8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Психология

Причины появления неуверенности в поведении детей дошкольного возраста - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Психология
Страниц: 27
Год: 2017

Содержание

Введение….….3

1.Теоретические аспекты формирования неуверенности….5

1.1.Понятие и механизмы формирования неуверенности….5

1.2.Неуверенность детей дошкольного возраста….….10

2. Психокоррекционная работа по преодолению комплекса детской неуверенности13

2.1 Работа и рекомендации по работе с детской неуверенностью…13

2.2 Методы психокоррекции детской неуверенности….19

Заключение….….23

Список использованных источников….….…26

Курсовая работа:
Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Курсовая работа:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение (выдержка)

Развитие личности ребенка актуальная проблема современной психологии и педагогики. Значимым для определения оптимальных условий развития, воспитания и обучения детей является изучение факторов, стимулирующих их развитие. Исключительная роль в науке отводится рассмотрению условий, препятствующих становлению личности ребенка.

Психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что возникающая у детей неуверенность затрудняет процесс их воспитания и осложняет личностное развитие. Если задаваться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для современного человека, то проблема неуверенности и порождённых ею замкнутости, застенчивости и трудностей общения займёт одно из первых мест.

Эта проблема относится к числу наиболее актуальных в современной возрастной и педагогической психологии. Рассмотрением общих вопросов, касающихся неуверенности занимались такие отечественные психологи, как В. В. Давыдов, Р. М. Загайков, Д. Ковач, Н. Д. Левитов, Т. А. Репина, О. Т. Смолева, А. А. Теньков, О. А. Черникова, и другие ученые.

Проблемой неуверенности занимались также зарубежные психологи: А. Басс, К. Калеро, Дж. Нинберг, Ж. Пиаже, П. Пилконис, Д. Филипс. Неуверенность связывают с различными сторонами личности. Т. И. Иванов, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, указывают на связь с волевой стороной личности. А. В. Запорожец, Т. А. Рудик отмечают ее связь с интеллектуальными качествами. Многие психологи (Р. И. Иващенко, Е. М. Савонько, Е. А. Серебрякова, Л. С. Славина, К. Хорни, Ф.Хоппе и др.)рассматривают взаимосвязь неуверенности с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний, со всей сферой самосознания

Комплекс неуверенности, как психическое состояние человека, широко рассматривается отечественными и зарубежными психологами (Б. Г. Ананьев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Ф. Зимбардо, К. Роджерс, Г. Салливан, Х.ХекЕдиханова Ю. М.

Насколько изменилось наше отношение к детям за последние десятилетия, особенно заметно по тому, как мы стремимся, чтобы у них не возникало чувство неуверенности в себе. Термин «неуверенность» стал в наши дни столь же привычным, как и любое другое слово из обиходной семейной лексики. Специалисты рекомендуют нам не огорчать своих детей, не разочаровывать их ни в чем, выделить им более важное место в семье и признать за ними бесконечно большую свободу самовыражения. Короче, советуют вести себя с детьми совсем не так, как, возможно, обращались с нами в нашем детстве. Должно быть, именно поэтому нам очень трудно прийти к желанной цели. Мы облегчим задачу, если постараемся получше понять, как сказывается чувство неуверенности на развитии ребенка и отчего оно возникает.

Чувство это вполне можно сравнить с ощущением страха. Разница между ними только в силе проявления. Хотя неуверенность и может быть весьма ощутимой, страх тем не менее выражается обычно более явственно. Не так уж трудно понять, когда человеку страшно. Но нужно обладать довольно тонкой наблюдательностью, чтобы распознать, когда человек испытывает неуверенность в себе. И то, и другое — составная часть одного и того же чувства — мучительной озабоченности возможным негативным результатом каких-то ожидаемых событий.

Цель настоящей работы рассмотреть понятие неуверенность в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

-рассмотрим понятие неуверенность и механизмы ее формирования;

-рассмотреть проявления неуверенности в дошкольном возрасте;

-рассмотреть психокоррекцию неуверенности в дошкольном возрасте.

В процессе написания работы применялись методы наблюдения, опроса.

Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.

Курсовая работа:
Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Дипломная работа:
Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Основная часть (выдержка)

1. Теоретические аспекты формирования неуверенности


1.1 Понятие и механизмы формирования неуверенности

Проблема появления и преодоления комплекса неуверенности исследуется разными специалистами и рассматривается ими с различных точек зрения. Физиологов, изучающих высшую нервную деятельность человека, неуверенность интересует, как следствие развивающихся процессов торможения и одно из фазовых состояний возбудимости коры головного мозга (Н. И. Красногорский, И. П. Павлов, П. П. Распопов и др.).

Психологи, основной задачей которых считается выявление закономерностей развития психики и сознания, относят неуверенность к категории психических состояний человека (А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев и др.).

Перед тем, как рассмотреть особенности и причины возникновения чувства неуверенности, для начала необходимо проанализировать само это определение, а точнее, что под этим чувством понимает психология. На самом деле в психологических словарях довольно сложно найти четкое определение чувства неуверенности. Это связано с тем, что большинство психологических школ и направлений все свои научные силы вкладывали в изучение комплекса неполноценности, и уже опираясь на особенности этой категории, пытались создать портрет неуверенного в себе человека.

Для того чтобы попытаться интерпретировать понятие «неуверенность», следует разобраться в том, что же представляет собой человеческая «уверенность». Итак, уверенность в психологии понимается как определенное психическое состояние личности, во время пребывания в котором, человек считает что-то истинной. Что касается уверенности в себе, то она помогает человеку быстро принимать решения и способствует проявлению им активности, что является необходимым условиям успешного выполнения целенаправленной деятельности.

Естественно неуверенность в себе будет описываться в противоположном ключе. Неуверенность (или же отсутствие уверенности) также определяется как состояние психики, но в этом случае человек уже воспринимает информацию как такую, которая для него не является истиной (это относиться также к характеристикам и качествам самой личности). Что касается отношения к себе, то такой человек постоянно сомневается в собственных силах, решениях и зачастую не обладает реальными сведениями о своей личности. Чувство неуверенности, как психическое состояние, включает следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мыслительный (более подробно они описаны в таблице 1).

Таблица 1

Компоненты неуверенности

Компоненты 1. Описание

Эмоциональный 2. Ощущение страха, тревожности, раздражительности, нервозности

Когнитивный (или мыслительный) 3. Появление у человека негативных ожиданий, установок, неадекватности по отношению к себе

Поведенческий 4. Отсутствие сформированных навыков социального поведения

Межличностный (или социальный) 5. Сложность в установлении контактов и трудности в межличностной коммуникации

Многие психологи утверждают, что неуверенность – это следствие прошлого неудачного опыта и сформированного комплекса неполноценности. Само понятие «комплекс неполноценности» было предложено Альфредом Адлером, который обозначал им выраженное у человека чувство (преувеличенное) слабости и несостоятельности . Подобные чувства у людей формируются на основе присутствующих у них ощущений собственной недостаточности, которые характерны для детского возраста и считаются одними из самых важных мотивирующих сил, необходимых для развития личности.

Чувство неполноценности формируется у ребенка, по мнению Адлера, в связи с их маленькими размерами и отсутствием у них власти. Из-за того что ребенок не имеет еще достаточных знаний об окружающем мире, он ощущает свою слабость, несостоятельность и даже фрустрацию. Если у ребенка отмечается умеренное чувство неполноценности, то это способствует развитию его личности и является хорошим стимулом для конструктивных достижений. Но если у человека происходит глубокое осознание своих комплексов и «застревание» на них, то это обязательно приведет к появлению различных препятствий для личностного роста и развития. Естественно, что люди, у которых есть определенные комплексы, гораздо неувереннее, чем те, кто чувствует себя счастливым и успешным.

Здесь следует отметить, что комплексы и неуверенность идут рука об руку, так на основе сформированного у человека комплекса неполноценности обязательно будет развиваться неуверенность в себе. Но также и у тех, кто долгое время ощущает неуверенность в собственные силы, со временем может развиться комплекс неполноценности. Таким образом, развитие комплексов человека и чувство неполноценности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Не смотря на то, что идеи А. Адлера о комплексе неполноценности нашли признание во всем мире, нельзя утверждать, что все комплексы и соответственно чувство неуверенности формируется только в детстве. Неуверенность в себе у человека может сформироваться практически на любом этапе онтогенеза.

Конечно, базовая неуверенность закладывается еще в раннем и дошкольном детстве, благодаря влиянию родителей и значимых взрослых (так, например родители неосознанно могут воспитывать потенциального неудачника, говоря своему малышу, что бы он ничего не трогал и не брал, так как может что-нибудь сломать, разбить или же покалечить самого себя). Дело в том, что для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, родители являются примером для подражания (ребенок в первую очередь идентифицируют себя с родителями и принимает их модель поведения) и идеалом, поэтому все, что исходит от них, в том числе критика и оценка действий малыша, принимается как единственно правильное.



Заключение (выдержка)

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях с окружающими людьми.

Проблеме воспитания произвольного активного поведения у дошкольников уделяется большое внимание, и не случайно. Ведь малая общительность, неуверенность, застенчивость – это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребёнка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. Нередко у такого ребёнка может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки.

Развитию неуверенности, как показало исследование. Может способствовать и многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или, наоборот, равнодушное отношение окружающих. К слову, эмоциональное неблагополучие ребёнка как в семье, так и в детском саду способствует развитию чувства страха, замкнутости, чувства незащищённости, одиночества, недоверия к людям. А это уже основа роста неуверенности в своих силах. И действительно, «эмоциональное созвучие» со взрослыми, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребёнка к хорошим поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в контакт со взрослыми, проявляет высокую социальную активность.

Как отрицательный факт, способствующий формированию неуверенности выделяется авторитарный стиль общения в саду и в семье, и в детском саду. При авторитарном стиле общения в сравнении с демократическим отношения между детьми более конфликтны, большее количество детей испытывает эмоциональное неблагополучие. Особенно сильное воздействие оказывает общая негативная оценка личности ребёнка. Дети, в семье которых царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, инициативны, менее самостоятельны в своих поступках. Однако покорные со взрослыми, они в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными нормами.

Дети ощущают себя несколько неуверенно в окружающем их мире без поддержки со стороны родителей. Неуверенность ребенка в детстве может в будущем перерасти в неуверенность в себе уже и во взрослом возрасте, неуверенность в принятии решений. Очень важно уже с малых лет помогать ребенку развивать уверенность в себе и поднимать его собственную самооценку.

Контрольная работа:
Научные понятия и ведущие идеи в области экологии, их адаптация к дошкольному возрасту

Курсовая работа:
Уголок природы как средство обогащения знаний о живом организме детей среднего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

3. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Учебно - методическое пособие: Раз - словечко, два - словечко. Книга для занятий с детьми. - М.: Карапуз-дидактика, 2013.

4. Бизикова О. Игра как фактор развития диалога. // Дошкольное воспитание. 2012, № 5, с. 19.

5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

6. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.

7. Громова Е.Б. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.// Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. №5, 2010.

8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.с-145

9. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. №5, 2013.

10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2012.

11. Малясова С.В. Деловая игра "Профессии компьютера". // Инфо. - 2013. - №6.

12. Мудрик А.В. О воспитании младших школьников: Кн. для клас. руководителей. - М.: Просвещение. 2012

13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2012, - кн.1: общие основы. Процесс обучения.

14. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Д. В. Сергеева. - М. : ВЛАДОС, 2011. – 114 с.

15. Смирнова, Е. Особенности игры и психического развития / Е.Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2012 - №3. - С.69-71.

16. Социализация дошкольника через игру : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Пятница. – Мозырь : Белый Ветер, 2013. – 162 с.

17. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 137 с.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Год: 2017
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311636 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X