8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

Структура и алгоритм создания электронной рабочей тетради по теоретической педагогика - Дипломная работа

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы разработки и использования электронной рабочей тетради 5

1.1 Дидактические средства профессионального обучения 5

1.2 Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради 13

1.3 Структура и модули электронной тетради. 21

1.4 Использование рабочей тетради 31

Выводы по первой главе 40

Глава 2 Разработка и тестирование электронной рабочей тетради 41

2.1 Разработка сценарий и процедур электронной рабочей тетради. 41

2.2 Программный инструментарий по созданию электронной рабочей тетради 47

2.3 Критерии создания проверочного теста в области педагогики 51

2.4 Основы тестирования электронной рабочей тетради 57

Литература 64

Приложение 67



Введение (выдержка)

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям.

Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов на занятиях с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля знаний и умений студентов преподавателем, применения знаний при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради в обучении, для систематизации усвоения студентами знаний, умений разной степени сложности, и что важно формирует мотивационно-личностное отношение к изучаемому материалу.

Все ГОС ВПО педагогического образования в общепрофессиональном блоке содержат дисциплину «Теоретическая педагогика». Разработка рабочей тетради весьма актуальна на сегодняшний день. Благодаря рабочей тетради, можно осуществить более тщательное усвоение материала и его самопроверку.

Объектом исследования является дидактические средства обучения.

Предметом исследования является структура и алгоритм создания электронной рабочей тетради (ЭРТ)

Цель исследования – выявить структуру и определить алгоритм создания электронной рабочей тетради по «Теоретической педагогика».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования, уточнить понятие рабочей тетради, выявить ее структуру и модули.

2. Определить требования к созданию ЭРТ.

3. Спроектировать структуру и создать дизайн электронного рабочего тетради.

4. Отобрать информационные технологии для разработки ЭРТ.

5. Разработать электронную рабочую тетрадь по курсу «Теоретическая педагогика».

Теоретическая значимость заключается в разработке теоретической модели электронной рабочей тетради, обоснована его структура, выделено содержание и определены формы методы его реализации

Практическая значимость выражена в разработанной электронной рабочей тетради по теоретической педагогике, внедрена в образовательный процесс физико-математического факультета при обучении студентов курсу «Теоретическая педагогика». Также результаты выпускной квалификационной работы – электронная рабочая тетрадь могут быть применены в повышении квалификации учителей различных специальностей.

База исследования: Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, физико-математический факультет, студенты 2 курса направления «Физическое образование».

Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



Основная часть (выдержка)

Глава 1 Теоретические основы разработки и использования электронной рабочей тетради

1.1 Дидактические средства профессионального обучения

Дидактическими средствами обучения служат предметы, являющиеся cенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения являются неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информационно-предметным обеспечением.

Выделяют дидактические средства для преподавателя и для обучающими. Первые представляют собой предметы, используемые преподавателем для более эффективной реализации целей образования. Вторые — это индивидуальные средства обучающихся.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим выделяют следующие категории средств:

1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства — оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты;

3) механические визуальные средства — диски, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства — проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

5) аудиовизуальные средства — телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения, — тренажеры, компьютеры, лингафонное оборудование.

Первые две категории средств относятся к простым, статическим, средствам (обычно выполненным на бумажных носителях), остальные — к сложным, в которых представлен динамический компонент.

Средства обучения проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Учебник как текстовое средство обучения

Текстовые средства обучения — важнейшие источники знаний для обучающихся. Основным средством и орудием организации познавательной деятельности является учебная книга. К учебной книге предъявляется ряд требований, соблюдение которых обеспечивает успешную организацию учебного процесса.

Учебник как печатное средство материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Он должен включать научные основы курса, согласованные с программой обучения. Помимо основного содержания предмета в учебнике даются задания и упражнения на закрепление полученных знаний. В нем, как в проекте учебного процесса, реализуется содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве.

Материал учебника должен соответствовать логике и структуре диалектического метода познания и самой сути научного исследования. Специфика учебных предметов, их различные функции требуют соответствующих различий как в построении содержания предмета, так и в средствах его передачи.

Главное требование к учебнику - целостность и обзорность содержания. Структурные элементы учебника — разделы, главы, параграфы - служат важнейшими средствами для раскрытия предметной и логической структуры и являются необходимым условием целостности восприятия дисциплины.

Визуальные средства обучения

В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты, традиционно называемые наглядными пособиями.

Наглядные средства обычно классифицируются как:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.).

Недостаток наглядности ведет к снижению активности учащихся.

При использовании визуальных средств должно быть соблюдено обязательное условие — обеспеченность наглядными пособиями курса по всем темам. Кроме того, по каждой теме средства наглядности должны быть систематизированы в специальной картотеке.

Наглядные пособия выполняют следующие функции обучения:

• ознакомление с явлениями и процессами, которые трудно воспроизвести;

• ознакомление с внешним видом предмета;

• наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса;

• наглядное представление об устройстве, принципе действия предмета и управления им;

• ознакомление с историей науки и перспективами ее развития;

• наглядное представление об эксплуатации, изготовлении и проектировании изделий.

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели как демонстрационные средства.

Учебная коллекция — это набор предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения или самостоятельной работы. Могут быть коллекции по биологии (ботаника, зоология), коллекции тканей, солей, минералов, полезных ископаемых, красок, пород деревьев и др.

Коллекции бывают демонстрационными, сопровождающими объяснение преподавателя показом, или раздаточными, используемыми для самостоятельной работы в качестве раздаточного материала.

Учебные модели, применяемые в качестве наглядных средств, бывают трех видов:

1) демонстрирующие принцип действия;

2) показывающие устройство и схему действия;

3) воспроизводящие внешний вид изделия или предмета. Наибольший эмоциональный и обучающий эффект производят модели первого типа, а также действующие схемы со светящимися индикаторами. Модели третьего типа предназначены для демонстрации крупногабаритных объектов уменьшенном масштабе (здания, сооружения, машины и механизмы) либо очень малых объектов (молекулы, клетки) в увеличенном виде. При обучении многим дисциплинам используются диаграммы. Диаграммы бывают сравнительные и линейные. Сравнительные диаграммы используются в виде прямоугольников, секторов или других геометрических фигур для сопоставления процессов или характеристик. Линейные диаграммы применяются для графического изображения функциональных зависимостей. В качестве средств обучения используется и печатный раздаточный материал — выдаваемые каждому учащемуся тиражированные носители учебной информации одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения конкретных дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно-воспитательного процесса. Раздаточный материал применяется для сообщения новых сведений, новой информации, закрепления и контроля знаний.

Печатный раздаточный материал может быть специально подготовлен в виде печатных оттисков или комплектов. В качестве него могут использоваться учебники, учебные пособия, периодические и другие издания.

Печатный раздаточный материал классифицируется по его целевому и дидактическому назначению (схема 1).



Заключение (выдержка)

В результате нашего исследования было выявлено, что электронная рабочая тетрадь в настоящее время необходимо для повышения продуктивности (результативности) самостоятельной работы студентов, которое открывает возможность изучения предметов в домашних условиях без участия преподавателя.

Для эффективного использования к электронной рабочей тетради предъявляются определенные требования: дружественный интерфейс; систематизированный и структурированный материал по темам; систему навигации; программный код; систему контроля уровня знаний (вопросы и задания) к каждой теме и ко всему курсу; лабораторные и практические работы; иллюстрации, анимации, видеофрагменты, гиперссылки; методику по использованию электронного учебного пособия; список рекомендуемой и использованной литературы по темам;

Электронная рабочая тетрадь разработано с учетом психологических особенностей восприятия и запоминания учебного материала.

При обследовании предметной области «Педагогика» было определено содержание предмета, состоящее из практических работ и тестов, которые являются основой электронной рабочей тетради.

электронная рабочая тетрадь обеспечивает пользователю разнообразные формы взаимодействия с информацией; управление (последовательностью демонстрации, скоростью протекания процессов и т.п.); диалог (внутри информации организуют проверочные вопросы и контрольные тесты) и т.п.

электронная рабочая тетрадь написано нами на языке HTML и Delphi, он удобен в обращении, по информационным объемам мал, дает возможность просмотра на персональном компьютере с минимальными требованиями.

В электронной рабочей тетради тест позволяющее провести объективную оценку достигнутого уровня знаний, умений навыков при их проверке. Тестовые задания, как правило, позволяют оказать стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студентов, обеспечивают быстроту проведения контроля, могут быть использованы при обучении, самоконтроле, самоподготовке и представляют возможность убедиться в эффективности тестирования.

В выпускной квалификационной работе разработана методика проводимых занятий разного типа, как по форме, так и по содержанию:

1. объяснения нового материала (семинары);

2. самообучение и самоподготовка;

3. как справочное пособие;

4. повторительно-обобщающие занятия ;

5. закрепление и систематизация знаний.

Кроме того, этот курс может использоваться при проведении внеурочных, факультативных, кружковых занятий, работы с отстающими и пропустившими плановые занятия и, наконец, для самоподготовки заочников, экстерников.



Литература

1. Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводная лодка. 2002. №4. C.84-90

2. Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.

3. Заёнчик В. М. «Основы творческо–конструкторской деятельности: Методы и организация» М.: Изда. центр «Академия», 2004. – 256с.

4. Иванов Г.И. «Формулы творчества», М.: Просвещение, 1994 – 208с.

5. Кирсанов Д.В. Краткая история HTML. http://www.kir**nov.com/

6. Кругликов Г.И, Симоненко В.Д. «Методика обучения старшеклассников творческой деятельности», Курск, 1998. – 321с.

7. Могилев А.В., Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; - М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 816 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.

9. Орлов М.А. «Основы классической ТРИЗ Практическое руководство для изобретательного мышления», Москва, 2005. – 416с.

10. Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2004

11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: ШколаПресс, – 1994.

12. Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. // М.: Школа педагогического мастерства, – 1999.

13. Роберт, И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. .док. пед. наук. - М.: 1995.

14. Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении. – М.,1972

15. Белевцев, А.Т. Ремонт и обслуживание вычислительных машин. М.:, Высш. Школа. 1990.

16. Каган, Б.М., Мкртумян И.Б. Основы эксплуатации ЭВМ. М.: Энергоатомиздат, 1988.

17. Айсмонтас, Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе. //Психологическая наука и образование, 2004.,№4, – с.51

18. Гречихин, А.А., Древс Ю.Г. Типология, стандартизация, компьютеризация. – М.: МГУ, 2000. – 255с.

19. Основы инженерной психологии: Учеб. пособие. М., 1977.–355с.

20. Паскакалов, К.Ф. Тестирование программного обеспечения как средство обеспечения качества// Diass of tINFO-2000.-сентябрь

21. Дробушевич, Г.А. Справочник программиста. – Мн.: Выш. школа, 1978. – 192с.

22. Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер изд. 2-е, – М.: «Че Ро», 2002.– 610с.

23. Першиков, И., Савинков, В.М. Толковый словарь по информатике.-М.: Финансы и статистика, 1991.-543с

24. Проворов, А.С., Смолянинова, О.Г. Интеграция образовательных программ КГУ // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования». — Тамбов, 2001. – с. 42-43.

25. Руденко-Моргун, О.И. Мультимедиа учебник с точки зрения ученика учителя и автора //Вестник ЦМО МГУ, 2001.,№2.

26. Смирнова, Н.Г., Сорокин А.Ф., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем, 2001.-512с.

27. Столяренко, Л.Д. Основы Психологии. 5-е изд., перераб. и доп. – Ростовн/Д: Феникс, 2002. – 672с.

28. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование, теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург. Изд-во Урал., 2001.–330 с.

29. Нертон, П., Соухе Д. Язык ассемблера для IBM PC: Пер. с англ.– М.: изд-во «Компьютер», «Финансы и статистика», 1992,–352с.

30. Липаев, В.В. Надежность программных средств, - М.: СИНТЕГ, 1998.-232с.

31. Меняев, М.Ф. информационные технологий управления: Учебное пособие. В 3кн.: Книга1: Информатика. – М.: Омега-Л, 2003. – 464с.

32. М. Семантина, С. Энтина. Достоинства и недостатки компьютерных учебников//Компьютерные инструменты в образовании, 2000г.,№1

33. Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем, - М.: финансы и статистика. 2000.-352с.



Примечания

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
2300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 310983 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X