8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через использование исторического материала. - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы использования текстов с историческим содержанием для познавательных интересов младших школьников 6

1.1 Интерес и познавательный интерес 6

1.2 Средства развития познавательного интереса 11

1.3 Анализ опыта педагогов по использованию исторических текстов на уроках математики 16

2 Использование текстов с историческим содержанием для развития познавательного интереса младших школьников 25

2.1 Методические требования к текстам с историческим содержанием для уроков математики 25

2.2 Разработка системы занятий по математике в начальной школе с использованием материала с историческим содержанием 29

Заключение 35

Список литературы 37

Приложения 41



Введение (выдержка)

Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению.

Проблема развития познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого - педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [18, с. 13].

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г.Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Математика – одна из наиболее абстрактных наук, изучаемых в начальной школе, её связь с окружающим ребенка миром более опосредована, чем, например, у такого учебного предмета как «Человек и мир». Она более формализована. И для её усвоения (выполнения заданий, выявления общих закономерностей и применения их в конкретных ситуациях и т.д.) требуется сосредоточить внимание, память, определенное напряжение умственной деятельности. Все это в определенной степени является причиной того, что дети считают математику трудным предметом, а поэтому относят этот предмет к разряду нелюбимых. Чтобы математические знания и умения стали достоянием каждого ученика, необходимо, используя природное любопытство, любознательность младших школьников, воспитывать у них познавательный интерес, активизировать процесс учения, т.е. познавательную деятельность.

Проблему развития познавательной активности школьников можно решать различными способами, методами, приёмами, технологиями. В нашем исследовании мы не будем затрагивать огромный пласт технологий развития познавательной активности, а остановимся на одном способе и на одном возрастном периоде.

В силу возрастных психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста одним из ведущих приемов активизации познавательной деятельности выступает реализация межпредметных связей.

Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике.

Методисты и учителя выделяют использование исторического материала как способ развития познавательной активности школьников, однако вопросу использования исторического материала уделяется недостаточное внимание как в литературе, так и на практике.

Данное противоречие формирует проблему необходимости использования исторического материала при развитии познавательной активности школьников.

Гипотеза: предположим, что систематическое использование текстов с историческим содержанием на уроках математики будет способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников и повышению уровня предметных знаний.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методические приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики через использование исторического материала.

Объектом исследования является процесс развития познавательной активности младших школьников, а предметом — использование исторического материала на уроках математики.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «познавательный интерес»; рассмотреть средства его формирования;

2. Изучить средства формирования познавательного интереса школьников.

3. Раскрыть особенности исторического материала, который может быть использован на уроке математики в начальных классах

4. Разработать задания историко-математического характера и методику работы с ними.

5. Разработать фрагменты урока математики с использованием исторического материала.

Таким образом, эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроке математики будет выше, если использовать исторические задачи.

Представленная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложения.



Основная часть (выдержка)

Активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьников, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. От выбора средств и условий обучения зависит уровень познавательной активности школьников, т.е. качество их познавательной деятельности.

Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы активизации учения» [4, с.74]. Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем встает задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке детьми познавательных задач, содержания стимулов учения.

Изучение истории математики позволяет приблизить математику к жизни, оторваться от представления математики как абстрактной сухой науки. Необходимо показать связь математики с другими науками, с искусством. Как правило, на уроках математики предлагается просто проводить беседы на исторические темы, давать некоторые исторические справки, конечно, это будет мотивировать обучающихся к изучению математики, но это не все возможности использования исторического материала, на таком материале можно строить исследовательскую работу, строить практико-ориентированные задания, необходимо работать над этимологией математических понятий, тогда исторический материал может способствовать развитию ценностного отношения к математике.



Заключение (выдержка)

Проблема развития познавательного интереса обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого - педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. Процесс формирования познавательного интереса младших школьников происходит в деятельности, структура которой (содержание предмета, методы обучения, средства, формы и, наконец, личность учителя) составляет объективную основу развития познавательных интересов.

Включение исторического материала в процесс изучения математики курс необходимо, так как оно способствует повышению общего уровня культуры учащихся, расширению кругозора, укреплению познавательного интереса, а также углублению понимания изучаемого фактического материала;

Работу по введению исторического материала целесообразно начинать с первого класса, учитывать возрастные особенности детей и в связи с этим корректировать содержание, стиль и объем излагаемого материала;

При анализе школьных учебников по математике мы пришли к выводу, что в настоящее время авторов своих учебниках не используют исторические материалы к темам школьного курса, не знакомят учащихся с историческими личностями. К сожалению, во всех учебниках отсутствуют старинные и исторические задачи, хотя их использование могло бы способствовать повышению познавательного интереса учащихся к урокам математики.

В процессе исследования были разработаны методические приемы применения исторического материала на уроках.



Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: глоссарий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 . – [дата обращения 25.11.2016].

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

3. Александрова, Э.И. Психолого-педагогические основы построения учебного предмета «Математика» для начальных классов / Э.И. Александрова // Программа развивающего обучения (Система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.).– M.: Вита-Пресс, 2002.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243/ – [дата обращения 25.11.2016].

5. Баврин, И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус.– М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Булатова О.В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников. - 2012. [Электронный ресурс]. URL.http://www.eduneed.ru/ededs-441-1.html (Дата обращения: 11.11.2016).

7. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2012. – № 8. – С. 160-167.

8. Колягин, Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль / Ю.М. Колягин.– М.: Просвещение, 2001.

9. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики". - 2013. [Электронный ресурс]. URL.http://citaty.su/aforizmy-i- citaty-adolfa-distervega (Дата обращения: 16.10.2016).

10. Кукушкина.Н.А. Осорбенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. -2009. [Электронный ресурс]. URL. https://www.kazedu.kz/108205 (Дата обращения:24.11.2016).

11. Магданова И.В. Возможности курса по истории аналитической геометрии в формировании культуры мышления будущих учителей // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Март 2007, ART 1161. – CПб., 2007г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1161.htm . – Гос. рег. N 0420700031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 25.11.2016].

12. Малых А.Е., Пестерева В.Л. Использование исторических сведений в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. II. – № 3. –С. 60-64.

13. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов.– М.: Просвещение, 2002.

14. Математика. 3 класс. Часть 2./Л.Г. Петерсон.- М.: Издательство «Ювента»,2010 — 96с.:ил.

15. Медникова Н.А. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 50-53.

16. 1Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой.– М.: Дрофа, 2005.

17. Мошарова В.А. Познавательный интерес школьников. - 2012. [Электронный ресурс]. URL. http://www.studfiles.ru/preview/4540184/page:2 (Дата обращения: 21.11.2016).

18. Мучкаева С.С. Развитие интереса учащихся к математике через эстетический потенциал исторических задач и теорем с чертежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2 – С. 159-163.

19. Немов, Р. С. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. С. 224.

20. Олехник, С.Н. Старинные занимательные задачи / С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов.– М.: Дрофа, 2002.

21. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - С. 540.

22. Полякова, Т.С. Зарождение отечественной методики математики на рубеже XVIII-XIX вв. / Т.С. Полякова // Математика в шк.– 2000.– № 9.– С. 15-16.

23. Сендер, А. Н.Ничишина, Т. В. Исторический материал на уроках в начальной школе. – Минск : Пачатковая школа, 2010 – 144 с.

24. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: начальная школа. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с. (Мастерская учителя).

25. Фридман, Л.М. Основы проблемологии / Л.М. Фридман.– М.: Синтег, 2001.

26. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман.– М.: изд-во ин-та психотерапии, 2003.

27. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей / Л.М. Фридман.– М.: Школьная пресса, 2002.

28. Шестакова Л.Г. Организация обучения математике в условиях профильной дифференциации // Профильная школа. – 2008. – № 4. – С. 41-45.

29. Шестакова Л.Г. Формирование у школьников нелинейного стиля мышления средствами математических дисциплин // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2006. ART 1114. – CПб., 2006г. – URL:http://www.emissia.org/offline/2006/1114.htm . – Гос. рег. N 0420600031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 25.10.2016].

30. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 2001. - С. 142 .



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 59
1200 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310582 студентам.
X
X