Введение ….3
1. Теоретические основы развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности
1.1 Характеристика памяти ….…6
1.2 Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности ….16
2. Эмпирическое изучение памяти учащихся в процессе учебной деятельности
2.1 Организация исследования ….25
2.2 Анализ результатов исследования памяти младших школьников ….36
Заключение ….…51
Глоссарий …55
Список использованных источников ….….57
Список сокращений….….….60
Приложения. ….…
Современное обучение ориентировано на развитие личности, что обеспечивается и посредством развития памяти учащихся. Память считается одним из основных познавательных процессов, благодаря которому расширяются познавательные возможности ребенка.
Память изменяется с возрастом, однако именно в младшем школьном возрасте происходит ее интенсивное развитие.
Научные основы психологии памяти заложены в трудах Г. Эббингауза. На социальную природу памяти человека указывал П. Жане.
Работы отечественных ученых П. Б. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева посвящены проблемам онтогенетического развития произвольной памяти.
Феномен «память» привлекал внимание философов, психологов, естествоиспытателей. Память не сразу была выделена как отдельная психическая функция, она рассматривалась как основа всякого знания, отождествлялась с истиной (пифагорийцы, Платон), с душой (Августин), с намерением (Спиноза), с личностью (Дж. Ст. Мило) и т.д.
Исходя из предмета нашего исследования, остановимся на зарубежных и отечественных психологических концепциях, рассматривающих проблему памяти.
В зарубежной психологии особое внимание изучению памяти в 18 веке уделяли Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты.
По Гоббсу представление – это ослабевающая двигательная реакция на внешнее раздражение, а память – «осознание этой реакции, своего рода шестое чувство».
В настоящее время обучение школьников ориентировано на развитие личности, что обеспечивается и посредством развития памяти учащихся. Память изменяется с возрастом, однако именно в младшем школьном возрасте происходит ее интенсивное становление.
Первая задача нашего исследования – дать характеристику памяти.
Решая первую задачу, мы проанализировали зарубежные и отечественные психологические концепции, раскрывающие проблемы памяти (работы Г. Эббингауза, К. Бергсона, П. Жане, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др.).
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2011. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0
Артамонова, Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.Г.Артамонова. – М., 2005. – 175 с.
Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: МГППУ, 2007. – 96 с. – ISBN 5-83133-116-8
Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 1008 с. – ISBN 5-04-004708-8
Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]: [сб. изб. тр.] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2007. – 508 с. – ISBN 5-699-13731-9
Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу " Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Пед. о-во России, 2007. – 275 с. - ISBN 5-93134-126-9
Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. – 2-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2009. – 508 с. – ISBN 978-5-93134-391-4
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова Любовь Михайловна; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. – 255 с. – ISBN 5-89112-048-8; ISBN 5-89395-085-2
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]: (курс лекций) / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 351 с. – ISBN 978-5-17-049383-8 (АСТ); 978-5-271-19214-2 (Астрель)
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов; ред.-сост. и авт. предисл. Л. В. Берцфаи. – М.: Академия, 2007. – 283 с. – ISBN 5-7695-1598-8
Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2007. – 224 с. – ISBN 5-7695-2918-0
Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [Текст]: избр. психол. тр. / П. И. Зинченко. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. – 717 с. – ISBN 978-5-9989-0398-4
Зинченко, П. И. Психологические основы педагогики [Текст] / П. И. Зинченко. – М.: Гардарики, 2008. – 431 с. – ISBN 5-8297-0118-9
Коростелева, Е. Ю. [Текст] / Е. Ю. Коростелева, Т. Я. Тямусова // Вектор науки ТГУ – 2010. – №1 (1). – С. 45–47
Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т. 1 / сост. А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьева. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Т. 2 [Текст] / Дж. Локк; ред. и сост. И. С. Нарский; примеч. И. С. Нарский, А. Л. Субботина, А. А. Макаровский; пер. с англ. Ю. М. Давидстно, Г. А. Резниковой, А. М. Савина [и др.]. – М.: Мысль, 1985. – 559 с.
Лохов, М. И. Динамика формирования произвольной памяти у детей [Текст] / М. И. Лохов, Т. А. Эдлина, Г. А. Вартанян // Психол. журн. – 1993. – №4. – С. 54–64.
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2010. – 319 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-94723-559-3
Матюгин, И. Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка [Текст] / И. Ю. Матюгин. – М: Рипол Классик, 2010. – 112 с. – ISBN 5-386-02204-4
Матюхина, М. В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте [Текст] / М. В. Матюхина, С. Б. Спиридонова. – Волгоград: Перемена, 2007. – 215 с. – ISBN 5-88234-771-8
Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / авт.-сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 159 с. – ISBN 5-7695-0260-6
Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова [и др.]. – М.: Совершенство, 2007. – 342 с. – ISBN 5-8089-0006-9
Развитие творческой активности школьников [Текст] / А. М. Матюшкин [и др.]; под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 159 с. – ISBN 5-7155-0420-1
Реан, А. А. Педагогика и психология [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – ISBN 5-272-00266-0
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-314-00016-8
Севостьянов, О. В. Общая психология [Текст] / О. В. Севостьянов, Л. Н. Севостьянова. – Волгоград: Перемена, 2007. – 152 с. – ISBN 5-88234-776-1
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е. В. Сидоренко; отв. ред. А. Б. Алексеев. – СПб.: Речь, 2007. – 349 с. – ISBN 5-9268-0010-2
Смирнов, А. А. Развитие логической памяти у детей [Текст] / А. А. Смирнов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 243-248.
Курсовая работа:
Педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике
Дипломная работа:
Методы формирования навыков интонирования у учащихся дмш в процессе хоровой деятельности
Дипломная работа:
Развитие оперативной памяти детей начальных классов обучения (сга)
Дипломная работа:
Навыкы интонирования в хоре
Дипломная работа:
Воспитательная работа с учащимися в процессе обучения народному танцу