Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К ДЕТЯМ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К ДЕТЯМ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Межличностные отношения в дошкольном возрасте 6

1.2. Роль воспитателя в формировании взаимоотношений

дошкольника 12

1.3. Коррекционно-развивающая программа формирования положительных взаимоотношений у дошкольников. Рекомендации воспитателю ДОУ по формированию положительных взаимоотношений детей 24

Выводы по первой главе 31

Глава II. Экспериментальное исследование влияния отношения воспитателя к детям на межличностные взаимоотношения между детьми

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования 32

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 44

2.4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента 44

Выводы во второй главе 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

Литература 53

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение (выдержка)

Особенности взаимоотношений в группах и межличностные отношения в группе должны быть постоянно предметом изучения. Изучение этой проблемы имеет давнюю традицию в социально - психологической литературе и научных трудах: Л. Фейербаха, В. Вундта, В.П. Вахтерова, А.В. Петровского, Г. Фортунатова, П. Загоровского, А.С. Залужного и других.

Исследуя детские коллективы и взаимоотношения в них, было замечено, что складывающиеся в ДОУ межличностные отношения – это так называемая «скрытая программа социализации» [29, 37], благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка. Формируется представление о себе и о том, что думают о нем другие, что в целом оказывает огромное влияние на развитие личности.

А межличностное отношение является единственным каналом, по которому – перефразируем Ушинского, осуществляется «влияние личности воспитателя на молодую душу». Все это указывает на актуальность, значимость и необходимость изучения особенностей межличностных отношений в ДОУ. Это и определило тему нашего исследования "Исследование влияния отношения воспитателя к детям на межличностные взаимоотношения дошкольников"

Цель исследования: определить взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Объект исследования: межличностные отношения дошкольников.

Предмет исследования: взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Задачи исследования:

1) рассмотреть межличностные отношения в дошкольном возрасте;

2) описать роль воспитателя в формировании взаимоотношений дошкольника;

3) определить взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отношение воспитателя к детям взаимосвязаны с на межличностными взаимоотношениями дошкольников.

Этапы исследования исследования:

1. Рассмотреть различные подходы в изучении межличностных отношений.

2. Подобрать методики для изучения межличностных отношений.

3. Провести исследование межличностных отношений в детском коллективе на констатирующем этапе.

4. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу.

5. Провести исследование межличностных отношений в детском коллективе на контрольном этапе.

6.Проанализировать результаты исследования межличностных отношений после формирующего эксперимента.

База исследования: в исследовании приняли участие 40 дошкольников двух групп ДОУ № . в возрасте 4-7 лет.

Методологическая основа исследования:

1. Принципы системности единства сознания, деятельности и общения (Н.Ф. Алиева, М.Е. Дуранов, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев).

2. Идеи гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Дж. Лешли, М. Монтессори).

3. Теория игры в дошкольном возрасте (Е.Н. Зворыгина, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, Менджерицкая, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.).

Методы исследования:

1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление педагогического опыта по проблеме;

2. эмпирические методы: метод тестов, беседа.

В нашем исследовании мы применили следующие методики:

1. Методика изучения коммуникативных умений детей дошкольного возраста [38].

2. Методика «Лабиринт», позволяющая вывить тип взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками [38].

3. Методика изучения организаторских умений детей дошкольного возраста в совместной деятельности [38].

4. Методика изучения конфликтной активности детей дошкольного возраста [38].

5. Методика «Отношения» (М.Р. Битянова) [38].

6. Метод «Социометрия» (Дж. Морено) [35].

7. Беседа с воспитателями об отношении их к каждому из детей [38].

Практическая значимость: нами составлена система занятий по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного исследования могут быть использованы при работе с детьми в ДОУ для улучшения межличностных отношений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, включающего 62 наименования, 16 приложений.

Выдержка из основной части

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования положительных взаимоотношений дошкольников в ДОУ мы сделали следующие выводы:

1) детский коллектив, существующий в современном ДОУ, представляет собой многоплановую систему отношений, где важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми. Потребность в общении - вот внутренняя основа личных взаимодействий.

2) потребность в общении заставляет искать ребенка контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. Новый этап развития потребности в общении, и самих взаимоотношений начинается с переходом в старшую группу. Уже в это время, он, как дошкольник стремится занять определенное положение в системе отношений, в структуре коллектива. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. Подобную задачу нельзя решить без специальной подготовки. Любой взрослый, будь то профессиональный воспитатель детского сада или родитель, должен пройти обучение, чтобы, используя педагогический инструментарий, со знанием дела осуществлять обучение детей, исправляя, быть может, существенные отклонения, и, не привнося новые.

Таким образом, в формировании возникающих у дошкольников межличностных отношений решающая роль принадлежит воспитателю, он для них авторитет. Насколько влияет воспитатель на формирование взаимоотношений среди дошкольников, позволит показать наше эмпирическое исследование.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К ДЕТЯМ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования

Цель исследования: определить взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Объект исследования: межличностные отношения дошкольников.

Предмет исследования: взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Задачи исследования:

1) рассмотреть межличностные отношения в дошкольном возрасте;

2) описать роль воспитателя в формировании взаимоотношений дошкольника;

3) определить взаимосвязь между отношением воспитателя к детям и межличностными отношениями дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отношение воспитателя к детям взаимосвязаны с на межличностными взаимоотношениями дошкольников.

Этапы исследования исследования:

1. Рассмотреть различные подходы в изучении межличностных отношений.

2. Подобрать методики для изучения межличностных отношений.

3. Провести исследование межличностных отношений в детском коллективе на констатирующем этапе.

4. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу.

5. Провести исследование межличностных отношений в детском коллективе на контрольном этапе.

6.Проанализировать результаты исследования межличностных отношений после формирующего эксперимента.

База исследования: в исследовании приняли участие 40 дошкольников двух групп ДОУ № . в возрасте 4-7 лет.

Методы исследования:

1. теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление педагогического опыта по проблеме;

2. эмпирические методы: метод тестов, беседа.

3. статистические: U – критерий Манна-Уитни, Т – критерий Вилкоксона.

В нашем исследовании мы применили следующие методики:

1. Методика изучения коммуникативных умений детей дошкольного возраста [38].

2. Методика «Лабиринт», позволяющая вывить тип взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками [38].

3. Методика изучения организаторских умений детей дошкольного возраста в совместной деятельности [38].

4. Методика изучения конфликтной активности детей дошкольного возраста [38].

5. Методика «Отношения» (М.Р. Битянова) [38].

6. Метод «Социометрия» (Дж. Морено) [35].

7. Беседа с воспитателями об отношении их к каждому из детей [38].

Рассмотрим методики исследования подробнее.

Методика изучения коммуникативных умений [38]

Цель: изучение коммуникативных умений детей 4-7 лет.

Оборудование: 2 набора силуэтных изображений рукавичек, по 6 цветных карандашей.

Процедура проведения: исследование состоит из четырех серий: 1 серия. Двум детям одного возраста дают по изображению рукавички, просят украсить их так, чтобы они были одинаковые. Дети получают по одинаковому набору карандашей. 2 серия выполняется аналогично 1-ой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. 3 серия аналогично 1-ой, а 4 серия – 2-ой, но дети разного возраста.

Обработка результатов: анализ проводят по схеме: 1) умение договариваться, приходить к общему решению; 2) осуществление взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; 3) отношение к результату деятельности, своему и партнера; 4) осуществление взаимопомощи; 5) умение рационально использовать средства деятельности.

Методика «Лабиринт» [38]

Цель: выявление типа взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

Оборудование: лабиринт, расположенный на доске размером 60Х70 см. В противоположных по диагонали углах доски – два окрашенных в разные цвета «гаража» с четырьмя игрушечными машинками в каждом. Машинки окрашены в два соответствующих гаражам цвета.

Процедура проведения: машинки ставятся в «чужой» гараж. Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета, соблюдая правила.

Обработка результатов: выделяют шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками, которые являются последовательно развивающимися стадиями общения ребенка со сверстником.

Методика изучения организаторских умений [38]

Цель: изучение организаторских умений детей 4-7 лет.

Проведение исследования: проводят наблюдения за самостоятельной коллективной игровой или трудовой деятельностью детей.

Обработка результатов: анализ протоколов проводят по схеме: I. Организация деятельности: 1) постановка цели; 2) планирование содержания; 3) выбор средств; 4) объективная оценка результата; 5) соотнесение полученного результата с планируемым. II. Организация взаимодействий участников деятельности: 1) учет мнения партнера; 2) распределение обязанностей с учетом интересов каждого; 3) умение следить за соблюдением правил, адекватно реагировать на их нарушения; 4) самостоятельное справедливое решение спорного вопроса; 5) объективная оценка отношения партнера к порученному делу; 6) самокритичность.

Методика изучения конфликтной активности [38]

Цель: изучение конфликтной активности детей 5-7 лет.

13. Проведение исследования: наблюдение за самостоятельной коллективной деятельностью детей в помещении, на улице.

Обработка результатов: анализ данных проводится по схеме: I. Вступление в конфликт: 1) частота вступления в конфликт; 2) активная или пассивная роль в конфликте. II. Выход из конфликта: 1) агрессивность; 2) вариативность разрешения конфликта; 3) компромиссное поведение.

Методика «Отношения» (М.Р. Битянова)

Цель: определение статуса детей в группе: «звёзды», предпочитаемые, среднестатусные, непопулярные, пренебрегаемые.

Проведение исследования: наблюдение за самостоятельной коллективной игровой и трудовой деятельностью детей.

Обработка результатов: анализ данных проводится по схеме: 1) отношение к учебе; 2) активность в делах группы; 3) поведение; 4) коммуникабельность; 5) исполнительность.

Методика «Социометрия» (Дж. Морено)

Цель: выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

Проведение исследования: в социометрической карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям.

Обработка результатов: результаты выборов разносятся по социоматрице с помощью условных обозначений. Определение социометрического статуса: популярные, среднестатусные, непопулярные.

Беседа с воспитателями о его отношении к ребенку [38]

Цель: выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.

Проведение исследования: наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка результатов: анализ проводим по схеме: 1) умение удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата; 2) умение сдерживать эмоции и непосредственные желания; 3) сформированность волевых качеств: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

Заключение (выдержка)

Целью данного исследования стало определение влияния отношения воспитателя к детям на межличностные отношения дошкольников.

Особенности взаимоотношений в группах и межличностные отношения в группе являются предметом изучения и отражены в научных трудах А.В. Петровского, Г. Фортунатова, П. Загоровского, А.С. Залужного, Р.М.Фатыховой и других.

Исследуя детские коллективы и взаимоотношения в них, было замечено, что складывающиеся в ДОУ межличностные отношения способствуют социализации, благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется представление о себе и о том, что думают о нем другие, что в целом оказывает огромное влияние на развитие личности.

В процессе нашей работы мы подтвердили гипотезу исследования о том, что отношение воспитателя к детям влияет на межличностные взаимоотношения дошкольников.

Нами была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Было выявлено, что дошкольники экспериментальной группы после формирующего эксперимента обладают более высоким уровнем межличностных отношений, выросло количество детей в группе с высоким социометрическим статусом.

Предполагается, что составленная нами система занятий по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста и результаты данного исследования могут быть использованы при работе с детьми в ДОУ для улучшения межличностных отношений.

Дошкольники экспериментальной группы после формирующего эксперимента обладают более высоким уровнем межличностных отношений.

На контрольном этапе в экспериментальной группе стало больше дошкольников с высоким статусом, нет отверженных и изолированных детей.

Согласно результатам математической обработки данных с помощью Т – критерия Вилкоксона межличностные отношения и социометрический статус дошкольников на контрольном этапе более развиты, чем на констатирующем этапе.

Результаты выраженности межличностных отношений у дошкольников контрольной группы на констатирующем этапе и на контрольном этапе не выявили существенных различий. У дошкольников контрольной группы на всех этапах эксперимента доминируют средний и низкий уровни коммуникативных умений (рисунок 7).

Дошкольники контрольной группы на всех этапах обладают в основном средним социометрическим статусом (рисунок 8).

Согласно результатам математической обработки данных не выявлены изменения коммуникативных умений, взаимодействия и сотрудничества, конфликтной активности, статуса дошкольников по методике «Социометрия». Значимые изменения выявлены лишь по двум параметрам – это организаторские умения и статус дошкольников по методике «Отношения».

Таим образом, предположение о том, что отношение воспитателя к детям влияет на межличностные взаимоотношения дошкольников, подтвердилось.

Список литературы


1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980.– №5.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.–Воронеж, 1996.

3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание – 1998 – № 2 – с.76; – 1998 – № 6.–с.86; № 7 – с.100; № 8 – с.96; № 11 – с.70.

4. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу // Дошкольное воспитание – 1998. – № 11. – с.68.

5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – 159 с.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

7. Возрастная психология: Хрестоматия /Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 211 с.

8. Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в совместных играх: методические указания / сост. Т.С. Блощицина. – Магнитогорск, 1991 – 11с.

9. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года и до семи лет. – М., 1992.

11. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.

13. Гуркина А.П. Формирование личности ребенка в детском саду. – М., 1980.

14. Деревянко Р. И. Особенности мотива общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф. дис. канд. псих. наук – М., 1983.

15. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. /Под ред. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994.

16. Деятельность и взаимоотношение дошкольников / Под.ред. Г.А.Репиной. – М.,1987.

17. Дошкольная педагогика. В 2ч. – Ч.2. /В.А. Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкина и др.; Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988.

18. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9.

19. Ермолаева М.В., Захарова А.Е. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 228 с.

20. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

21. Игра дошкольника. //Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова и др.; /Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

22. Клюева И.В.; Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/ Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

23. Колпакова Н. Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 10 – с.41.

24. Кошелева А.О. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание – 1990. – № 11. – с.70.

25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

26. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

27. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М., 1997.

28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека). – М., 2001.

29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-хт. Т.1 / Под. ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.

30. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

32. Лэнгрет Л. Игровая терапия: искусство отношения. – М., 1994.

33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. – 456 с.

34. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. – М.,1997.

35. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.2.

36. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада – 2-е изд. – М., 1990. – 160 с.

37. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.,1978.

38. Практическая психодиагносткиа. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородская. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ», 2002. – 162 с.

39. Психокоррекционные игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие / Магнитогорск. пед. ин-т; Сост. Л.Г. Бузунова. – Магнитогорск, 1995. – 25 с.

40. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – М., 1990. – 494 с.

41. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

42. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под. ред. А.Г.Рузской. – М., 1989.

43. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

44. Репина Т.А., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 2. – с.34.

45. Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ ред. Л.П. Петровской. – М., 1993.

46. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. –М., 1989.

47. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование – новый взгляд: теория, технология, практика. – Уфа, 1998.

48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, 1995.

49. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя.– М., 1998.

50. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

51. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

52. Шапаваленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.

53. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать» // Психолог в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 115-123.

54. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996.

55. Шевандрин Н.И. Психодигностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

56. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология (теория и практика). – Уфа, 1999.

57. Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж, инструменты, проектирование, творчество. – Уфа, 1998.

58. Штейнберг В.Э. Основы педагогического проектирования. Методические материалы к дисциплинам: Введение в педагогическую профессию; Методика самостоятельной работы; Дидактическая многомерная технология. – Уфа, 2002.

59. Штейнберг В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов. – Уфа, 1996.

60. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.

61. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989.

62. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1990. – 469 с.

Похожие работы
Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников - Курсовая работа

Исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей - Дипломная работа

Профориентация подросткового возраста - Курсовая работа

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ ИНТЕЛЛЕКТОМ - Дипломная работа

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Дипломная работа

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Дипломная работа

Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения - Дипломная работа

Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста - Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ - Дипломная работа

Субъективное ощущение благополучия как фактор выбора стратегии поведения у подростков - Курсовая работа

Покупка готовой работы
Название: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ К ДЕТЯМ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Курсовая работа
Страниц: 91
Год: 2016
Цена: 1900 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.