8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Музыка

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ….7

1.1 Музыка как вид искусства и ее роль в нравственно-эстетическом воспитании ….7

1.2 Особенности и истоки возникновения авторской песни….27

Выводы….35

ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….36

2.1 Педагогический опыт использования авторской песни в школьном образовательном процессе….36

2.2 Содержание, формы и методы изучения авторской песни на уроках музыки…46

Выводы….55

ГЛАВА III. ПУТИ И УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ….56

3.1 Опытно-экспериментальная работа по использованию авторской песни на уроках музыки….56

3.2 Методические разработки по использованию авторской песни на уроках музыки….64

Выводы….….73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….76

ПРИЛОЖЕНИЯ….88



Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Проблемы нравственного воспитания детей являются актуальными в настоящее время, т.к. нравственное воспитание предполагает формирование у человека не каких- либо отдельных качеств, а универсальной способности восприятия мира, которая необходима во всех областях жизни и деятельности, воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу. Поэтому оно неизбежно затрагивает область мыслей, понятий, убеждений человека.

Главная задача, стоящая сегодня перед общеобразовательной школой - развитие у детей чувства прекрасного, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения - проблема, которая требует сегодня от учителей музыки поиска оптимальных и эффективных путей решения.

Любой учитель знает, как тяжело работать с подростками. В. Сухомлинский определил важнейшую причину этой трудности: воспитательная практика выступает перед подростками в «обнаженном» виде, а человек в этом возрасте по самой своей природе не хочет чувствовать, что его воспитывают. Они стремятся отстраниться от всего детского, не выносят запретов, и тем более нравоучений. Мир подростков характеризуют избыточная эмоциональность, полярность суждений и оценок. Этот возраст - пора сомнений и противоречий, поиска самого себя, определения своего места в жизни, становления нравственной позиции.

В старших классах учителю музыки предстоит проводить уроки не только по программе «Музыка» Д. Б. Кабалевского, но и вести беседы о популярной музыке, с которой подростки сталкиваются буквально на каждом шагу. Поэтому не удивительно, что подавляющая часть детей, с которыми приходится начинать работу на уроках музыки в школе, уже являются приверженцами популярной музыки.

Существенное значение для нашего исследования имели работы B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.И, Махмутова, М.Н. Скаткина, которые содержат важные положения о дидактических основах обучения, обеспечивающих формирование личности творческого типа.

Различные аспекты гуманизации образования получили свое освещение в работах таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, Э.Т. Ардаширова, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Равловский, B.C. Хазиев.

Важное значение в исследовании роли музыки в нравственном развитии личности имеют труды Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, а также теоретические положения о духовно-нравственном потенциале музыки Э.Т. Ардаширова.

Особое теоретическое значение в исследовательской работе для нас имели труды современных педагогов - музыкантов Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, И.А. Анненского, Е. Баталиной-Корневой.

Анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы, а также собственный опыт использования авторской песни, позволили выявить, что именно в авторской песне, как ни в одном другом виде искусства, наблюдается противоречие между накопленным веками «золотым фондом» мировой музыкальной культуры, реальными возможностями пользоваться им и практически полным отсутствием потребности современных школьников общаться с высоким искусством, неадекватностью его восприятия и нежеланием приобщаться к нему. Этому способствует радио и телевидение, содержание программ которых направлено только на развлекательность; аудио- и видеопродукция также придерживаются курса «попсовой» музыки. Этому помогает отсутствие во многих школах уроков музыки, неучастие семьи в музыкальном развитии ребенка и многое другое. Противостоять этой всепроникающей музыке, не требующей для восприятия никаких усилий, приходится учителю музыки.

Авторская песня доступна и понятна практически всем, независимо от уровня музыкальной подготовки. Все это является залогом ее востребованности, в том числе, школой и другими современными альтернативными институтами воспитания и развития ребенка.

В связи с этим мы определили актуальность проблемы следующими факторами: в настоящее время назрела необходимость внедрения авторских песен на уроках музыки для совершенствования нравственного воспитания учащихся.

Цель исследования: разработать педагогические условия формирования нравственных качеств школьников на основе изучения авторской песни.

Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в школе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственных качеств школьников.

Гипотеза исследования - нравственное воспитание в школе будет более эффективным, если:

1. раскрыть воспитательный потенциал авторской песни на уроках

музыки;

2. разработать содержание, формы и методы изучения авторской песни на уроках музыки.

Задачи исследования:

1. изучение состояния проблемы нравственного воспитания;

2. определение места авторской песни в нравственном воспитании детей;

3. выявить пути и условия нравственного воспитания школьников средствами авторской песни.

4. экспериментально проверить эффект использования авторской песни на уроках музыки.

Методологической основой являются исследования в области философии (Конфуций «Принципы гармонического развития общества», Аль-Фараби, Дж. Царлино), педагогики (И. А. Амонашвили, В. Сухомлинский), психологии музыкальной психологии (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский «Учение о музыкальном восприятии», А. Петрушин «Влияние музыки на эмоциональное восприятие школьников»), физиологии, теории искусства, в частности, личностно-дифференцированный подход как воплощение гуманистической концепции образования; педагогические положения о дидактических способах обучения, обеспечивающих формирование творческой личности.

Теоретическая значимость исследования: изучение и анализ теоретических основ формирования нравственного воспитания средствами авторской песни на уроках музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучается процесс использования авторской песни на уроках музыки как средство нравственного воспитания учащихся.

Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

1.1 Музыка как вид искусства и ее роль в нравственно-эстетическом воспитании

Музыка как средство воспитания с древних времен в большой мере использовалась во всех педагогических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявилось стремление к гармоничному развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в философских учениях разных эпох истолковывалась неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические, условия конкретных временных периодов. Обратимся более подробно к каждому из них.

В древнейших восточных цивилизациях, основанных на рабовладельческом строе, например, в Древнем Египте, все безраздельно подчинялось тиранам-властителям. Была отведена вполне определенная роль и искусству - утверждать божественное происхождение фараона, его исключительное право на власть, всячески восхвалять его достоинства. В торжественных и ритуальных церемониях участвовало много специально обученных певцов, танцовщиц, музыкантов. Их набирали из числа рабов, тщательно и долго готовили с малых лет. Это были превосходные мастера своего дела, призванные искусно служить богам или же услаждать всесильного владыку.

В Древнем Китае значительно возросшие в период рабовладельческого строя классовые противоречия обусловили появление множества разнообразных философских учений - даосизма, конфуцианства, школы логистов и др. одной из самых известных школ, оказавших влияние на социальную жизнь Древнего Китая, является конфуцианство. Представители этой школы разработали важнейшие принципы «гармонического» развития общества, в основе которых лежала подчиняемость низших социальных слоев высшим. В русле общественной проблематики конфуцианцев развивались и общие музыкально- воспитательные тенденции. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев. Поскольку Конфуций представлял государство как большую семью, то почитаемая таким образом музыка должна была при ее использовании обеспечить гармоническое развитие общества и личности. Однако политическая система Древнего Китая, выработавшая нормы иерархически послушной личности, тем самым и музыку превратила в средство развития определенных моральных качеств (великодушия, спокойности, проницательности, скромности, вежливости), придавая ей политическую окраску. В итоге, с помощью соответствующих песен вместо истинно гармонических отношений человека и общества формировались «гармоничные» отношения между феодальными правителями и их покорными подданными.

Широкое развитие идей музыкального воспитания наблюдается в Древней Греции. В одном из ранних древнегреческих учений - пифагорействе - делается попытки утвердить гармонию личности с окружающим природным миром, для чего используется и музыкальное искусство. Если для тела высшая цель эпоса - катарсис - по Пифагору достигается посредством вегетарианства, то душа к нему должна прийти лишь путем приобщения к музыкальной гармонии космоса. Согласно пифагорейству, «звучащие сферы» состоят в гармонии с человеческой душой. При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воскрешающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их нравы, и душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т. п.), человеку возвращается его изначальная гармоничность [7, 111].

Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей. Так, в одном из сочинений «Государство» он пишет:

« - Так вот, Главкон, - сказал я, - и в этом самое главное воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и все сильнее затрагивает ее; его ритм и лад несут с собой благообразие, оно делает человека благообразней, если кто правильней воспитан, а если нет, то наоборот. Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения, неотделанность или природные недостатки. Его удовольствие или раздражение будет верно: он хвалил бы то, что хорошо, и, приняв его в свою душу, питался бы им и сам стал бы безукоризненным. Гадкое он правильно осудит и возненавидит с малых лет, еще даже не отдавая себе отчета, а когда придет ему пора мыслить, он полюбит это дело, сознавая, что оно ему свойственно, раз он так воспитан.

- По-моему, - сказал Главкон, - примерно в том и состоит воспитательное значение мусического искусства» [23, 8].

Идею о гармонически развитой личности в древнегреческой философии наиболее глубоко развил Аристотель. Он резко критикует воспитательную практику, которая осуществлялась в государствах Крита и Спарты, где главное внимание было сосредоточено на воспитанности физической подготовки. Гармония телесного и духовного принципиально является для Аристотеля исходной точкой воспитания человека, что осуществлялось, по его мнению, лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики.

Древнегреческим философским традициям во многом близки социальные взгляды средневековых мусульманских философов. Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VIII - X вв. н. э. Первым и наиболее крупным средневековым мыслителем стран Ближнего Востока, включившим в свою философию систему вопросы общественной жизни, был приверженец древнегреческой философии мусульманский философ Аль-Фараби. О музыке он пишет так: «Эта наука полезна в том смысле, что усмиряет нравы тех, кто потерял равновесие, делает совершенными тех, кто еще не достиг совершенства, и сохраняет равновесие у тех, кто находится в состоянии равновесия» [17, 11].

Содержание и направленность музыкального воспитания в эпоху Средневековья целиком определялись новой идеологической ориентацией, связанной с распространением христианства. Став главенствующей, всеобщей и обязательной религией (в ряде европейских стран), христианство подчиняло себе философию, этику, эстетику, педагогику и искусство. На смену культу наслаждения чувственной красотой, характерному для Античности, приходит христианский аскетизм - сознательное ограничение и подавление чувственных желаний и потребностей. Функции музыки сводятся лишь к ее религиозно- нравственному воздействию. Крупнейший представитель церковного красноречия Иоанн Златоуст пишет в одном из толкований на псалом XLI: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного прозрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение» [23, 13].

Если в мировосприятии Средневековья религиозность представляется наивысшей ценностью личности, то в эпоху Возрождения, с присущим ей антропоцентризмом, на первый план выдвигаются проблемы, связанные с установлением гармонии личности и окружающей природы. Культ телесной и духовной красоты, силы, здоровья, чувственной гармонии становится главной основой искусства, что имело определяющее значение для развития форм эстетического воспитания. По мнению Дж. Царлино, музыку человек должен изучать главным образом для того, чтобы «когда он находится на досуге и свободен от ежедневных занятий, он мог бы провести время добродетельно» [33, 13]. В качестве конечной цели учений рассматривается формирование добрых нравов, «заставляющих идти к другим наукам, более полезным и необходимым». Следовательно, цели обучения музыке и музыцированию в эпоху Возрождения сводились в основном к нравственному совершенствованию личности.

В XIII веке - в эпоху Просвещения - широкое распространение получила мысль о том, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной, общественной жизни (идеал просвещенного человека). Просветители считали, что искусство воспитывает свободную индивидуальность, развивает универсальные формы чувственного восприятия. Они верили в возможность эстетического развития человечества.

Выдающийся вклад в развитие теории воспитания личности внесли теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, Н. Карамзин. Одной из главных общественных проблем считали вопрос о нравственных качествах человека. Они верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии.

Для использования музыки как средства нравственного воспитания очень важно одно обстоятельство: воздействуя на человека, она с особенной силой пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.

Нет на земле живого существа

Столь жестокого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хоть на час один

В нем музыка свершить переворота.

В. Шекспир «Венецианский купец» [18, 34]

Именно эту способность музыки - улучшать, смягчать нравы, делать людей выше, чище и Добрее - отличают обычно все, кто говорит о ее воспитательной роли. Музыка, по словам Д. Шостаковича, «поднимает его, облагораживает его, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание. Музыка способна также и ранить зачерствевшее сердце, открывая человеку забытые доселе его собственные сильные и прекрасные чувства, она может и переворачивать душу. Но эти раны и катастрофы благотворны, они будят человека, тревожат его беспокойством» [10, 8]. Так говорят сами художники. И собственным жизненным опытом их слова подтверждают слушатели. Вот одно из многочисленных свидетельств - письмо одно из учащихся самодеятельной фортепианной студии Ленинграда С. Табуркина: «В прошлом я много переживал, не знал материнской любви, жизнь казалась мне несправедливой. Учеба в классе рояля незаметно для меня самого внесла большие перемены в мою жизнь, смягчила мой характер. Музыка, по-моему, самое чистое и благородное искусство, которое сильно действует на воспитание человека» [20, 35].

Музыку порой вообще считают олицетворением всего лучшего, что свойственно человеческой натуре. Французский композитор XVIII в. Гретри писал в связи с этим «Вам интересно знать, восприимчив ли какой- то индивидуум к музыке? Присмотритесь, прост и справедлив ли его ум, свободны ли от вычурности его речи, манера, одежда; любит ли он цветы, детей; господствует ли в нем нежное чувство любви» [20, 35].

Любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит нас лучше разбираться в сложных, порой в противоречивых чувствах, тоньше воспринимать богатство внутренней жизни человека, воспитывает то, что называется «культурой чувств». И это тоже важная грань воспитательного воздействия многих великих образцов музыкального творчества, которые замечательны как раз глубинной разносторонностью эмоциональных характеристик.

Музыка, в отличие от пространственных видов искусства (живопись, скульптура) представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроения, мнений и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека.

Психолог Б. М. Теплов говорит по этому поводу: «музыка, прежде всего - путь к назначению огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [33, 12].

Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно- эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей человека.

Большую роль в этом процессе играет песенный жанр, в частности, авторская песня.

Песня - самый распространенный жанр музыкального творчества, как народного, так и профессионального. Фольклорные истоки авторской песни - творчество средневековых поэтов-музыкантов: во Франции менестрелей и труверов, в Англии бардов, в Италии Трубадуров, в Германии миннезингеров и мейстерзингеров, в скандинавских странах скальдов. География такого творчества очень широка: от стран Востока до Америки пели слуги, акыны и исполнители кантри.

Для наших авторов-исполнителей подошло короткое, звучное определение - барды.

Авторская песня сильна своим осознанием, ее исполнители и авторы живут сутью песни, живут ею, побуждая других к чему-либо, и это главное, как, например, живопись: картина чисто технична или это собственное состояние души - это видно, так же как и в песне. Людей, занимающихся искусством, можно разделить на 2 типа: первый тип придерживается лозунга «Это мой тип выражения и до мнения других мне дела нет», а для второго типа людей искусство должно, обязано в этот мир приносить прекрасное. Авторы авторской песни относятся ко второму типу: они учат, побуждают остальных к прекрасному, светлому и красивому, чего так не хватает в наше время. Тем более это надо подросткам, развивающимся личностям, для того чтобы из них вырастали настоящие люди, граждане своей страны, как бы громко это ни звучало.

Стоит заметить, что самодеятельная авторская песня стала столь притягательной не только в силу своей социальной роли, но и потому что она была усилием целого поколения по воскрешению тщательно искорененных, полузабытых русских городских, художественных традиций: лирической, философской, вольнолюбивой поэзии, сатиры, романса под гитару, камерных форм музыкально-поэтического общения. И пусть авторская песня - понятие весьма широкое, но оно не безгранично и имеет свои психологические очертания, такие как социально-психологические. Не всякий поющий свои песни под гитару - бард.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека. Из этого родилась и этим стала известна.

Значительное число авторских песен создано людьми разных профессий и видов занятий: Булат Окуджава - писатель, Юрий Визбор - журналист, Юлий Ким - учитель, Владимир Высоцкий - актер, Татьяна и Сергей Никитины - физики. Авторские песни являют собой словно моменты времени, где запечатлены совершенно конкретные реалии: обстановка, ситуации, конфликты и, конечно, душевное состояние человека (чувства и эмоции). Будучи личностным выражением авторов, эти песни, и каждая по отдельности, и собранные вместе, дают верную картину определенного периода жизни общества, обозначают его проблемы и болевые точки. Все созданное имеет прямое отношение к художественному осмыслению взаимоотношений человека с природой в авторской песне.

Истоки этого социально-культурного явления, которое принято называть авторской песней, своими корнями неразрывно связаны с туризмом. Не важно, были это походы, путешествия, экспедиции или слеты студенческой практики. Имеются в виду условия, окружающая среда, сопутствовавшие рождению многих ранних песен.

Их начали сочинять студенты, чье детство пришлось на четыре суровых года войны. Поколение людей, обделенных из-за войны привычными радостями нынешних школьников и потому рано повзрослевших, стремились к знанию, к творчеству, к насыщенной жизни во всем ее вновь представшем многообразии.

Очень часто их сочиняли тут же, в походе, коллективно. Кто-то придумывал слова, кто-то - мелодию. И не важно было, что их авторы не столь знамениты и известны.

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза.

(Г. Лепский, П. Кочан)

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой, -

Глобус крутится, вертится

Словно шар голубой.

(М. Львовский, М. Светлова)

Едкий дым создает уют,

Искры тлеют и гаснут сами.

Пять ребят о любви поют

Чуть охрипшими голосами

(Н. Карнов, В. Благонадежий)

«Мы учились на биофаке», - вспоминает один из авторов популярных песен доктор биологических наук Г. Шангин-Березовский, - «И очень этим гордились. Тем, что сможем слушать выдающихся ученых - учеников Павлова, Вернадского, работать в настоящих научных лабораториях, проводить практику на биостанциях. Вот там - в местах удивительно красивых, в те годы почти заповедных (хотя и неподалеку от Москвы), стали появляться наши первые песни. Сочиняли, когда сочинялось, а песню, на наш взгляд, готовую к употреблению, тут же разучивали у костра. Причем без гитары, у нас ее тогда еще не было. Мы все были сугубо деловитыми и умелыми людьми - война научила многому. И в то же время оставались детьми. Хотели петь, веселиться, радоваться собственным открытиям в окружающем мире. Поводов для этого находилось предостаточно. Старались не разочаровывать строгих педагогов А. Дулова, геолога А. Бородицкого, физика Б. Полоскина и др. Всех не перечислишь. Туристские песни воспитывали (и до сих пор воспитывают) бережное отношение к природе уже тем, что воспеваем ее красоту, щедрость красок, смену состояний, то есть все уникальное и неповторимое, что окружает человека в этом мире. Но не только этим. В песнях, сложенных любителями странствий, человек не отчужден от среды обитания холодным умом головы практикума. Он существует в природе органично, в видевших в нас настоящих натуралистов».

И не придумана песня ни кем,

Мы не носили ее в рюкзаке,

Мы зачерпнули ее в роднике,

Когда смывали усталость.

Озерной синью она рождена

Ее стучит на рассвете жила,

Лесной царевной в зеленом венке,

Нам досталась она.

(Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев «Ау!»), [24, 36]

Зарождение и последующее развитие авторской песни с конца 80-х годов сначала в Москве, а затем и в других городах, неразрывно связано с движением клубов самодеятельной песни (КСП), изначально формировавшихся в русле самодеятельной студенческой песенной увлеченности. За годы своего существования КСП неизменно способствовали развитию как авторской песни в целом, так и творчеству отдельных бардов, составлявших тесный круг единомышленников со своими взглядами на песню как малую художественную форму.

«Все начиналось с институтской семьи», - вспоминает Морозкин Алексей Иванович - «В 1958 году в Московском Энергетическом Институте был проведен конкурс студенческой самодеятельной песни, который организовала группа активистов - любителей песни. Этот конкурс затем стал традиционным, в нем начали принимать участие представители других объединений любителей самодеятельной песни, которые были созданы в ВУЗах Москвы. Постепенно деятельность этих групп перерастает масштабы студенческих объединений, в них входят авторы-исполнители близлежащих районов Москвы, выпускники ВУЗов и т. д. Среди студентов МГПИ, шагнувших потом в литературу и журналистику, в кинематограф и сцену, были Юрий Визбор, Юрий Ряшенцов, Всеволод Сургалов, Юлий Ким. А тогда они пели. С таких творческих групп и пошло дело.»[ 17, 28].

Культурной задачей КСП стало желание сохранить авторскую песню в записях и в живом ее движении от гитары к гитаре, выжить интеллектуально, сохранить человеческие интонации и здравый смысл, как в песне, так и в отношениях друг с другом. Мораль и этика в авторской песне объединяла всех бардов.

Авторов и исполнителей самодеятельной песни приглашали на радио, телевидение, в концертные программы. Делать это было легко, потому что чаще всего выступал один человек. Он и композитор, и автор слов, и исполнитель.



Заключение (выдержка)

Главная задача музыкального воспитания по Аристотелю - не в овладении собственно музыкальными знаниями и навыками, виртуозностью исполнения, а в нравственном усовершенствовании человеческого духа.

Музыкальное воспитание служит важнейшей задачей - формирования гармоничного развития, культурных людей, которым были бы доступны духовные блага современной цивилизации.

Почти все композиторы - деятели авторской песни - называли себя поэтами, т. к. главное в авторской песне - стих, слово, а музыка стоит на втором месте.

Слово значительно влияет на человека. Слово - соединение звуков, которые мы произносим. Звуки формируются сигналами, которые они несут.

У авторской песни вибрация чувства и вибрация слова гармонируют. Когда человек живет на уровне чувства, он может передать слушателю свое эмоциональное состояние.

Авторская песня сильна своим осознанием, ее исполнители и авторы живут сутью песни, побуждая других к чему-либо, и это главное.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий и жизни человека. Значительно число авторских песен создано людьми разных профессий и видов занятий, людьми наблюдательными, думающими. Они являют собой словно моментальные снимки времени, где запечатлены его совершенно конкретные реалии: обстановка, ситуации и при этом, конечно же, душевное состояние человека, его чувства, эмоцию они не только выражают характер, самобытный художественный мир, но, прежде всего, несут нравственную концепцию, наивысшие духовные ценности.

Главная задача, стоящая сейчас перед общеобразовательной школой - научить детей понимать музыку, эмоционально переживать ее. В старших классах учителю музыки предстоит проводить уроки не только по программе «Музыка» Д. Б. Кабалевского, но и вести беседы о популярной музыке, с которой подростки сталкиваются «на каждом шагу».

Таким образом, мы считаем, что нравственное воспитание в школе будет эффективным, если использовать авторскую песню на уроках музыки. Авторская песня научит наших детей жить по-настоящему, чувствовать, переживать, страдать, любить и наполнит нашу жизнь эмоциями, чувствами и вложит в них ту силу, с помощью которой они будут воспитывать следующее поколение людей, именно людей, а не тех бесчувственных роботов, в которых превращается наша молодежь.



Литература

«Аврора» 1985, № 5 (140-141).

2. «И я упаду, побеждённый своею победой.» о Галиче. - М., 1986. 37с.

3. Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки.// Искусство в школе. - 1997. -№3.-с. 9-15

4. Агранович Е. Д. Нашелся папа «Одессы-мамы».// Российская газета. - 2001. -№24.-с. 18

5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. -М.: Музыка. - 1973. - 144 с.

6. Баталина-Корнева Е. История джаза, авторской песни, рок и поп- музыки.// Искусство в школе. - 2001. - № 3. - с. 45 - 50

7. Брянцева В. Н. Мифы Древней Греции и музыка. - 3-е изд. - М.: Музыка. - 1988.-47 с.

8. Городницкий А. Поющие 60-е. - Музыкальная жизнь. - 1991. - № 9- 10.-стр. 26-27.

9. Грекова Л. А. Об А. Галиче. - М.: Знание. - 1988

10. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: " Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 200. - 304 с.

11. Ингель Л. «Архипелаг Булат Окуджава». - // Литературная газета. -

1998. - №30.-стр. 23.

12. Кац Б. А. Времена - люди - музыка; документальные повести о музыке и музыкантах. - М.: Музыка. - 1983. - 104 с.

13. Качалкин А. Авторская (бардовская) песня. - // Музыка в школе. - 2001. -№ 6. - стр. 30-41.

14. Качалкин А. История авторской песни. - // Музыка в школе. - 2002,- №4. - стр. 71-82.

15. Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка. - 1966. -64 с.

16. Ладыгина А. Б. Искусство в системе духовных ценностей общества. - М : Знание, - 1986.-64 с.

17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитании школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Провсещение. - 1985.- 176 с.

18. Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Л.: Музыка. - 1988. - 88 с.

19. Методические записки по вопросам музыкального образования: Вып. 3/ ред. - сост. А. И. Лагутин. - М.: Музыка. - 1988. - 88 с.

20. Мигунов А. С. Эстетика и искусство во второй половине XX века. - М.: Знание. - 1991. - 52 с.

21. Молодцова В. Авторская песня: слова народные. - // Российская газета. - 2000.-№ 73. - стр. 27.

22. Некрасов Е. П. Шесть вечных струн. - М.: Знание. - 1990. - 64 с.

23. Немкина И. Н. Основы музыкальной педагогики: учеб пособие. - Екатеринбург: УГПИ. - 1993. - 62 с.

24.0сеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. пед. ин-тов. - М.: Академия. - 2001. - 368 с.

25. Песни бардов. - 2-е издание /сост. В.Модель. - Л.: «Советский композитор», 1990. - 64с.

26. Песни Булата Окуджавы/ сост. Л. Шилов. - М.: Музыка. - 1989. - 220 с.

27. Поют барды: песенник /сост. Н.А.Володин. - JL: «Советский композитор», 1991.-36с.

28. Решетняк Е. «И вы не запоёте в толпе такие песни» - // челябинский рабочий - 2001 - № 135, с. 6

29. Ришина И. «Под управлением любви». - // Литературная газета. - 1994. -№ 18.-стр. 11.

30. Рыбкин П. Зимняя «груша» - 2 // Российская газета. - 2000. - № 373. - с.27

31. Соколова Л.А. «Не хороните авторскую песню» - // Российская газета.

- 1998. -№63.

32. Сохор А Н. Воспитательная роль музыки . 2-е изд. - М.: Музыка. - 1975. - 64 с.

33. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка. - 1961. - 136 с.

34. Сохор А. Н. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. статей. - Л.: Сов. Ком-р. - 1981. - 164 с.

35. Хангельдиева И. Г. Музыка в синтетических видах искусства. - М.: Знание. - 1987.-64 с.

36. Храмова Р. Барды МГПИ.// Воспитание школьников. - 2001. - № 1. - с. 78-80

37. Хрестоматия по музыкальной педагогике,- УГПИ, педучилище. - сост. И. Н. Немыкина. - 1992. - 76 с.

38.Чернова И. В. Властитель чувств// Литературная газета. - 1997. - № 24.-с. 18

39. Шабашов П. В. Преемственность музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение. - 1968. - 16 с.

40. Шилов Р. Н. Нет хода нам назад: сборник 33 московских бардов. - М.: сов. Ком-р. - 1991 

41. Шмагина Т. С. Музыка в московских школах. Сценарии уроков с методическими комментариями: пособие для учителя. - М.: МИРОС. - 1993.- 128 с.

42. Юрий Визбор / сост. Д. А. Сухарев, Л.Аннинский и др. - М.: Киноцентр. - 1989. - 60 с.

43. Юрий Визбор: песенник/ сост. С. Никитин. - М.: Сов. Ком-р. - 1989



Примечания

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Информация о работе
Страниц: 84
Тип: Дипломная работа
2400 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X