Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «Развитие речи на уроках русского языка в 7 классе»



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Психологические особенности семиклассников 6

1.2. Общая характеристика речевого развития школьников 7

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ 9

2.1. Инновационные подходы к развитию речи учащихся на уроках русского языка в 7 классе в условиях реализации ФГОС 9

2.2. Фрагменты урока русского языка в 7 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления 12

2.3. Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Введение (выдержка)

Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, читали и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя- предметники, чтобы успешно решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом «Почему…», на уроках истории, химии, математики и т.д.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11%-20% учебного времени. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц- таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умением, обучением различным видам речевой деятельности. Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ораторов и т.д., но каждый выпускник должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступить с предложениями, советами. Следовательно, при определении задач работы по развитию связной речи необходимо учитывать требования жизни, «Социальный заказ».

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что на уроках русского языка регулярно проводится работа по развитию речи, но, несмотря на это, сегодня существует проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся.

Актуальность проблемы определяется потребностями современного общества такими как: свободно владеть речью, как средством познания окружающей действительности; самостоятельно заниматься общественной деятельностью; овладевать нормами грамматически правильной речи для успешного взаимопонимания с другими людьми и способности продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Объект исследования: речевая деятельность школьников в седьмом.

Предмет исследования: развитие речи семиклассников на уроках русского языка.

Цель исследования: выявить педагогические условия организации речевой деятельности и выявление эффективных приемов развития речи у семиклассников на уроке русского языка.

Задачи:

 изучить теоретические аспекты психолого-педагогической литературы по теме исследования;

 разработать и апробировать эффективные методы развития речевой деятельности школьников;

 разработать критериальный аппарат для осуществления педагогической диагностики уровня развития речи;

 разработать педагогические рекомендации по развитию речевой деятельности семиклассников.

Методами нашего исследования являлись описательный, сравнительный анализ и опрос.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.

Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы.

Выдержка из основной части

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

2.1. Инновационные подходы к развитию речи учащихся на уроках русского языка в 7 классе в условиях реализации ФГОС

Сегодня в условиях реализации ФГОС основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к приёмам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- ИНСЕРТ ;

- мозговой штурм;

- хоку;

- вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- бортовой журнал;

- перепутанные логические цепочки;

-зигзаг;

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Критическое мышление способно побуждать к активным действиям, в том числе и к социально значимым.

Заключение (выдержка)

В данной работе были рассмотрены понятие речевая деятельность, ее содержание, структура, виды, общая характеристика речевого развития семиклассников, требования к речевой деятельности школьников по Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования

Анализ психолого-педагогической и психолингвистической литературы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме речевой деятельности школьников на уроках русского языка и подтверждает необходимость разработки специальной системы учебных заданий по развитию аудирования, говорения, чтения и письма.

Установлено, что осуществлять оценку уровня развития речевой деятельности следует на основе выявленных критериев и показателей уровня сформированности аудирования, говорения, чтения и письма.

Анализ опытно-экспериментальной работы подтвердил правильность определения объекта, предмета, цели исследования. Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.

Подтверждена гипотеза о том, что развитие речевой деятельности семиклассников на уроках русского языка будет успешным, если реализуется комплексный подход к развитию речевой деятельности семиклассников, который предполагает единство аудирования, говорения, чтения, письма на уроках русского языка средствами специально разработанных дидактических упражнений; на уроках русского языка создаются ситуации общения с учетом особенностей коммуникативных потребностей детей при оптимальном сочетании различных видов речевой деятельности.

Также разработаны методические рекомендации по организации уроков направленных на комплексное развитие речевой деятельности школьников.

Методические рекомендации для учителей 7 классов по развитию речевой деятельности:

1. Работа по развитию речевой деятельности может осуществляться при изучении любой темы на уроках русского языка.

2. Необходимо сформировать у детей знания о приемах и правилах аудирования, говорения, чтения, письма.

3. Использование специальных приемов работы по развитию умения слушать, говорить, читать и писать, способствуют пониманию высказывания.

4. Процесс восприятия текста должен быть целенаправленным. Перед слушанием и чтением следует сделать установку на восприятие текста, определив ее цель.

5. Установление связей аудирования, говорения, чтения и письма позволит повысить эффективность обучения каждому из них.

Проведенное исследование доказало научную обоснованность положений гипотезы в развитии речевой деятельности семиклассников на уроках русского языка. Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы, предполагая дальнейшую практическую работу.

Список литературы

1. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому язык. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009 – 201 с.

2. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 332 с.

3. Бабайцева В.В., Николина Н.А., Чеснокова Л.Д. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Морфология. Синтаксис. В.В. Бабайцева – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 704.

4. Баландина Е.В. Формирование грамматических навыков речи. – Челябинск: Изд-во Челяб. Ун-та, 2009. – 64 с.

5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия,200. – 368 с.

6. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник до 6-го класса общеобразовательных учреждении. – М.6 Просвещение , 2002. – 303с.

7. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей / Л.Л. Буланин – М.: Просвещение, 2006. – С. 208.

8. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие . – М.: Дрофа, 2004. – 264 с.

9. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов – М., 2001. – 720 с.

10. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1. Фонетика и морфология: Учебник для студентов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов / А.Н. Гвоздев – Изд. 4-е. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с.

11. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.

12. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / А.А. Камынина – М.: Издательство МГУ, 2007. – С. 240.

13. Капинос В.И. О критерии оценки речи и об ошибках грамматических и речевых / В.И. Капинос – М., 2005. – С. 96.

14. Киселева О.Н. Методика преподавания русского языка. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – 312 с.

15. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Разберемся в тексте – разберем текст: учебное пособие для школьников и абиуриентов. – СПб.: ЛОПФЖ СпбГУ, 2008. – 143 с.

16. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская – М.: Академически проект, 2006. – 590 с.

17. Мурашова А.А. Психологические предпосылки речевых ошибок. – 2006. – С. 72-76.

18. Львов М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся // Актуальные проблемы методики изучения русскому языку в начальных классах / Под. ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. М.: Педагогика, 2007. – С. 39-58.

19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник , 1999. – 944 с.

20. Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. – М. Академия , 2005. – 320с.

21. Садовская Т.А. Методика изучения морфологии в основной школе – Улан-Удэ: БРПК, 2005. – 57с.

22. Северская О.И. Не спишите ошибаться за компанию. – Русский язык в школе – 2006 . – № 4 – С. 91-98.

23. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч.2. /под ред. Е.И. Дибровой. – М.: 2002. – 704 с.

24. Текучева И.В. Теория и методика преподавания русского языка. Часть 1. – М.: МГПУ, 2006. – 189 с.

25. Фоменко Ю.В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников // Русский язык в школе. 1973. – № 1. – С. 46-49.

26. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Учебное пособие. – Новосибирск: НГПУ, 1994. – 60 с.

27. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации / С.Н. Цейнтлин – РЯШ, 2006, № 2. – С. 49.

28. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейнтлин – М., 2006. – 102 с.

29. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок / П.Г. Черемисин – РЯШ, 2007, № 2. – С. 38.

30. Чертовская Л.А. О проблемах увеличения грамматических ошибках в устной и письменной речи учащихся: причины и пути преодоления. – М.: Гнозис, 2011. – 48 с.

31. Шишлянникова А.М., Гостеева С.А. Текстовые ошибки. Выпуск 2. Грамматические ошибки в тексте. Методическое пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005 – 76 с.

Похожие работы
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Дипломная работа

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО - Дипломная работа

Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка - Дипломная работа

ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА XXI ВЕКА - Дипломная работа

РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Дипломная работа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «Развитие речи на уроках русского языка в 7 классе»
Раздел: Рефераты по литературе и лингвистике
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Год: 2016
Цена: 1400 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.