ВВЕДЕНИЕ 3
1. Значение подготовки прокурора к полемике в суде присяжных 4
2. Особенности психологического воздействия прокурора на суд присяжных 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение включает в себя основанную на фактических обстоятельствах правовую оценку деяния (квалификацию) и указание на лицо, которому обвинение вменяется. Обвинительная деятельность прокурора имеет характер изобличения преступника, его общественного порицания, выявления и осуждения условий, содействующих преступлению.
В этих условиях особую актуальность приобретает подготовка, в том числе и психологическая, прокурора к полемике в суде присяжных, поскольку государственные обвинители, зачастую, не в состоянии представить доказательства вины обвиняемых в доходчивой, убедительной и понятной присяжным форме. В свою очередь это приводит к тому, что суды присяжных все чаще и чаще выносят оправдательные вердикты в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, вызвавших общественный резонанс в связи с их повышенной общественной опасностью, что расценивается прессой, общественными деятелями как профессиональная несостоятельность стороны обвинения.
Целью работы является анализ психологической подготовки прокурора к полемике в суде присяжных. Согласно цели в работе поставлены следующие задачи, определяющие также и структуру работы: выявить значение подготовки прокурора к полемике в суде присяжных и проанализировать особенности данной подготовки. Объектом изучение работы являются приемы и методы психологической подготовки прокурора к полемике в суде присяжных.
Следственная и судебная практика в нашей стране за последние годы показывает, что применение специальных психологических познаний и методов научной психологии способствует как более динамичному расследованию уголовных дел, так и успешному поддержанию обвинения в суде, в том числе в суде с участием присяжных заседателей.
Прокурор призван убедительно «спаять» разрозненные факты в единый блок доказательств, раскрыть их доброкачественность, достоверность и процессуальную допустимость. Если подсудимый отрицает свою вину, то обязанность прокурора – детально рассмотреть приводимые подсудимым доводы, сопоставить их с другими неопровержимыми доказательствами. Особенно тщательное исследование должно быть проведено в случаях, когда обвинение основано на косвенных доказательствах. Взаимосвязь этих доказательств скрыта, опосредована промежуточными обстоятельствами. Прокурор призван сделать эти связи очевидными .
В отношении суда присяжных звучат различные, порой противополож-ные мнения, в том числе резкая критика. Это и критика присяжных заседателей – дилетантов, не понимающих сути процесса доказывания, не способных принять объективное решение, но это и критика работников прокуратуры, порой не готовых поддерживать государственное обвинение в условиях состязательности.
Досконально изучены и описаны приемы выдающихся судебных орато-ров, позволявшие им одерживать в суде впечатляющие победы, утверждать свою правду. И в наши дни профессионалы, выступая перед судом присяжных, демонстрируют мастерство и знание человеческой природы.
Однако из рассмотренных судами Российской Федерации в 2007 г. 1 миллиона 185 тысяч уголовных дел только 606 слушались с участием присяжных заседателей. Многие факты свидетельствуют, что при обычном порядке судопроизводства, не говоря уже о ставшем привычным «особом порядке судебного разбирательства», психологические и риторические приемы сторон бессильны, а участь подсудимого предрешена. Существенным недостатком научных исследований в области судебного красноречия, даваемых судебным ораторам рекомендаций, как представляется, оказывается трудность и даже невозможность их приложе-ния к реальному российскому судопроизводству .
В 2007 г. Центр содействия международной защите продолжил начатую десятилетием раньше программу обследования судебных процессов в столичных районных судах.
Эффективность прений сторон в суде присяжных – это индикатор действительности перехода от неоинквизиционной к состязательной модели правосудия. Живое слово в суде должно, наконец, возвыситься до традиций русского ораторского искусства, давшего стране и миру незабываемые образцы красноречия, задушевности, взаимопонимания правозаступников и судей.
С другой стороны, для того чтобы в полной мере были реализованы возможности, заложенные в состязательном процессе, сильное обвинение должно опираться на постоянное повышение профессионального уровня, применение на практике всего спектра знаний, как из области юриспруденции, так и психологии, социологии, судебной медицины и т.д. Правосудность вердикта присяжных заседателей находится в прямой зависимости от качества поддержания государственного обвинения. Чем значительнее усилия и больше времени затратит прокурор при подготовке к поддержанию государственного обвинения в суде с участием присяжных, тем успешнее будет его деятельность в суде. Общую рекомендацию государственным обвинителям можно свести к следующему: поскольку негативное восприятие присяжными прокурора может влечь за собой оправдательный вердикт, следует, что называется, держать аудиторию, чувствовать, как воспринимают присяжные представляемые сведения, постоянно корректируя тактику представления доказательств.
Специальная и научная литература
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2002.
2. Независимый мониторинг судебных процессов. – М.: РИА «Перспекти-ва», 2007.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
1. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем. // Законность. – 2006. – №1. – С. 22-29.
2. Малов А. Допрос государственным обвинителем свидетеля в суде с уча-стием присяжных заседателей. // Законность. – 2007. – №8. – С. 35-40.
3. Малов А. Почему обвинение проигрывает в суде присяжных. // Закон-ность. – 2009. – №9. – С. 2-7.
4. Пашин С.А. Психология судебных прений. // Юридическая психология. – 2008. – №1. – С. 5-14.
Курсовая работа:
Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе
Курсовая работа:
Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе
Курсовая работа:
Методы психической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации
Курсовая работа:
Производство в суде апелляционной инстации
Вебинар:
Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству