Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Содержание

Введение….….3

Глава 1.Теоретические основы эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки…7

1.1.Эстетическое воспитание как педагогическая проблема…7

1.2. Роль и значение эстетического воспитания школьников средствами музыкального искусства….12

1.3.Башкирская музыкальная культура как самобытное явление…16

Глава 2.Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки…24

2.1.Содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки…24

2.2.Педагогичесчкий эксперимент и его результаты….36

Заключение….52

Список литературы…56

Введение (выдержка)

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно – исторических условиях.

Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально – воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры подростков. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов. Общепризнано, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. И поэтому приобщение к культурным традициям, изучения культурных традиций – важнейшего компонента духовной жизни общества – является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря – необходимым условием социализации личности.

Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый.

Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других.

Музыкально-эстетическая культура – составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования музыкально-эстетической культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса. Все чаще предметом исследования ученых становится музыкально-эстетическая культура в контексте изменившейся социокультурной ситуации.

С позиции системного подхода процесс развития музыкально-эстетической культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие – как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.

Междисциплинарный подход к исследованию развития музыкально-эстетической культуры школьников предполагает изучение данного феномена во всех его связях и взаимодействиях. Непосредственно музыкально-эстетической культуре школьников посвящены труды Р.А. Тельчаровой, B.C. Цукермана и др.

Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.

Актуальность проблемы, ее практическая зависимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки».

Цель исследования: определение сущности эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.

Объект исследования: музыкальное образование в школе.

Предмет исследования: определение педагогических условия эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки

Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие эстетического воспитания младших школьников средствами музыки будет эффективным, если:

1) оно является одним из приоритетных направлений процесса обучения в начальной школе;

2) обоснована специфическая природа музыкально-эстетической культуры младших школьников как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;

3) разработана методика диагностики уровней развития эстетической культуры младших школьников.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы.

2.Определение сущности эстетического воспитания.

3.Выявить значение эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

4.Выявить педагогические условия развития эстетического воспитания средствами башкирской музыки.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

– философские идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (Г.В. Егель, М.С. Коган, Э.С. Маркарян и др.);

– концептуальные идеи о специфике музыкально-эстетической культуры (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.А. Теплов);

– труды в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова и др.);

- концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки и воспитания детей (Ю.Б.Алиев, Л.П.Атанова, Л.М.Кашапова, З.Кодай, Г.М.Науменко и др.)

В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения; двух глав; заключения, списка литературы.

Выдержка из основной части

Глава 2. Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки

2.1.Содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами башкирской музыки

Цель эстетического воспитания – формирование сознательной, духовно развитой, психологически цельной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способный к самосовершенствованию.

Воспитательные ценности, актуализированные теорией эстетического воспитания, включают превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; человечность, целеустремленность, самостоятельность, креативность, уравновешенность, солидарность, взаимоуважение.

Методика нравственно-эстетического воспитания средствами детской национальной музыки построена на основе народных песенно-игровых жанров и представляет собой совокупность авторских и фольклорных музыкально-педагогических приемов, учитывающих игровые и интеллектуальные запросы детей различных национальных и возрастных категорий.

Национальное музыкальное образование в школах республики невозможно без создания педагогических условий для овладения учащимися музыкальной культурой своего и других народов.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса. Его нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея (термин Л. В. Горюновой), в которой раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, мир и война и т.п. Художественно-педагогическая идея пронизывает все музыкальные произведения урока музыки, подчиняя себе тему и те закономерности музыкального искусства, освоение которых планируется учителем на данном этапе обучения. Художественно-педагогическая идея урока позволяет и учителю и ребенку как бы осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: «Что есть истина, добро, красота в окружающем мире?»

Художественно-педагогическая идея урока может быть сформулирована в своеобразных эпиграфах к уроку (или серии уроков), «крылатых» фразах и выражениях, стихотворных и прозаических строчках, например: «Зло не вечно в этом мире, неизбывна красота» (Ш.Руставели); «Красота спасет мир» (Ф.Достоевский); «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (И. Крылов); «Но если и музыка нас оставит, что же тогда будете нашим миром»? (II.Гоголь); «О Башкире певце и бесстрашном бойце» (Д. Бедный) и др.

Эти мысли помогут учителю создать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий вокруг вопросов, совместный поиск ответов, на которые раскроет чувства детей, их взгляды на отношения с миром, с самим собой, с природой и людьми.

В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий класса к тем или иным видам музицирования учителем при разработке сценариев урока музыки определяется его драматургия, своеобразный «сценарный план», намечается кульминация, дозируется эмоциональная насыщенность, объем звучащей музыки, разнообразие форм и видов общения ребенка с музыкой.

Виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки разнообразны: слушание музыки; хоровое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на простейших детских музыкальных инструментах; импровизации (вокальные, ритмические, пластические); инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; размышления но поводу услышанной и исполненной музыки; изучение элементов нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи; творческие индивидуальные задания – дневники музыкальных впечатлений, детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизы костюмов и декораций к операм, балетным, музыкальным спектаклям, составление художественных коллажей, поэтических дневников, оформление программ музыкальных концертов, подбор музыкальных «коллекций» в домашней фонотеке; создание рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольшие литературные сочинения о музыке и музыкантах и др.

В своем творчестве композиторы испытывают определенные трудности, поскольку создать нужно яркие, впечатляющие образцы весьма ограниченными средствами. Особенно это относится к мелодии песен, предназначенных для исполнения детей младшего школьного возраста. Здесь ограничен и диапазон мелодии, и ее интервалика, и ритм. Музыка для детей должна выполнять и учебную задачу. Пользуясь ею, ребят учат петь, танцевать, слушать произведения, играть на детских инструментах.

Отсюда ясно значение совместной деятельности композиторов, поэтов, педагогов и создателей сборников.

В последнее время в республике появилось много новых методических разработок, сборников песен для детей, программ по музыке, где формирование национальной музыкальной культуры учащихся рассматривается как основное условие музыкально-эстетического воспитания.

Особый интерес вызывает то, что: многие песни связанны с игрой, с музыкально-ритмическими и танцевальными движениями; материал преподносится в игровой форме, первая тема так и называется «Тунэрэн убындар» (игры в кругу); присутствует связь с башкирскими народными традициями, обычаями, праздниками.

Имеются фонохрестоматии, которые значительно облегчают изучение учебного материала, особенно в сельской местности, где не всегда есть учитель музыки, свободно владеющий инструментом, и уроки музыки приходится вести учителям начальных классов.

Поэтому при работе над песней ее исполнением необходим комплексный подход. Детей нужно учить не только петь, но и передавать содержание песни через выразительные движения, мимику, иными словами, инсценировать, театрализовать песню. Именно с этой целью создано-дидактические игры, основанные на интонациях музыки разных народов мира, в том числе и башкирской. В этих играх с помощью звуковых жестов дети не заметно для себя усваивают элементы музыкальной грамоты (построение музыки, форму рондо), а также развивают чувства ритма, воображение, фантазию и другие качества.

Коллективное творческое общение детей между собой, с педагогами развивает их социальные, коммуникативные способности.

При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что башкирский народ всегда был связан с природой. Тесная связь с природой издавна воспитывала в людях гармонические взаимоотношения с ней, чувствительность к биологическим, сезонным, космическим ритма, что непременно отражалось на их отношениях, как с окружающим миром, так и друг с другом.

Поэтому, разучивая песню о природе, педагог воспитывает в своих учащихся стремление к вечной гармонии, а значит, стремление к добру, справедливости, свободе.

Из многих методов разучивания фольклорных произведений, предлагаемых разными педагогами, наиболее эффективными представляются, прежде всего, устно-слуховой, устно-подражательный метод усвоения.

Для учителей, ставящих задачу учить, «исходя из ребенка», всегда имея ввиду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания мира, мы предлагаем взять в основу следующие принципы обучения и воспитания: использование резервов раннего развития детей; опора на наглядно-образное мышление; проведение занятия в игровой форме; учение не назиданием и укором, а мудрым творчеством; развитие личности ребенка на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей, формирование общечеловеческой системы ценностей, гуманного отношения к природе, жизни, обществу и самому себе; Формирование основ детского творчества в спектре композиторской, хореографической, литературной, изобразительной и др. видов деятельности.

В педагогике существуют подходы в определении методов музыкального и эстетического воспитания средствами музыкального искусства подрастающего поколения. Однако следует отметить, что все они тесно связанны между собой, взаимодополняют друг друга. Мы остановимся в методах, использованных в нашей исследовательской работе, рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в воспитание имеет свои преимущества. Для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукцией картин; рассказать об эпохе когда была сочинена музыка; народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предмета быта, одежды. Рассматривание репродукции картин, соответствующих по настроению звучащей музыки, обогащает представление детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настраиваться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый человек может обратить внимание на смену настроения, на изменение звучания (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно сумрачно зазвучала виолончель, как сверкает и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпение, желание заинтересовать детей музыкой. Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же ребенок не справляется с заданием, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

Анализ состояния музыкального образования учащихся в рамках национально-регионального образования показал нам, что существующие программы для общеобразовательных учреждений по изучению традиций и башкир направлены в основном на изучение в рамках урока музыки. Общеизвестны следующие программы, направленные на изучение музыкальной культуры башкирского народа:

- Н.Г. Ямалетдинова., Р.Х. Хусаинова. «Программа по музыке для 1 – 8-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий». Уфа, 2000 год;

- Л.М. Кашапова «Национальная музыкальная культура», программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1 – 8 (9 - 11) классов;

- М.С. Алкин «Методика музыкального воспитания в подготовительных классах общеобразовательной Башкирской школы» (учебник на башкирском языке), Уфа 1993 год;

- Е.Л. Рождественская «Образовательные ресурсы этничности», опытно-экспериментальная работа Лицея № 5 по теме «Башкирский фольклорный класс», Уфа 2000 год;

Так же нами была рассмотрена программа Д.Б. Кабалевского с точки зрения изучения народной музыки.

Д.Б. Кабалевский Программа «Музыка» для 1-8-х классов

Автор программы предлагает изучать народную музыку в 4 классе: в 1 четверти присутствует тема «Музыка моего народа»; во 2 четверти – «Музыка моего народа, русская народная музыка»; в 3 четверти – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ»; в 4 четверти – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ»;

Для реализации программы Кабалевского учителю предоставляется возможность изучения народной музыки в рамках национально-регионального компонента. Здесь учитель музыки должен выбрать необходимую программу по изучению музыки в рамках национально-регионального компонента или же составить самому. Но изучение народной музыки ограничивается лишь уроками музыки.

Заключение (выдержка)

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, пластинок, а затем телевидения и магнитофонных записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности (т.е. ее включению в общество), помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция.

Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое.

Искусство никогда не создавалось только ради бескорыстного любования красотой окружающего мира. Приобщая к культурному наследию, искусство помогает выстроить систему собственных ценностей, оказывает катарсическое воздействие, очищая внутренний мир от отрицательных эмоций, аффектов, выступая как источник познания глубин человеческого духа [1,с.17].В художественной культуре выражено извечное стремление людей к более совершенному миру, абсолютной гармонии бытия. Ведь искусство как вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способностей, творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты, – это рождение образов в различных его видах (музыке, живописи, литературе, архитектуре и др.). К сожалению в современном мире технократическое мышление подчинило себе науку, искусство, образование. Но ведь сущность искусства не может быть сведена к вещному основанию художественных произведений [3, с. 5]. Искусство помогает человечеству в его движении от прошлого к будущему (В. Г. Короленко). В искусстве отражается невыразимое (И. Гёте). Задача искусства – волновать сердце (К. Гельвеций) [3, с. 6]. Действительно, истинное искусство – это возможность самопознания человека, поиск смыслов в художественном произведении, а значит, и в самом себе. Музыка была и остаётся вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств. А Блок говорил: «Музыка – высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» [4, с. 310]. В высших достижениях музыкального искусства человек создаёт такую полноту личности, какая укрупняет его единичное «я» до тотальности всего мира, которую и способен воплотить талант, гений [4, с. 316]. На музыку человек запрограммирован самой природой. Он сам – готовый естественный музыкальный инструмент, на котором остаётся только творить и играть мелодии и ритмы живой жизни. В музыке как виде искусства нет разделения внешнего материала (звука) и духовного содержания, однако музыке присущ элемент художественной объективизации [3, с. 68].Так как музыка обладает психофизическим смыслом: произведения музыкального искусства непосредственно воздействуют на эмоциональную, психологическую, интеллектуальную и социально-нравственную сферы человека, поэтому восприятие, исполнение и создание музыки являются основными формами не только музыкального развития и воспитания, но и психолого-педагогической коррекции. В музыкальной психологии считаются твёрдо установленными следующие факты воздействия музыкальной деятельности на физиологическое и психическое состояние человека: она усиливает метаболизм, повышает или нормализует мышечный тонус, ритмичность работы дыхательной, сердечнососудистой и двигательной систем, стимулирует проявление эмоций, активизирует все психические процессы (внимание, память, мышление, волю), в чём и проявляется её валеологический потенциал. Музыка не только познаётся, но и является одной из форм познания мира. Музыкально-образовательные программы оказывают благотворное воздействие на познание любой другой дисциплины. А. Эйнштейн писал: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука требует однородного мыслительного процесса». И очень верно подметил академик А. Н. Агаджанян, «поэзию, музыку и живопись питает не логика научных абстракций, а непосредственный опыт, чувства, переживания» [4, с. 6]. Музыкальное творчество – это такой вид деятельности, благодаря которому дети вырастают не только музыкально образованными, но и душевно здоровыми людьми.

Уроки музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве. Они выявляют интеллектуальный потенциал и развивают мыслительные процессы, вызывают соответствующий комплекс мышечной работы, осуществляют работу всего организма. Главная задача уроков музыки – пробуждать интерес к музыке, вызывать яркий эмоциональный отклик [2, с. 32]. Любое воздействие творчеством стимулирует развитие и проявление способностей

Проблема обращения к нравственно-эстетическому воспитанию детей в младшем школьном возрасте возникла в учебно-воспитательном процессе, возникла не сегодня. Богаты наработки по решению и реализации возможных путей ее осуществления имеются в зарубежной и отечественной педагогической практике.

Многовековой опыт человечества и специальные исследования в разных науках показали, что музыка являясь составной частью искусства в целом, влияет на физиологию, психику, мировоззрения человека, и музыкальная педагогика массового воспитания должна ее использовать как фактор влияния на современного школьника. Обращение к народной музыке особенно актуально в этом процессе, так как она способствует становлению личности, осознанности поступков и помыслов человека.

Обращаясь в нашем исследовании к проблеме музыкального воспитания; мы учитывали именно эти традиции музыкальной этнопедагогики. В процессе собеседования и методических консультаций с родителями учащихся мы пришли к выводу, что прежде всего в семье должны бережно храниться и развиваться корни народной музыки. Однако для этого необходимо: наличие музыкальных инструментов; овладение навыками игры и пения; привлечения различных форм народного творчества. Все это будет способствовать формирование у детей интереса к народной музыке.

Ретроспективный взгляд на проблему нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения в советский, постсоветский и современный периоды показал, что вопрос изучения народной музыки целенаправленно не ставился.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М.: 1991.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: 2000.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Просвещение» 1983.

4. Асафьев Б. В. Избранные труды, том I. Москва, издательство Академии Наук, 1954.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1965.

6. Ардаширова Э. Духовная культура и эстетическая педагогика античности – М – У фа , 2003 г.

7. Белобородова В. Музыкальное воспитание детей в семье //Дошк. Воспитание – 1986 №2.

8. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение . – 1967.

9. Ветлугина Н. Эстетическое воспитание в семье – М. – 1973.

10. Выготский Л. Психология искусства. – М. – 1989.

11. Выготский Л. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М. – 1967.

12. Вендрова Т. Пусть музыка звучит.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение - 1990.

13. Гарбер Л. Музыкально-эстетическое воспитание советской молодежи. Л. – 1959.

14. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия //Сост. О.Апраксина –М. Просвещение, 1980.

15. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? – М. . – 1982.

16. Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М. – 1976.

17. Каган М.Н. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987 № 3.

18. Кашапова Л. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании отношения школьников к жизни.: Программа спецкурса – Уфа – 1995.

19. Лернер И. Дидактические основы методов обучения. – М. – 1981.

20. Лихачев Б. Теория эстетического воспитания школьников: Педагогика. – М.: Просвещение. – 1985.

21. Мадорский Э. Музыка начинается в семье. – М. – 1982.

22. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Ч.1. – М., 1966.

23. Малышев Ю. Мысли в слух. – М.: Музыка – 1968.

24. Мартынов И. Мусоргский. – М.: Музыка. – 1960.

25. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка – 1988.

26. Метлов Н. Музыка – детям. – М. – 1985.

27. Метлов Н. Музыка – детям.: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя д/с. //Сост. С.И.Чешева, А.Л.Николаичева – М.: Просвещение. – 1985.

28. Михеева Л. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Выпуск 5. – М. – 1985.

29. Методические рекомендации по построению и оформлению диссертаций и авторефератов/Сост. Л.П.Логинова. – РАН УНЦ – 1995.

30. Музыкальная энциклопедия: В.6 т./Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: СЭ. – 1973. – 1982.

31. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. редактор Г.В.Келдыш. – М. СЭ. – 1991.

32. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции международного общества по музыкальному воспитанию//Отв. Ред. Д.Б.Кабалевский. – М.: Советский композитор. – 1973.

33. Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей//Сост. О.А.Апраксина. – М. – 1985.

34. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка. – 1988.

35. Пожидаев Г. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. – М.: Музыка. – 1987.

36. Плеханов А. « Воспитать человека – значит воспитать его душу» //Дошкольное воспитание – М.: Просвещение. – 1991.

37. Пидкосистый П. Педагогика // Учебное пособие. – М. – 1994.

38. Программа « Музыка». Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл. // Сост. Терентьева, М.: Просвещение. – 1994.

39. Скаткин М. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика. – 1980.

40. Спутник учителя музыки/С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Тарасов Г. и др.: сост. Т.Челышева. – М.: Просвещение. – 1993.

41. Тарасов Г. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу « Педагогика ( ГМПИ им. Гнесиных – М. – 1986).

42. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. – Л.: М. – 1976.

43. Чичерина Н. Музыка в жизни младенца // Дош. воспитание.

44. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: 1975.

45. Эстетическое воспитание в семье/Под. ред. В.А.Разумного. – М. – 1973.

46. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.Медушевский, О.Очаковская. – М.: Педагогика. – 1985.

Похожие работы
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки - Дипломная работа

Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки) - Дипломная работа

Нравственно-эстетическое воспитание на уроках музыки - Дипломная работа

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ОПЕРНЫХ КОМПОЗИТОРОВ - Дипломная работа

Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками - Дипломная работа

ДЕТСКИЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «Эстетическое воспитание школьников средствами башкирской музыки»
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Год: 2016
Цена: 2700 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8458 студентам.