8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Политология, политистория

Европейские государства в рамках Версальской системы послевоенного устройства Европы - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ИДЕИ «ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 6

1.1 Панъевропейское движение Р. Куденхове-Калерги 6

1.2 Идея европейского федерального союза А.Бриана 17

1.3 Европеизм в леволиберальном и праворадикальном политических движениях 24

ГЛАВА 2. ЛИГА НАЦИЙ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРСАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 29

2.1 Дискуссии при создании Лиги наций и внешняя политика стран-победительниц 29

2.2 Правовые предпосылки подписания Версальского договора 41

2.3 Международные правовые решения Версальской конференции 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68



Введение (выдержка)

Идеям европейского федерализма немало лет.

Идеи единения европейских стран высказывались и в отдаленном прошлом. В качестве примеров в отечественной и зарубежной литературе традиционно приводятся имена авторов подобных идей, некоторые из них: чешский король Йиржи Подебрад (XV в.), французский аббат Сен-Пьер (XVIII в.), философы Жан Жак Руссо, Иммануил Кант. В 1814 г. А. Сен-Симон в книге, написанной совместно с историком А. Тьерри, предсказывал создание по окончании периода войн и революций Европейского сообщества с наднациональным Парламентом. В 1849 г. Виктор Гюго призвал к объединению европейского континента, которое, согласно его идее, должно было при-вести к созданию в XX в. Соединенных Штатов Европы.

Поиски единения и согласия особенно активизировались в годы во-енных катастроф, перед лицом очевидных потерь, которые несли народы в результате разрушительных войн.

Военные события Первой мировой войны оказались важным испы-танием и уроком на будущее. В сознании многих людей окрепло чувство принадлежности к Европе. Тем болезненнее было ощущение усиливавшейся европейской деградации. Анализируя ситуацию, сложившуюся в Европе в 20-30-х годах, авторы рассматривали политические, экономические и моральные аспекты европейской проблемы. В ряде работ предлагались различные варианты объединения Европы.

Росло понимание того, что вопросы войны и мира, развития и благосостояния не могли решаться только одним, пусть даже самым крупным государством. Лозунг «Наше отечество – Европа» завоевывал все большую популярность, более того, в этой сфере происходили качественные изменения. Идея европейского единства начала превращаться в самостоятельное политическое течение.

Идея объединения 400 миллионов европейцев вдохновляла. Под ее влиянием Ортега-и-Гассет писал: «Для европейцев близится час, когда Европу охватит единая национальная идея. Сегодня вера в это гораздо менее утопична, чем звучавшие в XI в. предсказания об объединении Испании или Франции».

Под влиянием ситуации в отчаявшейся Европе появились десятки книг деятелей культуры, писателей и журналистов, государственных деятелей и дипломатов, в которых речь шла о различных аспектах европейского единства, его прошлом и будущем. И такая попытка создания европейского федерализма была, фактически, впервые сделана в рамках Версальской системы.

Целью данной работы является анализ европейских государств в рамках Версальской системы послевоенного устройства Европы. В соот-ветствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- Изучение и анализ идей «единой Европы» в общественно-политической мысли – идей Р. Куденхове-Калерги, А. Бриана, леволибе-ральных и праворадикальных политических движений.

- Политико-правовой анализ особенностей создания Лиги Наций.

- Изучение правовых предпосылок подписания Версальского договора.

- Анализ и изучение международно-правовых решений Версальской конференции.

Предметом исследования данной работы является Версальская система международных отношений.

Объект исследования работы – международно-правовая база решений Версальской конференции.

В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа.

К источниковой базе работы относятся двухсторонние и многосто-ронние международные договоры, законодательство государств.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.



Основная часть (выдержка)

Идеи европейского единения, констатируется в связи с этим в отечественной литературе, которые проявлялись на протяжении столетий то сильнее, то слабее, длительное время так и не были по-настоящему востребованы историей. «Только в XX в., да и то в основном после Первой мировой войны, когда стала ослабляться острота прежних противоречий между государствами, эти идеи вновь вышли на авансцену политической жизни». Панъевропеизм стал модным течением во многих странах. Его сторонниками были как политические деятели и профессиональные идеологи, так и ученые – историки, философы, представители других гуманитарных и общественных наук .

Опубликованная в 1915 г. книга немецкого историка Ф. Ноймана «Центральная Европа», в которой развивались идеи создания европейского политического союза, трансформированные позднее в идеи панъевропеизма, может служить одним из многочисленных примеров приверженности интеллектуальных слоев европейского общества в рассматриваемый период набиравшему в то время силу панъевропейскому движению.

Позднее увидели свет работы признанного лидера панъевропейского движения австрийца Р. Куденхове-Калерги «Борьба за Пан-Европу», «Пан-Европа», «Европа просыпается» и др., в кото-рых, как это следует уже из их названия, развивались идеи панъевропеизма и одновременно обосновывался выдвинутый им план создания Соединенных Штатов Европы.

Не принимая глобального доминирования США и будучи яростным противником распространения коммунизма, Куденхове-Калерги стал сторонником своего рода доктрины Монро для европейского континента, выдвинув лозунг «Европа – европейцам!». В этой связи мыслитель полагал, что именно доктрина Монро положила начало бурно развивавшимся в конце XIX – начале XX в. идеям панамериканизма. В свою очередь, создание в 1910 г. Панамериканского союза (которому многие в то время предрекали большое будущее) побудило Куденхове-Калерги предложить создание аналогичного по названию интеграционного объединения в Европе.

В ноябре 1922 г. в берлинской «Фоссише Цайтунг» и венской «Но-вой свободной прессе» он опубликовал статью

Заключение (выдержка)

Подводя итоги работы, можно сделать следующие основные выводы.

Значительный сдвиг в развитии идей формирования единой Европы был сделан в первой половине XX в., в период между двумя мировыми войнами. Одной из главных причин этого послужила не только их теоретическая, но и практическая востребованность, обусловленная нарастающими и углубляющимися в данный период экономическими, политическими и иными связями между различными европейскими странами и создаваемыми ими хозяйственными объединениями и союзами.

Между двумя мировыми войнами лидером панъевропейского движения стал австрийский дипломат, граф Ричард Куденхове-Калерги, основавший в 1926 г. Панъевропейский союз, который объединял сторонников строительства федеративной Европы по образцу Соединенных Штатов Америки. В одной из своих книг под названием «Пан-Европа» (1923 г.) автор, в частности, писал, что «между Сциллой российской военной диктатуры и Харибдой американской финансовой диктатуры путь Европы называется Пан-Европа, который означает, что Европа должна помочь себе сама, создав с практической целью политико-экономический союз».

Концепция «Пан-Европы» Куденхове-Калерги, несомненно, является одной из важнейших стадий в процессе становления политических и правовых идей европейского единства, которые, в свою очередь, берут свое начало еще в раннем Средневековье. Вместе с созданием Панъевропейского движения, которое приобрело, по существу, характер наднациональной политической партии, идея объединения европейских государств в единую организацию и прекращения вооруженных конфликтов между ними перестала быть уделом лишь отдельных мыслителей (как правило, незамедлительно причислявшихся к утопистам) и впервые в истории стала выдвигаться действующими ведущими политиками европейских стран. Однако, прежде всего, в многогранном творчестве Куденхове-Калерги следует отметить тот факт, что он неустанно стремился к прекращению войн и поддержанию мира и безопасности не только в Европе, но и во всем мире путем установления политического равновесия между существующими геополитическими блоками в рамках многополярной системы и, таким образом, недопущения гегемонии лишь одной «мировой державы».

Вдохновленный панъевропейскими идеями с проектом построения Европы на основах федерации, выступил французский министр иностранных дел Аристид Бриан. В частности, в 1929 г. он предложил создать в рамках Лиги Наций Европейский союз. Из-за опасений утраты суверенитета государства тогда не поддержали предложение французского министра. Установление фашистских режимов в Италии и Германии, обострение межгосударственных противоречий на Европейском континенте окончательно похоронили возможность в тот период претворения в жизнь планов построения единой Европы. Надо было ждать окончания второй мировой войны со всеми ее жестокими уроками, чтобы вновь появились проекты объединения Европы, которые исключили бы войну на Европейском континенте.

Первое послевоенное десятилетие практически полностью ушло на создание нового международного порядка и инструментов, которые могли бы его поддерживать в отношениях между государствами. Основным таким «инструментом» являлась Лига Наций. Лига Наций была создана по инициативе президента США Вудро Вильсона и нашла широкую поддержку после мощных потрясений, вызванных Первой мировой войной и коснувшихся существующей системы взаимодействия между государствами и классических представлений о войне и мире.

Лига Наций не была универсальной европейской организацией, она являлась узкой группировкой 20 европейских стран с участием нескольких неевропейских, из членства в ее рядах были исключены многие европейские государства. К тому же деятельность Лиги была направлена против некоторых из них, в частности Советского Союза, из-за идеологических разногласий. Несовершенства Устава привели к тому, что война и агрессия не были безусловно запрещены. Самой главной неудачей Лиги Наций явилось допущение развязывания войны фашистской Германии.

С точки зрения развития международного права, создание такой организации, как Лига Наций, означало шаг вперед. Впервые в истории было зафиксировано, хотя и ограниченное, обязательство не прибегать к войне, намечено различие между жертвой агрессии и нападающей стороной, предусматривались санкции против агрессора. Однако декларированные в Уставе Лиги принципы никогда не использовались в международной практике. В Уставе оказались лазейки для оправдания агрессии, не были четко сформулированы меры борьбы с угрозой войны. Слабость Устава состояла в том, что при разборе конфликтов между странами в Совете Лиги Наций в случае отсутствия единогласия все ее члены сохраняли за собой свободу действий. Но вместе с тем в Уставе Лиги не упоминалось даже в декларативной форме принципа суверенного равенства государств. Новая международная организация узаконивала диктат великих держав.

Значительно больших результатов Лига Наций добилась в рамках интеграционных процессов. Главное в интеграционных проектах Лиги Наций, однако, состоит не в их судьбе как юридических документов. Оно заключается в том, что эти проекты предвосхитили становление современного интеграционного права, дав точку опоры, от которой смогли отталкиваться создатели правовых систем ВТО, ЕС, а позднее ЕАЭС и других интеграционных организаций.

При всех его недостатках, сложившееся в период между двумя ми-ровыми войнами мировое устройство было ориентировано на уменьшение опасности повторения большой войны, в определенной степени утверждало позитивные нравственные ориентиры и создавало некоторые организационные основы для ограничения конфликтности посредством использования многосторонних переговорных механизмов как в рамках Лиги Наций, так и в не ее. Новый порядок оставался неокрепшим, а механизмы его регулирования были недостаточно эффективными. Международные институты не обладали ни авторитетом, ни опытом, ни полномочиями, которые бы соответствовали остроте проблем международной обстановки.

Однако никакие опасения либо отторжения тех или иных форм правления применительно к объединенной Европе не отменяют и не могут отменить того, что в период между двумя мировыми войнами разрабатывались и предлагались не только общие идеи и доктрины, но и формы правления государственного, а точнее политико-правового, устройства объединенной Европы.



Литература

1. Бабин Б.В. Право на мир: в поисках механизма реализации. // Международное право и международные организации. 2013. №2. С. 15-24.

2. Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. – М., 2010.

3. Богуславский М.М. Международное право. – М.: изд. МГУ, 2009.

4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отно-шения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Заемский В.Ф. Новейшая история реформы ООН: Монография. М.: МГИМО-Университет, 2008.

6. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. М.: Международные отношения, 2008.

7. Илюхина Р.М. История Европы. – М., 1992.

8. Кембаев Ж.М. Концепция «Пан-Европы» Р. Куденхове-Калерги как одна из важнейших стадий в становлении идеи европейского единства. // История государства и права. 2010. №22. С. 52-58.

9. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. – М., 2015.

10. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учеб. для студентов юрид. факультетов и вузов. М.: Волтерс Клувер, 2010.

11. Лукашук И.И. Правопреемство государств в отношении договоров. // Журнал российского права. 2006. №7.

12. Малая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 2.

13. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правовая система Европейского союза: Монография. – М.: Норма, 2012.

14. Международное право. Учебник. – Под ред. С.А. Егорова. – М.: Статут, 2015.

15. Международное право = Volkerrecht (книга 2) (перевод с немецкого) (2-е издание) Вольфганг Граф Витцтум и др. – М., Инфотропик Медиа, 2015.

16. Международное право. Пособие. / Под ред. Н.Ю. Ерпылевой. – М., 2006.

17. Монне Ж. Реальность и политика. М.: Моск. шк. полит. исследований, 2001. С. 456

18. Осминин Б.И. Международные договоры и иерархия источников внутригосударственного права. // Журнал российского права. 2012. №11. С. 16-19.

19. Панарина Е.А. Идейные предпосылки возникновения лозунга «единой Европы». // Вопросы истории. 2005. №4. С. 22-29.

20. Панарина Е.А. Лига Наций и проблема европейского единства в постлокарнский период. // Вопросы истории. 2010. №1. С. 20-25.

21. Симонова М.С. Институт обязательности в механизме обеспечения выполнения международного договора. // Российская юстиция. 2013. №12. С. 33-37.

22. Современные проблемы организации публичной власти: Монография (рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян). – М., Юстицинформ, 2014.

23. Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Международные отношения, 2000.

24. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Норма – ИНФРА-М, 2011.

25. Топорнин Б.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., 2010.

26. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.

27. Четвериков А.О. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза. // Актуальные проблемы российского права. 2015. №3. С. 10-18.

28. Чиркин В.Е. Конституционное право. Учебник для бакалавров. М.: МПСУ; Воронеж, 2013.

29. Coudenhove-Kalergi R.N. Pan-Europa.

30. Muet Y. Le dans l'entre-deux-guerres. Paris: Economica, 1997.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
1700 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 10476 студентам.
X
X