1. ВВЕДЕНИЕ…3
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ….4
3. ДИССКУССИ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ….5
4. ТИПОЛОГИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ….9
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ….12
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….17
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ….23
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….24
Наверное, самым актуальным аспектом развития и воспитания детей младшего школьного возраста становиться вопрос активации языковых способностей. До сих пор нет устоявшегося мнения на определение понятия языковых способностей и их природы. Есть ли необходимость их развития в начальных классах школы или, обусловленные природными задатками, они сумели к этому возрасту достичь апогея своего развития. Сегодня существует большое количество методик как по коррекции, так и по развитию языковых способностей, но по данным последних исследований, большинство выпускников старших классов не владеют в достаточной степени устной речью.
Взаимообусловленность языковых, речевых и мыслительных способностей человека, их теснейшее взаимодействие в процессах речевой и речемыслительной деятельности — неоспоримый факт, из которого вытекает очень важный методический вывод: эффективно формировать и развивать указанные способности по отдельности невозможно. В противном случае высокие результаты в развитии речи учащихся достигнуты не будут. Именно такой эффект мы и наблюдаем в современном школьном образовании.
Наша работа будет состоят из двух частей: теории и практике. В теоретической части работы мы опирались на известных исследователей, как психологии, так и лингвистики. Проведя теоретическое и практическое исследование, мы постараемся выяснить степень необходимости развития языковых возможностей.
В современной школе усилия в основном направляются на изучение формальных признаков языковых явлений и выработку у детей умения использовать эти явления в речи. Однако речь — это не просто слова, словосочетания, предложения, тексты. В нормальной, естественной речи живут мысли того, кто ее производит. Поэтому мысль должна быть таким же объектом работы на уроках языка, как и слово, словосочетание, предложение, текст. В последние десятилетия произошли существенные изменения во взглядах ученых на природу языка. Он теперь рассматривается не как статическое, а как динамическое явление. Проведя теоретическое и практическое исследование, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии языковых способностей школьников. Современные исследователи сходятся во мнении, что неотъемлемыми условиями развития языковых способностей ребёнка является психологический фактор. Ребёнок нуждается в нормальном психологическом климате, как дома, так и в классе. Уровень тревожности во многом определяет развитие языковых способностей детей. Основной залог успеха развития ребенка – это индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся. Необходимо учитывать природные задатки ребёнка и психологические характеристики. Так как, не смотря на большую роль родителей в развитии ребёнка, основную работу должны проделать профессионалы: учитель, психолог, логопед. Наши исследования показали, что ребенок с нормальным уровнем тревожности имеет высокие показатели развития языковых способностей, «перегружен» гиперсоциализацией. Такая нагрузка требует не только повышенного внимания к отдыху ребёнка, но и его взаимодействия с окружающими. Наше исследование также показало, что в семилетнем возрасте языковые способности девочек развиты лучше, чем мальчиков. По итогам тестирования мы сделали вывод о необходимости и целесообразности развития языковых способностей младших школьников.
1. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеpинбуpг, 1995.
2. Современные модели психологии pечи и психолингвистики, М.,1990.
3. Основы теории речевой деятельности. М.,1974.
4. Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., 1988.
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства
Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Музыкально-дидактические игры как способ развития креативных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку