ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ….5
1.1 Понятие лидерства и руководства….5
1.2 Типы подходов к изучению лидерства….9
1.3 Исследования черт лидера….17
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ….20
2.1 Программа и методы исследования….20
2.2 Результаты исследования личностных особенностей лидеров….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26
ПРИЛОЖЕНИЕ….27
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930-х – 1950-х годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70-х годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Цель данного исследования – изучение основных аспектов проблемы лидерства и руководства в современном обществе.
Для достижения поставленной цели нами был обозначен ряд задач:
1. Провести теоретический анализ проблемы лидерства и руководства в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть современные концепции теории черт лидерства
3. Выявить лидера в малой группе учащихся
4. Исследовать коммуникативные и организаторские способности лидера в малой группе
5. По результатам исследования разработать практические рекомендации.
Объектом нашего исследования стали школьники 10 класса МОУ СОШ № 68 г. Ижевска в количестве 37 человек. Средний возраст учащихся 15,5 лет. Предмет исследования – процесс выявления лидерских качеств учащихся.
В эмпирическом исследовании мы использовали метод социометрии, разработанный Дж. Морено, многофакторный личностный опросник 16 PF Рэймонда Кэттелла и тест «Личностный дифференциал», адаптированный сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1 До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.
2 Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.
3 Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.
4 Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально - психологических теорий”.
В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.
В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей, а затем проанализированы качества личности лидеров малой группы, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только данной группы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 1999
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998
4. Батаршев А.В., Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела.- М.: Сфера, 2002
5. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохоров А.М.- М.:«Советская энциклопедия», 1973
6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 1999
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 1989
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: «Свет», 2000
9. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 1989
10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998
11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 1999
12. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство.- СПб.: «Речь», 2003
13. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М: «Просвещение», 1999
14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 2000
15. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 1990
16. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 2000
17. Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 1989
18. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 1999
19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1989
20. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 1995
21. Римских Р.Р Альманах психологических тестов.- М.:«КСП», 1999
22. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000
Дипломная работа:
Современные подходы к взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации детей к дошкольному учреждению (на примере МБДОУ
Дипломная работа:
Формирование умения работать с социальной информацией как образовательный результат обучения обществознанию
Курсовая работа:
Современные подходы к изучению личности
Дипломная работа:
Ценностные ориентации студентов - социологов и Смоленского государственного университета, возможности их реализации в политической социализации
Дипломная работа:
Взаимосвязь общительности и удовлетворенности браком у супругов с разным стажем семейной жизни