Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. ШЁНБЕРГА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. Характеристика общей исторической ситуации начала ХХ века.11

1.1. Обзор стилевых направлений в музыке ХХ века….11

1.2. Творчество А.Шёнберга и вокальный цикл «Лунный Пьеро»….27

1.3. Обзор и анализ существующих программ…49

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….52

ГЛАВА II. Педагогические условия использования исторических знаний музыкального образования в современной школе….55

II.1. Содержание, формы и методы изучения творчества А. Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро» в практике современного музыкального образования….55

II.2. Эксперимент и его результат….59

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….75

ПРИЛОЖЕНИЕ….78

Введение (выдержка)

Актуальность исследования

К ХХI веку человечество накопило богатый культурный опыт. Его постижение даётся через шедевры разных областей искусства.

ХХ век – время, когда технологии изменили мир. Музыка, как неотъемлемая часть человеческой жизни, также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения.

История искусства 20 века показывает также, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм. Другие же - устойчиво существуют на протяжении всех восьми десятилетий 20 века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассицизм.

В основе музыкального творчества ХХ века, лежит принцип множественности композиционных систем.

Актуальная задача музыкально-эстетической педагогики как науки, занимающей промежуточное, «посредническое» положение между «чистым» музыкознанием и конкретной учебно-воспитательной работой в школах, училищах, колледжах, немузыкальных и музыкальных ВУЗах, состоит в том, чтобы обосновать возможность и целесообразность включения в учебный процесс закономерностей и категорий познавательной музыкально-эстетической деятельности. Имеется в виду представление о музыке как о способе выражения и чувства принципа построения миров.

Продолжателями идей Платона о музыкальном воспитании, стали такие видные деятели как Ж.-Ж. Руссо, и Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой, М.С. Березовский, и Д.С. Бортнянский, А.Г. Рубинштейн, и П.И. Чайковский, и многие другие. В ХХ веке этот ряд пополнился замечательными

педагогами музыки, такими как О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, М. Головина, Л.В. Школяр, В.В. Медушевский, Е.Д. Критская и другие, работы которых ознаменовали рубеж в историческом процессе развития музыкального образования.

Источниками развития педагогики и, в частности музыкальной системы образования служит, прежде всего многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике (С. Балашевой, Г.С. Виноградова, Н.А. Ширяевой и др.).

Другую область составляют труды по аналитической педагогике, эстетике и психологии (Э.Х. Ардашировой, К.Ш. Ахиярова, Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.И. Петрушина, В.А. Сластенина, А.П. Швайко и др.). Большое значение также имеет опыт педагогов – новаторов (С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского, Н.Я. Брюсовой, Б.В. Асафьева, Ю.Б. Алиева, Н.А. Терентьевой, Л.М. Кашаповой и др.), предлагающих оригинальные идеи по развитию и углублению системы музыкального образования в современных быстроизменяющихся условиях.

Современный учитель музыки должен не только хорошо знать историю педагогики и музыкального искусства, но и уметь применять свои знания, заимствовать положительный опыт музыкального образования у учителей – новаторов в этой области педагогики.

Таким образом, на данном этапе развития теории и практики музыкального образования, появилась необходимость показать, что интересного было в музыкальном искусстве начала ХХ века, раскрыть наиболее яркие этапы развития музыки. А так же выделить наиболее важные и полезные формы и методы работы, которые необходимо вводить в современный урок музыки, для его усовершенствования.

При изучении процесса развития музыкального искусства и культуры ХХ века, в данной работе делается акцент на творчестве А. Шёнберга и вокальном цикле «Лунный Пьеро».

Одной из значительных фигур, изменивших музыку в первой половине столетия, был Арнольд Шёнберг - австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед. Возглавляемая им группа музыкантов решила, что тональная музыка (логическое построение соразмерных аккордов) исчерпала себя, и они предложили так называемую атональную музыку и 12-тоновой систему композиции (известной как «додекафония» или «серийная техника»). Что могла показаться, что музыка перестала быть мелодичной и гармоничной, не все композиторы восприняли их идеи.

Характерное для искусства рубежа XIX – XX веков тяготение к крайностям, к пределам возможного, стремление пройти до конца проложенные предшественниками пути, роднит Шёнберга с рядом его современников – Малером, Скрябиным, Айвзом. Однако, пожалуй, ни у кого из них желание «дойти до самой сути» не было таким целеустремленным, бескомпромиссным и долговременным. [6,с.33]

Шёнберг и Новая Венская школа оказали сильнейшее влияние и на музыкальную эстетику ХХ века. Своё творческое кредо Шёнберг сформулировал так: "Искусство начинается там, где кончается развлечение." Иными словами, художник не должен замыкаться в "башню из слоновой кости", он должен непременно быть гражданином" - своими поздними сочинениями композитор вполне доказал эту точку зрения. С другой стороны, по его мнению, художник и не должен писать для публики, ибо публика чересчур уж часто ошибается; Шёнбергу никогда не пришло бы в голову объявить мнение слушателей истиной в последней инстанции подобно Хиндемиту. Сам он писал как бы для вечности - и теперь, спустя полвека после смерти Шёнберга, мы можем вполне убедиться в правоте его эстетической позиции. [6,с. 45]

Музыкальная эстетика и поэтика Шёнберга представляет собой сложный комплекс воззрений и практических композиционных методов, эволюционировавших на протяжении всей его жизни, связанных (зачастую отнюдь не прямолинейно) как между собой, так и с целым спектром художественных и, шире, духовных явлений, в контексте которых они существовали. Как и у любого художника, это две взаимообусловленные грани творческой деятельности, две стороны одной медали. Особенность Шёнберга состоит в том, что его творчество всегда существовало в плотной атмосфере мысли, слова, теоретической интерпретации. Вся его деятельность проникнута рефлексией, постоянными размышлениями о том, что, как и почему он делает. И хотя он неизменно подчеркивал, что его теоретические представления – это всегда осмысление творчески уже свершившегося, причем свершившегося интуитивно, бессознательно, все же, по-видимому, процессы созидания и осознания протекали у него зачастую параллельно, в тесном переплетении и взаимовлиянии. А опыт формирования двенадцатитоновой техники позволяет утверждать, что в данном случае рефлексия имела приоритетное значение. [7,с.20]

Творчество Шёнберга рубежа 1900–1910-х годов – вероятно, самое законченное и исчерпывающее воплощение музыкального экспрессионизма. Передача крайних эмоциональных состояний, чрезвычайная, неслыханная интенсивность выражения стали возможны только благодаря обретению новых средств в области музыкального языка: отказу от тональности, традиционных способов тематической организации и, главное, – эмансипации диссонанса, явившейся первопричиной всего остального. Диссонанс превратился в автономное, самостоятельное созвучие, не связанное более с обязательным разрешением в консонанс. [8,с.333]

Вокальным циклом «Лунный Пьеро» ор. 21 Шёнберг создает новый жанр, возникший на пересечении традиций камерной вокальной и камерной инструментальной музыки, – жанр, который получил в ХХ веке богатое развитие. Героем вокального цикла Шёнберга становится Пьеро – персонаж из французской разновидности commedia dell’arte, в эпоху fin de siècle возвысившийся до символа непонятой и отринутой миром одаренной, тонко чувствующей личности. Вновь героем Шёнберга становится художник, и вновь его герою присущи автобиографические черты. Скрытый слой «Лунного Пьеро», зачастую ускользающий от внимания исследователей, составляют в изобилии представленные здесь различные исторические модели, которые служат объектом переосмысления, отстранения, критической рефлексии, в результате чего цикл в значительной мере становится «музыкой о музыке». Первый и наиболее очевидный музыкально-исторический слой в произведении – это традиционные жанры и формы; менее очевидны аллюзии на определенные музыкально-исторические стили и даже произведения (Вагнер, Р. Штраус, Бах). [20,с.15]

Для ХХ века оказалась важна не столько композиционная техника, разработанная Шёнбергом, сколько сама идея системной двенадцатитоновости и, шире, организации на основе рядов (не обязательно двенадцатитоновых и не обязательно звуковысотных), давшая пышные всходы в различных видах серийности и выросшего из нее сериализма второй половины столетия. Метод Шёнберг стал первым опытом создания новой, строго упорядоченной композиционной системы, базирующейся на сугубо рациональных, логических предпосылках.

В процессе нашего исследования мы выяснили, что творчество А.Шёнберга и его вокальный цикл «Лунный Пьеро» - одни из наиболее интересных явлений в музыке и художественной культуре ХХ века. Его творчество интересно разнообразием стилей и приёмов письма, динамикой, контрастностью, драматизмом. Творчество А. Шёнберга и в частности вокальный цикл «Лунный Пьеро» необычайно близки по духу нашему времени. Именно поэтому нам было интересно обратиться к творчеству именно этого композитора. Особого внимание заслуживает культурная жизнь начала ХХ века, чрезвычайно насыщенная, и её стилевое разнообразие. Это время, в области музыкального искусства, выдвинуло имя одного из гениев той эпохи: А. Шёнберга, раскрывшего разные грани музыкальной культуры начала ХХ века. Исходя из вышесказанного, мы определили тему нашего исследования – Изучение творчества А. Шёнберга на уроках музыки в общеобразовательной школе (вокальный цикл «Лунный Пьеро»).

Цель исследования: сформировать у учащихся целостное представление о творчестве А. Шёнберга - одного из наиболее ярких композиторов начала ХХ века, и его произведении «Лунный Пьеро», которое имеет важное значение в становлении стиля письма композитора.

Задачи: 1. Раскрыть особенности общей исторической и культурной ситуации в начале ХХ века.

2. Дать панорамное представление о стилях, жанрах и направлениях музыки и художественной культуры начала ХХ века.

3. Дать характеристику творчества А. Шёнберга и его произведения «Лунный Пьеро».

4. Сделать обзор и анализ существующих учебных программ, оценить то место, которое занимает творчество А. Шёнберга и его произведение «Лунный Пьеро» в учебном процессе.

5. Выявить уровень знаний и представлений учащихся о данном композиторе, его произведении и эпохи начала ХХ века в целом.

6. Разработать принципы изучения творчества А. Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро», которые позволят углубить и расширить кругозор знаний учащихся.


Объектом исследования является образовательный процесс в старшей школе.

Предметом исследования являются условия формирования творческих способностей на уроках музыки.

В своей работе мы исходим из следующей гипотезы: изучение творчества А. Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро» на уроках музыки произойдёт в случае:

- использования проблемно-поискового метода обучения;

- комплексного изучения произведений различных видов искусств;

- эвристической направленности урока

-целостности теоретической, практической, и творческой деятельности;

- выстраивания процесса обучения с помощью «педагогики сотрудничества»

- познания школьниками музыки через творческую деятельность.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач, нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: теоретический и исторический анализ педагогической психолого-физиологической, музыковедческой литературы, относящийся к объекту и предмету исследования; педагогический эксперимент моделирования системы креативного обучения, применительно к формированию творческих способностей; продуктивные методы; проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые.

Методологической основой исследования являются исторические, педагогические, искусствоведческие исследования, связанные с тематикой работы.

Выдержка из основной части

ГЛАВА II Педагогические условия использования исторических знаний музыкального образования в современной школе.

2.1 Содержание, формы и методы изучения творчества А.Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро» в практике современного музыкального образования.

Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе №70 г. Уфа.

Эстетическая направленность в музыкальном воспитании обязательно должна направлять развитие личности ребенка и определять соответствующие методы на музыкальном занятии. Одной из острых проблем современной педагогики является классификация методов обучения и воспитания. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наиболее ранняя и самая распространенная классификация, характерная еще для древних философских и педагогических систем воспитания, является классификация методов по источнику получения знаний [10,6], в которой методы обучения и воспитания делятся на три основных вида:

• наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы,явления, наглядные пособия);

• словесные (источником знания является устное слово);

• практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Наиболее близкое к данной классификации является деление методов по типу (характеру) познавательной деятельности, которая была разработана известными дидактами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным [15,24-25] и подразделяется на следующие методы:

• объяснительно - иллюстрированный (информационно-репродуктивный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично поисковый; (эвристический);

• исследовательский.

В педагогике существует множество других подходов в определении методов музыкального и нравственно - эстетического воспитания подрастающего поколения. Необходимо отметить, что все они взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Мы основываемся на груды таких дидактов, как И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, дополняя их некоторыми методами, непосредственно использованными в нашей практической деятельности.

Наглядный метод в системе музыкально-эстетического воспитания имеет две разновидности - наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод занимает ведущее место в системе музыкального воспитания.

Главной задачей по применению данного метода в нашей экспериментально-практической деятельности являлось эмпирическое воздействие на сознание и душу школьников средствами музыкального искусства. Для этого необходимо яркое, выразительное и художественное исполнение музыкального произведения учителем, учащимися, музыкантами и др. В современной школьной практике, как правило, используется звучание грамзаписи и реже используется учителем «живого» исполнения, тогда как учитель музыки при первом знакомстве с музыкальным произведением может не только сам исполнить его, но и подготовить наиболее способных учеников. Однако не следует оставлять в стороне и грамзапись, которая предоставляет

большие возможности.

Наглядно-зрительный метод в системе музыкального воспитания играет вспомогательное значение. Он, как правило, используется с целью усиления и конкретизации музыкальных впечатлений, фантазий и творчества ребят. Данный метод обучения в свою очередь делится на две группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций представляет показ ученикам иллюстрированных

пособий: плакатов, таблиц, картин, - знакомящих с инструментами, костюмами, танцами и т.д., а так же сюда относится и работа учителя с доской. В нашей практике мы на уроках мы показывали работы известных художников; портреты композиторов, поэтов, художников, а также клавиры музыкальных произведений. (см. приложение №3).

Метод демонстрации обычно связан с демонстрацией кинофильмов, видеофильмов, диафильмов, слайдов, и т.п.

Словесный метод в современной педагогике имеет универсальный характер, и в музыкальном воспитании его значение неизменно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании ребят яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Так же с помощью слова активизируется внимание ребят, усиливается восприятие музыки, делая его более образным и осмысленным.

Словесные методы подразделяются на следующие методы: рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, пример, диспут. Использование данного метода требует от учителя музыки яркого и образного художественного слова.

Наша экспериментально-исследовательская работа в большей степени была построена на использовании таких составных словесного метода, как рассказ, беседа, лекция (см. приложение №1). Цель использования этих методов заключалась в донесении до сознания ребят сути и значения музыкальной культуры прошлого. Нами использовались и такие методы как объяснение и разъяснение, являясь дополнением к наглядно-слуховому методу. То есть, начиная урок с музыкального произведения и опираясь на ассоциативное мышление ребят, мы выявляли роль музыкального произведения в истории высокого искусства.

Практический метод в школьной практике основан на деятельности самих школьников, формируя у них определенные умения и навыки. Так как урок музыки является своего рода сплавом искусства и школьного предмета, то практическая деятельность учащихся подразделяется на два вида: исполнение и проверка теоретических знаний.

Практический метод развития исполнительских навыков у учащихся должен использоваться на каждом уроке музыки, и не только в виде вокально-хоровой работы, но и игры на детских музыкальных инструментах, а также использование музыкально-ритмических движений, сюда же можно отнести и творческие музыкальные задания. На уроках обобщения мы предлагали учащимся проявить свои способности исполнителей и художников.

Так же для проверки теоретических знаний по музыке нами использовались такие методы, как письменная работа, тестирование, анкетирование, решение кроссвордов, контрольный опрос, викторина, школьная олимпиада по музыке.

Таким образом, на основе экспериментального исследования мы убедились, что методы музыкального воспитания очень часто взаимопроникают или находятся во взаимодействии друг с другом. На одном уроке может преобладать либо один метод, либо используется целый комплекс методов. Так же мы заключили следующее, что выбор методов чаще всего зависит от задач и видов деятельности, запланированных на уроке, от содержания и форм урока музыки.

Главной задачей нашего эксперимента явилось изучение творчества А.Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро» в общеобразовательной школе,

Наша экспериментально исследовательская работа по внедрению исторического опыта в систему школьного образования подтвердила тот факт, что освоение учащимися исторического прошлого музыкального искусства способствует его сохранению и творческому развитию в социокультурных условиях.

Заключение (выдержка)

Изучение художественной культуры начала ХХ века и творчества А. Шёнберга (вокальный цикл «Лунный Пьеро») как одного из наиболее интересных и сложных этапов развития мировой художественной культуры всего ХХ века, имеет особенно важное значение при решении педагогических задач в воспитании молодежи средствами музыки.

Наиболее важной задачей на сегодняшний день в музыкальной педагогике, является преодоление рассогласования цели, задач, содержания, форм и методов музыкального воспитания с природой искусства и с природой личности ребенка, его вкусов и интересов.

Сейчас музыкальное развитие ребенка рассматривается как духовное личностное становление, как гармонизация его отношений с природой, обществом, историей, традициями, с самим собой.

В настоящее время реализуются комплексные планы коренной реформы школы. Восстанавливается богатейшая культурная почва, на основе которой должны осуществляться задачи развития нравственного и эстетического сознания современного человека, готового вступить в мир.

На сегодняшний день все так же сохраняется идея эстетического развития посредством музыки.

Мы знаем, что музыка благотворно действует на сознание человека, способствует его всестороннему развитию. Исследования психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, отличаются более высокой эстетической

культурой, а так же лучше других успевают по другим предметам, более коммуникабельны, ориентированы на высокие требования жизни.

Поэтому особо важную роль приобретает ознакомление учителей с теми достижениями, которые есть в методике и практике этой области. Учителю музыки без основательных музыкальных и педагогических знаний никак не обойтись. Именно учитель музыки, как представитель изящного искусства определяет содержание духовной жизни всего школьного коллектива.

Изучение творчества А. Шёнберга (вокальный цикл «Лунный Пьеро»), музыки прошлых веков, осмысление научных основ в подготовке педагогических кадров должно способствовать росту музыкально-педагогического мастерства учителя музыки, формировать у него новый тип художественного мышления, разностороннего видения методических подходов в образовании учащихся средствами музыки.

Одна из главных задач нашего экспериментального исследования заключалась в попытке определить значимость изучения творчества А. Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро в музыкальном образовании и адаптировать его в современной системе музыкального образования школьников.

В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка начала ХХ века, интересна детям. Сложный музыкальный язык таких композиторов как А.Шёнберг, Л. Берио, П. Булеза не стал барьером для них, так как круг образов прослушанных нами произведений смог соприкоснуться с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В процессе экспериментального исследования, ведя собеседование с учителями и учащимися средних школ, мы пришли к выводу, что школьную практику необходимо строить с учетом использования более глубокого изучения музыки начала ХХ века и творчества А. Шёнберга (вокальный цикл «Лунный Пьеро»).

Для этого необходимо освоение знаний истории музыки, овладение музыкальной культурой прошлого.

Гипотеза о том, что изучение творчества А. Шёнберга и вокального цикла «Лунный Пьеро» на уроках музыки произойдёт в случае:

- использования проблемно - поискового метода обучения;

-комплексного изучения произведений различных видов искусств;

-эвристической направленности урока;

- целостности теоретической практической творческой деятельности;

- выстраивания процесса обучения с помощью «педагогики

сотрудничества»;

- познание школьниками музыки через творческую деятельность;

нашла подтверждение в результате опытной работы.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М., 1983 -112с.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. — М., 2000.-336с.

3. Безбородова Л. А. , Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. -М., 2002 - 416с.

4. Боронилова И.Г. диссертация «Становление и развитие теории передового педагогического опыта»-1997.

5. Вебер Х. О парадоксальности смеха в «Лунном Пьеро» Шенберга // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород, 2001. С. 71-79.

6. Власова Н. Последний из могикан: Шёнберг – педагог и теоретик // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 218–235. – 2, 5 п. л.

7. Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: УРСС, 2007. – 33 п.л.

8. Денисов Э. В. Додекафония и проблемы современной музыки // Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969. – С. 478-525

9.Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.

10. Кашапова Л. М. Музыкальное образование: Теоретико - методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин с методическими рекомендациями по специальности 030700 - Музыкальное образование: для педагогических университетов, институтов и колледжей. - Уфа, 2004. - 88 с.

11. Крусанов А.В. Русский авангард 1907-1932: Исторический обзор. Т.1. - СПб., 1996.

12. Манин В. Шедевры русской живописи - М.: Изд-во Белый Город, 2000.

13. Музыкальный интернет-словарь w*w.muzslovar.r*

14. .Музыкально энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990.-672с.

15. .«Музыка в школе» журнал, вып.5, О. Апраксина «О школьной

программе по пению». - 1966.

16. Музыка. 8 класс: поурочные планы / авт.-сост. В.М. Самигуллина. – Волгоград: Учитель,2006.- 186 с.

17. Музыка. Полная иллюстративная энциклопедия: энциклопедический словарь от А до Я.- М.: Астрель: АСТ, 2009.-449, [7] с.: ил.

18. «Музыка в школе» журнал, вып.5, О. Апраксина «О школьной

программе по пению». - 1966.

19. Наков А. Русский авангард: Пер. с франц. М., 1991.

20. Набиева Н.И. Образ маски в «Балаганчике» А. Блока и «Лунном Пьеро» А. Шенберга: к проблеме претворения символистских тенденций - Уфа, 2007. – 15 с.

21. Науменко Т.И., Алеев В.В « Музыка. 8 класс» - М.: Дрофа,2004.

22. Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины 20 века и проблемы художественного восприятия - СПб.: изд-во СПбГУП, 2008

23.Программа общеобразовательных учреждений: Концепция музыкального образования школьников: 1-8 классы/Сост. Ю.Б. Алиев.-М.: Просвещение, 1994.-80с.

24. Русские художники - Самара: Изд-во АГНИ, 1997.

25.Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика / Сост. В.Н.Терехина— М.: ИМЛИ РАН, 2005

26. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 - 8 кл.» (Под ред. Ю.Б. Алиева). 1993, Просвещение

27. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

28. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда - М., 1993.

29. Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / Сост., пер., коммент. Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М., 2006. ISBN 5-85285-8382

30.ШколярЛ.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. -М.: Флинта - Наука, 1999. - 330с.

Похожие работы
Пути изучения творчества композитора М.И Глинки на уроках музыки - Курсовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ БАШКИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ - Дипломная работа

Изучение романсов композиторов 19 - 20 веков в старших классах общеобразовательной школы - Дипломная работа

ИЗУЧЕНИЕ МИНИМАЛИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе - Дипломная работа

ИЗУЧЕНИЕ КРУПНОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Л. В. БЕТХОВЕНА - Дипломная работа

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ПРОГРАММАМИ - Дипломная работа

Изучение фольклора народов Республики Башкортостан на уроке музыки - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. ШЁНБЕРГА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Год: 2016
Цена: 2800 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8455 студентам.