8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого получить консультацию по курсовой, контрольной, реферату или диплому

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР - Дипломная работа

Содержание

Введение ….3

Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер …. 8

1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального

выгорания ….8

1.2. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной деформации …. 20

1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания …. 28

Выводы по главе I ….…. 41

Глава II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 43

2.1. Организация и методики исследования …. 43

2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 47

2.3. Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности …. 53

Выводы по главе II ….…. 59

Заключение ….…. 61

Литература … 64

Приложения ….… 70



Введение (выдержка)

Актуальность. Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (сотрудников правопорядка, врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Вопросы, касающиеся психологии профессиональной деятельности, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание психологов Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.К. Маркову, А.И. Папкина, К.К. Платонова, А.М. Столяренко и др. Рассматривая психологию профессий типа «человек-человек» исследователи выявили негативные признаки профессиональной деформации личности: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений.

К профессиональной деформации личности относится формирование у специалистов синдрома эмоционального выгорания, который возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg, С. Maslach, B. Pelman, Е. Hartman, Н. Kuunarpuu, К. Kondo и др.). Эта проблема не потеряла своей актуальности и в наши дни. В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, Л.М. Митина, Т.И. Ронгинская, О.А. Баронина), социальных работников (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова); управленцев (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова), у специалистов в сфере услуг и управления, в коммерческой сфере (Р.М. Айсина, А.Р. Фонарев, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, S.L. Dolan, S. Renaude, C. Maslach, M. Leiter и др.), у психологов (Е.Г. Лешукова, А.Н. Моховиков).

Феномен «эмоциональное выгорание» рассматривается исследователями в различных ракурсах: медико-психологическом, общепсихологическом, психолого-профессиональном, психолого-педагогическом. Чаще всего авторы характеризуют эмоциональное выгорание через сочетание симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни человека. В настоящее время понятие «выгорание» имеет междисциплинарный характер и рассматривается с позиций психологии и медицины.

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящены исследования Г.С. Абрамовой, Ю.А. Юдчиц (1998), Н.В. Козиной (1998), Е.Г. Таткиной (2010). Как показывает статистика, медицинские работники в целом и медицинские сестры в частности в силу специфики своей повседневной практики наиболее предрасположены к воздействию профессиональных стрессоров. Профессиональная деятельность медицинского работника предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. «Неся на себе груз общения» он вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, а то и мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Необходимость обсуждения проблемы деформаций личности на рабочем месте обусловлена большой вероятностью возникновения у медицинских сестер эмоционального выгорания как одной из форм профессиональной деформации, в том числе под влиянием сложных условий деятельности сферы «помогающих» профессий. Это и определило тему нашего исследования.

Теоретико-методологические основы исследования: концепции профессионального становления личности (С.П. Безносов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, К.К. Платонов, Э.Ф. Зеер), концептуальные представления о профессиональных деструкциях личности в профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, К. Рождерс, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, Д. Сьюпер, Л.Б. Шнейдер и др.), общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, С. Джексон, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Е.С. Старченкова, Э.Э. Сыманюк, Т.В. Форманюк, Х.Дж. Фрейденберг),

Цель исследования: изучить психологические особенности эмоционального выгорания у медицинских работников.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Гипотеза исследования: мы предположили, что выраженность синдрома эмоционального выгорания будет разной у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить психологическую сущность синдрома эмоционального выгорания;

2. Определить особенности синдрома эмоционального выгорания как показателя профессиональной деформации;

3. Изучить влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания;

4. Проанализировать результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер;

5. Провести сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности.

Методы исследования. Исследование опиралось на общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей. Основными методами эмпирического исследования стали анкетирование, тестирование, методы математической статистики, качественный анализ результатов. Из конкретных методик использовались: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [49]; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [39].

Обработка эмпирических данных осуществлялась математическими методами статистического, корреляционного анализов, а также качественными методами (описание, категоризация, классификация и типологизация).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в МУЗ «Благовещенская ЦРБ», г. Благовещенск, республика Башкортостан. В эмпирическом исследовании приняли участие 58 медицинских сестер с разным стажем профессиональной деятельности (от 1 года до 30 лет).

Организация исследования осуществлялась в три этапа:

На подготовительном этапе изучалась философская и психологическая литература, определялась тема исследования, обобщались полученные результаты теоретического исследования, разрабатывалась программа исследования.

На исследовательском этапе осуществлялся подбор психодиагностического материала, проводилось эмпирическое исследование по изучаемой проблеме.

На заключительном этапе были обобщены полученные результаты эмпирического исследования, проверена гипотеза исследования, сделаны выводы.

Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания и, в частности, профессиональной деформации личности медицинских работников, поэтому представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 источника. Общий объем работы - 69 страниц (без приложений).



Основная часть (выдержка)

Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства

В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины [30].

В 1982 г. С.Маслач [30] выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие:

- индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения;

- внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт;

- дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия.

Среди отечественных исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания, можно выделить работы В.В. Бойко. Автор [15] рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Он считает, что выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

В.В. Бойко [15] описывает различные симптомы «выгорания»:

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита»

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана правоохранительная профессиональная деятельность.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляются с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [20, с.23].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидных побуждений. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужую боль [20].

В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и т.д. [19].

Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать - учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т.д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Важное проявление выгорания - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [20].

Специалисты в области выгорания отмечают, что развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми.

В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание. Несмотря па растущий консенсус относительно концепции последнего, в литературе, к сожалению, до сих пор отсутствует четкое разделение между двумя этими понятиями. Хотя большинство исследователей определяют стресс как несоответствие в системе «личность-среда» или как результат дисфункциональных ролевых взаимодействий, традиционно не наблюдается полного дифициального или операционального согласия относительно концептуализации профессионального стресса. Исходя из этого, ряд авторов рассматривает стресс как общее понятие, которое может стать основой для изучения ряда проблем.

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. Реакция выгорания начинается в большей степени как результат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера. Таким образом, оно представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы [20].

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

- физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т. ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы) [20];

- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение отдается стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [20].

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

После того как феномен СЭВ стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или организационными и личностными [9]

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы [51].

В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [15].

К внешним факторам относят уровни материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Многие психологи отмечают доминирующую роль этих факторов в возникновении выгорания.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относят следующие факторы:

- Склонность к эмоциональной ригидности

- Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

- Нравственные дефекты и дезориентация личности.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой [41]: неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность); люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

Рассмотрим подробнее данные факторы, влияющие на уровень эмоционального выгорания у людей, помогающих профессий.

Влияние социально-демографических характеристик на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии. Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями. Обнаруживается наличие отрицательной связи возраста и выгорания [36].

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям.

Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так, установлено, что мужчины более чувствительны к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требуют от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требуют от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения [9].

В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей [16].

Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется довольно важным, особенно для тех профессий, где велика доля женского труда (учитель, средний медицинский персонал, работники детских лечебно-воспитательных учреждений).

Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считают, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды [47].

Остановимся на наиболее важных из них. Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Маскер пополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [41].



Заключение (выдержка)

Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования показали недостаточную изученность феномена «эмоционального выгорания» и способов его преодоления у представителей медицинской сферы. В то же время, изучение имеющихся отечественных и зарубежных источников по проблеме выявило множественность подходов к пониманию выгорания. В одних из них «выгорание» определяется как состояние, включающее совокупность симптомов разного уровня; в других — как механизм защиты от постоянных стрессовых воздействий; третьи отождествляют «выгорание» с профессиональной дезадаптацией. Объединяет названные подходы то, что каждый из них указывает на зависимость изучаемого явления от наличия ситуации интенсивного общения в профессиональной деятельности, характерной для работников социальной сферы.

Медицинские работники часто подвержены синдрому эмоционального выгорания, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и другие.

Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений.

Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медицинской сестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности медицинской сестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Медицинские сестры ежедневно имеют дело с болью, страданием, страхом больных и их родственников и испытывают эмоциональное напряжение.

Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у медицинских сестер показало следующее.

У большинства медсестер фазы истощения и резистенции находятся на фазе формирования, симптомы которых отражают формирующиеся защитные механизмы, механизмы сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является «эмоциональная тупость», неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, медработник как бы принимает позицию «ничего личного».

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности.

Таким образом, гипотеза о том, что выраженность синдрома эмоционального выгорания будет разной у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности подтвердилась, а именно: имеются различия в выраженности синдрома эмоционального выгорания между группами медицинских сестер с различным стажем работы, синдром эмоционального выгорания более выражен у медицинских сестер со стажем работы свыше 15 лет, в отличие от медицинских сестер со стажем работы до 15 лет; синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер со стажем работы свыше 15 лет имеет свою структуру, в отличие от медицинских сестер со стажем работы менее 15 лет, центральным компонентом который становится «Истощение»; чем больше стаж работы, тем более выражен симптом эмоционального выгорания.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания и, в частности, профессиональной деформации личности медицинских работников, поэтому представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.



Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.

2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Абрумова //Психологический журнал. 1985. №6.– С. 107-115.

3. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.

4. Агапова М.В., Социально-психологические аспекты социального выгорания и самоактуализация личности [Текст]: Дисс… канд. психол. наук / М.В. Агапова. - Ярославль. 2004.

5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С.34.

6. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999. - 123 с.

7. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С.32-38.

8. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. - М.: Русский врач, 2001. - № 6. - С.34

9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания /М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67.

10. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности // Коллектив, личность, общение. - 1987. - С.42 – 43.

11. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, метод [Текст]: автореф. дис. … д-ра. психол. наук / С.П. Безносов. – СПб, 1997. – 30 с.

12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 147 с.

13. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М., 1981

14. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2004. – 348 с.

15. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.

17. Борисова, С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук - М.: Академия управления МВД России,1998. - С.20-21.

18. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.

19. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463

20. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с.

21. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры // Сестринское дело. - 2004. - №3. - С.9-10

22. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156.

23. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с.

24. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 - 81

25. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // Интернет: http://fo**ms.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748

26. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. - С.28-29.

27. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. - №4

28. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.27-38.

29. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.

30. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы.– Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.– 1995. –№1.

31. Липтуга М.Е. Паллиативная помощь: Краткое руководство. - Архангельск, 2006. - 192 с.

32. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

33. Медицинская этика и деонтология / Под. ред. Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева. - М. - 1993.270 с.

34. Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.

35. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с

36. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101

37. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики // Мед. газета. - 2005. - № 38. - С.5

38. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

39. Прикладная социальная психология / Под ред.А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998. - 600 с.

40. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т.23. - № 3. - С.85-95.

41. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32

42. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

43. Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Стратегия и модели преодолевающего поведения / Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой. В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 322 с.

44. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка // Мед. сестра 2000. - №1. - С.42 – 43.

45. Съедин С.И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья // Мир психологии. – 2002. - №4. – С. 235-245.

46. Таткина, Е.Г. Особенности ранней профилактики эмоционального выгорания у медицинских сестер: [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Е.Г.Таткина. - Томск, 2010. - 25 с.

47. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.

48. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.8-13

49. Федорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2003. - № 3. - С.24-27.

50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с

51. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С.57-63

52. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание: может ли сестра не гореть на работе? // Сестринское дело. – 2004. - № 4-5. –С. 21.25.

53. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова // Сестринское дело. - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. - № 6. - С.34-35.

54. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. 1998 - № 7. - С.28-36.



Примечания

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 94
2300 p.
Не нашли что искали?

Закажите написание авторской работы.
С нами работают более 500 авторов.
Средний балл наших работ: 4,87
Пишем студенческие работы с 2010 года.
Мы помогли 310628 студентам.
X
X