Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word.

Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе….…5

§1.1. Общие требования к учебникам русского языка….5

§1.2. Структура, функции и типологии учебников русского языка.…9

Глава 2. Анализ учебников русского языка для старшего звена….…17

§2.1. Обзор учебников русского языка для 10-11 классов…17

§2.2. Сопоставительный анализ учебников русского языка….….24

Заключение….30

Список использованной литературы….…32

Введение (выдержка)

Данная тема представляется нам актуальной, так как в настоящее время очень активно исследуются учебники и учебные пособия по русскому языку, в частности в старших классах. Многих учителей и родителей учеников школ, лицеев и гимназий интересует их структура, их содержание. В любом коллективе преподавателей могут возникать споры о том, какая линия учебников лучше и эффективнее. Учебники русского языка могут быть различных типов, могут выполнять различные функции, а также они могут отличаться по структуре построения материала. Работ на выбранную нами тему немного, что делает её ещё более актуальной.

Объектом нашего исследования является учебник как средство получения знаний школьниками в образовательном процессе.

Предметом нашего исследования являются те учебники, благодаря которым учитель наиболее полно, интересно и понятно сможет обучить старшеклассников русскому языку.

Цель данного исследования – провести сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов.

Нами были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе;

2) провести анализ имеющихся учебников по русскому языку;

3) проанализировать учебники по русскому языку для 10-11 классов;

4) сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования, использованные в работе – описательный и сравнительно-сопоставительный.

В соответствии с поставленными задачами структура данной работы состоит из двух глав: первая глава посвящена теоретическим аспектам использования учебников русского языка в образовательном процессе; глава вторая посвящена анализу учебников русского языка для старшего звена школы.

Практическая значимость исследования представляет собой материал, который может быть использован преподавателями методики преподавания русского языка в вузах при изучении учебной литературы, которая используется в средних общеобразовательных учреждениях.

Несомненно, работа с учебниками русского языка небезынтересна в школах, так как именно эти учебники повсеместно используют учителя и обучающиеся. Методика сбора и анализа этого вида учебной литературы вполне применима на факультативных и кружковых занятиях в среднем и старшем звене.

Выдержка из основной части

Глава 2. Анализ учебников русского языка для старшего звена

§2.1. Обзор учебников русского языка для 10-11 классов

Многие из учителей русского языка в полной мере осознают, насколько большое значение имеет учебник в ходе образовательного процесса. То, как ученик будет относиться к уроку, зависит во многом от выбора учебника. Если теория изложена недоступным языком, если приведены скучные и однотипные упражнения, то это в совокупности может привести к тому, что даже опытный учитель не справится с уроком. Также такая ситуация может обернуться другой стороной: помощью и опорой на любом уроке нам станет хороший учебник – живое, понятное его изложение, вопросы, которые заставляют обучающихся напряженно размышлять и содержание упражнений, наполненное новой информацией.

В настоящее время перед учителем поставлен серьёзный вопрос выбора хорошего, качественного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Часть учите-лей привыкла работать с традиционными, привычными учебниками, а другая часть – по тем, которые в значительной мере отличаются от прежних учебных пособий, несмотря на то, что большой объём программы придётся осваивать снова, затрачивая свои силы и время. Школьным педагогам предстоит осознать, какой именно учебник согласуется с их личными предпочтениями, с уровнем знаний обучающихся, проанализировать сильные и слабые стороны различных учебников и сопоставить между собой их сходства и различия, выяснить, каких дополнительных усилий потребуют они от учителя.

Мы в свою очередь предлагаем рассмотреть некоторые учебники по русскому языку для 10-11 классов и дать им краткую характеристику.

Первым из выбранных нами учебников является книга «Русский язык» под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой. Следует отметить следующие положительные свойства:

1) структура учебника даёт возможность комплексно изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке, которые изложены просто и стилистически ровно, не перегружены научной стилистикой;

2) данное учебное пособие помогает осуществлять организацию активных форм обучения, в основном, семинарские занятия и подготовку обучающихся к выпускным экзаменам;

3) позволяет учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять инновационные технологии и делить учебный материал на блоки;

4) задания и упражнения данного учебника рассчитаны на разноуровневый подход к обучению и требуют не только знаний, но и умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Богатый справочный материал направлен на успешную организацию самостоятельной работы. Кроме того, учебник включает в себя подробные образцы различных видов грамматического разбора, в том числе орфографический и пунктуационный.

Данный учебник соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая сторона языка приведена в системе и углубляет знания обучающихся, которые они приобрели в 5-9 классах. Сборник заданий содержит различные упражнения, помогающие в обобщении и закреплении нового материала. Большое значение придаётся развитию речи, умению детей к составлению и анализу текстов.

Главным недостатком этого комплекса, по мнению многих учителей, является то, что количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает, а так же дети с трудом могут выделить их из общего числа слов, расположенных на полях, но уже с другой целью.

Вторым учебником, которому мы дадим краткое описание, является «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» за авторством Василия Фёдоровича Грекова, Сергея Ефимовича Крючкова и Льва Антоновича Чешко. Целями данного учебного пособия являются:

1) укрепление орфографических и пунктуационных навыков обучающихся на базе повторения грамматических правил и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

2) расширение лексики старших школьников;

3) исправление наиболее типичных лексических, грамматических и произносительных ошибок в устной и письменной речи, которые не соответствуют нормам русского литературного языка.

Содержание учебника, структура в целом и построение его отдельных глав основываются на практических целях пособия. Орфографические и пунктуационные правила, а также включённые в книгу краткие сведения по таким разделам русского языка, как лексика, орфоэпия, грамматика и стилистика, предназначены для справок и организаций самостоятельной работы обучающихся. В основном эти сведения являются повторением и обобщением того, чему старшеклассники должны быть обучены в 5-9 классах.

Третий учебник для 10-11 классов по русскому языку составлен Александром Ивановичем Власенковым и Лидией Макаровной Рыбченковой. Данный учебник ориентирован на базовые компоненты содержания образования по русскому языку. В нём даны теоретические сведения и разработана система упражнений; систематизированы важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. Учебный материал способствует выработке практических умений и навыков, предусмотренных требованиями программы. Система упражнений вполне удовлетворяет уровню подготовки учащихся: возможна организация разноуровневого обучения. Практический материал дан в избытке, что позволяет организовать индивидуальную работу. Язык изложения доступен для понимания учащимися.

Способ изложения теоретического и практического материала дает возможность для реализации современных педагогических технологий: проведения семинаров, уроков-практикумов, лабораторных работ. Тексты, помещённые в учебнике (теоретические, отрывки из художественных произведений), способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, литературного вкуса, внимания к слову. В текстах научного стиля прослеживаются межпредметные связи. Учебное пособие ориентировано на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыков переработки текстов, подготовки собственных текстов разных жанров и стилей. Теоретический материал дается в системе. Разнообразные упражнения предоставляют возможность для разностороннего анализа текстов.

Учебник содержит материалы о роли русского языка в современном мире, об активных процессах в русском языке на современном этапе, о выдающихся учёных-русистах, о принципах русской орфографии и пунктуации, о культуре речи.

Теоретический материал дается в системе, но недостаёт иллюстративного материала по некоторым темам. Кроме того, нет образцов, которым следовали бы учащиеся в процессе работы над текстами разных авторов. В учебнике нет словарей (толкового, орфографического), в которых были бы представлены общественно-политическая лексика и новейшие заимствования. Нет информации о выдающихся лингвистах. Подготовка учащимися сообщений о них вызывает определенные трудности в поиске и отборе сведений.

Четвёртый учебник, которому мы хотим дать характеристику, носит название «Русский язык. 10-11 классы», и его авторами являются Нина Григорьевна Гольцова, Игорь Викторович Шамшин и Марина Алексеевна Мищерина. Учебно-методический комплекс, в состав которого входит данный учебник, обладает премией Правительства РФ в области образования за 2003 г. Все элементы отвечают федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования по русскому языку и представляют собой удачное сочетание системности, научности и практической значимости.

Заключение (выдержка)

В нашей работе мы рассмотрели теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе и проанализировали учебники по русскому языку для 10-11 классов. Школьные учебники по русскому языку должны соответствовать многочисленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта: структурным, дидактическим, методическим и требованиям, связанным с качеством оформления учебника. Структурно каждый учебник должен содержать в себе теоретические сведения о языке в виде текстов, упражнения различной направленности, а также яркий и красочный иллюстративный материал. Дидактически каждый учебник направлен на обучение русскому языку детей с разным уровнем развития, также авторы учебников предпочитают использование разных видов упражнений для достижения определённых методических целей.

Для сравнительного анализа мы выбрали три учебника русского языка для 10-11 классов: «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко; «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой и «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной. Основными критериями для сравнения являлось наличие текстов разных видов и упражнений, выполняющих различные функции. По итогам нашего исследования мы можем сделать несколько выводов:

1. все учебники соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

2. основной текст в каждом учебнике подкрепляется текстами разных видов (вводным, дополнительным, вводным и дополнительным одновременно), никто из авторов не использует в своём учебнике обобщающий и заключительный тексты;

3. учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко направлен на обучение русскому языку учащихся с более низким уровнем развития, так как в нём преобладают рецептивные упражнения и отсутствуют упражнения продуктивного и творческого характера;

4. учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой направлен на развитие речи учащихся с более высоким уровнем развития, так как в нём рецептивные упражнения заменены на упражнения продуктивной и творческой направленности, ориентированных на построение детьми собственных текстов;

5. учебник Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной составлен для среднестатистических учащихся, в нём нет рецептивных, пропедевтических упражнении, но также в нём отсутствуют и упражнения, направленные на развитие творческих качеств.

Список литературы

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – с. 46

2. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 201

3. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – с. 332

4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2009. – с. 447

5. Бабко Г.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования. – М.: РИВШ, 2003. – с. 128

6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – с. 368

7. Беднарская Л.Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – с. 167

8. Бим И.Л. Принципы конструирования личностно-ориентированного учебника // Материалы методологического семинара «Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». – М.: ИСМО РАО, 2004. – с. 2

9. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – с. 264

10. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – с. 350

11. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» Книга для учителя. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – с. 128

12. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006. – с. 319

13. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2009. – с. 224

14. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2011. – с. 448

15. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999. – с. 272

16. Гудков Д.Б. О русском языке и не только о нем / Д.Б. Гудков, Е.Ю. Скороходова. – М.: Гнозис, 2010. – с. 205

17. Гузева Н.Ю. Ценностно-ориентированное обучение русскому языку: методология и практика. – Ульяновск: Зебра, 2015. – с. 98

18. Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г., Чудинова А.Р. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, Наука, 2010. – с. 176

19. Киселёва О.Н. Методика преподавания русского языка. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – с. 312

20. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб.: Норинт, 2002. – с. 191

21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – с. 176

22. Лекант П.А. Современный русский язык: Словарь-справочник. Пособие для учителя / Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М.: Просвещение, 2004. – с. 304

23. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2006. – с. 590

24. Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. – М.: Академия, 2005. – с. 320

25. Стычева О.А. Методика школьного курса русского языка. – Киров: МЦНИП, 2013. – с. 170

26. Текучёва И.В. Теория и методика преподавания русского языка. Часть 1. – М.: МГПИ, 2006. – с. 189

27. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. учреждений высш. пед. учебных заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – с. 336

28. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – с. 11

29. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2008. – с. 109

30. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? – М.: Гнозис, 2010. – с. 292

Похожие работы
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Дипломная работа

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Дипломная работа

РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

КОНЦЕПТ «ДРУЖБА» В БАШКИРСКИХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Дипломная работа

ПЕРЕВОД АНГЛИЙСКИХ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

Условия достижения планируемых результатов в области начального языкового образования по УМК «Перспектива» - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ»
Раздел: Рефераты по литературе и лингвистике
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Год: 2016
Цена: 1600 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.