1 Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению 2
2 Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности 2
3 Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия (на этапе формирования замысла, на этапе его реализации и анализа конечного результата) 4
4 Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий 7
5 Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей) 7
6 Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей 9
Игровые приемы относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию (В. Н. Кругликов, 1998).
Главная цель применения игровых приемов в изменении эмоционального отношения к процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий.
Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.
Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5—6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар — круговыми движениями, если цилиндр — продольными.
Педагог демонстрирует способ рисования падающих снежинок: рисовать концом кисти, слегка касаясь бумаги. Советует нарисовать снег на земле.
В процессе работы воспитатель напоминает о приемах рисования, о том, что нужно хорошо промыть кисть перед рисованием снега, побуждает вносить в рисунки интересные дополнения (например, изобразить елочку, кустик, нарисовать самого зайчика).
В конце занятия рисунки помещают вплотную друг к другу. Зайчик восхищается большим лесом в белом наряде. Взять в руки картонного зайца и “отправить” его погулять по лесу, прыгая на каждый рисунок и отмечая его выразительность.
1. Бабикова И.Н. Любовь к прекрасному // Первое сентября: - 2006
2. Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств.– М.: Новая Москва, 1925
3. Ветлугина Н. А. Сборник статей Эстетическое воспитание в детском саду, / под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
4. Комарова Т.С. и др Изобразительное искусство для детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979.
6. Панкратова Л. Я. Сборник статей Эстетическое воспитание в детском саду, / под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
7. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живопись, М.: Просвещение 1992.
Магистерская работа:
Педагогические условия художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Реферат:
Изобразительная деятельность как средство развития зрительного восприятия у дошкольников с отклонениями в развитии
Курсовая работа:
Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности