8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Информатика

Электронный задачник - Дипломная работа

Тип: Дипломная работа
Раздел: Информатика
Страниц: 52
Год: 2014

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы создания электронных задачников 5

1.1. Дидактические характеристики и сравнительный анализ традиционных и электронных учебных изданий 5

1.2. Электронный задачник как частный случай электронного учебника 8

1.3. Средства разработки электронных задачников….….11

1.4. Обзор электронных задачников, представленных в сети Интернет….18

Глава 2. Разработка электронного задачника по разделу «Информационные технологии» школьного курса информатики 24

2.1. Цели и задачи разработки электронного задачника, основные принципы его реализации 24

2.2. Структура и общая характеристика содержания задачника 27

2.3 Реализация основных разделов 30

2.4. Методика использования электронного задачника

в учебном процессе 36

Заключение 40

Список литературы 41

Приложения 44

Дипломная работа:
Технология создания электронных задачников по курсу информатики

Дипломная работа:
Разработка электронного задачника в системе Moodle

Введение (выдержка)

В современных условиях, когда количество информации постоянно возрастает, а занятость преподавателя такова, что на создание высококачественных мультимедийных учебных материалов не хватает ни времени, ни квалификации, особенно актуальным становится использование систем управления учебным процессом, которые позволяют просто и эффективно использовать любые виды электронных материалов для целей обучения. Ограниченность учебного времени обуславливает необходимость разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

С внедрением компьютера в процесс обучения впервые появилась возможность, в несколько раз повысив активность учащихся, обеспечить цикличность функционирования традиционного контура обратной связи "преподаватель-ученик" в реальном масштабе времени.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации.

Объект исследования: технология построения электронного задачника и его контента.

Предмет исследования: создание электронного задачника в системе Moodle и использование его при изучении раздела «Информационные технологии» .

Цель работы – разработать задачник-практикум по разделу «Информационные технологии» в системе Moodle и рассмотреть возможности его использования в учебном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить литературу по анализу традиционных и электронных учебных изданий;

2) анализ существующих электронных задачников и их структур;

3) изучить возможности системы Moodle при создании электронного задачника по разделу «информационные технологии»;

4) разработать электронный задачник в среде Moodle для проверки изученного материала.

Практическая значимость работы: заключается в создании электронного задачника по информатике в системе Moodle, которые могут быть использованы в учебном процессе школ учителями информатики.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Дипломная работа:
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ЭФФЕКТЫ ВО FLEX 3

Дипломная работа:
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ADOBE

Основная часть (выдержка)


Глава 1. Теоретические основы создания электронных задачников

1.1. Дидактические характеристики и сравнительный анализ традиционных и электронных учебных изданий

Важное место в системе средств обучения играют традиционные учебники и учебные пособия для учащихся. В образовательном стандарте указано, что при организации изучения курса «Информатика и ИКТ» следует останавливаться на выборе тех учебников, которые вошли в Перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, которые рекомендован Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях на определённый учебный год [16].

Каждый год издаётся и переиздаётся несколько десятков наименований учебников, учебных пособий и задачников по школьному курсу информатики и ИКТ. В настоящее время ими охвачены все классы с первого по одиннадцатый. Имеются и параллельные учебники, особенно по базовому курсу информатики и по информационным технологиям.

В настоящее время авторы учебной литературы стараются выпускать не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:

• учебник (обычно с компьютерным практикумом);

• задачник;

• рабочую тетрадь для учащихся;

• методическое пособие для учителя;

• компакт-диск с программно-методическим обеспечением;

• комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

Учебники обычно имеют в своей структуре: теоретический материал для изучения; вопросы и задания для выполнения; компьютерный практикум, содержащий подробные инструкции по выполнению практических заданий на компьютере; материал для дополнительного чтения; справочные материалы.

Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные издания или, иначе называемые, компьютерные учебники. Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронные учебные издания часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

• обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

• помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;

• существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

• наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

Однако во многих случаях они являются лишь электронной копией обычного бумажного учебника и в лучшем случае содержат ещё контролирующую программу. В тоже время электронный учебник представляет собой обучающую систему, которая может, в частности, содержать не только средства обучения, предназначенные для ученика, но и набор средств учителя, позволяющих ему вести мониторинг процесса обучения каждого ученика, систему тестов, учетный журнал, базу данных и др. Такие электронные учебники только начинают создаваться, и еще накоплено мало материала для обобщения опыта [16].

Электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Недостаток: восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебного издания:

1. Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания [1].

2. Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

3 Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

4 Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронное пособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения [9].

Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. Она обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Традиционно электронные учебники излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике можно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы. Все зависит от замысла «автора». Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников.

1.2. Электронный задачник как частный случай электронного учебника

Электронный задачник – необходимая форма электронного учебника, также особое и дидактически важное компьютерное средство обучения.

Электронный задачник – электронное пособие, предназначенное для получения практических навыков по данному учебному курсу [12].

Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике – дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации [15].



Заключение (выдержка)

В ходе выполнения работы было рассмотрено несколько систем дистанционного обучения, выявлены преимущества Moodle и исследованы ее возможности. В рамках данной системы был разработан задачник-практикум по информатике, объединяющий и систематизирующий теоретические материалы по информатике, включающий в себя лекции (краткую теорию), задания, тесты, практические работы, форум.

Задачник-практикум отвечает требованиям надежности; удовлетворяет всем требованиям среды Moodle к модулям данного типа; выполняет требования совместимости, предъявляемые к модулям данного типа в системе; имеет средства для достаточно гибкой настройки.

Практическая часть является аналогом практических занятий. Практическая часть оформляется в виде тестов, заданий и др. Прохождение учащихся по практической части оценивается преподавателем или автоматически и отображается в журнале оценок.

Опыт показывает, что система MOODLE наиболее соответствует потребностям и задачам в организации дистанционного обучения.

Созданный электронный задачник может использоваться как дополнительное средство обучения в дистанционном обучении и для контроля преподавателем самостоятельной работы учащихся.

В результате дипломного проектирования было проведено техническое исследование системы Moodle. Был разработан задачник-практикум по информатике.

Таким образом, материалы выпускной квалификационной работы показывают, что поставленные в ней задачи решены.

Дипломная работа:
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ГРАФИКА, ВИДЕО И ЗВУК ВО FLEX 3

Дипломная работа:
МУЛЬТИМЕДИА ADOBE CAPTIVATE. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Литература

1. Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. – М. : МГУР, 2003. – 236 с.

2. Александрина, А.Ю. Работа в системе обучения MOODLE: учебное пособие / А.Ю.Александрина /ВПИ (филиал) ВолгГТУ.- Волгоград, 2011. – 51 с.

3. Александрина, А.Ю. Реализация сценариев учебной деятельности в LMS MOODLE для поддержки традиционных форм обучения / А.Ю. Александрина, Е.Н. Асеева // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе ". Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 12-14.

4. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 616 с.

5. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 2002. – 264 с.

6. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. – Казань: КГУ, 2008. – 169 с.

7. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. – Саратов : Сателлит, 2004. – 132 с.

8. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.Н., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н./ Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.

9. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2000. – 432 с.

10. Златопольский Д.М. - 1700 заданий по Microsoft Excel.- С.-Пб.: БХВ-Петербург , 2003.-544с.

11. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

12. Инновационные формы, технологии и методы обучения в высшей школе: монография / Е.А. Василенко, Л.И. Васильев, Д.К. Афанасова, С.В. Зверев, Е.В. Одинокова, И.С. Волегжанина, С.Э. Зверев. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 192 с. С.32-114

13. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. В 2т. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. — Т.1 - 309с., Т.2 - 294с.

14. Костин, А.В. Рефлексивный анализ электронных средств обучения / А.В. Костин // Право и образование. – 2002. – № 4. – С. 110-116.

15. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2000. – № 9. – С. 91-97.

16. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учебник / М.П. Лапчик. – М. : Академия, 2003. – 624 с.

17. Лобачев С.Л., Попов А.Э. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

18. Нелинейный образовательный процесс и развитие компетенций студентов: Учебное пособие / [Л.И. Васильев, О.А. Антонова, Д.К. Афанасова и др.] – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 186с.

19. Официальный сайт LMS Moodle. Перевод статьи «Улучшения в версии Moodle 1.9» – h**t://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1

20. Практика электронного обучения с использованием Moodle/А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.-146 с.

21. Преимущества Moodle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.opentechnology.r*/info/moodle_about.mtd. Дата обращения: 01.11.2013.

22. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. – М.: Рособразование, 2004. – 272 с.

23. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология/ А.В.Соловов. – Самара: Новая техника, 2006 - 464 с.

24. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-11. / Н.Д. Угринович. - 2-е изд. -М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2005. – 511 с.: ил.

25. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9. / Н.Д. Угринович. - 6-е изд. -М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2012. – 295 с.



Примечания

К работе прилагается все исходники. Есть приложения.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Год: 2014
2800 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311718 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X