Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения К работе прилагается презентация

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ …8

1.1 . Духовно-нравственное воспитание как ведущее направление в развитии подрастающего поколения…8

1.2. Роль духовной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников ….20

Выводы по первой главе….…27

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ….29

2.1.Передовой педагогический опыт духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки ….29

2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты …45

Выводы по второй главе ….64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….69

ПРИЛОЖЕНИЕ….

Введение (выдержка)

Актуальность проблемы исследования. Со времен глубокой древности духовно-нравственная воспитанность являлась главной составляющей гармоничной личности. Как одна из форм развития личности, духовно-нравственное воспитание является необходимым аспектом формирования мировоззрения личности. Оно направлено также на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, привели к тому, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не стало являться приоритетным, в результате чего обнаруживаются негативные особенности в мировоззрении и поведении молодых людей, такие как отсутствие нравственных ориентиров, бездуховность, безверие, агрессивность, аморальность. В связи с этим, на наш взгляд, в настоящее время духовное воспитание приобретает особую актуальность.

Кроме того, государственная программа духовно-нравственного воспитания окончательно не разработана. Анализ научной литературы показал, что в настоящий период к постановке этого направления в педагогике научно-теоретические и методические подходы лишь определяются.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников не вызывает сомнений и связана, в том числе и со следующими положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями в различных предметных областях, но и в сфере этических, эстетических и духовно–нравственных норм, и имеющих высоко нравственный облик.

Во-вторых, духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у учащегося личностного отношения к окружающим.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Меньшиков, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и др.

Духовно-нравственное воспитание предстает как эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через познание искусства: театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.

Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственных качеств человека является музыка. Как «зеркало души», «эмоциональное познание», она отражает отношение человека к миру и к самому себе. Музыка очень сильно влияет на ребенка, на его душевное, эмоциональное состояние. Может вызывать чувство - радости, веселья, доброты, тревоги, грусти, жалости, сочувствия.

Отечественная педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства.

Большой вклад в изучение проблемы воспитания учащихся средствами музыки внесли такие научные деятели, как Ю.Б.Алиев (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г.Болгарский (формирование интереса к народной музыке у подростков), Н.В.Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К.Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г.Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н.Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А.Хлебникова (составляющие музыкальной культуры) и др.

Особенно яркий след в душе ребенка оставляет духовная музыка, вызывая добрые, мирные, ясные, чистые, светлые чувство, пробуждая чувство сопереживания, умиротворения, чистоты, чего то очень мирного, доброго, светлого.

Духовная музыка эмоционально очищает, помогает освободиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, – все это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в свое внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.

Однако проблема значимости духовной музыки в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего недостаточно разработана в современной музыкальной педагогике.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего возраста на уроках музыки»

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить особенности формирования нравственности, духовного облика детей младшего школьного возраста в ходе их приобщения к духовной музыке.

Объектом исследования: процесс музыкального образования детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования: содержание, формы и методы изучения духовной музыки в практике современного музыкального образования в общеобразовательной школе.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в научной литературе.

2. Сделать обзор и анализ существующих учебных программ по музыке.

3. На основе практической работы проверить эффективность использования произведений духовной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

4. Разработать комплекс методических рекомендаций по изучению духовной музыки в школе.

Теоретическая значимость работы заключается в определении специфики используемых понятий в духовно-нравственном воспитании, их уточнении и раскрытии сущности духовно-нравственного воспитания на различных этапах исторического развития с учетом современного состояния проблемы исследования; анализе школьных программ по музыке, направленных на изучение духовной музыки.

Практическая значимость заключается в разработке отдельных уроков музыки по программе И.В.Кошминой «Духовная музыка» использованных в педагогическом эксперименте, которые могут быть использованы учителями музыки в школе, студентами музыкально-педагогических факультетов в процессе педагогической практики, а также учителями начальных классов, с целью расширения кругозора детей и формирования духовно-нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются:

 общефилософские, общепедагогические идеи о духовно-нравственном воспитании (Сократ, Аристотель, Платон, Я.А.Коменский, Г.Песталоцци, И.Гербарт, Л.А.Григорович, В.А.Сухомлинский, О.Г.Дробницкий);

 педагогическая теория о возрастных и личностных качествах ребенка в процессе воспитания (Л.И.Божович Л.С.Выготский; B.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон);

 концепция о социальных функциях музыки и музыкального образования (Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Б.Л.Яворский Д. Б.Кабалевский).

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - поиск, изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.

Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выдержка из основной части

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1 Духовно-нравственное воспитание как ведущее направление в развитии подрастающего поколения

Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами духовной музыки во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в сущность данных базовых понятий. Ключевым из них для данного исследования является духовно-нравственное воспитание.

Данное понятие включает в себя дефиницию «нравственность». Однако в философской, психолого-педагогической литературе понятия «нравственность» и «мораль» часто не используются дифференцированно, а предстают как синонимы. Так, в кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [49, 214].

В работах многих философов прошлого, таких как И.С.Кон, В.П.Кобляков эти понятия не разделялись [47]. Так, В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [32, 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [32,558]. Ф.В.Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [67, 289].

В современной научной литературе данные понятия имеют самостоятельное значение. Так, под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. В работах Ф.Т.Хаматнурова, А.И.Шемшуриной и др. нравственность же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности [89]. Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось следующее: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [6, 360]. Так, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре.

С течением времени понимание нравственности изменилось. К примеру, в словаре С.И.Ожегова дается следующая трактовка данного понятия: «Нравственность — это духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [69, 414]. По мнению Л.А.Григоровича: «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [29, 104]. Выдающийся ученый И.Ф.Харламов определил, что нравственность заключается в следующем:

- в отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;

- в отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;

- в отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить;

- в отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность;

- в человеколюбии или гуманности [90].

Для выявления условий нравственного развития человека необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания. Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. Следующий уровень морального сознания - нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.

Понятие «нравственный принцип» по мнению И.Л.Зеленковой, А.А.Гусейнова обозначает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения [31], [36].

Для данного исследования также необходимо определить значение понятия «нравственной ценности». С нашей точки зрения, это обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.

Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. И.С.Марьенко в книге «Нравственное становление личности» отмечает: «На первый план выступает не то, что, безусловно необходимо, без чего нельзя, не то что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности» [59]. Таким образом, по сравнению с интересом, который представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность — это утверждение всеобщего в деятельности индивида.

Существует понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью. Эту высшую ценность также называют идеалом [39]. С нашей точки зрения именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми. Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, не смотря на обстоятельства [62, 203].

Содержание ценностных ориентаций (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. В связи с этим нравственная деятельность характеризуется тем, что у каждого она определяется сознательным выбором тех или иных действий.

Мы согласны с точкой зрения Л.И.Божович, которая в книге «Нравственное формирование личности школьника в коллективе» отмечает, что: «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов» [18]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. В связи с этим для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности [62]. Под поведением же понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание [66].

Заключение (выдержка)

На современном социально-экономическом этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки ответствен не только за музыкальное воспитание учащихся, но и за их духовное воспитание в целом.

Исследование показало, что религия, отлученная от процесса образования и воспитания, разделяя судьбу церкви, «отделенной от государства», не имела прав на объективное изложение собственной сущности как философско-исторического феномена, что привело к невежеству народа в сфере духовной культуры.

Национальное и зарубежное искусство прошлого и настоящего в настоящее время настойчиво входит в жизнь школы; юношеству открывается духовный смысл не только светского, но и религиозного искусства. Можно ли вернуть уроки «Закона Божьего» сегодня, когда еще так сильна инерция раскрученного механизма советско-светского образования и соответственно воспитания? У современного ученика, в отличие от дореволюционного ребенка России, нет привычки к самому материалу богословских уроков. Вырванное растение не вернуть в землю с надеждой на восстановление его жизни. Надо сеять заново, учитывая колоссальные изменения в светских науках естественно- математического цикла и оглядываясь на тех, кто хранит традиции. Однако, школьное богословие будет сложным и для детей из семей неверующих родителей, так как первым и самым важным социальным институтом является семья.

Духовная музыка эмоционально очищает, помогает освободиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, – все это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в свое внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.

Отрадно отметить, что духовная музыка включена в программы по музыке, она изучается и как музыка религиозного содержания, дополняет и раскрывает другие темы уроков и полугодий.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что духовная музыка помогает решать такие задачи, как:

- Снятие скованности и эмоционального напряжения;

- Побуждение к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность;

- Развитие способности к творческому воображению, раскрепощению;

- Формирование эстетических потребностей;

- Созерцание «себя изнутри», настрой на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.

В заключении отметим, что духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, начинающийся с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. При этом в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

С нашей точки зрения, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. В связи с этим представляется важным взаимодействие нравственной воспитательной системы со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью.

Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Данные задачи «решает» осуществление духовно-нравственного воспитания, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у учащихся экспериментальной группе уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности и знаний христианской культуры, стал значительно выше, чем у детей из контрольной группы. Учащиеся не только познают мир, но и воспитывают в себе высоконравственные качества, развивают творческие способности, умения анализировать, мыслить, рассуждать и видеть прекрасное, эмоционально воспринимать окружающую среду.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б.Абдулин, Е.В. Николавева // – М.: Издательский центр «Академия» - 2004. - 336с.

2. Аверина, Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г.Аверина // Нач. школа. – М.: 2005. – 68 – 71с.

3. Алеев, В.В. Программа «Музыка» для учащихся I-VIII классов [Текст] / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.И.Кичак // М:. 2005. – 87с.

4. Амонашвили, Ш.А. Антология гуманной педагогики. …и сказал господь Моисею… [Текст] / Ш.А.Амонашвили // – М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили. - 2002. - 386с.

5. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе [Текст] / О.А.Апраксина // М.: Просвещение 1999. - 130с.

6. Аристотель. /[Текст] / Аристотель/ /Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4., -360с.

7. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. / [Текст] / Н.В. Архангельский // – М.: Просвещение, 1979.- 45с.

8. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] /Л.Г.Арчажникова // Программа для высших педагогических учебных заведений – М.: 1991.- 309с.

9. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - [Текст] /Б.В. Асафьев //Л.: «Музыка», 1971. - 376 с., нот.

10. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К.Бабанский// Курс лекций. – М.: Просвещение, 1988 – 334с.

11. Бажанова, И.Н. Педагогический поиск [Текст]/ И.Н.Бажанова // – М.: Педагогика. - 1990.- 334 – 350с.

12. Баренбойм, Л.А. «Путь к музыке», книга для начинающих обучаться игре на фортепиано. [Текст, ноты] / Л.А. Баренбойм// – М.: Педагогика, 1989.-56с.

13. Бердяев,Н.А.Философия творчества, культуры и искусства [Текст] : в 2 т / Н.А. Бердяев. - М. : ИскусствоИЧП «Лига», 1994 - 163с.

14. Блонский,П.П. Основные понятия воспитания [Текст] / П.П. Блонский; Публ. подгот. Володин С. // Школа. - 1995. - N 1. - 90-95с.

15. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы со

школьниками. / [Текст] / О.С. Богданова // - М., 1997 – 45-55с.

16. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. / [Текст] / Л.И, Божович // - М., 2000. – 105-106с.

17. Болгарский А.Г. Психологическое воздействие искусства. / [Текст] / А.Г. Болгарский // — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.

18. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). / [Текст] / Н.И. Болдырев // – М.: Педагогика, 1989.- 78с.

19. Борисовский, В.А. История и нравственность [Текст] / В.А.Борисовский // - М.: просвещение, 1985.- 128с.

20. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. [Текст] / К.Н. Вентцель // – М., 1996. – 24с.

21. Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания/ [Текст] / Н.Д. Виноградова // Педагогика, 1997, №5.-29с.

22. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С.Выгодский // Пед. психология. – М.:1991. – 78 – 114с.

23. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. / [Текст] / В.М. Галузинский // – Киевузинский: Радянська школа, 1982. – 132с.

24. Гербарт И. К вопросу о философии педагогики [Текст] : / И. Гербарт // - Калиниград : Изд-во КГУ, 2004. - Вып.16., 120с.

25. Гольденвейзер, А.Б Как научить видеть прекрасное. [Текст] / А.Б. Гольденвейзер // – М., 1963.- 104с.

26. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / [Текст] / Л.А. Григорович // – М., 2004 г.-58с.

27. Гузий Н.В. Нравственное становление личности. . / [Текст] / Н.В. Гузий // – М., 1985 - 78с.

28. Гусейнов А.А. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). / [Текст] / А.А. Гусейнов // – М.: Педагогика, 2000.- 69с.

29. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. / [Текст] / В.И. Даль // – М.: 2005, т.11.-345с.

30. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура [Текст] /Г.И.Данилова // М.: Магистр- пресс. - 2001. - 240с.

31. Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности. /[Текст / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.

32. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10., 5с.

33. Зеленковой, И.Л. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зеленсковский // Народное образование. – 2008. - №1 – 213 – 219с.

34. Зеньковский, В.В Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание // Воспитание школьников. – 2002. - №9 – 26 – 36с.

35. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / [Текст] / А.В. Зосимовский // Педагогика, 1998, №7- 7с.

36. Зуева, Е.М. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде [Текст] / Е.М.Зуева // «Русская школьная библиотечная ассоциация». - М.: 2008. – 332с.

37. Кабалевский, Д.Б. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Д.Б.Кабалевский//. – М.: 2005. – 223с.

38. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. / [Текст] / И.А. Каиров // - М.: Просвещение, 1989- 67с.

39. Кальниченко З.К. Нравственное формирование личности /[Текст / З.К.Кальниченко// – М., 2000 . – 289с.

40. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. / [Текст] / А.А. Калюжный // - М: Просвещение , 1998. – 44с.

41. Каптерев,П.Ф. История русской педагогии. Гл. XXI. Национальный идеал. [Текст] / П.Ф. Каптерев; Подгот. текста к печати В.П. Борисенкова // Педагогика. - 1996. - N 3. - 62-67с.

42. Ковалев, Н.Е. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. – 2004 - №4 – 67 – 70с.

43. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики») . / [Текст] / Я.А. Коменский // - М.: Просвещение, 1989. – 101с.

44. Кон, И.С. Словарь по этике [Текст] / И.С.Кона // Издательство политической литературы. - М.: 1981. – 213 - 216с.

45. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка [Текст] /И.В.Кошмина // Пособие для студентов муз. Пед. Училищ и вузов: И.В.Кошмина изд. центр ВЛАДОС. - 2001. – 160с.

46. Краткий словарь по философии. – М.:1992. – 87с.

47. Критская, Е.Д. Методы работы с учебниками «Музыка» I- IV классов [Текст] / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина//. – М.: 2002. – 207с.

48. Критская, Е.Д. Программа «Музыка» для V-IX классов [Текст] / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина //. – М: 2006. – 43с.

49. Кругляницо, Т.Ф. Этика [Текст] / Т.Ф.Кругляницо, Л.Е.Гаркушина, Н.А.Селиверстова//. – М.: 1994. – 15 – 73с.

50. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. / [Текст] / Л.В. Кузнецова // – М.: Просвещение, 1988 – 16с.

51. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина//.– М.: «Сфера». - 2003. – 28 – 59с.

52. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – / [Текст] / Е.Н. Лагодина // М.: Просвещение, 2006. – 48с.

53. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. / [Текст] / А.Н. Леонтьев // – М., 1975. – 39с.

54. Лесгафт,П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания [Текст] : избр. психол. тр / П.Ф. Лесгафт; Под ред. М.П. Ивановой ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. – 410с.

55. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. / [Текст] / А.С. Макаренко // М., 1979, т. IV. – 414с.

56. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л.И.Маленкова // Книга для учителя – восипитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. - 300с.

57. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. / [Текст] / И.С. Марьенко // - М., 1985. – 29с.

58. Меньшиков, В.М. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. – 2001. - №1 – 213 – 215с.

59. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / [Текст] / В.С. Мухина // - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.

60. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. / [Текст] / Э.Ш. Натанзон // – М., 2001. – 78с.

61. Николаева, Е.В. История музыкального образования древней Руси [Текст] / Е.В.Николаева // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: изд. Центр ВЛАДОС. - 2003. – 208с.

62. Ницше, Ф.В. Сочинение в 2-х томах [Текст] / Ф.В.Ницше // -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.-289с.

63. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997. – 23с.

64. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002. -414с.

65. Панкеев, И.А. Русские праздники игры [Текст] / И.А.Панкеев // ООО издательство «Яуза», ЗАО издательство «ЭКСМО - Пресс». – М.: 1999. – 416с.

66. Песталоцци,И.Г. Книга для матерей [Текст] / И. Г. Песталоцци ; [сост., вступ. ст. А. В. Калиниченко]. - М. : Карапуз, 2009. - 251, [4] с. : ил. - (Педагогика детства) (Избранное / И. Г. Песталоцци).

67. Пирогова,С.А. Мой взгляд на воспитание человека XXI века [Текст] : [Опыт воспитат. работы в 5-м кл. учителя сред. шк. N 540 Москвы , участника моск. конкурса пед. мастерства " Самый классный классный "] / С.А. Пирогова // Клас. рук. - 2001. - N 4. - 3-18с.

68. Подласый,И.П. Педагогика [Текст] / И.П.Подласый // Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2 - 94-95.

69. Райский, Б.Ф. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников – 2001. - №7 – 67 – 69с.

70. Рахимов, А.З. Нравственная психология [Текст] / А.З.Рахимов // Учебное пособие Уфа: Издат. «НОК». - 1995. – 20 – 52с.

71. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательсво ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. – 54 – 61с.

72. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996. – 79с.

73. Рыжова, В. Методические рекомендации к урокам музыки [Текст] / В.Рыжова//. - М: 1971. – 201- 250с.

74. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002. – 74с.

75. Сорокин, Н.А. . Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 136с.

76. Сохор А.Н. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. – 2001. - №1 – 213 – 215с.

77. Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание [Текст]/ Т.Д.Стульник//. – М.: синтез. - 2006. – 168с.

78. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А.Сухомлинский//. - М.: Педагогика. - 1979.- 420 – 540с.

79. Ушинский,К.Д. Педагогическая антропология [Текст] : человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. -450с.

80. Хаматнурова, Ф.Т. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – 166 – 169с.

81. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - [Текст] / И.Ф.Харламов // М.: Высш. шк., 1990. - 576с.

82. Хлебникова Л.А. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – 55 – 58с.

83. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры [Текст] / А.И.Шемшурина // Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - М.: 1999. – 64 – 78с.

84. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. – 10с.

85. Щуркова, И.Е. Воспитание детей в школе [Текст] / И.Е.Щуркова // - М.: просвещение. - 1987.- 213с.

86. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). [Текст] / Б.Д.Эльконин // — М.: Тривола, 1994.-168с.

87. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592с.

88. Яворский Б.Л. Избранные труды, тт. 1–2. [Текст] / Б.Л. Яворский // М., 1986. – 56-62с.

89. Яковлев, А.С. Искусство пения [Текст] / А.С.Яковлев// Материалы. Статьи. - М.: Издательскйй дом «ИнформБюро». - 2007. – 24-41с.

90. Ямалетдинова, Н.Г. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова//, - Уфа: 2005. – 180с.

91. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – 12с.

Похожие работы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Курсовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Дипломная работа

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА - Дипломная работа

Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения - Курсовая работа

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Дипломная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: Дипломная работа
Страниц: 92
Год: 2016
Цена: 2900 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8458 студентам.