Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Содержание

Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

1.1. Эмоции, как предмет исследования в психологии….

1.2. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей…

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста…

1.4. Восприятие музыки, как одно из средств развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью….

Выводы по I главе…

II. Опытно – экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством восприятия музыки.

2.1. Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей. Констатирующий эксперимент.

2.2. Методы и приемы по развитию эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей посредством восприятия музыки. Проведение формирующегоэксперимента…

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы….

Выводы по IIглаве…

Заключение…

Список литературы…

Введение (выдержка)

Вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии.

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей наименее изучена. Однако значимость эмоциональной сферы очень важна в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми.

В настоящее время эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др. Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Дети с умственной отсталостью имеют ряд нарушений не только в познавательной деятельности, но и в эмоциональной сфере, которая отличается рядом особенностей. Эмоции таких детей недоразвиты, мало дифференцированы, как правило, отсутствуют оттенки переживаний, отмечается малая связь чувств с разумом.

Умственно отсталые школьники, особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоциональной стороны.

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. У умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства только тогда, они достигнут цели.

Развитие эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

По мнению Л.С. Выготского развитие психики человека происходит в процессе совместной деятельности и общения. Музыка выступает своего рода средством эмоционально-интеллектуального общения, творцом настроения, стимулятором развития определенных чувств. Являясь одним из самых эмоциональных видов искусств, она близкая натуре ребенка, оказывает сильное влияние на развитие его эмоциональной сферы. Под воздействием музыки развивается художественное восприятие, эстетический вкус, богаче становятся эмоциональная составляющая. Невозможно встретить ребенка, который бы не реагировал на звучание музыки.

Под воздействием музыки развивается художественное восприятие, богаче становятся переживания. Разная по содержанию музыка может оказывать различное влияние на человека. Благодаря своему «эмоциональному языку» она через воздействие на чувства, мышление людей способна влиять на их мировоззрение. В.В. Медушевский утверждал, что содержание музыки составляют человеческие эмоции и что она способна «заражать» и «внушать» слушателям эти эмоции.

Эмоциональная сторона воспитания умственно отсталых детей находит свое отражение в музыкальном развитии.

Всё выше изложенное определило тему нашего исследования «Развитие эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: выявить эффективные методы работы по развитию эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей, посредствам восприятия музыки.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно, которой развитие эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста, посредством восприятия музыки, будет успешным, если:

• учитывать психофизические особенности умственно отсталых детей;

• выявить наиболее эффективные методы, которые будут способствовать развитию эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей.

Поставленные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

1) исследовать понятие эмоции, эмоциональная отзывчивость;

2) выявить особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей;

3)выявить условия развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей в процессе восприятия музыки;

4)выявить показатели эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей;

5) проследить уровни и динамику развития.

6) проанализировать полученные результаты.

Сделать выводы.

А разве не будете разрабатывать инструментарий обследования эмоциональности детей? Обобщать имеющийся опыт по развитию….???

Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Петрова В.Г., Замков Л.В., Гнездилова М.Ф., Шиф Ж.И., Вересотская К.А. и другие); музыкально – эстетического развития и воспитания умственно отсталых детей (Евтушенко И.В., Медведева Е.А., Миловская С.М., Граборов А.Н., Яновская М.Г., Григорович Л.А. и другие).

Методы исследования:

1. Анализ научно – теоретической, учебной, программно – методической литературы по теме работы.

2. Наблюдение

3. Беседа

4. Опытно-экспериментальная работа

5. Обработка результатов

Теоретическая значимость исследования заключается в том, в работе систематизирован материал по теоретическим основам развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации эмоций через восприятие музыки.

Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Выдержка из основной части

II. Опытно – экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством восприятия музыки.

2.1. Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей. Констатирующий эксперимент.

С целью выявления и развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей младшего школьного возраста была проведена опытно – экспериментальная работа на базе государственного образовательного учреждения стерлитамакской специальной (коррекционной) образовательной школы №25 VIII вида. В эксперименте участвовала группа детей 2 класса в составе 10 человек.

Организация педагогического исследования по выявлению эмоциональной отзывчивости проходила в несколько этапов:

1. Проведение диагностики с целью исследования и выявления первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости школьников в экспериментальном классе.

2. Проведение формирующего эксперимента на основе разработанной методики развития эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей посредством восприятия музыки.

3. Проведение контрольного эксперимента.

4. Обработка, анализ и систематизация результатов полученных в ходе опытно – экспериментальной работы.

5. Оформление результатов диагностических исследований

6. Выводы.

Цель констатирующего эксперимента – выявление начального уровня развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что восприятие музыки будет способствовать развитию эмоциональной сферы по следующим показателям:

• способы выражения эмоций;

• способность понимать эмоции переживаемые другими людьми;

Основными методами поисково-опытной работы на констатирующем этапе были выбраны:

• целенаправленно – ситуативное наблюдение;

• эксперимент;

• проективные рисуночные тесты.

Для изучения уровня эмоционального развития по показателю «способы выражения эмоций» мы подобрали два задания.

Задание №1. Диагностика использования мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции.

• Удивление (У). Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился (Ребенок может сморщить лоб, поднять брови, приоткрыть рот, всплеснуть руками);

• Страх (С). Представь, что ты очень испугался, покажи как? (Ребенок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съежиться, присесть);

• Радость (Р). Тебе подарили игрушку, о которой ты очень мечтал. Покажи, как ты обрадовался? (Ребенок может откинуть голову назад, приподнять брови, широко раскрыть глаза, улыбнуться, расправить плечи, захлопать в ладоши);

• Гнев (Г). А теперь ты рассердился и ужасно злой. Покажи это. (Ребенок может сдвинуть брови, нахмуриться, стиснуть кулаки);

• Печаль (П). Тебя обидели, и ты стоишь грустный и печальный. Изобрази это. (Ребенок может придвинуть брови, опустить уголки губ, ссутулить плечи).

Необходимо проанализировать использование детьми выразительных средств, при показе каждого эмоционального состояния. Критерии оценивания: 3 балла – эмоции выражены сильно; 2 балла – эмоции выражены средне; 1 балл – эмоции отсутствуют или выражены незначительно.

Заключение (выдержка)

В своей работе я проанализировала одну из наиболее важных и актуальных тем современной педагогической теории и практики – развитие эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей. В современных подходах к руководству развитием эмоциональной отзывчивости учащихся в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкальной деятельности. Музыка развивает психологическую способность эмоционального переживания взаимодействия с миром.

Целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у умственно отсталых детей средствами музыка дает отчетливые положительные результаты. Мы наблюдали у умственно отсталых детей динамику роста развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств личности.

Проведенная нами работа позволяет говорить, что одним из наиболее эффективных средств воздействия на психику и эмоциональную сферу умственно отсталого ребенка является музыка.

Восприятие музыки способствует развитию высших психических функций детей с нарушенным интеллектом, формированию личности ребенка, развитию навыков общения и социализации в обществе.

Развитие эмоциональной отзывчивости умственно отсталых детей способствует выработки социально – волевых навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе. У детей формируются навыки практического владения невербальными и вербальными средствами общения.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Список литературы

1. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: Институт практической психологии, 1998 – 304с.

2. Фортунатов Г.А. Чувства // Общая психология. Учебное пособие. – М., 1970.

3. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Ученые записки Ивановского педагогического института Иваново: Издательство педагогического института, 1973.

4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. – соч. Т.4. – М., 1984. – с 90 – 318.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971.

6. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей // Развитие социальных эмоций у детей. – М., 1986.

7. Ковалева А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970

8. Петровский А.В. Чувства //Общая психология: Учебник. – М., 1986

9. Шингарова Г.Х. эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М., 1971.

10. Тихомиров О.К. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к ХХ международному психологическому конгрессу. – М., 1972 – с. 183 – 186.

11. Выготский Л.С.

12. Занков Л.В.

13. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – м., 1995.

14. Граборов А.Н.

15. Лебедева Т.В. Некоторые аспекты проблемы социализации умственно отсталых детей М. 1994. – 56с.

16. Шаповалова О.Е. об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы / О.Е. Шаповалова // Дефектология. 1996. №6.1.с 36-40.

17. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. 2007. № 8. С. 71-73.

18. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. , 1969.

19. Особенности умственного развития учеников вспомогательной школы./Под ред. Ж. И. Шиф. М. , 1965.

20. Пинский Б. И. Психология умственно отсталого школьника. М. , 1979.

21. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. М. , 1962.

22. Замков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей. \\ Учебно-воспитательная работа во вспомогательных школах. - М., 1940. - Вып. 8.

23. Гнездилов М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М. - Л. , 1947.

24. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М. , 1979.

25. Петрова В. Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками. - Специальная школа, выпуск 3. М. , 1958.

26. Баскакова И. Л. Внимание школьников - олигофренов. – М.,1982.

27. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.

28. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / - А.Д. Виноградова. - М.: 1985.

29. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. — Алма-Ата, 1985.

30. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. — Киев, 1980.

31. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963.

32. Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников //Эстетическое воспитание во воспомагательной школе /Под ред. Н.Т. Головиной. - М.: Просвещение, 1972.

33. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

34. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

35. Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология.1995.

36. Гаврилушкина О. П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. М., 1980.

37. Соболев А. С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. М., 1968.

Похожие работы
РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТРАДАЮЩИХ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Дипломная работа

Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста - Дипломная работа

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Дипломная работа

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Дипломная работа

Развитие внимания и памяти детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ ДЕТЕЙ - Курсовая работа

Педагогическая технология обучения танцевальному стилю House Dance детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования - Дипломная работа

ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Дипломная работа

Коррекция нарушений свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением интел-лекта в процессе занятий адаптивной физической культурой - Дипломная работа

Воспитание координационных способностей детей - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: Рефераты по различным предметам
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Год: 2016
Цена: 2600 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.