Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «ЛИРИКА О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА

1.1. Эстетические взгляды О. Мандельштама….9

1.2. Формы представления реминисценций и их роль в лирике О.Э. Мандельштама….17

Выводы по первой главе….29

ГЛАВА II. ОБРАЗЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА

2.1. Архитектурные образы в лирике О.Э. Мандельштама ….31

2.2. Музыкальные образы в лирике О.Э. Мандельштама….47

2.3. Образы изобразительного искусства в лирике О.Э. Мандельштама….68

2.4. Методические рекомендации по реализации элективного курса «Образы мирового искусства в лирике поэтов серебряного века»….82

Выводы по второй главе….108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….111

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….114

Введение (выдержка)

2016-й год знаменателен юбилейной датой – 125-летием со дня рождения знаменитого российского поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). В связи с этим возобновился интерес к творческому наследию великого поэта серебряного века со стороны не только литературоведов и литературных критиков, но и музыкантов и кинорежиссеров, что позволило обнаружить неполноту изученности и недооцененность лирики поэта его современниками и советскими исследователями.

Художественное своеобразие произведений Мандельштама обусловлено эстетикой акмеизма, а также детскими впечатлениями и особенностями воспитания будущего поэта. Мандельштам был рожден в европейском городе, воспитан «по-европейски» и вырос еще в имперском Петербурге. Эти условия формирования его личности пришли в глубокое противоречие с суровой советской действительностью, что обусловило обостренное внимание к наследию мирового искусства и культуры. Октябрьская революция 1917-го года и последующие политические события действуют угнетающе на Мандельштама как человека и как поэта. Находясь под постоянными ударами внешних раздражителей в виде безденежья, непонимания со стороны современников, поэт буквально лишается возможности свободно дышать, творить. В этом источник тоски поэта по прекрасному, по прошлому, в чем он был не одинок. Так, Мандельштам в своей статье «Слово и культура» (1921), характеризуя современный ему литературный процесс, пишет о таком явлении как «глоссолалия», которое заключается в том, что вдруг все поэты заговорили «на языке всех времен, всех культур».

Препятствием для всестороннего изучения и популяризации творчества поэта явилась также драматичность судьбы поэтического наследия О.Э. Мандельштама. Оно было достаточно высоко оценено современниками, но в 1930-е годы произведения репрессированного поэта попадают в списки запрещенной литературы. Постепенно его творчество уходит на второй план, и к середине XX века наследие Мандельштама оказывается почти забытым. Вновь к творчеству поэта исследователи и читатели обращаются лишь в 90-е годы XX века. 1991-й год был объявлен ЮНЕСКО Годом Мандельштама, о поэте начинают говорить в Москве, Ленинграде, Воронеже, Лондоне и Нью-Йорке. В том же году с целью сохранения, изучения и популяризации творческого наследия поэта было основано и зарегистрировано Мандельштамовское общество. Был утвержден Устав, избраны председатель (С.С. Аверинцев, затем М.Л. Гаспаров) и Совет общества. С 1992-го года Мандельштамовское общество базируется в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). В апреле 1998-го года как совместный проект университета и Мандельштамовского общества был открыт Кабинет мандельштамоведения научной библиотеки РГГУ. Но широкой популяризации творчества Мандельштама на этот раз препятствует разрыв культурной традиции постсоветского периода и серебряного века. А Мандельштам, как известно, в своих стихотворениях часто обращался к любимым образам мирового искусства: литературы, архитектуры, музыки, живописи, театра, кинематографа. Поэтому творчество Осипа Эмильевича, как его часто называли, «поэта для немногих», включая и прозу, и поэзию, трудно осмыслить неэрудированному, не знакомому с мировой литературой и искусством читателю.

Настоящий всплеск интереса к творчеству поэта происходит с начала 2011-го года и по сей день в связи с юбилейными датами: отмечаются 120 и 125 лет со дня рождения О.Э. Мандельштама, а также с новыми интересами общества XXI века. Необходимость исследования творчества Мандельштама обусловлена требованиями современной средней общеобразовательной школы, поскольку в кодификаторе ЕГЭ по литературе есть стихотворения Мандельштама. От школьников требуются умения их анализировать, что вызывает у них большие затруднения, поэтому мы в данной работе предлагаем методические рекомендации по изучению лирики поэтов серебряного века в школе.

Целью данной работы является определение особенностей интерпретации традиций мировой художественной культуры в лирике О.Э. Мандельштама.

Задачи работы:

1) рассмотреть особенности эстетических взглядов О.Э. Мандельштама и определить причины обращения поэта к наследию мировой культуры;

2) выявить формы репрезентации реминисценций и аллюзий в лирике Мандельштама, систематизировать и классифицировать их;

3) определить круг произведений искусства, отсылки к которым содержатся в текстах Мандельштама;

4) раскрыть функции аллюзий и реминисценций в лирике Мандельштама и определить особенности интерпретации художественного наследия прошлого;

5) дать методические рекомендации по изучению творчества поэта в средней общеобразовательной школе, разработать элективный курс, направленный на изучение лирики поэтов серебряного века с целью выявления в ней реминисценций и аллюзий на произведения разных видов искусства.

Объект исследования – традиции мирового искусства (литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства) в лирике О.Э. Мандельштама.

Предмет исследования – лирика разных лет, теоретические работы и прозаические произведения («Утро акмеизма», «Слово и культура», «Шум времени» и т.д.). О.Э. Мандельштама. Критерием отбора стихотворений Мандельштама явилось наличие в них отсылок к образам мирового искусства.

Методологической основой исследования явились культурологический, сравнительно-исторический подходы к изучению литературного текста. Теоретической основой данной работы явились труды Ю.М. Лотмана (культурологический подход), А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского (сравнительно-историческое литературоведение).

Творчество О.Э. Мандельштама высоко оценили его современники, поэты, писатели, политики. Лирике поэта посвящены работы таких исследователей как В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, А.К. Жолковский, Л.Г. Кихней, Ю.И. Левин, А.В. Ливри, И.З. Сурат, И.М. Семенко и др. В основном это главы диссертаций, отдельные статьи, но лирика Мандельштама не стала предметом отдельных монографических исследований, поэтому целый ряд аспектов его творчества остается неизученным. Для большинства исследователей главным оказывается биография поэта, а обращенность лирики Мандельштама к образам мирового искусства отходит на второй план (М.Л. Гаспаров, О.А. Лекманов, А.К. Жолковский и др.). Некоторые исследователи рассматривают либо отдельные стихотворения, либо отдельные мотивы (пушкинские, тютчевские, лермонтовские, мотив поэта и поэзии и др.) в лирике Мандельштама, либо отсылки в стихотворениях поэта к какому-либо одному виду искусства (И.З. Сурат, К. Голуб, И.Л. Багратион-Мухранели и др.).

Об исследовательских оценках обращенности лирики Мандельштама к образам мирового искусства можно сказать следующее. Советский литературовед В.М. Жирмунский, прослеживая путь творческого развития Мандельштама от символизма к акмеизму, пишет об обращенности лирики поэта к традициям мирового искусства: «…круг его поэтических интересов слишком своеобразен, он требует от слушателя слишком больших книжных знаний и слишком повышенных культурных интересов для того, чтобы можно было предсказать его стихам широкую популярность» [27, 102]. Действительно, неэрудированному читателю понять стихотворения Мандельштама практически невозможно.

О. Лекманов, М. Гаспаров как и многие другие мандельштамоведы, рассматривает лирику поэта, придерживаясь хронологического и биографического принципа, т.е. реминисценции и аллюзии при таком подходе выступают в роли комментариев к биографии, оказываясь на втором плане в анализе стихотворений. Что касается изобилия образов мирового искусства в лирике Мандельштама и об их роли в творчестве поэта, Гаспаров пишет: «Книжный путь к культуре порождал в Мандельштаме обостренное чувство того, что все слова ‒ заемные, выученные, чужие (как об этом до него в стихах писал Тютчев, а после него в прозе ‒ Бахтин). Но для него это было не недостатком, а выгодой, ‒ помня об источнике каждого слова, он мог рассчитанно возбуждать в читателе ассоциации, связанные с употреблением этого слова в источнике» [17, 180]. Так, Мандельштам, используя те или иные образы, которые вызывают определенные ассоциации у читателя, сравнивал себя с изгнанниками Пушкиным и Данте, утверждал архитектурную природу слова-камня, обосновывал схожую участь всех творцов-деятелей искусства и т.д.

Ю.Н. Тынянов, подчеркивая музыкальность (заимствованную, музыкальность прошлых эпох) стихотворений Мандельштама, считавшего музыку и поэзию сестрами, говорил: «Мандельштам принес из XIX века свой музыкальный стих ‒ мелодия его стиха почти батюшковская» [80, 213].

Российский литературовед С.С. Аверинцев называет поэзию Мандельштама «трехмерной», даже «четырехмерной», унаследованной от поэтов-предшественников: «У других поэтов, даже подлинных, мы найдем и однолинейную динамику порыва и красоты, остающиеся на плоскости; у Мандельштама ‒ не найдем или почти не найдем, и это сближает его с самыми большими из его собратьев, с его любимым Данте, с его Пушкиным и Тютчевым» [2].

Современный исследователь творчества А.С. Пушкина и О.Э. Мандельштама И.З. Сурат, рассуждая о границах прошлых эпох, по которым тоскует Мандельштам-поэт, и об увлечении Осипа Эмильевича творчеством и личностью «солнца русской поэзии» ‒ А.С. Пушкина, пишет: «У Мандельштама не было и тени идеализации XIX века, и граница веков не проходила для него по формально-хронологической черте. "Век-волкодав" — это век без Пушкина, это послепушкинская эпоха "ночного солнца", с которой так мучительно выяснял свои личные отношения Мандельштам» [77, 13]. Поэт действительно восхищался культурой и литературой времен от античности и до XVIII века, считая, что искусство начинает увядать, умирать с наступлением XIX века.

Таким образом, значимость реминисценций и аллюзий в художественном мире Мандельштама очевидна для всех исследователей его творчества, но при этом нет работ, систематизирующих и классифицирующих эти реминисценции. Научная новизна данной работы определяется необходимостью обобщения и систематизации уже накопленного большого, разрозненного исследовательского материала об аллюзиях и реминисценциях в лирике поэта. Впервые предпринята попытка сопоставления отсылок к произведениям разных видов искусства, что позволит раскрыть своеобразие концепции художественного творчества в лирике О.Э. Мандельштама и его видение специфики поэзии в системе других видов искусств.

Результаты данного исследования были апробированы на различных конференциях: Всероссийский молодежный форум «Я – молодой ученый», г. Уфа, 2013 г.; Всероссийская научная конференция «Инновационный потенциал молодежной науки», г. Уфа, 2013 г.; XIV региональная научно-практическая конференция «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», г. Уфа, 2014 г.; IX Всероссийская конференция обучающихся «Национальное достояние России», г. Москва, 2015 г.; опубликованы в некоторых источниках: Сборник тезисов работ участников Девятой Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», Москва, 2015 г.; Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 2015 г. И др., а также апробированы в школьной практике.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Выдержка из основной части

ГЛАВА II. ОБРАЗЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА В ЛИРИКЕ

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА

2.1. Архитектурные образы в лирике О.Э. Мандельштама

От «шума времени» и проблемы поиска своего места как еврея в окружающей действительности, убегая от «хаоса иудейства», Мандельштам спасался не только посредством обращения к литературным образам прошлого или трансформирования этого шума в музыку прошлых эпох, но и посредством поэтического любования отрадной для души архитектурой. Ведь, по Мандельштаму, у архитектора и поэта одна цель, одно предназначение – строить здания из камня и слова соответственно (отсюда название поэтического сборника Мандельштама «Камень», 1913).

В своей книге «Шум времени» Мандельштам пишет: «…массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, ˂…˃ голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным» [45, 50]. Поэта, окруженного хаосом и ощущавшего непостоянство эпохи, прельщала гармоничность, внушительная торжественность, симметрия «священной и праздничной» архитектуры позднего классицизма. О своей одержимости шедеврами архитектуры («давним бредом» поэта) Мандельштам пишет также в стихотворении 1912-го года «Я ненавижу свет…»:

Здравствуй, мой давний бред, —

Башни стрельчатый рост! [43, 240].

Архитектура и скульптура Петербурга для Мандельштама – это не просто искусство, это целая история, отголоски прошлого, которое поэту хотелось остановить, не дать уйти насовсем. Еще будучи ребенком, Мандельштам представлял, что памятник Николаю I обязательно должен охранять гвардеец 1812-го года, иначе и не может быть. Сами петербуржцы должны соответствовать, по Мандельштаму, величественной «милитаристской» архитектуре родного города: «…подходили мы ˂…˃ к голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа. <…> Мне нравился физический отбор людей: все ростом были выше обыкновенного» [45, 50]. Строения Петербурга: и «подкова каменной колоннады», и трибуна, «предназначенная для бунта», напоминавшая Мандельштаму Колизей, и вообще все архитектурные «твердыни» ‒ все волновало воображение юного мальчика-Мандельштама, игравшего в «ребяческий империализм» [45, 49].

В рассказе «Бунт и француженки» в книге «Шум времени» Мандельштам пишет: «Даже смерть мне явилась впервые в совершенно неестественном пышном, парадном виде». Петербург со своей «пышной, парадной» архитектурой заграничных мастеров и гувернантками-француженками ассоциировался у Мандельштама с далеким и влекущим Парижем с вечными студенческими бунтами на огромных площадях на фоне прекрасной архитектуры, отчего и сама смерть казалась еврейскому мальчику чем-то пышно-прекрасным среди «иудейского хаоса, пробивающегося во все щели каменной петербургской квартиры» [45, 55].

Свои детские впечатления от поражающей воображение архитектуры Петербурга XVIII-XIX веков Мандельштам выразил также в своем прозаическом произведения «Египетская марка»: «Места, в которых петербуржцы назначают друг другу свидания. <…> Во-первых, ампирный павильон в Инженерном саду, куда даже совестно было заглянуть постороннему человеку, чтобы не влипнуть в чужие дела… во-вторых, фиванские сфинксы напротив здания Университета; в-третьих ‒ невзрачная арка в устье Галерной улицы ˂…˃; в-четвертых ‒ одна боковая дорожка в Летнем саду. ˂…˃ Только сумасшедшие набивались на рандеву у Медного всадника или у Александровской колонны» [44, 9]. Так, «давняя», многовековая архитектура Петербурга у Мандельштама приобретает природный, естественный характер, она является неотъемлемой частью не только города, но и всей окружающей действительности, находясь между небом и землей. В одной из частей очерка «Путешествие в Армению» (1931-1932) – «Замоскворечье» ‒ Мандельштам, вспоминая о своем детстве, пишет: «…мне нравились готические хвойные шишки и лицемерные желуди в монашеских шапочках. <…> В их скорлупчатой нежности, в их геометрическом ротозействе я чувствовал начатки архитектуры, демон которой сопровождал меня всю жизнь» [47, 138]. Так, поэт с детства интуитивно чувствовал величественную и жизнеутверждающую основу архитектуры, родственную природе. Все те восторженные чувства, которые были внушены Мандельштаму шедеврами архитектуры, были испытаны им еще в детстве благодаря природе, были испытаны и не забыты. Природное, «ореховое» твердое начало имеют и Кремль с Акрополем (ст. «О природе слова»): «…в нас заложена неодолимая потребность найти твердый орешек Кремля, Акрополя…» [46, 237], и Эривань – «орешек каленый» в стихотворениях армянского цикла. И подобно тому, как наслаждение музыкой, процесс ее творения у Мандельштама носит дионисийский, вакханальный характер, архитектура носит характер «демонический». К тому же шедевры архитектуры персонифицируются в творчестве Мандельштама, участвуют в жизни горожан, присутствуют в важных, иногда и в интимных событиях их жизни, имеют свой «характер», помогая или мешая петербуржцам.

Архитектура же мандельштамовской Москвы, в отличие от архитектуры Петербурга, однообразная, «меловая», вовсе не пышная и величественно-грозная (за исключением «толстых дорических колонн» Большого театра). Так, в своем очерке «Холодное лето» (1923) Мандельштам пишет: «На свинцовых досках грозы сначала белые скворешники Кремля и, наконец, безумный каменный пасьянс Воспитательного дома, это опьянение штукатуркой и окнами; правильное, как пчелиные соты, накопление размеров, лишенных величья» [54, 130].

И в своей программной статье «Утро акмеизма» Мандельштам выступает как поэт-архитектор, «строя» эту статью как здание, а в качестве кирпичиков выступают архитектурная символика и метафорика. Приведем такую «архитектурную цитату» из этой прозы Мандельштама: «Акмеизм ‒ для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы» [52, 324]. Мандельштам говорит о смелости акмеизма, дерзнувшего победить сопротивление материала, взять на себя смелую роль укротителя слова с помощью «тютчевского камня». Тютчев ‒ один из русских поэтов, чье творчество оказало огромное влияние на лирику Мандельштама, который утвердил это влияние и на весь акмеизм. Далее эти рассуждения автора «Утра акмеизма» найдут отражение уже в стихотворениях «Notre Dam», 1912, «Айя-София» и др. Готический собор, по Мандельштаму, есть сложный организм, торжество «физиологически-гениального средневековья», а Notre Dam – «праздник физиологии, ее дионисийский разгул».

В «Слове и культуре» поэт также пишет: «По-прежнему будут стоять ˂…˃ готические города, соборы, похожие на леса ˂…˃, но люди будут смотреть на них ˂…˃, станут пугаться их, не понимая, какая сила их возвела и какая кровь течет в жилах окружающей их мощной архитектуры» [48, 224]. В этих строчках снова мы видим сравнение архитектуры с природой: «соборы, похожие на леса». Кроме того, Мандельштам утверждает, подобно О. Уайльду, вечность, бессмертие искусства, архитектуры, которая переживет многие поколения людей, будет вызывать у них различные чувства: от непонимания до страха. Но равнодушным к архитектуре, искусству быть, по Мандельштаму, точно не возможно.

Заключение (выдержка)

Характерной особенностью творчества О.Э. Мандельштама является обращение к широкой культурной традиции, что было во многом обусловлено особенностями биографии поэта и эстетикой акмеизма.

Достичь всеобъемлющего взгляда на историю искусства Мандельштаму позволяет использование реминисценций. Что касается форм представления реминисценций в лирике Мандельштама, то нужно отметить их необычайное разнообразие:

1) название сборников и стихотворений;

2) введение скрытой цитаты, как точной, так и трансформированной, вольной;

3) упоминание имен авторов или персонажей произведений, либо названий произведений разных видов искусства;

4) использование художественных образов или деталей.

В основе приведенной выше классификации лежит анализ теоретических работ поэта, стихотворений разных лет в сопоставлении с произведениями, которые явились источниками реминисценций.

Осип Мандельштам, как один из основоположников акмеизма, в своей теоретической работе «Утро акмеизма» пишет о том, что главным предметом изображения поэзии должны выступать произведения искусства. Именно поэтому одной из важнейших особенностей всего творчества поэта является ориентация на широкую традицию мировой культуры: от античности до современной Осипу Мандельштаму эпохи. Любому переживанию лирического героя находится аналогия в истории искусства, благодаря чему его духовная жизнь эстетизируется и противопоставляется обыденному течению жизни.

В одном стихотворении часто соединяются образы, заимствованные из произведений литературы, архитектуры, живописи, кинематографа, театра, музыки («Ода Бетховену» (1914), «Бах» (1913), «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…» (1934), «Кинематограф» (1913), «Чарли Чаплин» (1937), «Ахматова» (1914) и т.д.). В творчестве О.Э. Мандельштама выстраивается своеобразная иерархия видов искусства: высшей формой воплощения созидательной силы художественного творчества является поэзия, поскольку она универсальна, способна заимствовать художественные приемы из разных видов искусства. В своей прозаической работе «Разговор о Данте» Мандельштам говорит о том, что поэзия является динамическим видом искусства, потому что декламатор воздействует на слушателя не только словом, но и жестами, мимикой, интонацией, голосом и т.д. К тому же слово является лучшим, самодостаточным «материалом», способным выразить сразу все то, что лишь «подразумевают» произведения других видов искусства в отдельности. За поэзией следуют архитектура (в основном, храмовая), пышная, парадная, с «недоброй тяжестью» и одновременно и с божественной, и с демонической, и с природной силой своего «материала» ‒ камня, далее – музыка с ее дионисийским началом. Кроме того, нотный стан для Мандельштама – это текст с иллюстрациями, где каждая нота имеет свое место и значение, и у каждого композитора уникальный не просто почерк, а «язык», что снова говорит о высшей природе поэзии. Изобразительное искусство в иерархии Мандельштама оказывается на последнем месте, но не по степени любви поэта к этому виду искусству, а по особому способу восприятия им произведений изобразительного искусства. Если к образам литературы, архитектуры и музыки поэт обращается осознанно, специально их выискивая, то образы изобразительного искусства возникают в сознании Мандельштама непроизвольно, при взгляде, устремленном на окружающую действительность. В кинематографе же Мандельштама привлекал трагикомический образ Чарли Чаплина – ведь в последние годы своей жизни поэту особенно тяжело давалась навязываемая советской действительностью роль гражданина.

В итоге из соотнесения в лирике Мандельштама образов разных эпох и видов художественного творчества возникает целостная концепция истории мирового искусства, в основе которой лежит извечное противоречие высоких духовных порывов и быта, реальности. При этом искусство предопределяет общность судеб творцов, выделяя их из толпы. Таким образом, Мандельштам одновременно давал вторую жизнь культуре ушедших эпох и искал в этой культуре душевную гармонию, убежище и отдохновенье.

Тематика исследования имеет практико-ориентированный характер, связана с решением прикладных задач, актуальных для современного школьного образования.

Список литературы

1. Абелюк Е.С. Реминисценции и их значение в художественном тексте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://shalamov.r*/ru/research/153/ (дата обращения 10.09.2012).

2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/sud_mandel.php (дата обращения 6.04.2016).

3. Агеносов В.В. и др. Литература. Русская литература XX века. 11-й класс. Учебник. В 2-х частях. ‒ М.: Прросвещение, 2012.

4. Адамович Г.В. Несколько слов о Мандельштаме // Воздушные пути. ‒ 1961. ‒ №2. ‒ С. 87-110.

5. Акмеизм, или Адамизм // ФЭБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://feb-web.r*/feb/litenc/encyclop/le1/le1-0702.htm?cmd=2&istext=1 (дата обращения 19.03.2014).

6. Амелин Г.Г. Миры и столкновения Осипа Мандельштама / Г.Г. Амелин, В.Я. Мордерер; предисл. А.М. Пятигорского. — Москва; Санкт-Петербург: Языки русской культуры, 2001.  ‒ 315 с.

7. Анненский И.Ф. Стихотворения. – М., 1987. – 272 с.

8. Ахматова А.А Стихотворения // Малое собрание сочинений. – Сост. Н. Крайнева. ‒ СПб.: Азбука, 2012. ‒ 624 с

9. Ахматова А.А. О Мандельштаме. Листки из дневника // Ахматова А.А. Малое собрание сочинений/Сост. Н. Крайнева. ‒ СПб.: Азбука, 2012. ‒ 624 с.

10. Багратион-Мухранели И.Л. Репрезентация Грузии и Кавказа в русской литературе XIX – начала XX века: Дис. … д-р. филол. наук. – Тверь, 2015. – 456 с.

11. Блок А.А. Собрание сочинений в 6-и томах. Т.3. – М.: Терра, 2009. – 468 с.

12. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. ‒ М.: Языки русской культуры, 1999. ‒ 632 с.

13. Борисова В.В., Шаулов С.С. Художественный текст: аспекты анализа и интерпретация в школе и вузе: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. ‒ 190 с.

14. Бушман И.Н. Поэтическое искусство Мандельштама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://royallib.com/book/bushman_irina/poeticheskoe_iskusstvo_mandelshtama.html (дата обращения 10.09.2014).

15. Вейдле В.В. О последних стихах Мандельштама / В. Вейдле. Умирание искусства. ‒ Москва: Республика, 2001.  ‒ С. 225–231.

16. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. ‒ СПб.: Азбука, 2001. – 480 с.

17. Гаспаров М.Л. Три поэтики Осипа Мандельштама. // Избранные статьи. ‒ М.: Новое литературное обозрение, 1995. – 480 с.

18. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М.: Интрада, 1997. – 408 с.

19. Голуб К. Поэтика «Камня» ‒ «архитектурность» и «архитектурные» образы в поэзии О. Мандельштама: Тезисы дис… д-р филол. наук. – Будапешт, 2009. – 17 с.

20. Городецкий С.М. Некоторые течения в современной русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gumilev.r*/acmeism/5/ (дата обращения 9.02.2014).

21. Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. ‒ Л.: Советский писатель, 1974. – 640 с.

22. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gumilev.r*/clauses/2 (дата обращения 8.03.2014).

23. Гумилев Н.С. Сочинения: в 3-х т. Т.3. ‒ М.: Художественная литература, 1991. ‒ 478 с.

24. Давыдова А.В. Музыкальные образы в русской лирике начала XX века: Автореф. дис… канд. филол. наук. – Архангельск, 2006. – 21 с.

25. Данте Алигьери. Божественная комедия/ Перевод М. Лозинского. – М.: Правда, 1982. – 440 с.

26. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. ‒ Л.: Наука, 1979. – 496 с.

27. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: Наука, 1977. – 405 с. ‒ С. 234-256.

28. Жолковский А.К. Блуждающие сны и др. работы. – М.: Наука, 1994. 428 с.

29. История русского литературоведения: учеб. пособие / Под ред. П.А. Николаева. ‒М.: Высшая школа, 1980. ‒ 349 с.

30. Карпович М.М. Мое знакомство с Мандельштамом// Лекманов О.А. Осип Мандельштам: ворованный воздух. ‒ М: Изд.-во АСТ, 2016. ‒ 464 с.

31. Кац Б.А. Защитник и подзащитный музыки / Мандельштам О.Э. «Полон музыки, музы и муки». Стихи и проза/ Составление, вступительная статья и комментарии Б.А. Каца. ‒ Л., 1991. ‒ 144 с.

32. Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Осип Мандельштам. Философия слова и поэтическая семантика. – М.: Флинта, 2013. – 367 с.

33. Кудимова М.В. Достоевский и Мандельштам // Мотивы Достоевского в русской поэзии // Илья. ‒ № 10. ‒ 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.reading-hall.r*/publication.php?id=3196 (дата обращения 10.02.2015г.).

34. Левин Ю.И., Сегал Д. М. и др. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма. 1974. ‒ М.: 2000. ‒ 434 с.

35. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. ‒ Томск, 2000. ‒ 532 с.

36. Лекманов О.А. Осип Мандельштам: ворованный воздух. М: Изд.-во АСТ, 2016. ‒ 464 с.

37. Лермонтов. Русская мелодия. Поэзия. Драматургия. Проза/ Сост., вступ. ст. И.П. Щеблыкина. ‒ М.: Парад, 2007. ‒ 663 с.

38. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия/Под ред. проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. ‒ 407 с.

39. Лихачев Д. С. Литература – Реальность – Литература., Л., 1981. ‒ 295 с.

40. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Избранные статьи в 3-х томах. Т.1. – Таллин: Александра, 1992. – 472 с.

41. Лурье А.С. Чешуя в неводе // Воздушные пути. Альманах II. ‒ Нью-Йорк, 1961. – С. 201-231.

42. Мандельштам О.Э. Письмо о русской поэзии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://rvb.r*/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_2/01prose/0654.htm (дата обращения 16.03.2014).

43. Мандельштам О.Э. Стихотворения // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.1. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 598 с.

44. Мандельштам О.Э. Египетская марка // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

45. Мандельштам О.Э. Шум времени // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

46. Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1991. – 724 с.

47. Мандельштам О.Э. Путешествие в Армению // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

48. Мандельштам О.Э. Слово и культура // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

49. Мандельштам О.Э. О собеседнике // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

50. Мандельштам О.Э. Девятнадцатый век // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

51. Мандельштам О.Э. Пушкин и Скрябин // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

52. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

53. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

54. Мандельштам О.Э. Холодное лето // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.2. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 724 с.

55. Мандельштам О.Э. Письма // Собрание сочинений под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.3-4. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 613 с.

56. Мандельштам О.Э. Феодосия // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений/ под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 4-х т. Т.3-4. – М.: «ТЕРРА» ‒ «TERRA», 1991. – 613 с.

57. Мандельштам Н.Я. Воспоминания // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений. ‒ Сост. С. В. Василенко, П. М. Нерлер и Ю. Л. Фрейдин: в 2-х т. – Т 1. – Екатеринбург: Гонзо, 2014. ‒ 864 с.

58. Минц Б.А. Авиационный цикл О. Мандельштама: к проблеме контекста и толкования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2012. – №4. – Т.12. – С. 60-78.

59. Мост И.Г. Мировая живопись. – СПб.: Кристалл, 2002. – 96 с.

60. Никитина Е.Ф. Поэты и направления: Пути новейшей поэзии// Свиток. – 1924. – № 3. – С 123-152.

61. Овидий. Последняя ночь в Риме // Хрестоматия по античной литературе. В 2-х томах. Для высших учебных заведений. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Римская литература. ‒ М.: Просвещение, 1965. – Т. 2. – 286 с.

62. Орлов Вл. Бальмонт. Жизнь и поэзия // Бальмонт К.Д. Стихотворения. – Л., 1969. ‒ 523 с. – С. 5-26

63. Подгаецкая И. Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле // Избранные статьи. ‒ М.: ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, 2009. ‒ 592 с.

64. Попов Е.А. Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития: Автореф. дис…канд. культурологи. – Екатеринбург, 2008. – 20 с.

65. Правительство РФ. Распоряжение от 9 апреля 2016 года № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://docs.cntd.r*/document/420349749 (дата обращения 3.05.2016).

66. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. № 466 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.03.01 Искусство и гуманитарные науки (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai_466_ot_21.04.2016.pdf (дата обращения 3.05.2016).

67. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://xn--80abucjiibhv9a.xn.pdf (дата обращения 3.05.2016).

68. Пушкин А.С. Звезда пленительного счастья: Стихотворения, поэмы, роман в стихах. ‒ М.: Воениздат, 1990. ‒ 496 с.

69. Пшибыльский Р. Осип Мандельштам и музыка // Russian Literature. ‒ 1972. ‒ № 2. – С. 103-125.

70. Пяст В.А. Встречи. – М.: Новое литературное обозрение, 1997. – 433 с.

71. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. – СПб.: Гиперион, 2002. – 240 с.

72. Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука, 2004.

73. Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 в. среди европейских школ. – М.: Советский художник, 1980. – 264 с.

74. Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 1993. – 432 с.

75. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начала ХХ века. – М.: Просвещение, 1993. – 348 с.

76. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX ‒ начала ХХ века. – М.: Высшая школа. Академия, 2006. – 432 с.

77. Сурат И.З. Смерть поэта. Мандельштам и Пушкин / Новый Мир. – 2003. – № 3. – С. 100-114.

78. Сурат И.З. Петербургский сюжет Мандельштама // Звезда № 5, 2008.

79. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. – 432 с.

80. Тынянов Ю.Н. Промежуток. Поэтика. История литературы. Кино. ‒ М., 1977. – 576 с.

81. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. – М.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1986. – 766 с.

82. ФГОС среднего полного образования (10-11кл.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.edu.r*/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения 3.05.2016).

83. Фет А.А. Сочинения и письма: В 20 т. Т. 5: Вечерние огни. Стихотворения и поэмы 1864-1892 гг., не вошедшие в сборники. Кн. 1. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. — 696 с.

84. Фигурнова О., Фигурнова М. Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников. ‒ М., 2002. ‒ 544 с.

85. Хализев В.Е. Теория литературы. ‒ М.: Высшая школа, 2004. – 452 с.

86. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х т. Т.2. – М.: Время, 2013. ‒ 864 с.

87. Энциклопедия людей и идей: Серебряный век – поэты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/a/labore.r*/urok-slovesnosti/literatura/11-klass/poezia-serebranogo-veka (дата обращения 10.09.2014).

Покупка готовой работы
Название: «ЛИРИКА О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
Раздел: Рефераты по литературе и лингвистике
Тип: Дипломная работа
Страниц: 123
Год: 2016
Цена: 2900 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8458 студентам.