понятия “одаренность” в зарубежной психолого-педагогической литературе.// Одаренный ребенок. - 1998. - № 5 - 6, С.13.

11. Липовая Л., Морозова Л., Луценко Л. Специфика обучения одаренных детей// Родная школа. -2003. -№7. С.8-11.

12. Лоточная И.В. Лелеем одаренность / И.В.Лоткова // Завучу. Все для работы. - 2009. - №11-12.

13. Матюшкин А. М. Загадки одаренности / А.М.Матюшкин. - М., 1993. - 321 с.

14. Моляко В. О. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности.// Одаренный ребенок. - 1998, № 1, с.3 - 5; № 2, с.2 - 6; № 3, с.2-5.

15. Остапчук В. Одаренные дети. Какие они? / В.Остапчук // Школьный мир. - 2009. - №19. - С.9-10.

16. Работа с одаренными детьми. - /М.О. Володарская, А.И. Петров А.Н. Пивлаева, С.М. Полугина, В.М. Сысоева. - Х.:Издательская группа «Основа», 2010. -190с.

17. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б.Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997, с.214-242.

18. Рудик Я.М. Дополнительные образовательные услуги для одаренной студенческой молодежи и их классификация // Научные записки Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя. - Нежин, 2005. - № 4. - С. 47-51.

19. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2004.

20. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001.

21. Степенко Г. В. Одаренные дети: обучение и развитие. // Одаренный ребенок. - 1998. - № 3. - С.6 - 9.

22. Сущенко Т.И. Характерные особенности одаренных детей // Начальная школа. - 1994. - №2. - С. 10-11.

23. Туник Е. Е. Модифицированные тесты креативности Вильямса. – М.: Речь, 2003.

24. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творчес­кой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школь­ников при специальном обучении //Вопросы психологии -1991. - №1.

25. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы методы, результаты исследований и практики. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Год: 2017
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311636 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X