8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Развитие речи у дошкольников на занятиях - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 38
Год: 2012

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста 7

1.1. Теоретические основы программы и методики развития речи 7

1.2. Основные направления работы 13

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Развитие речи на занятиях у детей старшего дошкольного возраста 27

2.1. Методика определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 27

2.2. Развитие речи у дошкольников на занятиях 30

2.3. Диагностика развития речи на контрольном этапе педагогического эксперимента 33

Выводы по второй главе 34

Заключение 35

Список используемой литературы 37

Курсовая работа:
Формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по развитию речи

Дипломная работа:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСВЕ

Введение (выдержка)

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях — по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. — и вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако на специальных занятиях обучение родному языку, развитие речи становятся главной задачей.

Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.

Дошкольный возраст — это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутье, т.е. правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование.

Развитие речевых и коммуникативных способностей — важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности. Под культурой речи понимаются не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения. Сюда включается, с одной стороны, проблема правильности речи, а с другой — умение выбирать из существующих вариантов наиболее уместный в стилистическом, смысловом и ситуативном отношениях.

Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими.

Существенную роль играет воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами»), предполагают и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Цель – изучить развитие речи в дошкольном детстве на занятиях.

Изучив материалы научной литературы по исследуемому вопросу, мы можем сформулировать гипотезу, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если будут использованы во время занятий основные направления работы по развитию речи дошкольников, такие как воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Объект исследования – характеристика развития речи в дошкольном детстве.

Предмет исследования – динамика развития речи в дошкольном детстве на занятиях.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть теоретические основы программы и методики развития речи;

• описать основные направления работы по развитию речи в дошкольном детстве;

• выявить и проверить в ходе исследования развитие речи детей старшего дошкольного возраста использовав при этом основные направления работы по развитию речи дошкольников, такие как воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения, анализ передовой практики; тестирование; наблюдение, беседа и т. д.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по педагогики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Дипломная работа:
РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Дипломная работа:
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста

1.1. Теоретические основы программы и методики развития речи

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Шерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на 'занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахна-ровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

• речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

В основу предлагаемых ниже программы и методических рекомендаций легли результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне – Исследовательский центр семьи и детства Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Что касается первого направления (исследования А. И. Максакова, Е. М. Струниной, Э. А. Федеравичене; А. Г. Тамбовцевой, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук, Л. А. Ко-луновой, А. А. Смаги), то было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Так, работа над словарем оказывает подлинно развивающее воздействие, если она не ограничивается расширением лексического запаса, а включает в себя углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимы, антонимы).

Глава 2. Развитие речи на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методика определения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском саду № 397 г. Казани. Для экспериментального исследования были выбраны дети старшей группы (5 – 6 лет).

Для определения уровня развития речи применялась диагностика речевого развития старших дошкольников по разделу «Речевое развитие» по программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (авторский коллектив: О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина).

2.2. Развитие речи у дошкольников на занятиях

Благодаря огромной речевой практике ребенок перед поступлением в школу уже владеет основами грамматики языка. Развитие речи в старшей группе проходит успешно, если ребенок шести лет достаточно грамотен и может правильно составить предложение, выразить мысль в рамках доступных ему знаний.

В пять-шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает.

Умение распознать расположение звука в слове, разделить слово на согласные и гласные, мягкие и твердые, шипящие и свистящие, дает возможность ребенку начать осваивать чтение.

Хотя первые предложения дошкольника все еще не обладают сложными грамматическими конструкциями. Это чаще всего простые и нераспространенные предложения, которые состоят из существительного и глагола, и даже просто содержат одно слово, описывающее целое событие. Немного позже в речи ребенка появляются предложения, которые содержат в себе определения и обстоятельства, помимо подлежащих и сказуемых. К использованию некоторых форм прямых падежей дети добавляют и косвенные падежи. Усложняя грамматику предложения, возникают придаточные грамматические конструкции с использованием союзов: когда, потому, если. Все это свидетельствует об усложнении мышления ребенка, что выражается в речи. Развитие речи в старшей группе должно включать в себя и освоение диалогической речи.

Можно считать, что основы развития речи ребенка закладываются в дошкольный период. Проблемы с речью часто становятся помехой для будущего успешного обучения в школе. При поступлении в школу обычно большинство детей хорошо произносят полностью все звуки, но у некоторых детей шестилетнего и даже семилетнего возраста произношение остается несформированным. Не стоит дожидаться, пока ребенок справится с речевым недостатком естественным путем. Следует обратить на это специальное внимание.

Правильность и четкость произношения слов ребенком важна для понимания его речи окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Тем более что неправильное произношение мешает ребенку правильно понимать речь других.

Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения — занятия.

По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные).

В процессе развития речи совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы детей, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности.

Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию.

На занятиях педагог приучает детей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами.

Содержание и организация занятий помогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремленность, дисциплинированность, тактичность и др.

Речевые занятия могут оказывать большое влияние на эстетическое воспитание детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы ставили следующие задачи:

1. Сформировать у детей представление о сюжете, композиции и способах связи в связных высказываниях повествовательного и описательного типов.

2. Развивать понимание смысловой стороны слова, сделав центральной работу над многозначным словом, синонимическими и антонимическими отношениями.

3. В формировании грамматического строя речи особое внимание уделить работе над словосочетанием и предложением.

4. В воспитании звуковой культуры речи обратить внимание на формирование всех компонентов, влияющих на оформление связного высказывания (темп, ритм, интонационная выразительность, дикция).

Эти задачи решались на протяжении всего периода педагогического эксперимента.



Заключение (выдержка)

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает: владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа; умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять); знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).

В процессе формирования грамматического строя речи закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается осознанный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Итак, в основе развития связной речи лежит обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста — описания, повествования, рассуждения.

В развитии словаря на первый план выступает работа над смысловой стороной слова, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом (раскрытие значения многозначного слова, синонимические и антонимические сопоставления) формулирует осознание явлений языка и речи.

В процессе работы над усвоением грамматического строя речи как главные выступают задачи освоения способов словообразования разных частей речи, формирования языковых: обобщений, а также построения синтаксических конструкций (простые и сложные предложения).

В воспитании звуковой культуры речи более пристальное внимание надо уделять работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку на этих умениях базируется становление связной речи.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи здесь понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Показатели развития речи после проведения цикла коррекционных занятий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста повысились, таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если будут использованы во время занятий основные направления работы по развитию речи дошкольников, такие как воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания» полностью подтвердилась.

Дипломная работа:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа:
Сенсомоторное развитие и безопасная эмоциональная привязанность к матери как основа для развития речи у детей раннего возраста

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2009.

4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 9-е издание. – М., Изд-во «Академия », 2008. – 416 с.

6. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. – СПб: Детство-пресс, 2002. – 47 c.

7. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.

8. Развитие речи детей 6—7 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 288 с.

9. Развитие речи детей 5—7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 272 с.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.

11. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 2008.

12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2008.

13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.

14. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М., 2008.

15. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2003.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Год: 2012
500 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311940 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X