Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «Психологическое здоровье у больных сердечнососудистыми заболеваниями»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат Форматы: Word

Содержание


Введение 5

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 8

1.1 Структурно-функциональные характеристики и динамические показатели, критерии психологического здоровья личности 8

1.2 Психологическая хараткеристка лиц, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями 17

1.3 Профилактика и способы сохранения психологического здоровья 23

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 27

2.1 Программа эмпирического исследования психологического здоровья больных сердечно – сосудистыми заболеваниями 27

Программа исследования психологического здоровья состоит из следующих этапов: 28

2.1 Проведение эксперимента и его интерпритация. 32

Заключение. 38

Список литературы 40

Введение (выдержка)

В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметов исследования является здоровье человека. Долгое время здоровье рассматривалось в рамках биологии человека, медицинской науки. В последние десятилетия появляются новые области исследования, предметом изучения которых является здоровье. В последние десятилетия активно развивается психология здоровья как самостоятельное психологическое направление. Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития

В качестве параметров здоровой личности в период взрослости выступают такие личностные характеристики, как стремление к самоактуализации, смысложизненные ориентации, самоотношение, оптимизм (М. Багери, О. И. Лелякова, Г. Олпорт, А. А. Печеркина и другие).

В рамках психологии проблеме здоровья посвящено много исследований, которые направлены на изучение сущности, характеристик данного понятия (О. Н. Кузнецов, Н. Д. Лакосина, В. И. Лебедев, Г. С. Никифоров, Г. К. Ушаков, А. Маслоу, Г. Олпорт, А. Эллис и др.). В центре внимания психологов находятся различные уровни здоровья: психическое, психологическое, социальное. Относительно категории личности изучается феномен «психологическое здоровье», которое, по мнению И. В. Дубровиной, относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа (И. В. Дубровина, 1997).

Несмотря на разнообразие исследований, остаются неразрешенными вопросы описание компонентов психологического здоровья и выделения структурообразующих элементов, анализ функциональной стороны психологического здоровья у больных сердечно – сосудистыми заболеваниями.

Сердечно-сосудистые заболевания, относятся к наиболее часто встречающимся заболеваниям. Несмотря на успехи в лечении и профилактике сердечно сосудистой системы за последние годы, она еще пока продолжает оставаться объектом прицельного исследования со стороны медицины и смежных с ней областей. Это связано, прежде всего, с тем, что болезни сердца - нередко причина снижения трудоспособности населения

Цель исследования - проанализировать особенности психологического здоровья и его особенности у больных сердечно – сосудистыми заболеваниями.

Объект исследования: психологическое здоровье.

Предмет исследования: особенности психологического здоровья у больных сердечно – сосудистыми заболеваниями.

Гипотеза исследования: психологическое здоровье у больных сердечно –сосудистыми заболеваниями имеет свои особенности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие психологического здоровья личности в психологической литературе;

2. Определить критерии, факторы, характеристики психологического здоровья;

3. Проанализировать психологические особенности больных сердечно – сосудистыми заболеваниями;

4. Составить программу эмпирического исследования психологического здоровья больных сердечно – сосудистыми заболеваниями;

5. Охараткеризовать профилактику психологического здоровья.

Методологической и теоретической основой работы являются

• методологический принцип системной организации психического (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков); теория системных описаний В. А. Ганзена;

• концепции психической нормы, предложенные Б. С. Братусем, Н. Г. Штыковым;

• идеи, рассматривающие здоровье как интегративную характеристику личности человека (О. С. Васильева, Г. С. Никифоров, Ф. Р. Филатов);

• психогигиенический подход к здоровью JI. В. Куликова.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психологической, философской, медецинской литературы. Методики исследования: диагностика патопсихологических отклонений, обьединяемых в форме синдромов невротизации и психопатизации - тест У Н П ("Уровень невротизации и психопатизации", разработан ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева). Диагностика уровня тревожности и депрессии по методике "ТиД" (Ханин Ю.Л., 1976). Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина. Методика определения стрессоустойчивости и адаптированности Холмса и Раге. Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, методы математической стаитстики.

Эмпирическая база исследования: пациенты в возрасте от 35 до 55 лет, страдающими сердечно–сосудистыми заболеваниями, находящиеся на диспансерном учёте в поликлинике №18 у кардиолога Тулупова А.Ф. в количестве 30 человек

Выдержка из основной части

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Программа эмпирического исследования психологического здоровья больных сердечно – сосудистыми заболеваниями

Диагностические показатели методик были разделены на группы в соответствии с интегральными показателями психологического здоровья личности, выделенными в результате теоретического анализа рассматриваемого понятия: благополучие, адаптированность, уравновешенность, устойчивость.

Таблица 2

Диагностируемые показатели психологического здоровья личности

Показатели

психологического

здоровья Способность адекватного восприятия

окружающей среды;

способность к логичной обработке

информации;

интерес к самому себе;

принятие самого себя;

принятие окружающего мира и других;

адекватная самооценка;

самоуважение;

положительное эмоциональное состояние;

уравновешенность;

адекватный уровень притязаний;

стремление к успеху;

ответственность Субъективно регистрируемые


Средняя или высокая успеваемость; позитивный социометрический статус в учебе; позитивный социометрический статус в общении Объективно регистрируемые

Показатели, свидетельствующие о нарушении психологического здоровья личности Проблемное, искаженное восприятие окружающей среды негативизм;

непринятие окружающего мира и других; непринятие самого себя; неадекватный уровень притязаний; мотив избегания неудач неадекватная самооценка; тревожность; напряженность

эмоциональная нестабильность; негативное эмоциональное состояние; низкая активность Субъективно регистрируемые


Низкая успеваемость;

низкий социометрический статус метрический статус в общении Объективно регистрируемые

Программа исследования психологического здоровья состоит из следующих этапов:

1 этап- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2 этап – изучение стрессоустойчивости и депрессивности;

3 этап- изучение тревожности;

3 этап- изучение невротизации;

4 этап- изучение адаптированности;

5 этап- формулирование выводов.

Диагностика патопсихологических отклонений, обьединяемых в форме синдромов невротизации и психопатизации - тест У Н П ("Уровень невротизации и психопатизации", разработан ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева).

Методика состоит из 90 вопросов, на которые испытуемый отвечает по принципу “согласен - не согласен”. Обработка полученных результатов проводится с помощью ключей с учетом пола испытуемого. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации и психопатизации соответственно является итоговым показателем уровня невротизации и психопатизации. Отрицательная величина коэффициента свидетельствует за патологию, а положительная против. Оценки не выходящие за пределы + 10 по шкале невротизации и +5 по шкале психопатизации попадают в зону неопределенного диагноза. Если оценка выходит за эти пределы, то может быть принято соответствующее диагностическое решение. При этом, чем больше абсолютное значение итоговой оценки, тем дальше данный испытуемый находится от границ, разделяющих дифференцируемые группы.

Диагностика уровня тревожности и депрессии по методике "ТиД" (Ханин Ю.Л., 1976). Количество вопросов - 20. Диагностируемые показатели:

Тревога

Депрессия

Методика предназначена для экспресс-оценки выраженности состояний тревожности и депрессии.

Более полным вариантом является методика МИНР (методика измерения невротических расстройств), включающая 6 шкал.

Области использования методики и ее характеристики

• Депрессия

• Депрессия

• охрана 2008

• Оценка состояний

• Продавец

• Тревожность

• Тревожность

• Эмоционально-волевая сфера

• Измеряемые параметры

Тревожность

Состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия.

Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведёт себя неуверенно.

Депрессия

Депрессия проявляется в невротических реакциях - в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, суждении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина

Шкалы: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность

Назначение теста

Диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность"; с последующей интерпретацией

5.Методика определения стрессоустойчивости и адаптированности Холмса и Раге

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Методика включает 43 вопроса. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и особенностей социальной адаптации.

Социальная адаптация рассматривается в методике в качестве функции развития личности. Предметом измерения являются актуализированные потребности человека и уровень их удовлетворенности.

Заключение (выдержка)

Психологическое здоровье является сложным динамическим состоянием, характеризующим личность в процессе функционирования. Психологическое здоровье личности выступает интегральной характеристикой, отражающей баланс между успешностью функционирования личности и «ценой» достижения целей развития, которое выражается в ощущении эмоционального благополучия.

Показатели психологического здоровья разделяются на две группы: структурные и функциональные. В структурные характеристики входят показатели, характеризующие состояние развития компонентов личности, и интегральные показатели, характеризующие соотношение компонентов структуры личности (благополучие, гармоничность (соразмерность) личности). Функциональный аспект рассмотрения психологического здоровья представлен показателями: адаптированность, уравновешенность, устойчивость, согласованность.

Показатели психологического здоровья взаимообусловлены и взаимосвязаны со свойствами и интегральными характеристиками личности. Индивидные и интеллектуально-личностные особенности выступают детерминантами состояния психологического здоровья, тем самым оказывают влияние на проявления показателей психологического здоровья.

Болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения.

Наиболее характерным признаком изменения познавательных процессов при болезнях сердца, можно считать затруднения при одновременном охвате нескольких элементов ситуации, что является следствием сужения объема восприятия. Основное затруднение при этом представляет операция совмещения нескольких признаков.

Результаты психологического обследования необходимо учитывать при составлении индивидуальных программ социально-психологической реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями

По результатам провденных методик, мы пришли к следующим выводам:

 большинство больных имеют высокий уровень невротизации.

мы наблюдали выраженную эмоциональную возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость.

Испытумые редко здоровались друг с дгугом, все разговоры сводились к жалобам на здоровье. Их легко можно было «задеть» любым словом;

 половина испытуемых переживает высокую тревожность;

 большинсово имеет низкую сопративляемость к стрессу.

Список литературы

1. Ананьева Б. Г. Человек как предмет познания - М., Изд-во Пресс- Релиз -2009-115с.

2. Антропов Ю.Ф. Особенности клинических проявлений психосоматических расстройств. //Медицина. –2006 - № 1- С.45-57

3. Буянов М. И. Основы психотерапии больных соматическими заболеваниями - Киев,2006- 113с.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Спб- 2005-114с.

5. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при соматических и невротических нарушениях // Психол.журнал -2004- Т.15. № 6. С.114-122.

6. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М. : Флинта, 2008

7. Багери, М. Социокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной или вынужденной миграции Текст.: диссертация . кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 2005. -196 с.

8. Бойко, О. В. Охрана психического здоровья Текст. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Соц. работа" / О. В. Бойко. М. : ACADEMIA, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). -265 с.

9. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672с.

10. Багрова, Е. А. Психофизиологическое здоровье в структуре иерархической индивидуальности: Критерии и программа коррекции Текст.: диссертация . кандидата психологических наук: 19.00.02. Уфа, 2002. — 197 с

11. Башкирева, Т. В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья Текст. // Т. В. Башкирева // Мир психологии. 2007. -№2(50).-С. 140-151

12. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П – Я); пер. с англ. /Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. – 560

13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

14. Гарбузов В.И. Человек–жизнь–здоровье. – СПб.: Комплект,2009 – 429 с.

15. Гулина, М. А. Психоаналитические концепции здоровья Текст. / М. А. Гулина // Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 285-305.

16. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та,2008-223с.

17. Здоровье как социально-философская проблема Текст.: курс лекций / авт. : Азаматов Д. М. и др. ; М-во образования Рос. Федерации, Башк. гос. унт. Уфа: РИО БашГУ, 2003 (Множительный участок Башкирского гос. ун-та). - 156 с.

18. Иванова, М. Г. К проблеме определения психологического здоровья личности / М. Г. Иванова // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов / под ред. И. С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 364 с. - С. 32-36. - 0,3 п.л

19. Иванова, М. Г. Здоровье и зрелость в адаптационной парадигме / М. Г. Иванова, А. Г. Портнова // Материалы IV съезд Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В 3 т. - Москва - Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007. - С. 51.-0,06 п. л.

20. Ильина В. Н., Григорьева Е.А. Социально-психологические факторы адаптированности больного //Прикладные проблемы клинической психологии. М.,2005- С.203-213.

21. Николаева В.В., Ионова Е.И. Медико-психологическое обследование соматических больных. Журн. Невропатол. и психиатр.2005- вып. 8- С.15-23

22. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия “здоровье” и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: Медицина,2009-116с.

23. Калитеевская Е.Р. и Ильичева В.И. Об особенностях психологической дезадаптации при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях // Лечение и реабилитация, больных пограничными нервно-психическими расстройствами и алкоголизмом / Республ. сб. научн. трудов. - М.,2006. - С.72-75.

24. Лакосина Н. Д. и Ушакова Г. К. О применении методики на выявление смыслообразующих структур личности в работе психолога в соматической клинике // Профилактика, лечение и диспансеризация основных заболеваний внутренних органов: Тезисы докладов конференции. - Челябинск,2007 -С.13-19

25. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.

26. Маленкина-Пых, И.Г Психосоматика: справочник практического психолога / И. Г. Маленкина-Пых. М: Эксмо, 2005.

27. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с

28. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : ТЦ Сфера,2008-117с.

29. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс,2008-345с.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М-2008- Спб- 432с.

31. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М. : Школьная пресса, 2007-116с.

32. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990.

33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 608

34. Эриксон Э. Молодой Лютер: Психоаналитическое историческое исследование. – М., 1996. – С. 506

35. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают // Московский психотерапевтический журнал.2004 - № 1 – С.34-45

Похожие работы
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ - Курсовая работа

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - Дипломная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ - Дипломная работа

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - Дипломная работа

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - Дипломная работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ - Дипломная работа

Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ - Дипломная работа

Заражение ВИЧ и венерическими заболеваниями - Дипломная работа

Организация сестринской помощи пациентам в кардиологическом отделении (МУЗ ГО г. Воронеж «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №8») - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «Психологическое здоровье у больных сердечнососудистыми заболеваниями»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Год: 2016
Цена: 1800 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.