8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Физкультура и спорт

Методика применения игрового метода на уроках физической культуры для детей младших классов. - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Физкультура и спорт
Страниц: 29
Год: 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ… 3

ГЛАВА1. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА. 5

1.1. Особенности применения игрового метода на уроке физической культуры… 5

5

1.2. Особенности применения игрового метода при обучении двигательному действию….

12

1.3. Особенности урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста….

16

1.4. Характеристика урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста….

18

ГЛАВА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ. …

20

2.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста….

20

2.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста….

22

ВЫВОДЫ…. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

27

Дипломная работа:
ЗАНЯТИЯ ЛЫЖАМИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Дипломная работа:
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Введение (выдержка)

Актуальность. Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Особенно подвержены дети младшего школьного возраста, у которых идет процесс формирования необходимых морфологической и функциональной баз будущей долголетней и здоровой жизни. Именно в этом возрастном периоде важен не только суммарный объем двигательной активности, но и ее адекватность, как в плане развития отдельных физических качеств, так и в биомеханическом плане. Это особенно актуально, поскольку в возрастном диапазоне от 7 до 10 лет резко выражена дисперсия параметров, характеризующих костную степень зрелости [4]. Педагогический процесс должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся. Процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям; активно содействовал бы укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию детей; развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. В этой связи становится актуальной проблема методического обеспечения управления физическим воспитанием младших школьников за счет активного привлечения их к спортивной деятельности [15].

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физической культуре.

Предмет исследования – особенности применения игрового метода на уроках физической культуры для детей младших классов.

Цель исследования: изучить методику применения игрового метода на уроках физической культуры для детей младших классов.

Задачи курсовой работы:

1.Изучить применение и особенность игрового метода на уроке физической культуры.

3.Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

5. Проанализировать особенности применения игрового метода у обучающихся младших классов.

Дипломная работа:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

Дипломная работа:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА

1.1.Особенности применения игрового метода на уроке физической культуры

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенными признаками) от других методов воспитания.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр [18].

В принципе игровой метод можно применить на основе любых физических упражнений, если из них удается организовать хотя бы элементарную идею, сюжет.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:

Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организована на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизированного выполнения ими тех или иных ролей.

Отсутствие жесткой регламентации действий, широкие возможности для проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих; допускается возможность широкого выбора способов достижения игровых целей.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства [12].

Особенности регулирования воздействующих факторов. Игровой метод не представляет возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций; это не значит, что педагогическое управление вообще исключается; оно усложняется и приобретает новые формы [18].

Исходя из характерных черт игрового метода, можно выявить задачи, поставленные перед ним. Это, во-первых, обеспечение повышенной заинтересованности занимающихся в двигательной деятельности; во-вторых, обеспечение меньшей психической утомляемости по сравнению с упражнениями монотонного характера; в-третьих, это обеспечение комплексного развития двигательных способностей; в-четвертых, совершенствование ранее освоенных двигательных действий и выработка умений ими пользоваться; и в-пятых, это выявление личностных особенностей занимающихся и эффективное воздействие на формирования нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.

Так же игровой метод успешно применяется при развитии скоростных, силовых, координационных способностей и выносливости; воспитывает тактическое мышление и волевые качества.

На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр. Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо ознакомлен с педагогическими задачами (воспитательным, оздоровительным и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступные детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности [27].

Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности в изученных раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность [16].

При отборе игры необходимо придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т. п.) [6,18]. Отбор игры зависит и от места проведения. В большом зале или на площадке целесообразно проводить игры с большой подвижностью (с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т. п.). При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:

 умение доходчиво и интересно объяснить игру;

 размещение игроков во время ее проведения;

 определение ведущих;

 распределение на команды;

 определение помощников и судий;

 руководства процессом игры;

 дозирование нагрузки в игре;

 окончание игры;

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. Если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков.

В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:

 с помощью расчетов;

 фигурной маршировкой;

 по указанию руководителя;

 по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков;

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условий проведения игры, а также состава игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судий – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры. Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка данной игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судий назначают из числа игроков.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

 наблюдение за действиями учеников, игроков;

 устранение ошибок;

 показ правильных и коллективных приемов;

 прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

 регулирование нагрузок;

 стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать в того или другого случая. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, которые в отдельности анализируют ту или другую ситуацию. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество игровых предметов, усложнять или упрощать правила игры, вводить кратковременные паузы для отдыха или анализа ошибок [5,6].

Окончание игры может быть своевременным (если игроки получили достаточные физические и эмоциональные нагрузки). После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих игроков, капитанов и судей.

Подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки [5].

Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают воздействие на сосредоточенность и внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба и бег.

Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большей подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений.

Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижными играми [6].

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, дозировании нагрузки на организм, а также при занятиях с людьми старших возрастов.

Все эти особенности игрового метода дают основание считать его одним из эффективных развивающих способов ведения занятий, особенно с детьми и молодежью [15].

Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является больший акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием, прежде всего, разнообразных координационных, а также кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должны стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе уроков учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами [22].



Заключение (выдержка)


1. Игровой метод физического воспитания являются достаточно полезными и подчас незаменимыми средствами, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста. Особенно эффективными они оказываются при правильном и своевременном применение.

Применение игрового и метода уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятии и поддерживать его в течение всего учебного процесса; а так же помогает заинтересовать детей в деятельности, включить их в работу на занятие; позволяет широко и всецело проявлять детям их индивидуальные особенности, развивать личностные и моральные качества.

Применение игрового метода всегда должно быть научно обоснованно; тщательно должны быть подобраны средства, в соответствии с поставленными задачами.

Будь то игра или соревнование, необходимо помнить о том, что в процессе данной деятельности должны обязательно решаться как минимум три группы задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные, поэтому все игры и соревнования, проводимые на уроках физической культуры должны соответствовать поставленным целям и задачам, и ни в коем случае не противоречить им.

2. Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

При обучении сложным двигательным действиям, по средствам игрового и соревновательного методов можно достичь снятия психического, физического и умственного напряжения, мотивации детей в изучении и осваивание предлагаемого материала. Но необходимо помнить, что применение данного метода может таить за собой и отрицательные стороны, в случае неправильного и несвоевременного их применения. Известно, что младшие школьники достаточно ранимы и впечатлительны, поэтому поражение вызвать у них сильное расстройство, отбить желание заниматься физической культурой и положить начало развитию различных комплексов.

3. Применение игрового метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятии и поддерживать его в течение всего учебного процесса; а так же помогает заинтересовать детей в деятельности, включить их в работу на занятие; позволяет широко и всецело проявлять детям их индивидуальные особенности, развивать личностные и моральные качества.

Дипломная работа:
ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ

Дипломная работа:
Коррекция нарушений свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интел-лекта в процессе занятий адаптивной физической культурой

Литература

1. Ахметов, С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития / С.М.Ахметов.- Краснодар: КГАФК, 2010. - 24 с.

2. Ахундов, Р.А. Школьное оздоровительное воспитание / Р.А.Ахундов, Е.В.Воронин// Физическая культура основа здорового образа жизни: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 69 с.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: ФиС, 2000. - 287 с.

4. Артемьев, Т.С. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для медицинских учебных заведений / Т.С.Артемьев.- Москва: РИПОЛ классик, 2007. - 528 с.

5. Былеева, Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. - Москва: Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.

6. Берн, Э.К. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.К. Берн. - Москва: Эксмо, 2007. - 576 с.

7. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген.- Москва: Физическая культура и спорт, 2005. - 312 с.

8. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 2003. - 228 с.

9. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген.- Москва: Физкультура и спорт, 2007. - 193 с.

10. Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. / Е.Н.Вавилова// Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 98 с.

11. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом / Л.В. Вавилова // : Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 63 с.

12. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников / Л.М. Вавилова // : Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва: Физкультура и спорт 2003. – 74 с.

13. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян // : Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киев: София, 2006. - 65 с.

14. Гогунов, Е.H. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.Н. Мартъенов // Психология физического воспитания и спорта. Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 186 с.

15. Елисеевой, С.К. Физическая культура / С.К. Елисеевой. - Москва: Логос, 2003. - 314с.

16. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая // : Автореф. дис. канд. пед. наук. - Минск: Беларусь, 2003. - 58 c.

17. Загрядская, О.В. Игровой метод при обучении гимнастическим упражнениям на уроках физической культуры в 5 – 6 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Загрядская. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 17 с.

18. Игнатов, А. А. Основы физического воспитания / А.А. Игнатов. - Москва: БЕК, 2004. - 392 с.

19. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989. - 255 с.

20. Коваленко, В.А. Физическая культура: Учебное пособие / В.А. Коваленко. - Москва: АСВ, 2000. - 432 c.

21. Кузнецовой, Э.И. Физическая культура в школе / Э. И. Кузнецовой. - Москва: ИНФРА-ДАНА, 2003. - 296 с.

22. Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания / Е.В. Ливерова. - Москва: ДРОФА, 2003. - 17 с.

23. Лопатик, Т.А. Научные основы формирования умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры. Учебное пособие / Т.А. Лопатик. - Минск: Танка, 1998. - 98 с.

24. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

25. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - Москва: Фузкультура и спорт, 2008. - 248 с.

26. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Н.А. Ноткина. - Санкт-Петербург: Образование, 2003. – 102 с.

27. Подластый, И.П. Педагогика начальной школы : учеб.для студ.пед.училищ и колледжей / И.П.Подластый. - Москва.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 399 с.

28. Потапова, А.Д. Физическое воспитание / А.Д. Потапова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 378 с.

29. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.

30. Шефер, И.В. Спорт в школе / И.В. Шефер. - Москва: Дрофа, 2002. – 300 с.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Год: 2018
1300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311490 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X