8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Контрольные работы / Философия

Русская философия XIX – начала XX вв. - Контрольная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 5

2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО: ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О СУДЬБАХ РОССИИ. 7

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО 10

МАТЕРИАЛИЗМА (А.И.ГЕРЦЕН, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И ДР.) 10

4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВВ. (В.С.СОЛОВЬЕВ, Н.А. БЕРДЯЕВ И ДР.). 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Введение (выдержка)

Тема представленной работы – русская философия XIX – начала XX вв.

Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.

В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:

- Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.

- Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.

Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".

Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.

Все вышеперечисленной обусловливает актуальность выбранной темы.

Цель представленной работы заключается в изучении особенностей русской философии XIX – начала XX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть историю возникновения русской философии и ее особенности;

2. Рассмотреть процесс поиска ответов на вопрос о судьбах России в рамках двух противоборствующих течений: славянофильства и западничества;

3. Выделить основные черты русского революционно-демократического материализма, рассмотреть творчество представителей данного течения;

4. Выделить основные черты русской идеалистической философии конца XIX- нач. XX вв., рассмотреть творчество представителей этого направления.

Основная часть (выдержка)

Первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности («Слово о законе и благодати» Иллариона, доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим», переписка И.Грозного с А.Курбским, отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности – монархии ограниченной и просвещенной). В религиозно-философских трактатах 10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика («поучения» Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И.Волоцкого и др.).

Было бы, однако, большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы были чужды русскому уму – в действительности они проявлялись достаточно часто, но, за небольшими и редкими исключениями, они находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании. В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в. очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной религиозной установкой [3, с.37].

Следует отметить, что средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания, приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.

Существенным этапом развития русской философской мысли становится Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.

Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историко-философскую оценку духовного развития русского православного мира.

К основным особенностям русской философии можно отнести следующие [5, с.23]:

- Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.

- Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.

- Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.

- Интерес к проблемам философии истории.

- Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.

- Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.

Заключение (выдержка)

И в заключении хочется сказать, что по своеобразию философы отличаются не сильно. У каждого своя точка зрения на философию, но объединяет их сама философия.

История русской философии была богата разными умами, своими мышлениями. Но она была направлено в одно русло – учить народ как жить или как существовать. Философия есть нечто материальное, объективное. Она включает в себя все мировоззренческое существование. Все ума нашей исторической России опирались на философские высказывания, не смотря на то, был ли он физик или математик. Философия объединяла весь народ, но в тоже время их и делила. Философия есть нечто не ординальное.

Данная контрольная работа была направлена на изучение истории русской философии. В контрольной работе были раскрыты следующие цели:

1. История развития русской философии: первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности.

2. Славянофильство и западничество о путях развития России: Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России благодаря усвоению исторических достижений Западной Европы. Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России.

4. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.: Сам Бердяев определял свою философию как нечто придуманное, а Соловьев В.С. считал свою философию, что это есть Бог, а все остальное им созданное.

Философия всегда объединяла всех. Будь то простой рабочий, будь то премьер министр. Каждый умеет философствовать, только каждый это делает по-своему.

Литература

1. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. -- 236с.

2. Бердяев Н.А. «Русская идея». - М.: «Сварог и К», 1997 - 324 с.

3. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма». - М.: «Сварог и К», 1997 - 295 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. - М.: «Мысль», 1990 - 212 с.

5. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: «Книга», 1991. - 353 с.

6. Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). - М.: Консум, 2002. - 751с.

7. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - М. : Аст, 1999. - 542с. Т. 1 - 542с.

8. Кохановский В.П. д.ф.н. Философия, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 1998г.- 576с.

9. Лосев А.Ф. «Русская философия». - М.: «Высшая школа», 1991. - 421с.

10. Малышкина М.В. Философия, изд. Сова, 2009. – 453с.

11. Якушев А.В. Философия. - М. «Приор-издат», 2006г. - 240с.

Информация о работе

Тип: Контрольная работа
Страниц: 23
Год: 2012
250 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X