8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Уилмингтон
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Педагогика

Развитие активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр и упражнений - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Педагогика
Страниц: 59
Год: 2007

Содержание

Введение ….

Теоретические основы изучения развития активного словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Проблема изучения речи детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи….

Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи….

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных….

Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе дидактических игр и упражнений

База исследования и методики констатирующего эксперимента …

Особенности развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (результаты диагностического эксперимента) …

Система коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР (формирующий эксперимент)….

Динамика уровня развития активного словаря прилагательных (результаты контрольного эксперимента)….

Заключение …

Литература….

Дипломная работа:
Формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Дипломная работа:
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Введение (выдержка)

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф.А, Сохин, ЕА. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев [31]). Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению (Л.С. Выготский [10]).

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения (Е.И. Тихеева [56], ЕА. Флерина [66]).

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И.Яшиной и др. [1, 12, 13, 21, 22, 32, 54]

В ходе изучения литературы по проблеме исследования нам удалось встретить недостаточное количество работ, посвященных изучению активного словаря прилагательных (А.Н. Гвоздев [11], А.В. Захарова [20]).

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Но у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования. Изучением особенностей лексики детей с ОНР и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р,И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В. И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т, Б Филичева. Г.В. Чиркина и др. [14, 15, 16, 17, 26, 27, 48, 57, 63]

К настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно словарного запаса. Но несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения:

- дальнейшее исследование форма, методов и приемов развития словаря;

- дифференцированная диагностика речевого развития детей: мало специальных унифицированных методик, позволяющих оценить уровень развития активного словаря;

- создание нового дидактического материала, направленного на развитие активного словаря.

Таким образом, в отечественной науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют всестороннего развития активного словаря детей, а с другой, наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в изучении данного вопроса. Данное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования.

Для исследования нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи – имя прилагательное. Становление этой части речи в онтогенезе происходит позднее остальных. Имя прилагательное выражает не только качества разной сложности, но и отношения. У детей с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения.

Исходя из этого, целью работы является возможность использования дидактической игры как средства развития активного словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объектом исследования – активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и словесных упражнений.

Гипотеза – предполагается, что развитие активного словаря прилагательных у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе дидактических игр и словесных упражнений, если будут выполнены следующие условия:

- знание особенностей нарушения речи при ОНР;

- поэтапность работы над развитием активного словаря детей, с учетом онтогенеза;

- учет индивидуального уровня развития речи ребенка.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития активного словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. Провести экспериментальную работу по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методологической основой исследования явились основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, принципы развития, детерминизма и др.); ключевые теоретические положения, изложенные в концепции Л.С. Выготского, А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.

Кроме того, мы опираемся на материалы исследований таких авторов как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В. И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Этапы исследования:

1 этап – определение проблем и постановка цели исследования, уточнение гипотезы и определение задач исследования, анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2 этап – проведение эксперимента – констатирующий, формирующий, контрольный;

3 этап – обобщение и оформление данных.

Организация исследования проводилась на базе МДОУ «Детский сад» группа для детей с нарушением речи, г. Шумерля.

Курсовая работа:
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дипломная работа:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заключение (выдержка)

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых (их общение с ребенком) и предметная деятельность самого ребенка (расширение представлений об окружающей действительности). Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня. У них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Развитие речи в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников с ОНР полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.

Для исследования нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи - имя прилагательное. Становление этой части речи у детей происходит позднее остальных. Употребление прилагательных в речи делает ее яркой, образной и насыщенной.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень употребления в активном словаре детей этой части речи. В связи с этим возникла необходимость создания системы занятий для развития активного словаря прилагательных. Мы выдвинули гипотезу, что использование специальных упражнений позволяет повысить уровень развития активного словаря. Для этого после проведения системы дидактических игр и, мы повторно исследовали активный словарь детей по такой же методике. Данные эксперимента показывают увеличение объема активного словаря прилагательных, как по количеству, так и по качественным показателям, т.е. по распределению прилагательных по группам. Дети стали употреблять больше прилагательных. Значительно увеличилось употребление прилагательных всех групп. Кроме того, результаты констатирующего эксперимента показали существенные различия между группами прилагательных; а контрольный эксперимент показал, что эти различия существенно сократились у детей после формирующего эксперимента.

Таким образом, мы достигли определенных результатов в нашей работе. Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате эксперимента. Предложенные нами игры и упражнения можно использовать для развития активного словаря детей.

Курсовая работа:
Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Академия, 2000. - 400с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270с.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. - М., 2001

4. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9. - с. 36-38

5. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255с.

6. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи //

Дефектология. - 1984. - №3 . - с. 24-32

7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы

дефектологии. - М.: Просвещение, 1989. - 160с.

8. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1982

9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1999. - 247с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. -415с.

11. Г воздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М., 1961

12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.-207с.

13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. -М.: Просвещение, 1984. - 175с.

14. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003.- 176с.

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.:

Просвещение, 1981. - 112с.

16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320с.

17. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994

18. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой - М: Просвещение, 1993. - 271с.

19. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. - М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 79с.

20. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. — Новосибирск, 1975

21. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975

22. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1980

23. Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. - 2006. - №4. - с. 17-30

24. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М:

Учпедгиз, 1985.- 132с.

25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979 '

26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1999

27. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М: Просвещение, 1980.-32с.

28. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968

29. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи //

Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. — с. 3-9

30. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990,- 110с.

31. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М: Смысл. - 2005. - 284с.

32. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей

дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М., 1984

33. Логопедия / Под ред. Г.А.Волковой. - М.: Владос, 2003. - 680с.

34. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004

35. Малышева Л.М. Игра словом. - М: Знание, 1985. - 80с.

36. Максимова М.В. Особенности словаря детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.-2000. - №5. - с. 117-121

37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991. - 204с.

38. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - с. 114-115

39. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.-367с.

40. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969

41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред.

Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256с.

42. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. - 223с.

41. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984.-223с.

44. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. — 712с.

46. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. - М.: Академия, 2003. - 143с.

47. Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - с. 50-56

48. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М: Владос, 1994. - 344с.

49. Силберг Д. Речевой тренинг: дидактические игры по развитию речи, мышления // Обруч. - 2004. - №4. - с. 12-17

50. Слепович Е.C. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1978

51. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. - СПб.: Библиополис, 1997. - 219с.

52. Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.с. 37-46

53. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи

дошкольников. - М., 2002. - 223с.

54 Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Развитие речи дошкольника. - М., 1990. - с. 26-39

55. Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. - с. 9-12

56. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М: Просвещение, 1981. - 159с.

57. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Акцидеш. 2001. - 110с.

58. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говоря1. - СПб., 1994

59. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М:

Совершенство. 1998. - 368с.

60. Ушакова О.С. Развитие речи в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. - 2006. -№3. - с. 22-24

61. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М: Педагогика. - 1974. -584с.

62. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1984. - 240с.

63. Филичева Г.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2001

64. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М.: МТЗПИ, 2003. - 187с.

65. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 223с.

66. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М:

Просвещение, 1961.-334с.

67. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - СПб-М.: Учпедгиз, 1996.-476с.

68. Швайко Р.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.-63с.

69. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Учпедгиз, 1958.-328с.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 59
Год: 2007
350 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X