8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

Влияние семейного воспитания на удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте - Дипломная работа

Содержание

Введение….3

Глава I. Теоретические подходы к вопросу семейного воспитания и удовлетворенности жизнью в отечественной и зарубежной психологии….….7

1.1 Роль воспитания в формировании личности человека….…7

1.2 Понятие и структура удовлетворенности жизнью…13

1.3 Подходы к изучению «удовлетворенности жизнью»…32

Выводы по главе 1 ….…39

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на удовлетворенность жизнью….….…41

2.1 Описание выборки, этапов и методов эмпирического исследования….41

2.2. Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования….…44

2.3 Психолого-педагогические рекомендации ….48

Выводы по главе 2….51

Заключение….

Литература….



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить влияние семейного воспитания на удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте.

Объектом исследования является удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте.

Предмет исследования: семейное воспитание, как социально-психологический фактор, влияющий на удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер семейного воспитания влияет на уровень удовлетворенности жизнью.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Анализ современного состояния и основных направлений изучения особенностей удовлетворенности жизнью.

2. Выбор эмпирической площадки.

3. Отбор диагностических методик для исследования личностных детерминант удовлетворенности жизнью у представителей юношеского возраста.

4. Подготовка и проведение исследования личностных детерминант удовлетворенности жизнью лиц юношеского возраста.

5. Обработка результатов и их анализ.

6. Формулирование психолого-педагогических рекомендаций.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие группы методов.

1. Изучение и теоретический анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики.

2. Эмпирические методы:

• шкала оценки качества жизни

• экспресс – диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников О. С. Копиной, Е. А. Сусловой, Е. В. Заикина

• опросник социализации «Моя семья»

3. Методы статистического и качественного анализа эмпирических данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Базу эмпирического исследования составила выборка студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 16 человек в возрасте от 19 до 21 года (из них 8 девушек и 8 юношей).

Теоретическая значимость работы: обогащение и дополнение базы уже имеющихся знаний по вопросу изучения социально психологических факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью.

На основе анализа подобранной психолого-педагогической, философской научной литературы мы уточнили содержание понятий: «семья», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью», «счастье», определили особенности удовлетворенности жизнью и семейного воспитания, как фактора ее обусловливающего.

Практическая значимость работы: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены на практике, в учебно-воспитательном процессе ВУЗов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, списка использованной литературы, насчитывающего 60 источников.

В первой главе мы раскрыли сущность понятия «семейное воспитание», «удовлетворенность жизнью», раскрыли такие близкие к удовлетворенности понятия как «счастье» и «субъективное благополучие», рассмотрели историю развития данного вопроса, подходы к изучению удовлетворенности жизнью.

Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию влияния семейного воспитания на уровень удовлетворенности жизнью в юношеском возрасте.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Роль воспитания в формировании личности человека

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность[59].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них [44].

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) [33]

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее) [16].

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи [45].

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей [20].

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными [17].

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни [26].

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая [52].

Адекватное представление – гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы [39].

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [17].

В семье наблюдается 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения [43].

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей [28].



Заключение (выдержка)

Удовлетворенность - (англ. satisfaction) - субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Высокая степень удовлетворённости жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ. happiness); близкий конструкт - психологическое (субъективное) благополучие (англ. Wellbeing) [7].

Удовлетворенность жизнью предполагает состояние общего психологического комфорта, социально - психологическую адаптированность, положительное отношение к событиям собственного жизненного пути. Удовлетворенность жизнью влияет на все аспекты деятельности человека.

Главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков. Поэтому очень важно еще в детстве воспитывать гармоничную личность для дальнейшего успешного прохождения им жизненного пути. Важно формировать позитивное отношение к жизни еще в детстве.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Поэтому можно предположить, что оптимисты склонны к большей субъективной удовлетворённости жизнью. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Такой человек досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Поэтому, скепсис так же, как и оптимизм влияет на уровень субъективной удовлетворенности человеческой жизни. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, впрочем, как и оптимизм.

Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Существуют объективные показатели благополучия и каждому человеку хотя бы некоторые из них известны. Представление о собственном благополучии или благополучии других людей, оценка благополучия опирается на объективные критерии благополучия, успешности, показатели здоровья, материального достатка и т. п. Последние оказывают то или иное влияние на переживание благополучия. Но еще раз подчеркнем, что это переживание в значительной мере обусловлено особенностями отношений личности к себе, окружающему миру в целом и его отдельным сторонам. Все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут действовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности.



Литература

1.Абульханова К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

2.Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. № 1.

3.Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2.

4.Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ. СПб., 2003.

5.Балацкий Е.В. Социальная гетерогенность Единого экономического пространства// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2005.

6.Балацкий Е.В. Методы диагностики социального самочувствия населения// «Мониторинг общественного мнения», №3, 2005.

7.Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М: Международная педагогическая академия, 2005.

8.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. 9.Бойко. - М.: Филинъ, 1996.

10.Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

11.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 1998.

12.Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1998.

13.Голованевская В. И. Характеристики Яконцепции и предпочтения стратегий совладающего поведения // Вестник Московского университета, 2003. № 4.

14.Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - К.: Политиздат Украины, 1989.

15.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - К.: Наукова думка, 1988.

16.Десслер Г. Управление персоналом. - М.: Бином, 1997.

17.Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания //Психологический журнал. 2000, Т. 21, № 2.

18.Дизель П.М., Мак-Кинли У.Р. Поведение человека в организации. - М., 1993.

19.Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск, 2002.

20.Дружинин В. Н. Варианты жизни. М., 2005

21.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

22.Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности : Сб. Науч. Тр. в 2-х тт. - М.: Мысль. - 1995.

23.Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2000.

24.Ивлева Г.Ю. Трансформация экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории// «Общество и экономика», №10, 2003.

25.Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч.2 /Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

26.Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

27.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986.

28.Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда: Вопросы теории. Чебоксары: АН ЧР, 1995.

29.Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. - СПб.: СпбГУ, 2000.

30.Куликов Л.В. Психологическая структура настроения //Психология: итоги и перспективы: Тез. научно-практ. конф. 28-31 октября 1996 г. СПб., 1996.

31.Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., 32.Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения – 97”. Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ – СПб., 1997.

33.Куликов Л.В. Психология настроения. Изд-во СПбГУ – СПб., 1997.

34.Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., 35.Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения - 97”. - №3. - СПб.: СПбГУ, 1997.

36.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

37.Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.

38.Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

39.Магун С.В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. — 1978. — № 6.

40.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 2002.

41.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2007.

42.Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

43.Моргунов Е., Сергаев С. Метод субъективного оценивания квалификационных требований. Управление персоналом. 2000. № 8.

44.Моргунов Е.Б. Субъективное оценивание в организационном консультировании. Журнал практического психолога. 2000, № 5

45.Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.

46.Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу //Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1.

47.Петухов В.В. Россия, Белоруссия, Украина: что нас сближает и что разъединяет?// «Мониторинг общественного мнения», №2, 2004.

48.Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991.

49.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т.1. М., 1989.

50.Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: СОВПАДЕНИЕ, 1998.

51.Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: Изд-во «София», 2006.

52.Синк Д.С. Управление производительностью. - М., 1998.

53.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.

Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,2004.

54.Уотсон Дж.Б., Торндайк Э. Бихевиоризм. - М.: ACT, 1998.

55.Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов //Психологический журнал. 1992. Т . 13, № 1.

56.Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

57.Хазрат Инайят Хан. Алхимия счастья. М.: Сфера. 2003.

58.Чупров В. И, Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

59.Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. - аратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.

60.Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 2005.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
2400 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311008 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X