8-841-274-5838
(с 9-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Музыка

ИЗУЧЕНИЕ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

Содержание

Введение….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ…8

1.1. История появления и развития джазового искусства….8

1.2. К проблеме музыкально-творческой активности школьников….23

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ….35

2.1. Формы и методы изучения джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников….35

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…67



Введение (выдержка)

Двадцатый век стал веком поистине революционного обновления художественной культуры человечества. Дело даже не в сложностях собственно политической и общественной истории, повлиявшей на содержательную сторону всех видов искусств, а в том, что бурный технический прогресс породил не только целый ряд новых способов эстетического самовыражения, но и существенно изменил бытование традиционных эстетических традиций.

Так, аудио-технические средства вызвали к жизни настоящую индустрию музыкальных развлечений, для которой стали важны, прежде всего, коммерческие свойства музыкального искусства. На протяжении всего ХХ века и в настоящее время развлекательная музыка становится все более массовой и в итоге просто количественно подавляет любые альтернативные музыкальные традиции. По общему объему «продукции» музыкальный «бизнес» давно превосходит все остальные стили вместе взятые, не исключая и академическое искусство.

Важно отметить, какие именно свойства музыкального текста дают возможность для его максимального тиражирования, в современной терминологии, «коммерциализации». В первую очередь это – нацеленность такого рода музыки исключительно на развлечение публики, удовлетворение потребности современного человека в досуге. Музыка превращается в фон, выполняет только обслуживающую функцию, становится своеобразным оформлением различных жизненных ситуаций.

Именно на этом фоне и идет в наше время абсолютно стихийное, неконтролируемое формирование и развитие музыкальных предпочтений, слушательского опыта и эстетического вкуса детей. Стабильный, сформировавшийся интерес к легкодоступной (как в плане распространенности, так и в плане эстетического восприятия) музыке, конечно, отрицательно сказывается на развитии современных школьников.

Оставляя в стороне общеэстетические и интеллектуальные последствия таких музыкальных пристрастий, обратимся к их результатам в области музыкального образования. Во-первых, одно из самых негативных последствий такого рода эстетического воспитания состоит в том, что у детей не возникает должного отношения к музыке как к виду искусства. Как следствие – блокируются музыкально-слуховые навыки к общению с более содержательной и эстетически значимой музыкой.

Во-вторых же, массовая, коммерческая музыка (или поп-музыка) задает очень невысокий «потолок» эстетических оценок, а следовательно, мешает развитию адекватных представлений об эстетической ценности художественного произведения. В этих условиях собственные творческие способности учащихся не только не развиваются, они фактически теряют свою творческую природу. Такое восприятие ориентировано на повторение и бездумное варьирование наиболее ходовых формально-содержательных музыкальных схем и абсолютно не способно стать основой для подлинно созидательной деятельности.

Эта ситуация ставит современную систему музыкального образования перед целым рядом специфических проблем и вопросов. Так, очевидно, что разрыв между содержанием академического музыкального обучения и обстоятельствами эстетического развития современных детей, остальными условиями бытования современного искусства стал слишком велик. Причина создавшегося положения, прежде всего в том, что концепция музыкального образования в своих основах была заложена еще в 1920-х годах и всегда была ориентирована исключительно на знакомство учеников с академическим искусством.

Однако сегодня цели, задачи и, главное, содержание школьного музыкального обучения и сформированные к моменту его начала интересы и вкусы школьников не соответствуют друг другу настолько, что перестают работать самые важные механизмы и принципы обучения: практическая ориентированность, личная заинтересованность и т.д.

Как решить эту проблему? Это – один из самых животрепещущих вопросов современной педагогики (не только музыкальной – с подобными сложностями знакомы все сферы образования). Конечно, речь не идет о том, чтобы ориентировать детей на «образцы» поп-культуры наших дней, но качественное обновление содержательной части устоявшейся в ХХ веке модели музыкального образования представляется нам необходимым.

Важно найти способ помочь детям разобраться в сложной и отчасти противоречивой системе музыкального искусства, дать им понятные критерии различия настоящего произведения искусства от подделки, рассчитанной на шумную, но мгновенную славу. Эта актуальнейшая задача определяет и актуальность выбранной нами темы.

Именно джаз как одно из самых влиятельных и распространенных (за исключением все той же вездесущей поп-музыки) стилевых направлений современной музыки может, на наш взгляд помочь в решении указанной выше проблемы.

Дело тут, прежде всего, в его специфическом происхождении: являясь, по сути, ответвлением афроамериканского песенного фольклора, этот стиль долгое время функционировал именно как стиль поп-музыки, однако сумел подняться до уровня профессионального искусства. Такое происхождение делает его естественным и, по большому счету, единственным промежуточным звеном между развлекательной и академической музыкой.

В плоскости музыкального образования это означает, что джазовая музыка может стать своего рода эстетическим «мостом» между сформированными современной культурной ситуацией интересами учеников и целями академического музыкального образования. Поиск возможных путей использования уникальной промежуточной природы джаза с целью стимулирования творческих способностей учащихся определяет и главную цель предлагаемой к рассмотрению выпускной квалификационной работы, тогда как конкретные задачи заключаются в описании различных аспектов и результатов включения джаза в музыкальное образование, а также возможных форм такого включения.

Относительная новизна рассматриваемой проблемы служит причиной сравнительно слабой ее разработки в современном музыковедении. Так, опыт преподавания джаза в немецкой системе музыкального образования обобщен в статье «Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике Германии»В. Озерова, многие положения которой вполне могут найти применение и в отечественных условиях. Совершенствованию мелодической, ритмической джазовой мысли посвящена монография «Блюз, джаз, рок. Развитие мелодического мышления, развитие ритмического мышления» О. Степурко. Необходимо также отметить пособия «Джазовое сольфеджио» и «Учебник джазовой импровизации» О. Хромушина.

Также невозможно обойти фундаментальный труд (правда, посвященный вузовской проблематике преподавания джаза), «Гармония в джазе» Ю. Чугунова, главная цель которого, по собственному признанию автора, ‒ развить у учащихся «умения слышать, анализировать, а также выработать чувство стиля джазовой музыки».(Чугунов, 1980)

Наконец, одним из последних известных нам трудов, появившихся в интересующей нас области, является учебное пособие А.Г. Рогачева «Системный курс гармонии джаза». Главной задачей целью своего курса ученый считает воспитание у учеников необходимых профессиональных навыков в области джазовой аранжировки и импровизации, то есть как раз в наиболее творческих аспектах музыкального образования.

Методологически предлагаемая работа опирается на анализ соответствующей теме научной литературы, а также на результаты педагогического эксперимента, поставленного с целью проверки теоретических положений о востребованности и целесообразности введения джазового материала в процесс музыкального образования.

Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и описания педагогического эксперимента, которое дается в Приложении.

Во Введение дается первоначальное описание проблематики, определяется актуальность, цели и задачи работы.

В первом параграфе первой главы «Джазовая музыка и музыкально-творческая активность школьников» дается исторический обзор возникновения и развития джаза. Второй параграф содержит в себе описание основных принципов воспитания творческого мышления детей.

Во второй главе «Формы и методы изучения джазовой музыки как способ формирования музыкально-творческой активности школьников» дается аналитическое описание тех свойств музыкальной структуры джаза, которые являются особо значимыми для формирования и развития креативных способностей учащихся, а также обзор возможных форм и способов введения джаза в учебный процесс.

В Заключении даются обобщенные теоретические выводы по всей работе, тогда как приложение как раз описывает ход и результаты поставленного нами педагогического эксперимента.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

1.1. История появления и развития джазового искусства

В настоящее время не только в Европе, но и в Соединенных Штатах Америки критики, сами музыканты и общественность полностью сошлись во мнении, что негры сыграли большую роль в истории американской музыки. Именно им принадлежит пальма первенства в нахождении самобытных граней всего современного афроамериканского искусства. Оно представляет собой довольно сложный исторически обусловленный культурный феномен.

Первые форты людей в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки возникли еще в 1482 году. Ровно десять лет спустя произошло знаменательное событие – открытие Колумбом Америки. В 1620 году на современной территории США появились первые чернокожие рабы, которых удобно было переправлять на кораблях через Атлантический океан именно из Западной Африки, и в последующие сто лет их число выросло там уже до ста тысяч, а к 1790 году это число увеличилось в десять раз.

Негритянская музыка, появившаяся вместе с рабами на южном побережье Северной Америки в XVII – XVIIIвеках со свойственными ей африканскими ритмами и мелодиями вступила на новом континенте в контакт с гармоническо-мелодическими музыкальными системами Запада, с западной инструментовкой, с христианской религией и английским языком. А также небывалым разнообразием фольклора многих народов, бросившихся осваивать открытое жизненное пространство. Из этого слияния возник новый музыкальный стиль, которому и предназначалось в дальнейшем получить мировую известность.

В настоящее время очень сложно найти ту временную границу, когда архаичные формы афроамериканской музыки начали называться джазом. Возникает ряд предложений и любопытных вопросов. Важно подчеркнуть, что появление первоначальных стилевых сплавов привело к возникновению в конце XIX века собственно искусства джаза у негров, многие из которых уроженцами Африки уже не были. То были главным образом американские потомки африканцев, лишь изредка слышавшие африканскую музыку в ее традиционном виде. Основные ритмические и вокальные пра-элементы, свойственные музыке их отчизны, хранились в их памяти, в глубине подсознания нескольких поколений.

Слияние двух музыкальных культур (в соединении африканской песни-рассказа с тональной системой и западными инструментами) начало выражаться в игре первых пионеров джаза, имевшие мощное территориальное сосредоточение на Юге, и конкретно в Новом Орлеане.

Там был теплый климат, и возникнуть джаз, скажем, в Миннесоте и других северных штатах не мог, т.к. большая часть черной диаспоры просто не могла существовать в холодной климатической зоне. Кроме того в штате Луизиана и некоторых других южных районах с наличием достаточного количества испанского и французского населения отношение к неграм было более лояльным. Новый Орлеан был портом в Мексиканском заливе, своего рода. Воротами США, и все корабли мира, военные, торговые и экспедиционные, боролись за право рейда именно у новоорлеанского берега. Это был, наверное, самый музыкальный город в Америке, практически тотально музыкальный, где музыка звучала круглосуточно и круглогодично. В нем было самое величайшее из мировых портов сосредоточение ресторанов, кабаков, баррел-хаусов, да и публичных домов. И этой музыкой стал джаз, что наложило впоследствии на него все негативные оценки белого населения США – от презрительного расового эпитета «музыка черномазых» до предположения отдельными христианскими кругами дьявольского происхождения блюза и танцев. И до конца XXвека в американской глубинке, в сельских районах, в маленьких и провинциальных городках джаз оставался музыкой неприемлемой и непопулярной. Только Нью-Йорк, Чикаго, Канзас-Сити, Детройд, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бостон, Филадельфия, Питсбург, столицы штатов, крупные центры и города юга являются местами сосредоточения религиозных джазовых школ.

Все герои прошлого – безымянные и широко известные (от трубачей Бадди Болдена, Фредди Кеппарда целой плеяды креольских мастеров до Луи Армстронга), почитаемые в народе и у белых последователей – участвовали в развитии афроамериканской культуры. Эволюция джазового искусства продолжалась у белых музыкантов, которые, в свою очередь, ассимилировали его и способствовали созданию новых направлений, например, стилей рэгтайма.

Другая проблема возникает при подходе к джазу с точки зрения синтеза искусства. Одним из важных доказательств наличия в джазовом искусстве тенденции к полихудожественности является генетическое родство джаза с театром и танцем. Эта тенденция проявляется и в способе сосуществования разнообразных составляющих джаза, которые постоянно нарушают свои границы. Музыкант-исполнитель в джазе приближается к образу актера: ему свойственно сценическое движение, чаще проявляемое в виде жеста, особой мимики; в некоторых случаях он пользуется гримом, в чем можно увидеть попытку переключения музыки в визуальное искусство. Большое внимание музыканты уделяют костюму; зачастую не только играют на инструменте, но и с ними, как с вещью, подобно актеру. Джазовый текст подчиняется задачам театрального искусства, т.к. не только пропевается. Таким образом, при исполнении джазовой музыки присутствуют и две составляющих игры: действие и перевоплощение. Часто помещение, в котором исполняется джаз, оформляется в соответствии с театральными запросами. Им же повинуется слушатель джазовой музыки.



Заключение (выдержка)

В ходе решения поставленных задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов музыкально-творческая активность определена, как основополагающая на уроках музыки, что обусловило необходимость поиска форм и методов ее развития на основе изучения джазовой музыки.

Творческая деятельность и джазовое искусство представлены в тесной взаимосвязи, так как овладение джазовой культурой невозможно без творчества, которое, в свою очередь, является фундаментом джаза.

В выпускной квалификационной работе выявлено существенное место джазового искусства в современноймузыкальной культуре, установлено его значение, как желательного компонента в системе общего музыкально-педагогического образования.

Опытно-экспериментальное исследование включало в себя знакомство с эстрадно-джазовым искусством с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал, что дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле музыкально-творческой активности школьников.

Основой обучения стал выделенный блок джазовых направлений, способствующих формированию творческих умений и навыков: основы джазовой гармонии, джазовой ритмики, джазовой мелодики,импровизации и исполнительства.

Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также новые проблемы и задачи, решить которые в рамках данного исследования не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших научных исследований.



Литература


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1983.

2. Алеев В.В., Кичак Т.Н., Науменко Т.И. Музыка. Рабочая программа.- М.: Дрофа, 2010.

3. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. Учебник для 5-8 классов общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2010.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки.- М.: Владос, 2000.

5. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1990.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- М.: Музыка, 1973.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971.

8. Аскинази В.А. Эстрадная музыка. К вопросу об определении понятия (Обзорная лекция).- СПб.: изд-во Гос. академии культуры, 1995.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974.

10. Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк.- М.: Музыка, 1972.

11. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера. 2-е изд. стер.- С.-Пб.: Лань, 2009.

12. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968.- С. 146- 149.

13. Восприятие музыки. Сборник статей. Под ред. В.Н. Максимова.- М.: Музыка, 1980.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

15. Выготский JI.C. Психология музыкального искусства.- М.: Искусство, 1968.

16. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стер.- М.: Академия, 1998.- С. 179- 185.

17. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.- М.: Знание, 1975.

18. Кабалевский Д.Б. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2007.

19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М.: Просвещение, 1984.

20. Клейтон П. Джаз. Притворись его знатоком.- СПб.: Амфора, 2001.

21. КоллиерДж.Л. ДюкЭллингтон.- М.: Радуга, 1991.- 8 с.

22. КоненВ.Дж. Джаз и культура Нового света.//Этюды о зарубежной музыке.- М.: Музыка, 1975.

23. КоненВ.Дж. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века.- М.: Музыка, 1994.- 160с.

24. КоненВ.Дж. Рождение джаза.- М.: Советский композитор 1990.- 319с.

25. КоненВ.Дж. Блюзы и XX век.- М.: Музыка, 1982.

26. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования.//Музыка в школе, 2000.- №1.

27. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.- М.: Музыка, 1982.- 224с.

28. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы.- М.: Музыка, 1985.

29. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988.

30. Музыкальное восприятие школьников. Сборник статей. Под ред. В.К. Белобородовой, Ю.Б. Алиева и др.- М.: Педагогика, 1975.

31. Норинская Л.Д. Рэгтайм, блюз, буги-вуги (фортепианные жанры предджазового периода): учебное пособие.- М.: МГУК, 1997.

32. Овчинников Е.В. История джаза. Вып.1.- М.: Музыка, 1994.

33. Озеров В.Ю. Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике Германии.//Музыка в школе, 2001.- №5.

34. О музыке XX века.- Л.: Музыка, 1982.

35. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1996.- 631с.

36. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сборник статей. Под ред. Э. Фрадкина.- Л.: Советский композитор, 1977.

37. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы.- М: Просвещение, 2011.

38. Ригина Г.С. Музыка. Рабочая программа по музыке для 1-4 класса(система развивающего обучения.Л.В.Занкова).- Самара, 2008.

39. Римский-Корсаков H.A. О музыкальном образовании в России.//Полн. собр. соч. Т.2.- М.: Музгиз, 1963.- 280с.

40. Рогачев А.Г. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика: Уч. пособие для муз.училищ и колледжей.- М.: Владос, 2000.- 128с.

41. Ростовский Я. Педагогика музыкального восприятия.- Киев, 1997.

42. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика.- М.: Музыка, 1987.- 296с.

43. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.

44. Степурко О. Блюз, джаз, рок. Развитие мелодического мышления, развитие ритмического мышления.- М.: 1994.

45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.: Акад. пед. наук, 1967.- 335с.

46. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыка. 1-4 классы.- М.: Вентана – Граф, 2009.

47. Ушаков К. А. Искусство джазовой импровизации как перспективное направление в отечественной музыкальной педагогике.//Тезисы докладов и выступлений Росс.научно-практического семинара.- Владимир, 1999.- 96с.

48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. В 2 ч.- М.: МО РФ, 2004.

49. Фейертаг В.Б. Джаз XX век.- СПб.: Скифия, 2001.

50. Формирование музыкальных вкусов учащихся общеобразовательных школ.- Киев: Кабинет воспит. работы, 1983.

51. Фрадкина Э. Сопереживание. Первые встречи маленьких слушателей с Большой музыкой.//Искусство в школе, 2003.- №2.

52. Хромушин О. Джазовое сольфеджио.- СПб.: Композитор, 1998.- 55с

53. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации.- СПб.: Композитор, 1998.- 44с.

54. Чугунов Ю. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1980 -152с.

55. Шиткова Р.Г. Интеграция жанрово-стилевых систем в музыке XX века.//Проблемы музыкального образования. Сб. ст.- СПб.: Образование, 1994.

56. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций.- М.: Флинта, 1999.

57. Школяр Л.В. Проблема становления урока музыки как урока искусства //Теория и методика музыкального образования детей. Сб. ст.- М.: Флинта, 1999.

58. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. В 2 т.//Под ред. Д.Д. Шостаковича.- М.: Советский композитор, 1972.



Информация о работе
Страниц: 70
Тип: Дипломная работа
2600 p.
Не нашли что искали? У нас Вы можете заказать
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X