8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Разное

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Разное
Страниц: 70
Год: 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Требования ФГОС к формированию УУД …6

1.2. Как формировать коммуникативные УУД….11

Выводы по I главе …25

ГЛАВА II. СПОСОБЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка ….26

2.2. Виды работ на уроках русского языка по развитию коммуникативных УУД….48

Выводы по II главе ….….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56

ЛИТЕРАТУРА….58

ПРИЛОЖЕНИЕ… 61

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Введение (выдержка)

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики, в том числе методики, сегодня. Особенно остро стоит проблема обучения русскому языку. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается, что в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, (далее УУД), которые способствуют формированию не только коммуникативных умений, но и воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной

Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится формирование коммуникативных способностей личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, соблюдающей в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Цель исследования – теоретически разработать и определить средства формирования УУД школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка .

Предмет исследования – средства формирования коммуникативных УУД в процессе обучения русскому языку.

Гипотеза- организация уроков русского языка в соответствии требований ФГОС позволит формировать коммуникативную способность личности, если

-она основана на положениях соответствующей теоретической литературы;

-разработаны специальные средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников;

-организация учебной деятельности учащихся учитывает системно-деятельностный подход.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

1) изучить, проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников и сделать выводы в соответствии с исследуемой проблемой;

2) разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка в системно-деятельностной парадигме;

3) провести апробацию разработанных средств формирования коммуникативных УУД школьников.

Методы исследования : аналитический и эмперический.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определены средства и виды работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка при переходе на ФГОС.

Теоретическая значимость - определены средства, разработаны методические рекомендации формирования коммуникативных учебных действий учащихся на уроках русского языка.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Требования ФГОС к формированию УУД

Необходимые изменения в образовании для формирования нового человека четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [24].

Переход в сентябре 2011 года на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества: быть современно образованными, нравственными, предприимчивыми людьми, которые самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно- деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования" .

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

• коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

• коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

• коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней (1991) и получило свое развитие в работах И.Л. Бим (2002), а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов.

Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.

Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.

Названный подход реализует основные требования к современному учебному процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащихся.

Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к речевому общению.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Известно, что «развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов» [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., 2008, 132]. Обращение к перечню представленных в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения » коммуникативных универсальных учебных действий, наблюдения за учебным процессом и анализ научной литературы позволяют сделать вывод о том, что методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в настоящее время находится лишь в стадии становления. Наиболее актуальным научным контекстом решения данной проблемы является методика развития речи учащихся. Поскольку «коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, … умение слушать и вступать в диалог, … строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [там же, 243], а задачи общения решаются, в основном, при осуществлении речевых действий, одним из важнейших направлений работы учителя на уроках русского языка становится обучение диалогической речи.



Заключение (выдержка)

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС общего образования ответственность существенно возрастает.

Уроки русского языка с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием методов, средств и видов работы, рассмотренных в данной работе. Всё это способствует повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Результатом нашего исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Таким образом, можно подвести итоги исследования данной работы:

• проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

• разработаны средства формирования универсальных учебных действий школьников;

• приведены примеры применения перечисленных видов работы по формирования УУД на уроках русского языка (работы учащихся в приложении).

Дипломная работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дипломная работа:
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Литература

1. Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку / О.А. Александрова // Русский язык. − 2006. − № 3. − С. 4.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салми-на Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмоло-ва. – М., 2008.

3.Бабкина, М.В. О взаимодействии различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.В. Бабкина // Русский язык в школе. – 2004. − № 2. – С. 3.

4.Баранов, М.Т., Ипполитова, Н.А., Ладыженская, Т.А., Львов, М.Р. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. — М.: Академия, 2001. — 368 с.

5.Белоусова Т.В., Т.И.Павлова Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы. Методический конструктор. – Ростов – на – Дону,2012. – 73 с.

6.Быстрова, Е.А., Львова, С.И., Капинос, В.И. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос. − М.: Дрофа, 2007. – 237 с.

7.Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 263 с.

8. Кармадонова, О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка / О.Ф. Кармадонова. – Екатеринбург, 1999. – 16 с.

9.Ладыженская, Т.А. Модернизация образования и риторики / Т.А. Ладыженская // Русская словесность. − 2005. − № 3. − С. 12.

10.Ларионова, Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе: монография / Л.Г. Ларионова. – Ростов-на-Дону, 2005. − 470 с.

11.Львова, С.И. Программы по русскому языку для 5−11 классов общеобразовательных школ / С.И. Львова. — М.: Мнемозина, 2009. – 216 с.

12.Львов, М.Р. Русский язык в школе: история преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Вербум-М, 2007. – 331 с.

13.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

14.Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства 207 образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089". – Режим доступа: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/70013026/.

15.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. (Стандарты второго поколения).

16.Разумовская, М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010. – 363 с.

17.Разумовская, М.М., Львова, С.И., Капинос, В.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 1999. – 256 с. 207. Рамзаева, Т.Г. Русский язык / Т.Г. Рамзаева. − М.: Просвещение, 1998. − 204 с.

18.Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. – 224 с.

19.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

20.Ходякова, Л.А. О коммуникативной направленности в преподавании лингвистических дисциплин / Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. – 1995. − № 1. – С.111 – 112.

21.Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. − М.: КомКнига, 2007. − 304 с.

22.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.

23.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51



Примечания

Работа проходит антиплагиат.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Год: 2014
2700 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X