Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «Взаимосвязь межличностных отношений и самооценки старшеклассников»



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1. Межличностные отношения старшеклассников. . . . . . . . . 6

1.2. Психология самооценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

1.3. Взаимосвязь межличностных отношений и самооценки старшеклассников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Выводы по 1 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.1. Характеристика выборки исследования. . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Характеристика методов исследования. . . . . . . . . . . . . . . .35

2.3. Методы математико-статистической обработки. . . . . . . . 39

ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования. . . . . . . . . . . . . . . 40

3.1. Первичная статистика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

3.2. Корреляционный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

3.3. Практические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Приложение

Введение (выдержка)

Актуальность исследования

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и переход демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности. Особенно важно научиться новым способам взаимодействия с окружающими нас людьми.

Актуальность работы заключается в том что, значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.

Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современного школьника возникает ряд проблем связанных с созданием новых способов отношений. Во время формирования нового уклада общества на школьников непроизвольно накладывается некий отпечаток в навыках межличностных отношений, в связи с сохранением старых устоев, которые во многом не применимы в современном обществе. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихся старших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме. Важно учитывать особенности данного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода.

По Эриксону юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Каждый кризис - онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости. Любое разрешение конфликта формирует очередную стадию развития личности, характеризующуюся особым новообразованием - неустойчивым балансом двух противоположных качеств позитивных и негативных. У личности благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств (доверительное отношение к миру и себе, автономия, инициатива, трудолюбие, хорошо организованная идентичность, близость со значимыми другими, генеративность и интегративность). При менее благополучном исходе у человека происходит перевес негативных свойств: недоверчивость, стыд и сомнение, чувство вины, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация, отчаяние.

Цель исследования: установить взаимосвязь межличностных отношений старшеклассников и уровня их самооценки.

Объект исследования: ученики старших классов.

Предмет исследования: межличностные отношения и самооценка старшеклассников.

Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между уровнем самооценки старшеклассников и особенностями их межличностных отношений.

Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи дипломной работы:

1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;

2. Определить уровень самооценки учащихся старших классов;

3. Определить особенности поведения старшеклассников в системе межличностных отношений;

4. Установить взаимосвязь межличностных отношений и самооценки старшеклассников.

В ходе работы были применены следующие психодиагностические методики:

1. Референтометрия;

2. Опросник Р.С. Пантелеева;

3. Методика Т. Лири;

4. Методика Дембо-Рубинштейн (модиф. Прихожан)

5. Методика самооценки личности Будасси.

Методы математико-статистической обработки и анализа данных:

1. Первичная статистика

2. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Практическая значимость:

Полученные в эмпирическом исследовании результаты могут быть использованы в практической работе школьного психолога и педагогов (данные представлены с соблюдением норм психологической этики).

Заключение (выдержка)

В юношеском возрасте происходит изменение социальной ситуации развития, изменения в психическом и психологическом плане. Многие авторы описывали сложность юношеской личности, так И.С. Кон характеризует юношескую личность как «неоднозначную., противоречивую и изменчивую».

Юношеский возраст – период от 14 (15) до 18 (20) лет – некоторые исследователи называют «третьим миром» – промежуточным состоянием между детством и взрослостью.

Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные ланы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Она характеризуется такими важнейшими событиями, как начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей.

Многие авторы выделяют ряд факторов, ведущих к одиночеству в юношеском возрасте. В первую группу входят особенности данного возрастного периода. Молодые люди осознают себя уникальной, неповторимой и не похожей на других личностью. Одиночество в данном случае вытекает из стремления оградить свой уникальный мир от вторжения других в попытке сохранить свою индивидуальность. Но реализовать эту потребность зачастую довольно затруднительно в виду того, что навыки самоанализа и самонаблюдения развиты ещё недостаточно.

Юношество – это период познания себя и других, которое реализуется в общении со сверстниками. Лишь во взаимодействии со сверстниками юноши и девушки могут раскрыть свои личностные особенности, самоутвердиться, почувствовать поддержку других людей, друзей. В данном случае в основе одиночества лежит дефицит общения. Если дефицит общения не устранить, развиваются такие негативные качества как тревожность, эмоциональная холодность, напряжённость. В итоге может сформироваться негативный интровертный характер. Зачастую приведённые выше качества характера сочетаются со скрытой неуверенностью.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что существует взаимосвязь между социальным статусом и типом взаимодействия с окружающими. Так, социальный статус отрицательно коррелирует со всеми шкалами конфликтного общения.

Существует взаимосвязь между социальным статусом и самоотношением. Так, получена отрицательная взаимосвязь между статусом и такими компонентами соотношения как открытость и положительная взаимосвязь между статусом и такими компонентами самоотношения, как зеркальное Я и самопривязанностью.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2011.

2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2012. №4. С.23-24.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2011

5. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М.2012.

6. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2012.

7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2013.

9. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 2013.

10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 2012, №3.

11. Джемс У. Психология. М.:Педагогика, 2012, с.88

12. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,2010.

13. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 2011.

14. Вирджиния Н. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск: Изд."Питер", 2010 г.

15. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 2011. -120 с.

16. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2013.

17. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2010.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2008.

19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2012.

20. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,2011.

21. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2013.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2013.

23. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

24. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. И науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 2013.

25. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.1987.

26. Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Изд. центр "Академия", 2012.

27. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2012г.

28. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2010.

29. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,2012.

30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 2013.

31. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс,2012.

32. Словарь- справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Гамезо М.В.М.: Пед. общество России, 2012.

33. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: ЛГУ, 2012. -291с.

34. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии., 2013 ,№3.

35. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,2010.

36. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии, М., 2010. С. 91-98.

37. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2013.

38. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 2013.

39. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 2014, №5.

40. Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом "Бахрах", 2013г.

41. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,2012.

42. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,2013.

Похожие работы
ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ, СОСТОЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ БРАКА - Дипломная работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ, СОСТОЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ БРАКА - Дипломная работа

ВЛИЯНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ - Дипломная работа

Исследование межличностных отношений у младших школьников - Курсовая работа

Анализ межличностных отношений в семье - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками - Курсовая работа

Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников - Курсовая работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К ДЕТЯМ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Курсовая работа

Развитие личности в системе межличностных отношений - Контрольная работа

Покупка готовой работы
Название: «Взаимосвязь межличностных отношений и самооценки старшеклассников»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Год: 2015
Цена: 2000 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8456 студентам.